Возраст приобретения
Возраст приобретения ( AOA или AoA ) — это психолингвистическая переменная, относящаяся к возрасту, в котором слово обычно изучается. Например, слово « пингвин » обычно изучают в более раннем возрасте, чем слово « альбатрос ». Исследования в области психолингвистики показывают, что возраст освоения влияет на скорость чтения слов. [ 1 ] [ 2 ] Результаты показали, что рано приобретенные слова обрабатываются быстрее, чем слова, приобретенные позже. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Это особенно сильная переменная для прогнозирования скорости наименования изображений . [ 6 ] [ 7 ] В целом было обнаружено, что слова, которые встречаются чаще, короче, более знакомы и относятся к конкретным понятиям, усваиваются раньше, чем их аналоги в простых словах. [ 8 ] и сложные слова вместе с соответствующими лексемами. [ 9 ] Кроме того, эффект AoA был продемонстрирован на нескольких языках. [ 10 ] [ 11 ] и у двуязычных носителей. [ 12 ] [ 13 ]
Нормы
[ редактировать ]Разработаны своды нормативных значений возраста освоения больших наборов слов.
- Куперман, Стадтаген-Гонсалес и Брисберт [ 14 ]
- Гилхули и Логи. [ 15 ]
- Моррисон и др. [ 16 ]
- Юхас и др. [ 17 ]
- Серено и др. [ 18 ]
Связь с другими переменными
[ редактировать ]Спорным является вопрос о том, влияет ли возраст приобретения на словесные задачи сам по себе или в силу его ковариации с другими переменными, такими как частота слов . [ 19 ] С другой стороны, было высказано предположение, что возраст приобретения связан с тем фактом, что ранее выученное слово встречается чаще. [ 20 ] Частично эти вопросы были решены в статье Гизелинка, Льюиса и Брисберта. [ 21 ] [ нужны дальнейшие объяснения ]
С другой стороны, обсуждались вопросы влияния возраста приобретения на память. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Влияние AoA на узнавательную память, вероятно, будет присутствовать при использовании чистых и смешанных списков. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Однако эффект AoA вряд ли будет присутствовать в задачах свободного вспоминания. [ 23 ] Однако есть данные, указывающие на то, что AoA присутствует при свободном вспоминании сложных слов. [ 25 ] Одним из объяснений этого является то, что двусложные слова, такие как составные слова, имеют более нерегулярное соответствие правописания и звука, поэтому семантика более вероятна, в то время как мономорфемные элементы имеют более регулярное соответствие правописания и звука, поэтому семантика менее вероятна. состояться. [ 26 ]
Теории о влиянии возраста приобретения
[ редактировать ]Теория представлений
[ редактировать ]Эффекты AoA можно объяснить поэтапным построением семантических представлений. [ 27 ] [ 28 ] Слова, приобретенные в раннем возрасте, развивают более прочные связи с другими словами, поскольку они имеют более богатую семантическую репрезентацию и, следовательно, более устойчивы к когнитивным нарушениям. [ 29 ]
Теория картографии
[ редактировать ]Эффекты AoA возникают в результате снижения нейропластичности во время обучения сопоставлениям между представлениями с течением времени. [ 30 ] [ 31 ] Раннее приобретенные слова используют богатые ресурсы, доступные в системе, тогда как поздно приобретенные слова должны вписаться в систему, уже настроенную на рано приобретенные слова. Следовательно, существуют затраты на обработку слов, приобретенных поздно, особенно для тех, структура отображения которых отличается от слов, полученных раньше. [ 32 ] [ 33 ] Непрозрачные или глубокие языки, такие как английский, с большей вероятностью будут проявлять эффекты AoA, поскольку в непрозрачных языках отображение между буквами и звуками нерегулярно, что приводит к более сильным эффектам AoA, тогда как прозрачные или поверхностные языки, такие как испанский, с большей вероятностью будут проявлять эффекты AoA. демонстрировать небольшие эффекты AoA или вообще их отсутствие, поскольку сопоставление между буквой и звуком является регулярным, а поздно усвоенные слова могут извлечь выгоду из структуры, созданной рано приобретенными словами. [ 34 ]
Интегрированная теория
[ редактировать ]Эта теория утверждала, что эффект AoA можно объяснить как теорией представления, так и теорией отображения, так что эффект AoA наблюдается как следствие постепенного обучения, возникающего как в результате построения представлений, так и в результате изменения пластичности в системе обучения. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Раннее приобретенные слова используют богатые ресурсы, доступные в системе, для развития более прочных связей с новыми словами, тем самым развивая более богатые семантические представления, в то время как поздно приобретенные слова должны настраиваться на рано приобретенные слова и, таким образом, иметь меньше связей с другими словами. В свою очередь, поздно полученное слово имеет не только другую структуру отображения, но и стоимость обработки. Однако в непрозрачных языках AoA может различаться в зависимости от уровня возможности изображения (т. е. того, насколько элемент может быть изображен). Если элемент имеет высокую возможность изображения, эффект AoA, скорее всего, будет небольшим или вообще отсутствовать, тогда как если элемент имеет низкую возможность изображения, эффект AoA, скорее всего, будет большим. В прозрачных языках, таких как испанский, если элемент имеет низкую возможность изображения, эффект AoA не будет очевиден, тогда как если элемент имеет высокую возможность изображения, AoA будет продемонстрирован. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эффекты возраста приобретения при идентификации по словам и изображениям» .
