Теория структурного отображения
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Теория структурного отображения — это теория рассуждений по аналогии , разработанная Дедре Гентнером . [1] и за что она была награждена Премией Дэвида Э. Румельхарта 2016 года за вклад в теоретические основы человеческого познания. [2]
Отличие аналогии от других сравнений
[ редактировать ]Теория структурного отображения направлена на улучшение предыдущих теорий аналогии, отличая аналогию от буквального сходства. Предыдущие теории, такие как Амоса Тверски теория контраста , предполагали, что аналогия тем сильнее, чем больше общих атрибутов имеют база и цель. Вместо этого теория структурного отображения признает, что могут быть различия между базовыми и целевыми доменами, которые не влияют на силу аналогии. Например, мы можем рассматривать батарею как резервуар, несмотря на то, что они различаются по форме, размеру , цвету и материалу.
Теория структурного отображения отвечает, утверждая, что не атрибуты объекта отображаются по аналогии. Вместо этого теория утверждает, что аналогия предупреждает слушателя о сходстве отношений между объектами в области. Различие проводится с точки зрения арности предикатов: атрибуты — это предикаты с одним аргументом, а отношения — это предикаты, которые принимают два или более аргументов. Таким образом, предложение «x велико» утверждает атрибут, а предложение «x вращается вокруг y» утверждает связь. (Предикаты более высокого порядка утверждают отношения между предложениями)
Аналогия против буквального сходства
[ редактировать ]Различая атрибуты и отношения, мы можем отличить буквальное сходство от аналогии.
Например:
- Звездная система X12 в туманности Андромеды похожа на Солнечную систему . - Это буквальное сходство, поскольку цель состоит в том, чтобы отобразить как взаимоотношения (например, между планетами и Солнцем), так и атрибуты (например, размер и температуру Солнца).
- Атом водорода подобен Солнечной системе. (Резерфорд, 1906 г.) - Это аналогия, потому что между доменами должны отображаться только реляционные предикаты, такие как относительное движение и размер.
Аналогия против общих законов
[ редактировать ]Аналогии также можно отличить от общих законов.
- Атом водорода представляет собой центральную силовую систему. - Это общий закон в том смысле, что базовый домен является абстрактным доменом отношений и фактически не включает в себя никаких атрибутов объекта. Сравните это с аналогией, где базовый домен включает атрибуты объекта, которые исключаются из сравнения.
Аналогия против хронологии
[ редактировать ]Различие в роли объектов, признаков и отношений при сравнении позволяет также охарактеризовать хронологию как сравнение, при котором объекты сравниваются (остаются относительно постоянными), а отношения — нет (т.е. предполагается, что они будут различаться).
Сводная таблица
[ редактировать ]Компания Gentner предоставляет следующую таблицу, в которой суммируются различные типы сравнения доменов, приведенные выше:
Количество сопоставленных атрибутов | № отношений сопоставлено | Пример | |
Буквальное сходство | Много | Много | Планетарная система К5 похожа на Солнечную систему. |
Аналогия | Немного | Много | Атом похож на Солнечную систему |
Абстракция | Немного* | Много | Атом – центральная силовая система |
Аномалия | Немного | Немного | Кофе похож на Солнечную систему |
Принцип системности
[ редактировать ]«Часть нашего понимания аналогии заключается в том, что она передает систему связанных знаний, а не просто набор независимых фактов. Такая система может быть представлена взаимосвязанной структурой предикатов, в которой предикаты более высокого порядка обеспечивают связи между предикатами более низкого порядка. Чтобы отразить это молчаливое предпочтение последовательности в аналогии, я предлагаю принцип систематичности: предикат, принадлежащий отображаемой системе взаимосвязывающих отношений, с большей вероятностью будет импортирован в цель, чем изолированный предикат » (Gentner 1983, p162-163) . ; акцент добавлен)
Принцип систематичности помогает объяснить, почему, сравнивая атом с Солнечной системой, мы не пытаемся отобразить относительную температуру Солнца и Земли на систему ядро-электрон. Короче говоря, температура не имеет сильной связи с другими объектными отношениями, такими как расстояние , сила притяжения, относительная масса и относительное движение (кто вокруг кого вращается), которые отображены на карте. Эти другие отношения объединяет сильная взаимозависимость: изменение отношения массы меняет соотношение относительного движения, а изменение расстояния меняет силу притяжения и так далее.
