Эмброуз К. Хатчисон
Эмброуз К. Хатчисон | |
---|---|
![]() Эмброуз К. Хатчисон (вверху) на собрании Общества Святого Имени в Калаупапе, 1920-е годы. Его идентификация на изображении основана на мнении родственников семьи Хатчисон. [ 1 ] | |
Рожденный | в. 1856 г. |
Умер | 17 июля 1932 г. (76 лет) |
Национальность | Королевство Гавайи Республика Гавайи Соединенные Штаты |
Занятие | постоянный суперинтендант поселения проказы Калаупапа |
Супруг | Мэри Ученый |
Родители) | Фердинанд Уильям Хатчисон и Мали Моа |
Подпись | |
![]() |
Эмброуз Каноэали или Эмброуз Каневали Хатчисон ( ок. 1856 - 17 июля 1932) был давним коренным жителем Гавайских островов в поселении проказы Калаупапа на острове Молокаи , который проживал там пятьдесят три года с 1879 года до своей смерти в 1932 году. Во время своего проживания он взял на себя видную руководящую роль в сообществе пациентов и служил луной или постоянным суперинтендантом Калаупапы с 1884 по 1897 год. [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эмброуз Хатчисон родился в Хономале, Хана , Мауи , в 1856 году в семье Фердинанда Уильяма Хатчисона и Марии или Мали Моа, коренной гавайки . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Его отец, родом из Эдинбурга , был влиятельным политиком во время правления короля Камехамеха V и занимал должность президента Совета здравоохранения во время раннего развития и управления поселением проказы Калаупапа . [ 6 ] Его мать умерла, когда он был молод, и его отец уехал с Мауи в Гонолулу, чтобы продолжить политическую карьеру, оставив Эмброуза, его братьев и сестер Уильяма и Кристину на попечение родственников их матери. [ 7 ]
В возрасте одного месяца Хатчисона отдали на воспитание сестре его матери, которая была кахуной, известной своими лекарственными травами. В более позднем возрасте он писал, что, возможно, заразился проказой от человека «с большими ушами, раздутым лицом, опухшими руками и ногами», которого лечила его тетя. Другим возможным источником была вакцинация с использованием лимфатической жидкости из руки другого мальчика. [ 3 ] С раннего возраста Хатчисон был отправлен в школу-интернат в Гонолулу под покровительством англиканского архидиакона Джорджа Мейсона. В это время первые симптомы проказы появились в 1868 году, когда ему было двенадцать лет, и развивались медленно, пока он не стал взрослым. [ 4 ] [ 6 ]
Его отец и его сестра Кристина уехали с Гавайев в Австралию в 1875 году. Хатчисон никогда не упоминал своего отца по имени в дальнейшей жизни, возможно, чтобы оградить его от клейма родственника прокаженного . [ 3 ] [ 7 ]
Жизнь в Калаупапе
[ редактировать ]В декабре 1878 года Хатчисон был арестован по подозрению в прокаженном и помещен в больницу Калихи в Гонолулу для обследования. [ 3 ] [ 2 ] Законодательство Гавайских островов требует от любого человека, подозреваемого в заражении проказой, явиться на медицинское обследование или подвергнуть аресту. [ 8 ] 5 января 1879 года Хатчисон с диагнозом был отправлен в поселение прокаженных Калаупапа чтобы на острове Молокаи, изолироваться от других больных этим заболеванием. Он работал главным мясником и продавцом говядины, а также главным кладовщиком магазина Калавао до 1884 года, когда он был назначен постоянным суперинтендантом, сменив Клейтона Строуна и Рудольфа Вильгельма Мейера . [ 3 ] [ 2 ] Хатчисон стал первым назначенным правительством суперинтендантом коренного гавайского происхождения. Хотя до 1884 года гавайцы занимали должности луна или постоянного суперинтенданта, все они подчинялись Мейеру и им не доверяли финансовые дела. [ 9 ] С 1884 по 1890 год он занимал этот пост один при постоянной поддержке Мейера. Между 1890 и 1892 годами он служил помощником суперинтенданта у шерифа Мауи Томаса Эванса и преемника Эванса Уильяма Телля, бывшего главы полиции Гонолулу. После 1892 года Хатчисон был повторно назначен исполняющим обязанности суперинтенданта, и занимал эту должность до тех пор, пока его не заменил чиновник Совета здравоохранения С.Б. Рейнольдс после смерти его главного сторонника Рудольфа Мейера в 1897 году. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Хатчисон пользовался большим уважением среди пациентов коренных жителей Гавайев и Совета здравоохранения Гонолулу. По словам местного врача Артура Альберта Сент-Мурица , он «продемонстрировал выдающиеся способности и весьма похвальные административные способности для такого молодого человека». [ 2 ] [ 13 ] В 1898 году Хатчисон и его жена вместе с более чем семьюстами людьми в Калаупапе подписали знаменитые петиции Куэ против присоединения Гавайев к Соединенным Штатам. [ 14 ]