- ^ Эльшериф, ММ; Прис, Э.; Кэтлинг, Джей Си (9 января 2023 г.). «Эффекты возраста приобретения: обзор литературы» . Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 49 (5): 812–847. дои : 10.1037/xlm0001215 . ISSN 1939-1285 . ПМИД 36622701 . S2CID 255545091 .
- ^ Месчян, Гаяне; Эрнандес, Артуро (01 марта 2002 г.). «Возраст приобретения и частота слов: факторы, определяющие скорость и точность именования объектов» . Память и познание . 30 (2): 262–269. дои : 10.3758/BF03195287 . ISSN 1532-5946 . ПМИД 12035888 .
- ^ Моррисон, Катриона М.; Эллис, Эндрю В.; Куинлан, Филип Т. (1 ноября 1992 г.). «Возраст приобретения, а не частота слов, влияет на наименование объекта, а не на его распознавание» . Память и познание . 20 (6): 705–714. дои : 10.3758/BF03202720 . ISSN 1532-5946 . ПМИД 1435273 .
- ^ Кэтлинг, Дж. К.; Эльшериф, ММ (01 сентября 2020 г.). «Охота за возрастом эффекта приобретения: он находится в ссылках!» . Акта Психологика . 209 : 103138. doi : 10.1016/j.actpsy.2020.103138 . ISSN 0001-6918 . ПМИД 32805435 . S2CID 221165538 .
- ^ Брисберт, Марк; Эллис, Эндрю В. (1 ноября 2016 г.). «Афазия и возраст приобретения: являются ли слова, выученные в раннем возрасте, более устойчивыми?» . Афазиология . 30 (11): 1240–1263. дои : 10.1080/02687038.2015.1106439 . ISSN 0268-7038 . S2CID 4830641 .
- ^ Перре, Сирил; Бонин, Патрик (01 декабря 2019 г.). «Какие переменные следует контролировать, чтобы исследовать называние картинок у взрослых? Байесовский метаанализ» . Методы исследования поведения . 51 (6): 2533–2545. дои : 10.3758/s13428-018-1100-1 . ISSN 1554-3528 . ПМИД 30066263 .
- ^ «CogLab: Эпоха приобретения» . coglab.cengage.com . Проверено 16 мая 2017 г.
- ^ Эльшериф, ММ; Кэтлинг, Дж. К.; Фриссон, С. (май 2020 г.). «Два слова как одно: исследование эффекта возраста усвоения при обработке сложных слов с использованием нескольких имен» . Память и познание . 48 (4): 511–525. дои : 10.3758/s13421-019-00986-6 . ISSN 0090-502X . ПМЦ 7242258 . ПМИД 31755026 .
- ^ Чанг, Я-Нин; Ли, Цзя-Ин (01 декабря 2020 г.). «Возраст приобретения влияет на наименование традиционных китайских иероглифов и лексическое решение» . Психономический бюллетень и обзор . 27 (6): 1317–1324. дои : 10.3758/s13423-020-01787-8 . ISSN 1531-5320 . ПМК 7704508 . ПМИД 32789580 .
- ^ Луневска, Магдалена; Аман, Ева; Армон-Лотем, Шарон; Этенковский, Варфоломей; Саутвуд, Френетт; Анджелкович, Даринка; Блом, Эльма; Боэрма, Тессель; Чиат, Шула; де Абреу, Паскаль Энгель; Гагарина, Наталья (01.09.2016). «Оценки возраста усвоения 299 слов на 25 языках: существует ли межлингвистический порядок слов?» . Методы исследования поведения . 48 (3): 1154–1177. дои : 10.3758/ s13428-015-0636-6 ISSN 1554-3528 . ПМИД 26276517 . S2CID 39703538 .
- ^ Изура, Кристина; Эллис, Эндрю В. (1 февраля 2004 г.). «Влияние возраста усвоения в задачах оценки перевода» . Журнал памяти и языка . 50 (2): 165–181. дои : 10.1016/j.jml.2003.09.004 . ISSN 0749-596X .
