Птолемаида Киренская
Птолемаида Киренская ( древнегреч . Πτόλεμαῒς ἡ Κρινεία ) — теоретик музыки , автор «Пифагорейских принципов музыки» (Pythagorikὴ τῆς μουσικῆς στηωσις). Она жила, возможно, в III веке до нашей эры, и «точно не после первого века нашей эры». [1] Она единственная известная женщина-теоретик музыки древности . [2] [3]
Жизнь
[ редактировать ]О ее жизни почти ничего не известно; ее работа известна только по ссылкам в к комментарии Порфирия Гармоникам « Птолемея » . [4] Она родом из того же места ( Кирена, Ливия ), что и Арета Киренская (женщина-философ киренской школы , чьи доктрины включали пифагорейские элементы) и Эратосфен (чьи многочисленные интересы включали теорию музыки). [5] Она одна из нескольких женщин-писателей, связанных с пифагореизмом. [6]
Работа
[ редактировать ]В своей работе, написанной в форме катехизиса , она прокомментировала музыкально-теоретические дебаты относительно надлежащей роли разума и чувственного опыта в изучении музыки . Несмотря на ее очевидную приверженность пифагореизму, школе, теоретики которой ( каноники ) ставят музыку на рациональную и математическую основу, в ее цитатах, посвященных эмпирикам- последователям Аристоксена ( музыки ); возможно, методологическое разделение не было абсолютным ни в ее период, ни с ее точки зрения . [7] Птолемаис также ссылается на музыковедов, которые придавали равное значение восприятию и разуму, предпочитая видеть самого Аристоксена (в отличие от его последователей) в этом свете и даже подчеркивая совместимую роль восприятия в теории Пифагора: [8]
В чем разница между теми, кто предпочитал сочетание того и другого [разума и восприятия]? В то время как некоторые одинаково воспринимали и восприятие, и разум, как имеющие одинаковую важность, другие считали одного лидером, а другого последователем. Аристоксен Тарентский одинаково усыновил их обоих. Ибо ни то, что воспринимается, не может быть составлено само собой без разума, и разум не является достаточно сильным, чтобы установить что-либо, если он не берет исходные точки из восприятия и вывод теоретизирования снова не согласуется с восприятием.
Каким образом он хочет, чтобы восприятие опережало теорию? По порядку, но не по важности. Ибо он говорит, что когда постигнуто то, что воспринимаемо, каким бы оно ни было, тогда мы должны способствовать теоретическому изучению этого разума.
Кто лечит и то, и другое вместе? Пифагор и его последователи. Ибо они хотят вначале принять восприятие в качестве руководства для разума, как бы дать ему искру, но рассматривать разум, когда он начался с такого начала, как отделившийся от восприятия и работающий сам по себе. Итак, если в исследовании разума обнаруживается, что составное целое уже не соответствует восприятию, они не поворачиваются назад, а выдвигают свои собственные обвинения, говоря, что восприятие ошибочно и что разум сам находит то, что правильно и опровергает восприятие.
В этом же отрывке Птолемаис критикует крайних сторонников обеих школ: «пифагорейцев, которые любили спорить с музыкантами» за полное игнорирование восприятия (несмотря на их противоречивое «принятие чего-то воспринимаемого вначале») и «некоторых музыкантов, которые последовали за Аристоксеном» за то, что они приняли «теорию, основанную на мышлении» своего учителя, но действовали «через опыт владения музыкальными инструментами» и «считали восприятие авторитетным, а разум – сопровождающим его, и только по необходимости».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Роккони 2003, с. 101
- ^ Завод 2004 , с. 87.
- ^ Лаура Каролина Дуран: Птолемаида Киренская (3 век до н. э.) и музыкальная теория в Древней Греции , Mirabilia Journal, 23 апреля 2023 г. , получено 26 июля 2024 г.
- ^ Роккони 2003, с. 99
- ^ Роккони 2003, с. 100
- ^ Роккони 2003, с. 99
- ^ Роккони 2003, стр. 104-5
- ^ Завод 2004 , стр. 88–89.
Ссылки
[ редактировать ]- Плант, Ян Майкл, изд. (2004). Женщины-писательницы Древней Греции и Рима: Антология . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 978-0-8061-3621-9 .
- Элеонора Роккони, «Руководство для женщин: Пифагорейское введение в музыку Птолемаиды Киренской», в Ars/Techne , изд. Мария Сильвана Челентано, Алессандрия: Edizioni dell'Orso, 2003, стр. 99–114
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эндрю Баркер, Греческие музыкальные произведения , том. 2, Гармоническая и акустическая теория , Издательство Кембриджского университета, 1989, стр. 239–242.
- Флора Р. Левин , Греческие размышления о природе музыки , Cambridge University Press, 2009, Глава 7: « Аистезис и логос : единый континент»
- Греческие женщины III века до н.э.
- Греческие философы III века до н.э.
- Ученые III века до нашей эры
- Женщины-писательницы III века до нашей эры
- Писатели III века до нашей эры
- Теоретики древнегреческой музыки
- Древнегреческие философы искусства
- Древнегреческие женщины-философы
- Древнегреческие писательницы
- Древнегреческие писатели
- Философы музыки
- Пифагорейцы