Венило (архиепископ Санский)
Винило [ а ] (умер в 865 г.) был архиепископом Санса . [ б ] с 836 или 837 г. До того, как стать епископом, Венило был небным капелланом. Как епископ, он был одним из ведущих людей в Аквитании и короновал Карла Лысого в 848 году, окончательно объединив Аквитанию с Западной Францией . В 858 году он поддержал вторжение Восточных Франков и был объявлен королем предателем. В следующем году они помирились, и Венило сохранял свой пост до самой смерти. Тем не менее, он вошел в легенду как Ганелон , главный злодей дела Франции , его имя стало синонимом «предатель».
Епископ Карла Лысого
[ редактировать ]Венило был капелланом при дворе Карла Лысого до своего назначения на архиепископство. [ 2 ] На последующем судебном процессе по обвинению в государственной измене Карл напомнил собравшимся епископам, как
часть королевства была отведена мне моим господином и отцом... и в нем санской митрополии не хватало тогда пастыря. За хорошее управление я рекомендовал его Венило, который в то время служил мне клириком в моей часовне. [ 3 ]
Когда в 840 году умер отец Карла, император Людовик Благочестивый вспыхнула гражданская война , между Карлом и его братьями Лотарем I и Людовиком Немецким . Венило поддержал Шарля, позволив ему назначить аббата по своему выбору во Флери и Ферьере . [ 4 ] Новый настоятель последнего, Лупус , вел личную переписку с Венило. [ 5 ] Венило также был получателем Epistolatractria ad Wenilonem от Пруденция Труа , которого он знал по двору Людовика Благочестивого в 830-х годах. [ с ]
В июне 845 года Венило и его суфражистки вместе с архиепископами Реймса Хинкмаром и Рудульфом Буржским и их суфражистами присутствовали на большом собрании в Мо, чтобы дать совет «самому благочестивому принцу» Карлу. [ 6 ] 25 марта 848 года во время празднования Пасхи в Лиможе магнаты и прелаты Королевства Аквитания официально избрали Карла Лысого своим королем. Там он был освящен в мае. [ 7 ] Позже, в Орлеане , он был помазан и коронован Венилом Санским. [ 8 ] Инициатива этой церемонии, возможно, исходила от Хинкмара Реймского , который был рукоположен Венило и составил несколько литургий для коронаций и помазаний. [ 7 ]
Записано, что Венило брал ежегодную дань в размере «одной лошади, щита и копья» из монастыря Сен-Реми в Сансе. [ 9 ] Источником для этого является письмо Олдрика Ле-Мана церкви Санса, в котором Олдрик говорит, что такая ежегодная дань взималась с «аббата того же места». Олдрик не считал это репрессивным. [ 10 ]
Измена, суд и примирение
[ редактировать ]В марте 858 года в Кьерзи-сюр-Уаз Карл встретил своего племянника Лотаря II , чтобы подтвердить их союз. Он также принял клятву верности от некоторых из своих главных подданных. Венило из-за болезни не смог присутствовать, но подписал клятву позже. [ 11 ] Вскоре после этого, [ д ] Людовик Немецкий вторгся в королевство Карла и двинулся на Санс, чтобы «принять тех аквитанцев, нейстрийцев, а также бретонцев, которые пообещали перейти на его сторону». Венило был одним из них: он оказал Людовику значительную военную поддержку, [ 12 ] вместе с графом Одо Труа . [ 13 ] Людовик, возможно, надеялся, что его помазает вместо Карла тот, кто его помазал, но Людовик этого не сделал. [ 14 ] В конце концов, боевых действий было очень мало, Карл сплотил своих сторонников в Бургундии , и Людовик был вынужден отступить. В Жуи 15 января 859 года Карл объявил о победе. Карл лично объявил Венило предателем и пригрозил свергнуть его 14 июня 859 года. [ 15 ] Венило примирился с королем до конца года. [ 16 ]
Сохранился опубликованный отчет об обвинении Карла « Прокламация против Венило» , на который, по-видимому, сильно повлияла идеология Хинкмара Реймсского. Он представляет выборы 848 года как свободные выборы на вакантную должность и отрицает, что кто-либо, кроме епископов, принимавших участие в помазании Карла, может судить его. [ 17 ] Основная претензия к Венило заключалась в том, что он дал свое «утешение» ( solatium ). [ и ] Людовику, а не тому, кому оно было причитано. [ 18 ] Чарльз особо благодарит других епископов (и косвенно их «утешения») за то, что они помогли ему восстановить свое положение после предательства Венило. [ 18 ] Он также обвинил Венило в том, что он «служил публичные мессы в честь моего брата… в моем дворце Аттиньи ». [ 19 ] Это было не обвинение в измене ( infidelitas ), а в нарушении канонического права . Венило служил мессу в другой епархии с разрешения местного епископа и общался с отлученными от церкви без согласия своих собратьев-епископов. [ 19 ]
Ганелон из песен жеста
[ редактировать ]Ученые сходятся во мнении, что Венило является исторической основой образа предателя Ганелона конца XI века (Генелона) в «Песне о Роланде» . [ 20 ] Самое раннее использование имени «Ганелон» как синонима слова «предатель» датируется серединой 13 века. [ 20 ] Венило Хориепископ (вспомогательный епископ) с 847 по 849 год, Аудрадус Модикус , также превратился в злодея Хардре или Адрадуса. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Есть много вариантов его имени на французском языке : Wenilon , Vénilon , Guenelon , Ganelon . Ванило — современный латинский вариант.