- ^ Дирикс, Николя; Дайк, Воутер (01 декабря 2017 г.). «Возраст освоения первого и второго языка влияет на чтение книг на первом и втором языке» . Журнал памяти и языка . 97 : 103–120. дои : 10.1016/j.jml.2017.07.012 . ISSN 0749-596X . S2CID 140116885 .
- ^ «Рейтинги возраста освоения 30 тысяч английских слов» . Springer.com .
- ^ Гилхули, KJ (1980). «Измерения возраста приобретения, образности, конкретности, знакомства и неоднозначности для 1944 слов» . Методы и инструменты исследования поведения . 12 (4): 395–427. дои : 10.3758/BF03201693 .
- ^ Моррисон, Катриона М. (август 1997 г.). «Нормы возраста приобретения для большого набора названий объектов и их связь с оценками взрослых и другими переменными». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии Раздел А. 50 (3): 528–559. дои : 10.1080/027249897392017 . S2CID 145696157 .
- ^ Юхас, Барбара Дж.; Лай, Юн-Сюань; Вудкок, Мишель Л. (декабрь 2015 г.). «База данных из 629 сложных английских слов: рейтинги знакомства, лексемы, означающие доминирование, семантическая прозрачность, возраст приобретения, образность и сенсорный опыт» . Методы исследования поведения . 47 (4): 1004–1019. дои : 10.3758/s13428-014-0523-6 . ISSN 1554-3528 . ПМИД 25361864 .
- ^ Скотт, Грэм Г.; Кейтель, Энн; Бечирспаич, Марк; Яо, Бо; Серено, Сара К. (01.06.2019). «Нормы Глазго: рейтинги 5500 слов по девяти шкалам» . Методы исследования поведения . 51 (3): 1258–1270. дои : 10.3758/s13428-018-1099-3 . ISSN 1554-3528 . ПМК 6538586 . ПМИД 30206797 .
- ^ «Эффекты возраста приобретения при идентификации по словам и изображениям» .
- ^ «Переоценка эффектов возраста приобретения знаний: являются ли они просто эффектами кумулятивной частоты?» (PDF) .
- ^ Гизелинк, Мэнди (январь 2004 г.). «Возраст приобретения и гипотеза кумулятивной частоты: обзор литературы и новое многозадачное исследование». Акта Психологика . 115 (1): 43–67. дои : 10.1016/j.actpsy.2003.11.002 . ПМИД 14734241 .
- ^ Перейти обратно: а б Макмиллан, Молли Б.; Нит, Ян; Сюрпренант, Эме М. (01 июля 2021 г.). «Повторная оценка влияния возраста приобретения на узнавание, свободное припоминание и серийное припоминание» . Память и познание . 49 (5): 939–954. дои : 10.3758/s13421-021-01137-6 . ISSN 1532-5946 . ПМИД 33558995 . S2CID 231869671 .
- ^ Перейти обратно: а б с Лау, Мэйбл С; Го, Уинстон Д.; Яп, Мелвин Дж. (01.10.2018). «Анализ лексико-семантических эффектов на уровне предметов в памяти свободного припоминания и узнавания с использованием подхода мегаисследования» . Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 71 (10): 2207–2222. дои : 10.1177/1747021817739834 . ISSN 1747-0218 . ПМИД 30226433 . S2CID 52292000 .
- ^ Перейти обратно: а б Кэтлинг, Дж. К.; Пимонт, К.; Джонстон, РА; Эльшериф, ММ; Кларк, Р.; Кендалл, Э. (28 мая 2021 г.). «Возраст приобретения влияет на распознавание без задач идентификации» . Память . 29 (5): 662–674. дои : 10.1080/09658211.2021.1931695 . ISSN 0965-8211 . ПМИД 34028339 . S2CID 235169015 .
- ^ Перейти обратно: а б Эльшериф, Махмуд М.; Кэтлинг, Джонатан К. (01 октября 2023 г.). «Вспоминаются ли два слова или распознаются как одно? Как возраст усвоения влияет на память на сложные слова» . Журнал памяти и языка . 132 : 104449. doi : 10.1016/j.jml.2023.104449 . ISSN 0749-596X .
- ^ Кортезе, Майкл Дж.; Шок, Джоселин (01 мая 2013 г.). «Изображимость и возраст приобретения влияют на распознавание двусложных слов» . Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 66 (5): 946–972. дои : 10.1080/17470218.2012.722660 . ISSN 1747-0218 . ПМИД 23030642 . S2CID 27216655 .
