Санта-Анна (Команчи)
Санта-Анна | |
---|---|
Лидер Пенатека | |
Личные данные | |
Рожденный | что. 1800 г. Плато Эдварда , Техас |
Умер | 1849 Ред-Ривер , Техас |
Известный |
|
Псевдоним | Сантана |
Санта-Анна ( около 1800–1849) был индейским военным вождем племени пенатека индейцев команчей . [ 1 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Санта-Анна входил в состав подразделения Пенатека племени команчей, жившего в том же районе, что и военачальники Буйвол-Горб и Желтый Волк . Санта-Анна, «крупный, красивый мужчина с приветливым и живым лицом», приобрел известность в годы после Техасской революции . Он был отцом Карне Муэрто , позже военачальника племени квахади команчей.
Великий рейд 1840 года
[ редактировать ]После смертельной битвы в Доме Совета , когда команчи почувствовали, что белые убили их посланников, несмотря на обещание белого флага договора , конфликт между команчами и мигрирующими англо-техасцами стал все более частым. Санта-Анна выступал за вооруженное и ожесточенное сопротивление вторжению белых в Команчерию и получил известность в Сан-Антонио в 1840 году. Примерно в течение следующих пяти лет он присоединился к Буффало-Хэмпу и ряду других военачальников в проведении серии рейдов и нападений на англо-англичан. поселений, включая Великий набег 1840 года , во время которого команчи сожгли два города и совершили набег до самого моря. [ 1 ]
Хотя проследить его прямое участие с какой-либо точностью сегодня невозможно, Санта-Анна, вероятно, принимал участие в набегах на Линнвилл и Викторию в 1840 году и, возможно, присутствовал в битве при Плам-Крик . До 1845 года он был твердо отождествлен с фракцией своего племени, которая выступала против примирения с белыми. [ 1 ]
После Великого рейда
[ редактировать ]До 1845 года Санта-Анна твердо ассоциировался с воинственной фракцией своего племени, которая выступала против примирения с белыми. Никаких записей о его встречах с официальными лицами, представляющими правительство Республики Техас, обнаружено не было . В это время он казался даже более воинственным, чем Буффало Хамп, который встречался с Сэмом Хьюстоном в 1843–1844 годах, часто вставая на сторону Желтого Волка. Однако во второй половине 1845 года его убедили присутствовать на переговорах по договору, проводимых официальными лицами Соединенных Штатов, где он впервые познакомился с истинной численностью и вооружением белых. Убежденный, что его люди просто не смогут победить или долго сопротивляться численности и оружию белых, он начал выступать за мир. В мае 1846 года он был одним из вождей команчей, подписавших договор, обещавший мир между его народом и американскими гражданами в Техасе. [ 1 ]
Геолог Фердинанд фон Ремер присутствовал на этих переговорах по соглашению, результатом которых стал Договор Мейзебаха-Команчей и оставил неизгладимый и яркий портрет Санта-Анны:
Трое вождей, стоявших во главе всех отрядов команчей, бродивших по границам поселений Техаса, выглядели очень достойно и серьезно. Они сильно отличались внешне. [Старая Сова], политический руководитель, был маленьким стариком, который в своей грязной хлопчатобумажной куртке выглядел ничем не примечательным, и только его дипломатическое лукавое лицо отличало его. Военачальник Санта-Анна выглядел совершенно иначе. Это был человек мощного телосложения с доброжелательным и живым лицом. Третий, «Бизоний горб», представлял собой настоящую, неподдельную картину североамериканского индейца. В отличие от большинства членов своего племени, он презирал всю европейскую одежду. Верхняя часть его тела была обнажена. Его бедра были обмотаны шкурой буйвола. Желтые медные кольца украшали его руки, а с шеи свисала нитка бус. С распущенными длинными прямыми черными волосами он сидел с серьезным (для европейцев почти апатичным) выражением лица североамериканского дикаря. Особое внимание он привлек к себе тем, что в предыдущие годы отличился смелостью и отвагой во многих боях с техасцами. [1]