Во время своей резиденции на Калаупапе Хатчисон работал с отцом Дэмиеном , с которым он познакомился по прибытии в 1879 году, и стал одним из ближайших друзей католического священника. Доктор Муриц описал партнерство двух мужчин и то, как они приветствовали вновь прибывших «дымящимся горячим кофе и теплой едой». Их дружба продолжалась до смерти последнего в 1889 году, и Хатчисон, возможно, был одним из восьми несущих гроб на его похоронах. [ 15 ] Хатчисон отметил:
В отце Дэмиене не было ничего сверхъестественного. Это был энергичный, сильный и порывистый человек с большим добрым сердцем в расцвете сил, мастер на все руки: плотник, каменщик, пекарь, фермер, медик и медсестра, могильщик... действия, бычья голова, сильная воля, благородство... решительное упорство в достижении результатов своего стремления, но доброе расположение ко всем, кто вступал с ним в контакт... Мне нравилось работать с ним в его крестовом походе по подавлению зла для его качество открытой сердечности. В нем не было лицемерия. [ 16 ]
Примерно в 1930 году Хатчисон начал писать «Памяти преподобного отца Дэмиена Дж. Де Вёстера и других священников, подвизавшихся в поселении прокаженных в Калавао, Молокаи» , свой личный отчет о работе отца Дэмиена на острове и мемуары своего пятидесятилетнего возраста. трехлетний опыт проживания на Калаупапе. На момент его смерти оно было обнаружено неопубликованным. Хатчисон умер 17 июля 1932 года в возрасте семидесяти шести лет от приступа гриппозной пневмонии. После его смерти незаконченная рукопись была отправлена на хранение в Архив Священных Сердец в Левене , Бельгия . Части мемуаров, незаконченное завещание и другие его сочинения хранятся в Государственном архиве Гавайев. [ 17 ] [ 18 ] По словам историка Анвея Скиннеса Лоу, «несмотря на все свои достижения и влияние, Эмброуз Хатчисон практически не участвовал в своей истории». [ 19 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Хатчисон женился на Мэри Кайаконуи, местной жительнице Калаупапы, в 1881 году на церемонии, благословленной отцом Дэмиеном. По словам историка Джона Теймана, Мэри, возможно, также заразилась проказой, и у них была дочь, у которой не было той же инфекции, что и у ее родителей. Другие источники утверждали, что они бездетны. Они жили в доме Хатчисона, в части поселения под названием Маканалуа . Кайаконуи заботилась о своем муже как о его меа кокуа (опекуне) до своей смерти 16 мая 1905 года в возрасте сорока семи лет. Она была похоронена в католической части кладбища Папалоа, и надгробный памятник из белой бронзы отмечает место ее последнего упокоения. [ 20 ] Потомки его брата считают, что его могли похоронить рядом с женой. [ 21 ] Члены его семьи присутствовали на канонизации отца Дэмиена в Риме в 2009 году. [ 22 ]
В своем неполном завещании Хатчисон выразил свою любовь к своей матери, жене и сокращающемуся гавайскому народу: [ 17 ]
За любовь и привязанность, которые я испытываю к своей матери, Марии Моа, и Марии Каяконуи, моей жене (умершей), которые были чистокровными гавайскими аборигенами, от которых произошли и дороги мне, и мое сердце страстно желает увековечить их расы от вымирания, которая, предсказывая тень времени, предупредила их гибель, которую может остановить только сила милосердного и вселюбящего Бога, от очевидной судьбы, ожидающей их, и оставив твёрдую веру в любовь и милость Бога, который один может спасти, увековечить и умножить от уничтожения землю, которую по Своей благодати он дал их праотцам и праматерям и их потомкам в наследие навеки, и этой цели и цели я посвящаю свою мирское имущество как реальное, личное или смешанное. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Закон 2012 , с. 414.