Теория структурного отображения
[ редактировать ]Структурное картирование, первоначально предложенное Дедре Гентнером , представляет собой теорию в психологии, которая описывает психологические процессы, связанные с рассуждением и обучением на основе аналогий. [3] Более конкретно, эта теория направлена на описание того, как знакомые знания или знания о базовой области могут использоваться для информирования человека о понимании менее знакомой идеи или целевой области. [4] Согласно этой теории, люди рассматривают свои знания о предметных областях как взаимосвязанные структуры. [5] Другими словами, домен рассматривается как состоящий из объектов, их свойств и отношений, характеризующих взаимодействие между ними. [6] Затем процесс аналогии включает в себя:
- Распознавание схожих структур между базовым и целевым доменами.
- Поиск более глубоких сходств путем сопоставления других отношений базового домена с целевым доменом.
- Проверка этих выводов на соответствие существующим знаниям о целевой области. [4] [6]
В целом было обнаружено, что люди предпочитают аналогии, в которых две системы в значительной степени соответствуют друг другу (например, имеют схожие отношения в разных областях, а не просто наличие схожих объектов в разных областях), когда эти люди пытаются сравнивать и противопоставлять системы. Это также известно как принцип систематичности. [5]
Пример, который использовался для иллюстрации теории структурного картирования, взят из работы Гентнера и Гентнера (1983) и использует базовую область текущей воды и целевую область электричества. [7] В системе проточной воды вода переносится по трубам, а скорость потока воды определяется давлением водонапорных башен или холмов. Это соотношение соответствует взаимодействию электричества, протекающего по цепи. В цепи электричество передается по проводам, а ток или скорость потока электричества определяется напряжением или электрическим давлением. Учитывая сходство в структуре или структурное выравнивание между этими доменами, теория структурного отображения предсказывает, что отношения из одного из этих доменов будут выведены в другом по аналогии. [6]
Факторы рассуждения
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Язык может поддерживать аналогичные рассуждения, если для большей ясности предусмотрены реляционные метки. [8] Например, дети испытывают затруднения, когда их просят определить структуру отношений между наборами коробок (например, Набор 1: маленькая, средняя и большая коробка. Набор 2: средняя, большая и очень большая коробка). Дети будут склонны сопоставлять среднюю коробку из набора 1 (где она промежуточного размера) со средней коробкой из набора 2 (где она наименьшая по размеру), и то же самое происходит с большой коробкой в обоих наборах. Однако они не осознают, что им следует сопоставить самый маленький блок из набора 1 с самым маленьким блоком из набора 2 и так далее. У детей улучшается способность определять эти отношения, когда им дают реляционные ярлыки, такие как «ребенок», «мама» и «папа». [9] (или, в примере с рамкой, слова «самый маленький», «средний» и «самый большой»).
Хотя язык может поддерживать рассуждения по аналогии, в этом может не быть необходимости. Исследования показали, что обезьяны, имеющие ограниченные языковые способности, также способны рассуждать относительно, но это происходит только тогда, когда основа и цель совпадают. [10]
Ясность
[ редактировать ]Насколько похожи объекты, отображаемые друг на друга, влияет на рассуждения по аналогии. Когда объекты в базовых доменах соответствуют очень похожим объектам в целевых доменах, там это считается очень ясным, что способствует аналогичным процессам. [6] Четкая ясность очень помогает при использовании аналогии для решения проблем. [4] Например, если учащихся попросить подсчитать, сколько мячей для гольфа понадобится каждому игроку в гольф на турнире, они смогут применить это решение к будущим задачам, когда объекты очень похожи (например, рассуждать о том, сколько теннисных мячей понадобится каждому игроку). нуждаться). [4]
Перерабатывающие мощности
[ редактировать ]Чтобы участвовать в аналогичных процессах, человеку нужно время, чтобы проработать процессы согласования, умозаключения и оценки. Если не дать достаточно времени для рассуждений по аналогии, то человек с большей вероятностью зациклится на соответствиях объектов более низкого уровня между двумя системами, а не на выявлении потенциально более информативных аналогичных отношений более высокого порядка. [6] Подобные эффекты также возникают, если рабочая память человека в данный момент находится под высокой когнитивной нагрузкой (например, человек пытается рассуждать с помощью аналогии, одновременно удерживая в уме слово). [6]
