Автомагистраль А-1 (Черногория)
автомагистраль А-1 | ||||
---|---|---|---|---|
Шоссе А-1 | ||||
Автострада Княгини Ксении | ||||
![]() | ||||
Информация о маршруте | ||||
Часть ![]() ![]() ![]() | ||||
Длина | 165 км (103 мили) | |||
Существовал | 13 июля 2022 г. – настоящее время | |||
Основные узлы | ||||
Южный конец | ![]() | |||
| ||||
Ист-Энд | ![]() | |||
Расположение | ||||
Страна | Черногория | |||
Муниципалитеты | Бар , Подгорица , Колашин , Андриевица , Беране | |||
Система автомагистралей | ||||
|

Автомагистраль А-1 , называемая автомагистралью Принцессы Ксении ( черногорский : Auto-put Princeza Ksenija), названная в честь принцессы Черногории Ксении , первой женщины-водителя на Балканах, является автомагистралью в Черногории . Эта автомагистраль также известна как автомагистраль Бар-Боляре ( черногорский : Auto-put Bar — Boljare). В 2022 году для общественного движения была открыта первая часть автомагистрали от Смоковаца возле Подгорицы до Матешево возле Колашина . [ 1 ]
Это часть более крупного международного проекта между Черногорией и Сербией, который соединяется с автомагистралью Белград-Бар в Сербии. Автомагистраль соединит Белград с Подгорицей и портовым городом Бар Черногории , главным морским портом .
Италия , Черногория и Сербия лоббируют включение этого маршрута в число панъевропейских коридоров , и его часто называют частью предлагаемого Коридора XI , или 4B – предполагаемого паромного/автомагистрального коридора, соединяющего Бари , Бар , Белград и Бухарест. .
Строительство дороги началось 11 мая 2015 года, а первый участок протяженностью 41 км открылся 20 июля 2022 года и обошелся в 1 миллиард долларов США. [ 2 ] Стоимость проекта оказалась значительно выше ожидаемой, частично из-за того, что оплата производилась в долларах США и, следовательно, была подвержена колебаниям валютных курсов . Другие часто упоминаемые причины более высокой стоимости включают строительство магистрали , задержки в строительстве, местную коррупцию и китайскую практику кредитования в рамках инициативы «Пояс и путь» . [ 3 ] [ 4 ]
Описание маршрута
[ редактировать ]Дорога будет построена в три этапа:
- ( Бар ) Джурмани - Тоннель Созина - Вирпазар - Бистрица - Штеке - Чафа - Толошко поле - ( Подгорица ) Смоковац - это самый южный участок автомагистрали, которая свяжет столицу Черногории Подгорицу с главным морским портом Черногории в Баре. Потенциальные инвесторы, такие как ЕБРР и ЕИБ , предлагали построить этот участок в первую очередь, поскольку после завершения строительства на нем, вероятно, будет самый большой объем трафика. Планируемая длина этого участка – 51 км. [ 5 ]
- (Подгорица) Смоковац - Биоче - Пелев Бриег - Лиева Риека - Веруша - Матешево - этот средний участок автомагистрали был открыт первым из-за его значения как связующего звена между Подгорицей и северной Черногорией. Нынешняя дорога ( E65 и E80 ), проложенная в каньоне Морача , представляет собой извилистую горную дорогу, которая очень опасна зимой и является узким местом в дорожной сети Черногории. Таким образом, строительство этого участка в первую очередь является требованием тендерной документации, представленной правительством Черногории. Этот участок будет иметь длину 41 км и на сегодняшний день является самым дорогим участком автомагистрали, стоимость километра которого оценивается более чем в 20 миллионов евро. [ 5 ]
- Матешево- Андриевица - Беране - Црнча - Боляре -Граница с Сербией - этот самый северный участок автомагистрали, вероятно, будет завершен только после того, как будет достигнут прогресс на сербском участке автомагистрали к югу от Пожеги . Планируемая длина этого участка – 73 км. [ 5 ]
История
[ редактировать ]В октябре 2008 года Министерство устойчивого развития и туризма предложило Детальный план зонирования автомагистрали Бар-Боляре. [ 5 ] До этого уже была построена небольшая часть первой секции. Черногории 13 июля 2005 года, в национальный день , туннель Созина был открыт . Вместе с соответствующей дорогой к северу от туннеля она в конечном итоге станет частью автомагистрали после того, как будут построены вторая параллельная дорога и туннель.
