Идея справедливости
Автор | Амартия Сен |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Теория справедливости |
Издатель | Аллен Лейн и издательство Гарвардского университета |
Дата публикации | 2009 |
Место публикации | Индия |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 304 |
ISBN | 978-1-84614-147-8 |
ОКЛК | 368046398 |
«Идея справедливости» — книга экономиста Амартии Сена, вышедшая в 2009 году . Работа представляет собой критику и пересмотр философа Джона Ролза » «Теории справедливости (1971).
Краткое содержание
[ редактировать ]Книга представляет собой, главным образом, критику и пересмотр основных идей Джона Ролза в «Теории справедливости» (1971). Сен широко использовал работы Ролза, в основном написанные, когда первый был профессором в Индии. Сен не был учеником Ролза. Скорее, Ролз, который не был экономистом, опирался на работы Харсаньи и сенатора. Сен посвятил «Идею справедливости» памяти Ролза. Подводя итоги работы, С.Р. Османи пишет:
Нужна ли нам теория справедливости ? вообще если ответ «да», то как нам разработать такую теорию, которая могла бы помочь практическим людям двигаться к более справедливому миру? Это основные проблемы Амартии Сена в этой книге. [1]
В своей книге Сен радикально порывает с традиционным представлением о homo Economicus , или «рациональном экономическом человеке», мотивируемом главным образом личными интересами. Он указывает, что у детей есть сильные представления о справедливости и острое отвращение к проявлению несправедливости. Во введении к «Идее справедливости » Сен утверждает, что «сильное восприятие явной несправедливости применимо и ко взрослым людям (как и к детям). справедливо – чего мало кто из нас ожидает – но что вокруг нас явно существует исправимая несправедливость, которую мы хотим устранить».
Таким образом, Сен утверждает, что люди озабочены устранением исправимой несправедливости так же, как и преследованием своих собственных интересов.
Это утверждение имеет естественное следствие. Поскольку у людей есть врожденное желание искоренить несправедливость там, где это возможно, институты не так уж важны. Идеальные институты не обязаны прививать людям чувство справедливости или убеждать людей действовать справедливо или очень строго контролировать их, чтобы предотвратить трансгрессивное поведение. Поскольку идеальные институты не являются необходимыми и поскольку у людей есть врожденное желание устранить исправимую несправедливость, из этого следует, что «Общественный разум» — то есть открытая дискуссия и рациональный аргумент — может сделать возможным то, что Сен называет «множественным обоснованием», то есть «перекрывающимся» принципом. «консенсус» (по терминологии Ролза) между людьми разных идеологий, убеждений или систем ценностей, так что люди могут прийти к согласию в сравнительных оценках справедливости без необходимости соглашаться со всеми своими ценностями и убеждениями.
Один из главных аргументов Сена заключается в том, что проект социальной справедливости не следует оценивать двоично: он либо достигнут, либо нет. Скорее, он утверждает, что справедливость следует понимать как существующую в определенной степени и, соответственно, оценивать ее в рамках континуума. Более того, он утверждает, что нам не нужен полностью устоявшийся абстрактный идеал справедливости, чтобы оценивать справедливость различных институтов. Он утверждает, что мы можем осмысленно сравнивать уровень справедливости в двух институтах, не постулируя идеальную, трансцендентальную идею справедливости. Противоположную позицию он называет трансцендентальным институционализмом.
Сен защищает одну из самых фундаментальных теоретических концепций Ролза: справедливость как честность. Хотя это расплывчатое понятие, чреватое трудностями в каждом конкретном случае, он, тем не менее, рассматривает его как одно из самых сильных открытий Ролза, отвергая при этом необходимость двух принципов справедливости Ролза, вытекающих из с исходным положением мысленного эксперимента в «Теории справедливости» .
Он благодарит Ролза за оживление интереса к идеям о том, что означает справедливость, и за акцент на справедливости, объективности, равенстве возможностей, устранении бедности и свободе. Однако Сен, в рамках своей общей критики контрактарной традиции, утверждает, что идеи о совершенно справедливом мире не помогают исправить реально существующее неравенство. Сен упрекает Ролза в том, что он придает слишком большое значение институтам как гарантам справедливости и не принимает во внимание влияние человеческого поведения на способность институтов поддерживать справедливое общество. Сен считает, что Ролз недооценивает сложность заставить всех членов общества придерживаться норм справедливого общества. Он также утверждает, что позиция Ролза о том, что существует только один возможный результат рефлективного равновесия за завесой невежества, ошибочна. В отличие от Ролза, Сен считает, что могут возникнуть многочисленные противоречивые, но справедливые принципы, и что это подрывает многоэтапные процессы, которые, по мнению Ролза, ведут к совершенно справедливому обществу. [2]
Сен также во многом опирается на Адама Смита и его первую крупную работу «Теория моральных чувств» (1759 г.), утверждая, что это самая важная и незаслуженно игнорируемая работа Смита.
Прием
[ редактировать ]Идея справедливости была описана журналом The Economist как «потрясающее обобщение собственных работ г-на Сена по экономическим рассуждениям, а также по элементам и измерению человеческого благосостояния». [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Османи, С.Р. (2010). «Теория справедливости для несовершенного мира: исследование идеи справедливости Амартии Сена» . Журнал человеческого развития и возможностей . 11 (4): 599–607. дои : 10.1080/19452829.2010.520965 . S2CID 143054698 .
- ^ Сен, Амартья (2009). Идея справедливости . Нью-Йорк: Belknap Press (Издательство Гарвардского университета). стр. 52–74. ISBN 978-0-674-06047-0 .
- ^ The Economist , 6 августа 2009 г., [1]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с идеей справедливости в Wikiquote