Структурное выравнивание
[ редактировать ]Структурное выравнивание — это один из процессов, участвующих в более широкой теории структурного картирования. [5] Когда люди устанавливают структурное соответствие между двумя сравниваемыми областями, они пытаются выявить как можно больше сходств между системами и поддерживать взаимно однозначное соответствие между элементами (т. е. объектами, свойствами и отношениями). [5] В аналогии с текущей водой и электричеством взаимно-однозначное соответствие иллюстрируется тем, что водопроводные трубы располагаются на проводах, но не соответствуют каким-либо другим элементам в цепи. Кроме того, структурное выравнивание также характеризуется параллельной связностью. Если между отношениями между двумя системами существует взаимно-однозначное соответствие (например, скорость потока воды через трубу увеличивается с увеличением давления аналогично тому, как ток в электрической цепи увеличивается с увеличением напряжения), то соответствующие объекты и свойства должны также соответствуют (например, скорость потока воды соответствует электрическому току, а давление воды соответствует напряжению) и наоборот. [7]
Вывод
[ редактировать ]Аналогичный вывод — второй процесс, включенный в теорию структурного отображения . После того, как выяснится, что домены имеют взаимно однозначное соответствие (то есть каждый термин в первом домене представляет аналогичный термин во втором), можно использовать этот факт, чтобы сделать вывод о втором домене. [6] В ходе этого процесса человек делает выводы о целевом домене, проецируя информацию из базового домена в указанный целевой домен. [4] Для иллюстрации этого процесса можно использовать следующий пример: [7] где 1 представляет информацию о базовом домене, 2 представляет соответствия между базовым и целевым доменом, а 3 представляет собой вывод о целевом домене:
- В водопроводных системах узкие трубы приводят к уменьшению скорости потока воды.
- Узкие трубы соответствуют резисторам в электрической цепи, а вода соответствует электричеству.
- В электрических цепях резисторы приводят к уменьшению скорости потока электричества.
Оценка
[ редактировать ]Оценка — это третий процесс, включенный в теорию картирования структур, который происходит после того, как отдельные структуры выравниваются и делают выводы о целевой области. В ходе оценки они решают, насколько аналогия уместна и правдоподобна. [6] Этот процесс был описан как решение проблемы выбора по аналогии: [11] или объяснение того, как люди выбирают, какие выводы отображать из базовой области в целевую, в качестве аналогий было бы бесполезным, если бы были сделаны все возможные выводы. Аналогию можно оценить по двум факторам:
- Фактическая правильность . Оценивая вывод с точки зрения правильности, люди сравнивают вывод со своими существующими знаниями, чтобы определить, является ли вывод истинным или ложным. [4] В случае, когда они не могут определить правильность, они могут рассмотреть возможность адаптации вывода или то, насколько легко знания изменяются при переводе их из базовой в целевую область. [6]
- Цель При оценке аналогии выводы, дающие понимание, должны быть релевантны конкретной ситуации. Например, когда люди пытаются решить проблему, вывод должен дать понимание, которое подтолкнет их к работоспособному решению. [4] или генерировать новые, потенциально полезные знания. [11]
Развитие потенциала
[ редактировать ]Исследования показывают, что дети способны использовать сравнения для изучения абстрактных закономерностей, но иногда для этого требуется подсказка со стороны другого человека. [9] Чтобы подтвердить это утверждение, исследователи научили 3-х и 4-летних детей простым взаимоотношениям, показывая им серию картинок. На каждой картинке было изображено по три одинаковых животных, и ребенок был помечен как «тома». Некоторым из этих детей было предложено сравнить разные «томасы», а другим — нет. После просмотра картинок и предложения некоторым из них сравнить детей проверяли, усвоили ли они абстрактный узор (т. е. «тома» — это триада совпадающих животных). Детям показали два изображения и спросили: «Что такое тома?». Первое изображение представляло собой реляционное совпадение и отображало триаду совпадающих животных, которых они раньше не видели, тогда как второе изображение представляло собой совпадение объектов и отображало триаду несовпадающих животных, которых ребенок видел, когда узнал об отношениях. Дети, которым во время обучения предлагалось сравнивать тома, с большей вероятностью усвоили шаблон и выбрали реляционное соответствие при тестировании. [8]
