Жак и Берта Липшиц

«Жак и Берта Липшиц» — картина Амедео Модильяни , написанная маслом на холсте в 1916 году . На ней изображен друг Модильяни, скульптор Жак Липшиц , стоящий рядом со своей сидящей женой Бертой.
Модильяни и Липшиц переехали во Францию в молодом возрасте, оба были еврейского происхождения и стали близкими друзьями, часто посещавшими одни и те же художественные круги в Париже. [ 1 ] Несмотря на их сходство, существовали заметные различия: Липшиц являл собой образец художественного трудолюбия, тогда как Модильяни был склонен к богемному растворению. [ 2 ]
Перед написанием Жака и Берты Липшиц Модильяни сделал серию подготовительных рисунков, из которых сохранилось пять: два Липшица, два Берты и один из них вместе в решенной композиции. [ 3 ] Липшиц описал развитие картины годы спустя:
В 1916 году, только что подписав контракт с дилером Леонсом Розенбергом, у меня было немного денег. Я тоже был молодожен, и мы с женой решили попросить Модильяни сделать наш портрет. «Моя цена — десять франков за сеанс и немного спиртного, знаете ли», — ответил он, когда я попросил его об этом. Он пришел на следующий день и сделал множество предварительных рисунков, один за другим, с огромной скоростью и точностью. … Наконец была выбрана поза — поза, вдохновленная нашей свадебной фотографией. На следующий день в час дня Модильяни пришел со старым холстом и коробкой с красочными материалами, и мы начали позировать. Я так ясно вижу его и теперь — сидящего перед своим холстом, который он положил на стул, тихо работающего, прерывающегося лишь изредка, чтобы глотнуть спиртного из стоящей рядом бутылки. ... К концу дня он сказал: «Ну, думаю, все кончено». [ 4 ]
Липшицу было неудобно принимать картину всего за десять франков, и он оправдывался, чтобы Модильяни продолжил работу над портретом. «Знаете, — сказал я, — мы, скульпторы, любим больше содержания». «Ну, — ответил он, — если хочешь, чтобы я испортил, я могу продолжить». [ 5 ] Портрет занимал Модильяни почти две недели, «вероятно, самое долгое время, которое он когда-либо работал над одной картиной». [ 5 ]

Один из двух двойных портретов Модильяни. [ 2 ] Жак и Берта Липшиц известны своими сложными и загадочными исследованиями контрастирующих личностей. Липшиц изображен со своей женой Бертой Китроссер, русской поэтессой, в их парижской квартире, которая раньше была домом скульптора Константина Бранкузи . [ 2 ] Липшиц, позирующий перед абстрактным архитектурным интерьером, красиво одет и непринужденно стоит, положив одну руку на плечо Берты. Их лица, похожие на маски, вызвали различные прочтения; Нежная чувственность Берты, ее большие глаза, губы и изящная шея разительно контрастируют с самолюбием Липшица, его маленькими глазами, ртом и «злобно искривленным носом», сочетающимися с сатирическим эффектом. [ 2 ] Для историка искусства и куратора Мэйсона Кляйна лицо Берты является мягким и буржуазным, ее воротник с оборками и дерзкий нос намекают на надменность, в то время как Липшиц стоит над ней, властный и защищающий. [ 7 ]
Биограф Модильяни Вернер Шмаленбах сравнил Жака и Берту Липшиц художника с «Невестой и женихом» 1915 года и отметил переход от чисто формального изображения «типов» к большему интересу к характеристике людей. [ 6 ] Эта разница в двух работах согласуется с эволюцией рисунка и живописи Модильяни в сторону большей утонченности. [ 6 ]
После смерти Модильяни в 1920 году Липшиц создал свою посмертную маску . [ 2 ] изготовление двенадцати гипсовых форм для друзей и семьи Модильяни. [ 8 ] Вскоре после этого Липшиц продал картину своему дилеру в обмен на возвращение скульптур, «которые я больше не считал репрезентативными». [ 5 ] Картина была куплена в 1922 году и поступила в Чикагский институт искусств в 1926 году как часть Мемориальной коллекции Хелен Берч Бартлетт . [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Музей Нортона Саймона
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Этюд в иронии: Жак и Берта Липшиц Модильяни
- ^ Манн, 104-106.
- ^ Липшиц, 14–16.
- ^ Перейти обратно: а б с Липшиц, 16 лет
- ^ Перейти обратно: а б с Шмаленбах, 39
- ^ Кляйн, Мейсон и др., 11
- ^ Липшиц, 20 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- Кляйн, Мейсон и др. Модильяни: За пределами мифа . Нью-Йорк, 2004. Еврейский музей. ISBN 0-300-10573-8
- Липшиц, Жак . Амедео Модильяни . Гарри Н. Абрамс, Нью-Йорк, 1952 год.
- Манн, Кэрол. Модильяни . Нью-Йорк, 1980 год. Thames and Hudson, Inc.
- Шмаленбах, Вернер. Амедео Модильяни: Картины, скульптуры, рисунки . Мюнхен, 1990. Престель-Верлаг. ISBN 3-7913-1095-X
- Этюд в иронии: Жака и Берты Липшиц Модильяни, 1986 Институт искусств Чикагского музея искусств
- Посмертная маска Амедео Модильяни, Музей Нортона Саймона
- Жак Липшиц обсуждает эту работу в интервью. См. сегмент 157 «Задайте вопрос Жаку Липшицу: интервью Жака Липшица летом 1970–1972 годов», Брюс В. Бассетт, интервьюер и видеопродюсер. Музей Израиля, Иерусалим, подаренный Ханно Д. Моттом, Нью-Йорк, для семьи Жака Липшица. Интерактивная онлайн-версия опубликована в 2010 г. Переиздана в 2021 г.