- ↑ у Сенса было семь суфражисток . В то время [ 1 ]
- ^ Трактат, адресованный Венило, касается спорных мнений Пруденция о двойном предопределении и случае Готшалка из Орбаиса .
- ↑ Вторжение началось до окончания осады Уасселя 23 сентября. [ 12 ]
- ^ Термин solatium был эвфемизмом, использовавшимся, по крайней мере, со времен правления Хильдеберта II . Речь шла о причитавшейся государю помощи в виде военной службы, о так называемом militia ecclesiae (церковном ополчении), поднятом на церковных землях. [ 18 ]
- Цитаты
- ^ Ульманн 1969 , с. 80 н. 4.
- ^ Нельсон 1986a , с. 177.
- ^ Нельсон 1992 , с. 96.
- ^ Нельсон 1992 , с. 110.
- ^ Нельсон 1992 , с. 93.
- ^ Нельсон 1992 , с. 146–47.
- ^ Jump up to: а б Нельсон 1977 , с. 245 н. 4.
- ^ МакКиттерик 1983 , с. 174.
- ^ Рейтер 1985 , с. 86 н. 60.
- ^ Олдрик из Ле-Мана 1831 , с. 267: « Епископ также не обременяет настоятеля того же места обременительными обязанностями: но пусть одного коня и щита с копьем будет достаточно для его ежегодных даров ».
- ^ Нельсон 1992 , с. 186 н. 113.
- ^ Jump up to: а б Нельсон 1992 , с. 188.
- ^ Нельсон 1986a , с. 181.
- ^ Ботье 1987 , с. 36.
- ^ Ботье 1987 , с. 35.
- ^ Нельсон 1992 , стр. 191–92.
- ^ Ульманн 1969 , с. 83, провозглашение лорда Карла Короля против Венилона.
- ^ Jump up to: а б с Нельсон 1986b , с. 122–23.
- ^ Jump up to: а б Маккормик 1984 , с. 5 н. 18.
- ^ Jump up to: а б Томпсон 1923 , с. 85.
- ^ Холмс 1955 , стр. 77, 79. Что касается Хардре, см. изображение Радольфа из Тортары .
- Источники
- Олдрик Ле-Мана (1831 г.). «Послание II к церкви Сенонов» . В JP Migne (ред.). Полный курс патрулологии: или Универсальная библиотека . Том. 105. Париж.
- Ботье, Робер-Анри (1987). «Хиротонии и коронации при Каролингах и первых Капетингах: исследование происхождения французской королевской коронации». Справочник-бюллетень Общества французской истории : 7–56.
- Холмс, Урбан Т. младший (1955). «Теории Пост-Бедье о происхождении песен о жестах». Зеркало . 30 (1): 72–81. дои : 10.2307/2850039 . JSTOR 2850039 . S2CID 164047590 .
- Маккормик, Майкл (1984). «Военная литургия в раннем средневековье: кризис, ектении и Каролингская монархия». Виатор . 15 : 1–23. дои : 10.1484/J.VIATOR.2.301431 .
- МакКиттерик, Розамонд (1983). Франкские королевства под властью Каролингов, 751–987 гг . Лондон: Лонгман.
- Нельсон, Дж. Л. (1977). «Царство, закон и литургия в политической мысли Хинкмара Реймского». Английский исторический обзор . 92 (363): 241–79. doi : 10.1093/ehr/xcii.ccclxiii.241 .
- Нельсон, Дж.Л. (1986a). «Анналы святого Бертена». Политика и ритуал в раннесредневековой Европе . (Впервые опубликовано в журнале Charles the Bald. Court and Kingdom под редакцией М. Гибсона и Дж. Л. Нельсона, BAR International Series, 101 (Оксфорд: 1981), 15–36). Лондон: Хэмблдон Пресс.
- Нельсон, Дж. Л. (1986b). «Военная служба Церкви в девятом веке: современный сравнительный взгляд?». Политика и ритуал в раннесредневековой Европе . (Впервые опубликовано в журнале «Исследования по истории церкви» , 20 (1983), 15–30). Лондон: Хэмблдон Пресс.
- Нельсон, Дж.Л. (1992). Карл Лысый . Лондон: Лонгман.
- Рейтер, Тимоти (1985). «Грабеж и дань в Каролингской империи». Труды Королевского исторического общества . Пятая серия. 35 : 75–94. дои : 10.2307/3679177 . JSTOR 3679177 .
- Томпсон, Джеймс Вестфолл (1923). «Происхождение слова «Голиарди» ». Исследования по филологии . 20 (1): 83–98.
- Ульманн, Вальтер (1969). Каролингское Возрождение и идея королевской власти . Лондон: Метуэн.