Правительство Черногории сделало средний участок автомагистрали приоритетным, и было решено, что этот участок будет построен первым. На строительство этого участка были объявлены тендеры. Тендерные предложения были рассмотрены в марте 2009 года, и первое предложение поступило от хорватского консорциума, возглавляемого компанией Konstruktor . Контракты были подписаны, и о начале строительных работ было объявлено в июне 2009 года. Официальная церемония открытия состоялась 15 октября 2009 года в деревне Горне Мрке к северу от Подгорицы, на которой присутствовали тогдашние премьер-министры Черногории ( Мило Джуканович ), Сербия ( Мирко Цветкович ) и Хорватия ( Ядранка Косор ). Однако хорватский консорциум не смог вовремя предоставить необходимые банковские гарантии , поэтому через восемь месяцев контракт был расторгнут.
Второй по рейтингу участник торгов, консорциум греческой компании Aktor и израильской компании Shikun & Binui, был вызван правительством на переговоры. После переговоров было решено, что консорциум Aktor/HCH построит два южных участка автомагистрали по цене 1,575 миллиарда евро. [ 6 ] Третий и самый северный участок, от Матешево до Боляре (граница с Сербией), а также небольшая полоса через Скадарское озеро должны были стать предметом дальнейших переговоров. Однако греко-израильский консорциум также не смог предоставить банковские гарантии, поэтому переговоры между консорциумом и правительством Черногории были завершены в декабре 2010 года.
Правительство Черногории начало изучать варианты финансирования строительства автомагистрали, включая переговоры с китайскими инвесторами. Была изучена возможность China Road and Bridge Group и China Poly Group Corporation строительства дороги при финансовой поддержке Эксимбанка Китая . В январе 2011 года министр транспорта Черногории направил компании Poly Group официальное письмо-приглашение .
В апреле 2013 года переговоры между правительством Черногории и китайскими партиями все еще продолжались. [ 7 ] а в июле 2013 года было объявлено о предложении ЭКСИМ-банка финансирования на сумму 1 млрд долларов США и выборе предпочтительного строительного консорциума. [ 8 ]
В декабре 2014 года переговоры с китайскими партнерами успешно завершились.
В мае 2015 года начались работы на первом участке в Черногории Смоковац – Увач – Матешево , который, как ожидается, будет завершен в течение 48 месяцев. [ 2 ]
Статус
[ редактировать ]По состоянию на июнь 2018 года единственной построенной частью автомагистрали был туннель Созина и прилегающая к нему дорога непосредственно к северу от него. В настоящее время эта часть представляет собой однополосную проезжую часть, планируется построить вторую проезжую часть.
