Теория пути и цели
Теория пути-цели , также известная как теория пути-цели эффективности лидера или модель пути-цели , представляет собой теорию лидерства, разработанную Робертом Хаусом, выпускником Университета штата Огайо, в 1971 году и пересмотренную в 1996 году. Теория утверждает, что Поведение лидера зависит от удовлетворенности, мотивации и производительности его или ее подчиненных. В пересмотренной версии также утверждается, что поведение лидера дополняет способности подчиненных и компенсирует недостатки. По мнению Роберта Хауса и Джона Антонакиса , ориентированные на задачу элементы модели «путь-цель» можно классифицировать как форму инструментального лидерства . [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]Первая теория была вдохновлена работой Мартина Г. Эванса (1970): [ 2 ] в котором поведение лидера и восприятие последователями степени, в которой следование определенному поведению (пути) приведет к определенному результату (цели). [ 3 ] На теорию пути и цели также повлияла ожиданий теория мотивации , разработанная Виктором Врумом в 1964 году. [ 4 ] Врум построил свою работу на работах Георгопулоса и др. (1957): Подход «путь-цель» к производительности. Журнал прикладной психологии. Том 41, № 6, страницы 345–353.
Оригинальная теория
[ редактировать ]Согласно, прежде всего теории, работа менеджера рассматривается как руководство работниками в выборе наилучших путей достижения своих целей, а также целей организации. Теория утверждает, что лидерам придется использовать разные типы лидерского поведения в зависимости от характера и требований конкретной ситуации. Задача лидера — помогать последователям в достижении целей и обеспечивать направление и поддержку, необходимую для обеспечения совместимости их целей с целями организации. [ 5 ]
Поведение лидера приемлемо для подчиненных, если рассматривать его как источник удовлетворения, и мотивационно, когда удовлетворение потребностей зависит от производительности, а лидер способствует, обучает и вознаграждает эффективную работу. Исходная теория пути и цели определяет ориентированное на достижение , директивное , участвующее и поддерживающее поведение лидера, :
- Директива «путь-цель», разъясняющая поведение лидера, относится к ситуациям, когда лидер сообщает последователям, чего от них ожидают, и говорит им, как выполнять свои задачи. Теория утверждает, что такое поведение имеет наиболее положительный эффект, когда роль и требования подчиненных неоднозначны и по своей сути удовлетворяют. [ 6 ]
- Поведение лидера, ориентированного на достижения, относится к ситуациям, когда лидер ставит перед последователями сложные цели, ожидает, что они будут работать на самом высоком уровне, и демонстрирует уверенность в их способности оправдать эти ожидания. [ 6 ] Профессиями, в которых мотив достижения был наиболее преобладающим, были технические профессии, продавцы, ученые, инженеры и предприниматели. [ 3 ]
- Поведение партисипативного лидера предполагает, что лидеры консультируются с последователями и спрашивают их предложения, прежде чем принять решение. Такое поведение преобладает, когда подчиненные активно вовлечены в свою работу. [ 3 ]
- Поддерживающее поведение лидера направлено на удовлетворение потребностей и предпочтений подчиненных. Лидер проявляет заботу о психологическом благополучии последователей. [ 6 ] Такое поведение особенно необходимо в ситуациях, когда задачи или отношения причиняют психологическое или физическое беспокойство. [ 3 ]
Теория пути и цели предполагает, что лидеры гибки и могут менять свой стиль в зависимости от ситуации. Теория предлагает две непредвиденные переменные, такие как окружение и характеристики последователей, которые смягчают взаимосвязь между поведением лидера и результатом. Окружающая среда находится вне контроля структуры подчиненных задач, системы полномочий и рабочей группы. Факторы окружающей среды определяют тип поведения лидера, необходимый для достижения максимальных результатов от последователей. Характеристики последователя — это локус контроля, опыта и воспринимаемых способностей. Личностные характеристики подчиненных определяют, как интерпретируются окружение и лидер. Эффективные лидеры проясняют путь, чтобы помочь своим последователям достичь целей и облегчить путь, уменьшая препятствия и ловушки. [1] [ 7 ] Исследования показывают, что на производительность и удовлетворенность сотрудников положительно влияет, когда лидер компенсирует недостатки либо сотрудника, либо условий работы. По мнению Нортхауса, эта теория полезна, поскольку напоминает лидерам, что их главная цель как лидера — помочь подчиненным эффективно определить и достичь своих целей. [ 8 ]
В колледже по легкой атлетике
[ редактировать ]Хаус (1971) ссылается на Риццо (1970), утверждая, что структура, инициирующая лидер, увеличивает инструментальность пути для подчиненных за счет уменьшения ролевой двусмысленности. Кроме того, он говорит, что лидер, который инициирует структуру и внимание, будет иметь разные эффекты в зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет задача подчиненного и являются ли требования ролевой задачи ясными или двусмысленными. Это означает, что чем больше удовлетворяет задача, тем менее положительная связь между вниманием, подчиненным удовлетворением и производительностью – это означает, что люди склонны действовать и получать от этого удовольствие, не задумываясь о том, следует ли им этого не делать. Кроме того, это означает, что, когда тренер четко формулирует цели и ожидания, они с большей вероятностью будут достигнуты, чем если цели и ожидания неясны. Это хорошо для тренеров, это означает, что, когда они могут представить цель, которая наиболее удовлетворяет спортсменов, у спортсменов с большей вероятностью возникнет аффективное стремление к достижению цели.