Санта-Анна стал сторонником соглашения и мира с белыми после своего участия в переговорах по договору с армией США . В начале декабря 1847 года Санта-Анна и группа вождей нескольких племен Техаса посетили Вашингтон, округ Колумбия. Санта-Анна, первый из своего племени, совершивший такое путешествие, был поражен увиденным, особенно огромным количеством белых. С этого момента, убежденный, что продолжение вооруженного сопротивления Соединенным Штатам равносильно самоубийству для его народа, он начал выступать за примирение и попытался использовать свой престиж известного военного вождя для обеспечения прочного мира, но среди все еще воинственных команчей. Обращение Санта-Анны снизило его престиж. [ 1 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Санта-Анна, очевидно, устал от своего пониженного положения, и, чтобы вернуть себе былую славу, он провел несколько набегов на Мексику в 1848–1849 годах. Эти рейды потребовали вмешательства армии и индейского агента США Роберта С. Нейборса , и Санта-Анну убедили прекратить рейды. В конце декабря 1849 года в результате эпидемии холеры за несколько недель погибло более 300 команчей-пенатек. Санта-Анна была одной из жертв, хотя Буйвол Хамп тоже заболел, а Желтый Волк выжил. После смерти Санта-Анны все члены племени Пенатека, за исключением дивизии, которой командовал Буйвол-Хэмп, распались. Его выжившие члены присоединились к другим племенам команчей. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Санта Анна» . Справочник Техаса . Историческая ассоциация штата Техас.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бял, Раймонд. Образ жизни: Команчи . Нью-Йорк: Benchmark Books, 2000.
- Брайс, Донали Э. Великий набег команчей: самое смелое нападение индейцев на Республику Техас. McGowan Book Co., 1987 г.
- Ференбах, Теодор Рид «Команчи: уничтожение народа» . Нью-Йорк: Кнопф, 1974, ISBN 0-394-48856-3 . Позже (2003 г.) переиздано под названием «Команчи: история народа».
- Фостер, Моррис. Быть команчем .
- Фрейзер, Ян. Великие равнины . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 1989.
- Джон, Элизабет и А. Х. Штормы, заваренные в мирах других мужчин: противостояние индейцев, испанцев и французов на юго-западе , 1540–1795. Колледж-Стейшн, Техас: Texas A&M Press, 1975.
- Джонс, Дэвид Э. Санапия: знахарка команчей . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1974.
- Лодж, Салли. Коренные американцы: команчи . Веро-Бич, Флорида, 32964: Rourke Publications, Inc., 1992.
- Лунд, Билл. Коренные народы: индейцы команчи . Манкато, Миннесота: Bridgestone Books, 1997.
- Муни, Мартин. Младшая библиотека американских индейцев: индейцы команчи . Нью-Йорк: Издательство Chelsea House, 1993.
- Ричардсон, Руперт Н. Барьер команчей на пути к поселению на Южных равнинах: полтора века дикого сопротивления наступающему белому фронтиру . Глендейл, Калифорния: Компания Артура Х. Кларка, 1933 г.
- Роллингс, Уиллард. Индейцы Северной Америки: Команчи . Нью-Йорк: Издательство Chelsea House, 1989.
- Секой, Фрэнк. Изменение военной практики на Великих равнинах . Монография Американского этнологического общества, № 21. Саранча-Вэлли, Нью-Йорк: Дж. Дж. Августин, 1953.
- Шильц, Джоди Линн Диксон и Томас Ф. Шильц. Буффало-Хэмп и команчи-пенатека , Texas Western Press, Эль-Пасо, 1989.
- Стрейссгут, Томас. Коренные народы Северной Америки: команчи . Сан-Диего: Lucent Books Incorporation, 2000.
- Уоллес, Эрнест и Э. Адамсон Хобель. Команчи: лорды южных равнин . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 1952.