Металлургический завод Манфреда Вайса


Weiss Manfréd Acélés Fémművek («Сталелитейный и металлургический завод Манфреда Вайса»), или в просторечии Csepel Művek («Завод Чепель») — один из крупнейших машиностроительных заводов Венгрии , расположенный на острове Чепель в южной части Будапешта, основанный в 1892 году. Это было второе по величине промышленное предприятие Австро-Венгерской монархии и крупнейшее промышленное предприятие Венгерской империи. половина Империи. Он играл неотъемлемую роль в тяжелой промышленности и военном производстве Австро-Венгерской монархии . Основанная бароном Манфредом Вайсом Чепельским , промышленником еврейского происхождения, ко времени Первой мировой войны компания была одним из крупнейших оборонных подрядчиков Австро-Венгрии . [ 1 ] производство всех видов техники: от самолетов и боеприпасов до автомобильных двигателей, велосипедов, велосипедов Чепель и автомобилей. Сильно пострадавшая от воздушных налетов союзников и, в конце концов, разграбленная во время Второй мировой войны , компания продолжала существовать до 1950 года, когда она была национализирована и переименована в Rákosi Mátyás Vas- es Fémművek (« Mátyás Rákosi Iron and Metal Works NV», где «NV»). означает Nemzeti Vállalat , «Национальная компания»).
История
[ редактировать ]Его предшественник, консервный завод Weiss, первоначально был основан на площади Лёвёльде, район VI. Будапешта, Манфредом Вайсом и его братом Бертольдом в 1882 году под именем Вайс Бертольд és Manfréd Első Magyar Conserv Gyár ( Первый венгерский консервный завод Бертольда и Манфреда Вайсов). Братья постепенно расширяли консервный завод, затем перенесли его на улицу Мариаши недалеко от Кёзвагохида, где производили мясную продукцию под брендом «Глобус», в основном для армии, а свободные мощности сезонных работ восполняли за счет разборки и перезарядки пехотных боеприпасов. Позже, в ответ на растущий спрос на консервы, к программе было добавлено производство консервных банок для упаковки, что привело к переходу к черной металлургии. (Первый венгерский консервный и металлоконструкционный завод Манфреда Вайса). С 1886 года завод также производил гильзы, а затем и боеприпасы для австро-венгерской армии и флота . [ 1 ] Новый завод производил все виды оружия – от стрелкового оружия до артиллерийских снарядов. [ 1 ]
В 1892 году производство начинается на заводе по производству боеприпасов для пехоты, построенном на базе завода Вайс Манфред в Чепеле, где первоначально производятся 8-мм винтовочные патроны Манлихера для Королевских сил обороны Венгрии и Объединенной австро-венгерской армии. С 1893 года для русской царской армии в 1893-94 годах были произведены миллионы патронов для винтовки Мосина-Нагана калибра 7,62 × 54 ммR. Затем начинается производство артиллерийских снарядов различных размеров.
Таким образом, Манфред Вайс стал одним из главных оборонных подрядчиков венгерской части империи, а его главным конкурентом был государственный сталелитейный завод в Диошдьёре , Диошдьёр-Васдьяр . [ 1 ] В 1906 году компанию поддержало Венгерское общество промышленников, которое лоббировало новый закон, который позволил бы государственным компаниям производить только продукцию, недоступную для частных компаний. [ 1 ] Благодаря такой поддержке завод Манфреда Вайса вскоре стал крупнейшей фирмой на рынке. [ 1 ]
Еще один всплеск в истории компании произошел в 1911 году, когда Австро-Венгрия значительно увеличила свой военный бюджет. [ 1 ] Государственные заказы позволили компании быстро расширить производство боеприпасов и построить дополнительные заводы: новые сталелитейные и чугунные печи, а также новые установки для производства меди, никеля и алюминия. Производственные мощности росли, и вскоре фирма стала одним из основных источников боеприпасов для армий Королевства Сербия , Королевства Болгария , Португалии , Испании , Мексики и Российской империи . [ 1 ] К 1913 году на заводе Манфреда Вайса работало более 5000 рабочих. [ 1 ]
Во время Первой мировой войны численность рабочей силы превысила 30 000 человек. [ 1 ] За заслуги перед Австро-Венгерским государством Вайс был удостоен дворянства , став Манфредом, бароном Вейсом де Чепелем, в честь главного места деятельности его компании. [ 1 ] В начале Первой мировой войны комплекс ВМ имел территорию 250 гектаров, на которой располагалось 216 заводских корпусов.