Детям не всегда нужны подсказки к сравнениям, чтобы изучить абстрактные отношения. В конце концов, у детей происходит сдвиг в отношениях, после которого они начинают видеть схожие отношения в разных ситуациях, а не просто смотреть на совпадающие объекты. [9] Это имеет решающее значение для их когнитивного развития, поскольку дальнейшее сосредоточение внимания на конкретных объектах снизит способность детей изучать абстрактные закономерности и рассуждать аналогичным образом. [9] Интересно, что некоторые исследователи предположили, что базовые когнитивные способности детей (т.е. рабочая память и тормозной контроль) не приводят к такому сдвигу в отношениях. Вместо этого это обусловлено их реляционными знаниями, такими как наличие меток для объектов, которые делают отношения более явными (см. предыдущий раздел). [9] Однако недостаточно доказательств, чтобы определить, действительно ли реляционный сдвиг вызван улучшением базовых когнитивных способностей или углублением реляционных знаний. [6]
Кроме того, исследования выявили несколько факторов, которые могут повысить вероятность того, что ребенок сможет спонтанно заняться сравнением и изучить абстрактные отношения без необходимости подсказок. [8] Сравнение более вероятно, когда сравниваемые объекты расположены близко друг к другу в пространстве и/или времени. [8] очень похожи (хотя и не настолько похожи, чтобы являться совпадающими объектами, что мешает выявить отношения), [6] или используйте общие ярлыки. [9]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гентнер, Дедре (1983). «Картирование структуры: теоретическая основа аналогии» (PDF) . Когнитивная наука . 7 (2): 155–170. дои : 10.1207/s15516709cog0702_3 . S2CID 12424544 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 марта 2017 г. Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ «Получатели: доктор Дедре Гентнер» . Премия Дэвида Э. Румельхарта . Архивировано из оригинала 10 сентября 2015 года . Проверено 5 марта 2017 г.
- ^ Гентнер, Дедре (апрель 1983 г.). «Картирование структур: теоретическая основа аналогии *» . Когнитивная наука . 7 (2): 155–170. дои : 10.1207/s15516709cog0702_3 . S2CID 5371492 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гентнер, Дедре (2006), «Аналогическое рассуждение, психология» , Энциклопедия когнитивных наук , Американское онкологическое общество, doi : 10.1002/0470018860.s00473 , ISBN 978-0-470-01886-6 , получено 9 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гентнер, Д.; Ганн, В. (июнь 2001 г.). «Структурное выравнивание облегчает замечание различий» . Память и познание . 29 (4): 565–577. дои : 10.3758/bf03200458 . ISSN 0090-502X . ПМИД 11504005 . S2CID 1745309 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гентнер, Дедре; Смит, Линси А. (11 марта 2013 г.). Рейсберг, Дэниел (ред.). «Аналогическое обучение и рассуждение» . Оксфордский справочник по когнитивной психологии . doi : 10.1093/oxfordhb/9780195376746.001.0001 . ISBN 9780195376746 . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гентнер, Дедре; Стивенс, Альберт Л. (14 января 2014 г.). Ментальные модели . Психология Пресс. дои : 10.4324/9781315802725 . ISBN 978-1-315-80272-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гентнер, Дедре; Ойос, Кристиан (2017). «Аналогия и абстракция» . Темы когнитивной науки . 9 (3): 672–693. дои : 10.1111/tops.12278 . ISSN 1756-8765 . ПМИД 28621480 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хеспос, Сьюзен Дж.; Андерсон, Эрин; Гентнер, Дедре (2020), Чайлдерс, Джейн Б. (редактор), «Процессы структурного картирования позволяют младенцам обучаться во всех областях, включая язык» , Приобретение языка и понятий от младенчества до детства: обучение на нескольких образцах , Чам: Springer International Издательство, стр. 79–104, номер документа : 10.1007/978-3-030-35594-4_5 , ISBN. 978-3-030-35594-4 , S2CID 213450124 , получено 9 декабря 2020 г.
- ^ Кристи, Стелла; Гентнер, Дедре; Позвони, Жозеп; Хаун, Дэниел Бенджамин Мориц (февраль 2016 г.). «Чувствительность к относительному сходству и сходству объектов у обезьян и детей» . Современная биология . 26 (4): 531–535. дои : 10.1016/j.cub.2015.12.054 . hdl : 10023/10229 . ISSN 0960-9822 . ПМИД 26853364 . S2CID 17925163 .
- ^ Перейти обратно: а б Клемент, Кэтрин А.; Гентнер, Дедре (1 января 1991 г.). «Систематика как ограничение выбора при аналоговом отображении» . Когнитивная наука . 15 (1): 89–132. дои : 10.1016/0364-0213(91)80014-В . ISSN 0364-0213 .