- ^ Jump up to: а б с д Мобло 1999 , стр. 58–63.
- ^ Jump up to: а б с д и Закон 2012 , стр. 101–103.
- ^ Jump up to: а б Мобло 1999 , с. 58.
- ^ Фамилия его отца часто пишется с ошибкой как Хатчинсон. ( Тайман 2010 , стр. 333)
- ^ Jump up to: а б Тайман 2010 , стр. 51–53.
- ^ Jump up to: а б Тайман 2010 , стр. 119–120.
- ^ Тайман 2010 , с. 31.
- ^ Мобло 1999 , с. 28.
- ^ Мобло 1999 , стр. 62–63.
- ^ Инглис 2013 , стр. 123–124.
- ^ Закон 2012 , стр. 256–258.
- ^ Муриц 1916 , с. 203.
- ^ Закон 2012 , стр. 258–263.
- ^ Закон 2012 , стр. 107–109, 112–113.
- ^ Закон 2012 , стр. 112.
- ^ Jump up to: а б Закон 2012 , с. 421.
- ^ Инглис 2013 , с. 6.
- ^ Закон 2012 г. , стр. XIX–XX.
- ^ Закон 2012 , с. 414; Инглис 2013 , с. 165; Тайман 2010 , с. 150; «100 лет, 100 пациентов: ХАТЧИСОН, МЭРИ КАЙАКОНУИ» . Национальный исторический парк Калаупапа . Проверено 10 ноября 2016 г.
- ^ «Моника Бэкон, Милтон Хатчисон, Моана Хатчисон, Семья Эмброуза Хатчисона» (PDF) . Ка`Оана О Калаупапа . Том. 2, нет. 1. Осень 2008. с. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2016 года . Проверено 10 ноября 2016 г.
- ^ Закон 2012 , с. 423.
- ^ Мобло 1999 , с. 61.
Библиография
[ редактировать ]- Инглис, Керри А. (2013). Маи Лепера: история проказы на Гавайях девятнадцатого века . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-6579-5 .
- Закон, Анвей Скинснес (2012). Калаупапа: Коллективная память (анализ) . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-6580-1 . OCLC 830023588 . }
- Мобло, Пенни (июнь 1999 г.). «Этническое заступничество: руководство в колонии проказы Калаупапа» . Тихоокеанские исследования . 22 (2). Лайе, Гавайи: Университет Бригама Янга: 27–69. OCLC 882697672 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года.
- Муриц, Артур Альберт Сент-М. (1916). «Путь разрушителя»: история проказы на Гавайских островах и тридцатилетнее исследование способов ее распространения . Гонолулу: Пресса: Honolulu Star-Bulletin, Ltd. OCLC 14801226 .
- Тайман, Джон (2010). Колония: душераздирающая правдивая история изгнанников Молокаи . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4165-5192-8 . OCLC 865230373 .