- ^ Брисберт, Марк; Гизелинк, Мэнди (1 мая 2006 г.). «Влияние возраста приобретения: частично связано с частотой, частично не зависит от частоты» . Визуальное познание . 13 (7–8): 992–1011. дои : 10.1080/13506280544000165 . hdl : 1854/LU-599273 . ISSN 1350-6285 . S2CID 4835404 .
- ^ Стиверс, Марк; Тененбаум, Джошуа Б. (2005). «Крупномасштабная структура семантических сетей: статистический анализ и модель семантического роста» . Когнитивная наука . 29 (1): 41–78. arXiv : cond-mat/0110012 . дои : 10.1207/s15516709cog2901_3 . ISSN 1551-6709 . ПМИД 21702767 . S2CID 6000627 .
- ^ Брисберт, Марк; Эллис, Эндрю В. (1 ноября 2016 г.). «Афазия и возраст приобретения: являются ли слова, выученные в раннем возрасте, более устойчивыми?» . Афазиология . 30 (11): 1240–1263. дои : 10.1080/02687038.2015.1106439 . ISSN 0268-7038 . S2CID 4830641 .
- ^ Эллис, Эндрю В.; Лэмбон Ральф, Мэтью А. (2000). «Эффекты возраста приобретения в лексической обработке взрослых отражают потерю пластичности в созревающих системах: выводы коннекционистских сетей» . Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 26 (5): 1103–1123. дои : 10.1037/0278-7393.26.5.1103 . ISSN 1939-1285 . ПМИД 11009247 .
- ^ Монаган, Падрейк; Эллис, Эндрю В. (1 ноября 2010 г.). «Моделирование развития чтения: совокупное, постепенное обучение в вычислительной модели наименования слов» . Журнал памяти и языка . 63 (4): 506–525. дои : 10.1016/j.jml.2010.08.003 . ISSN 0749-596X .
- ^ Лэмбон Ральф, Мэтью А.; Эхсан, Шиба (1 мая 2006 г.). «Эффекты возраста приобретения зависят от сопоставления между представлениями и частоты возникновения: эмпирические и вычислительные данные» . Визуальное познание . 13 (7–8): 928–948. дои : 10.1080/13506280544000110 . hdl : 1854/LU-599273 . ISSN 1350-6285 . S2CID 53633875 .
- ^ Зевин, Джейсон Д.; Зайденберг, Марк С. (1 января 2004 г.). «Эффекты возраста приобретения знаний при чтении вслух: тесты совокупной частоты и частотной траектории» . Память и познание . 32 (1): 31–38. дои : 10.3758/BF03195818 . ISSN 1532-5946 . ПМИД 15078042 .
- ^ Эльшериф, ММ; Прис, Э.; Кэтлинг, Джей Си (9 января 2023 г.). «Эффекты возраста приобретения: обзор литературы» . Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 49 (5): 812–847. дои : 10.1037/xlm0001215 . ISSN 1939-1285 . ПМИД 36622701 . S2CID 255545091 .
- ^ Брисберт, Марк; Эллис, Эндрю В. (1 ноября 2016 г.). «Афазия и возраст приобретения: являются ли слова, выученные в раннем возрасте, более устойчивыми?» . Афазиология . 30 (11): 1240–1263. дои : 10.1080/02687038.2015.1106439 . ISSN 0268-7038 . S2CID 4830641 .
- ^ Дирикс, Николя; Дайк, Воутер (01 декабря 2017 г.). «Исследование эффекта возраста приобретения с помощью движений глаз» . Психономический бюллетень и обзор . 24 (6): 1915–1921. дои : 10.3758/s13423-017-1233-8 . ISSN 1531-5320 . ПМИД 28116701 . S2CID 22669248 .
- ^ Мененти, Лаура; Бурани, Кристина (01 мая 2007 г.). «Что вызывает влияние возраста освоения лексической обработки?» . Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 60 (5): 652–660. дои : 10.1080/17470210601100126 . hdl : 11858/00-001M-0000-0012-2A1C-1 . ISSN 1747-0218 . ПМИД 17455073 . S2CID 13058539 .
- ^ Эльшериф, ММ; Кэтлинг, Джей Си (09 декабря 2021 г.). «Возраст усвоения влияет на разложение сложных слов» . Журнал когнитивной психологии . 34 (3): 325–338. дои : 10.1080/20445911.2021.2013246 . ISSN 2044-5911 . S2CID 245017698 .
- ^ Эльшериф, ММ; Прис, Э.; Кэтлинг, Джей Си (9 января 2023 г.). «Эффекты возраста приобретения: обзор литературы» . Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 49 (5): 812–847. дои : 10.1037/xlm0001215 . ISSN 1939-1285 . ПМИД 36622701 . S2CID 255545091 .