Для тренера колледжа соблюдение этических норм в этом отношении означает создание целей, достижимых для команды, и совместную работу с членами команды над достижением этих целей. Ларсон и Лафасто в своей книге «Работа в команде» 1989 года ставят ясную и возвышенную цель на первый план среди необходимых компонентов успешной команды. «Образ желаемого положения вещей, вдохновляющий на действие» — так Гарфилд определяет четкую цель, по мнению авторов (с. 27). Они говорят, что когда цель «несфокусирована и «политизирована», это становится причиной неэффективного функционирования команды. «Чувство миссии» — четкая характеристика лучших исполнителей», — говорят авторы, — говорит Гарфилд. безошибочно подчеркивая важность ясности, «повышение» для авторов означает «личный вызов» (стр. 31). Игрок задает личный вопрос о том, насколько ценна сама цель и какое значение она имеет. Повышающий фактор постановки целей вызывает чувство безотлагательности, заставляет команду терять счет времени (относится к идее «потока» в области позитивной психологии) и приводит к увеличению скорости общения, например: игроки звонят друг другу вечером, вне спортивного контекста, чтобы поговорить о сегодняшней тренировке или завтрашней игре.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Антонакис, Дж.; Хаус, Р.Дж. (2014). «Инструментальное лидерство: измерение и расширение теории трансформационно-транзакционного лидерства» (PDF) . Ежеквартальный журнал «Лидерство» . 25 (4): 746. doi : 10.1016/j.leaqua.2014.04.005 .
- ^ Эванс, Мартин Г. (1970). «Влияние контролирующего поведения на отношения путь-цель». Организационное поведение и человеческая деятельность . 5 (3): 277–298. дои : 10.1016/0030-5073(70)90021-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хаус, Роберт Дж. (1996). «Теория лидерства путь-цель: уроки, наследие и переформулированная теория». Лидерство Ежеквартально . 7 (3): 323–352. дои : 10.1016/s1048-9843(96)90024-7 .
- ^ Врум, Виктор Х. (1964). Работа и мотивация . Нью-Йорк: Уайли.
- ^ Хаус, Роберт Дж . (1971). «Теория цели и пути эффективности лидера». Ежеквартальный журнал административной науки . 16 (3): 321–339. дои : 10.2307/2391905 . JSTOR 2391905 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хаус, Роберт Дж .; Митчелл, Т.Р. (1974). «Теория пути и цели лидерства». Журнал современного бизнеса . 3 : л–97.
- ^ «Основная идея теории пути и цели». Университет Мэриленда. 27 апреля 2009 г. URL: http://terpconnect.umd.edu/~dbalon/EDCP317/notes/Path-Goal_Theory.pdf . Доступ: 27 апреля 2009 г. (Архивировано WebCite по адресу https://www.webcitation.org/5gLBry5Zs?url=http://terpconnect.umd.edu/~dbalon/EDCP317/notes/Path-Goal_Theory.pdf )
- ^ Нортхаус, Питер. Лидерство: теория и практика .
- Ларсон, Карл и ЛаФасто, Фрэнк. (1989). «Работа в команде». Публикации Сейджа.