участок между Смоковацем возле Подгорицы и Матешево возле Колашина Завершен Черногории , и это первый полноценный участок автомагистрали в . Первоначально предполагалось, что строительство завершится в мае 2019 года. Позже оно было пересмотрено, и оно было открыто в июле 2022 года. [ 9 ]
Столбы моста Морачица , самого высокого моста на автомагистрали, были завершены в октябре 2017 года. [ 10 ] Правая труба туннеля Клопот — первый туннель, прорытый на автомагистрали 25 августа 2017 года. [ 11 ] В 2017 году туннель Ябучки Крш (1370 м и 1430 м), [ 12 ] Мрке (829 м и 800 м) [ 13 ] и Вилац (815 м и 950 м) также были раскопаны. [ 14 ]
В 2018 году туннели Мрки Крш (700 м каждая труба), Мала Трава (1900 м и 1884 м), [ 15 ] Сука (600 м каждая трубка) [ 16 ] и Вежешник (2474 м и 2414 м) [ 17 ] [ 18 ] были раскопаны. Самый длинный туннель на среднем участке автомагистрали, тоннель Ветерник (3039 м и 2852 м), был раскопан 9 июля 2018 года. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Официально открыта автомагистраль имени княгини Ксении» (на черногорском языке). новости.me. 13 июля 2022 г. Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Почела изградня автопута» . autoput.me. 13 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 16 марта 2016 года . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Стэндиш, Рид; Чаппл, Амос (12 января 2023 г.). «Путешествие по черногорскому шоссе стоимостью 1 миллиард долларов, построенному китайцами» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ Кайошевич, Самир (12 июля 2023 г.). «Китайская компания CRBC стремится построить следующий участок черногорского шоссе» . Балканский взгляд . Архивировано из оригинала 7 октября 2023 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Детальный план автопути Бар – Боляре – Предлог» [Подробный план автомагистрали Бар – Боляре – Предложение] (PDF) . www.mrt.gov.me (на черногорском языке). Министерство устойчивого развития и туризма. Октябрь 2008 года . Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ «Черногория приняла заявку на строительство автомагистрали на сумму 1,575 млрд евро от греко-израильской компании Aktor/HCH ‹ Последние новости ‹ Новости ‹ Смотрите новости – умейте видеть» . См. Новости . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ "Эксимбанк Китая может предложить льготный кредит для проекта" . 10 апреля 2013 года . Проверено 3 сентября 2013 г.
- ^ «Китайские фирмы выиграли проект европейской автомагистрали: Черногория» . 12 июля 2013 года . Проверено 3 сентября 2013 г.
- ^ «Посмотрите, как с воздуха выглядит приоритетный участок трассы Смоковац — Маташево» . www.vijesti.me (на черногорском языке). 11 июля 2022 г., округ Колумбия . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ «Завершено строительство опор самого большого моста в бывшей Югославии» . www.cdm.me. Кафе дель Монтенегро. 30 октября 2017 г. Проверено 20 июня 2018 г.
- ^ «Тестовый туннель Клопота» [Раскопки туннеля Клопота]. www.rtcg.me (на черногорском языке). Радио и телевидение Черногории 26 августа , Получено 20 . июня
- ^ «Туннель Ябучки Крш также раскопан» [Туннель Ябучки Крш также раскопан]. www.rtcg.me (на черногорском языке). Радио и телевидение Черногории . 27 августа 2017 г. Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ «Пробиен тунель Мрке» [Раскопанный туннель Мрке]. www.cdm.me (на черногорском языке). Кафе дель Монтенегро. 11 декабря 2017 года . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ «Пробиенский туннель Вилац» [Раскопанный туннель Вилац]. www.mondo.me (на черногорском языке). Мир. 27 декабря 2017 г. Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ «Раскопки туннелей Мрки Крш и Малая Трава» [Раскопки туннелей Мрки Крш и Малая Трава]. www.cdm.me (на черногорском языке). Кафе дель Монтенегро. 22 февраля 2018 года . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ «Еще один туннель, раскопанный на автомагистрали Бар-Боляре» [Еще один туннель, раскопанный на автомагистрали Бар-Боляре]. www.cdm.me (на черногорском языке). Кафе дель Монтенегро. 14 мая 2018 года . Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ «Раскопана правая труба Вежешника» [Раскопана правая труба Вежешника]. порталanalitika.me (на черногорском языке). Аналитический портал. 26 июня 2018 г. Проверено 26 июня 2018 г.
- ^ «Туннель Вежешник тоже раскопал, Бемакс завершил раскопки раньше срока» [Туннель Вежешник тоже раскопал, Бемакс завершил раскопки раньше срока]. www.cdm.me (на черногорском языке). Кафе дель Монтенегро. 23 августа 2018 года . Проверено 23 августа 2018 г.
- ^ «Раскопки Ветереника - самый длинный туннель на автомагистрали». порталanalitika.me (на черногорском языке). Аналитический портал. 9 июля 2018 года . Проверено 9 июля 2018 г.