К началу Второй мировой войны компания превратилась в современный промышленный конгломерат с более чем 40 000 сотрудников; [ 2 ] его руководство по-прежнему в основном состояло из венгерских евреев . [ 2 ] Когда нацистская Германия захватила Венгрию в 1944 году , большинство из них было арестовано гестапо . [ 3 ] Семье Вайс было разрешено эмигрировать в Португалию и избежать ужасов Холокоста, но их большая коллекция произведений искусства, а также весь промышленный комплекс, носящий их имя, были захвачены Германией. [ 3 ] [ 4 ] Однако, поскольку Германия настаивала на том, что Венгрия по-прежнему остается суверенным государством, владельцы компании получили крупную компенсацию и остались официальными владельцами, а навязанное Германией управление было лишь опекой сроком на 25 лет. [ 2 ] В конце концов, контроль над компанией был передан нацистскому СС с совершенно новым руководством холдинговой компании, в состав которого входили Эрхард Мильх , Курт барон фон Шредер и Ханс Юттнер . [ 2 ] [ нужны разъяснения ]
С марта 1944 года заводы Вайса Манфреда подвергались многочисленным бомбардировкам союзников. В результате четырех таких атак Дунайский авиационный завод был выведен из строя. Семь набегов на Чепельский завод привели к серьезному повреждению большей части металлургического завода, сгорел медный электролизный завод, были разрушены также авиационный, тракторный и эмалевый заводы.
Устранение повреждений, нанесенных во время Второй мировой войны, и возобновление производства потребовали серьезных усилий. Завод должен был не только обеспечивать внутренние нужды, но и производить технику для военных репараций , снабжать оккупационную Советскую Армию запчастями для автомобилей. В 1947 году 90 процентов продукции завода приходилось на военные репарации. Завод был передан под контроль государства в 1946 году, тогда собственность семьи Вайс-Хориных еще не была прекращена, но в 1948 году она была фактически национализирована.
Ференц Биро (1904–2006), младший брат Матьяша Ракоши В период с 1948 по 1950 год генеральным директором фабрики был назначен . В годы форсированной индустриализации на заводе производство станков увеличилось, но когда в 1954 году изменилась промышленная политика, производство сократилось. В последующие десятилетия он снова вырос и диверсифицировался благодаря сотрудничеству СЭВ и значительному экспорту на Запад . К 1970-м годам почти половина продукции приходилась на западный экспорт.
Самолет Вайс Манфред
[ редактировать ]- Вайс Манфред WM-10 Олив
- Вайс Манфред WM-16 Будапешт
- Манфред Вайс WM-21 Сокол
- Вайс Манфред WM-23 Серебряная стрела
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Беренд , с. 328.
- ^ Jump up to: а б с д Брахам , стр. 108–110.
- ^ Jump up to: а б Савас и Алфорд , стр. 41–42.
- ^ Савас и Алфорд , стр. 43–44.
Библиография
[ редактировать ]- Иван Т. Беренд (2013). Экономическая история Европы девятнадцатого века: разнообразие и индустриализация . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 521. ИСБН 9781107030701 .
- Теодор П. Савас; Кеннет Алфорд (2002). Нацистские миллионеры: Союзники в поисках спрятанного золота СС . Хавертаун: Издательство Casemate. п. 320. ИСБН 9781935149682 .
- Рэндольф Л. Брэм (2000). Политика геноцида: Холокост в Венгрии . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 321. ИСБН 9780814326916 .
- Несуществующие производители автомобилей Венгрии
- Производственные компании в Будапеште
- Венгерские бренды
- Несуществующие авиапроизводители Венгрии
- Металлургические компании Венгрии
- Оно капает
- Автомобильные компании Венгрии
- Несуществующие производители подвижного состава Венгрии
- Компании Австро-Венгрии
- Несуществующие производственные компании Венгрии
- 1897 заведений в Австро-Венгрии
- Закрытие 1950 года в Венгрии
- Компании по производству автомобилей прекратили свое существование в 1950 году.