Инь и Ян
«Ин и Ян » (Инь и Ян) — пьеса Бориса Акунина , написанная для режиссёра Алексея Бородина в редакции Захарова в 2006 году. В этой пьесе фигурируют персонаж Акунина, русский сыщик Эраст Фандорин , а также его японский слуга Масахиро «Маса» Сибата и помещен вскоре после возвращения Фандорина из Японии . В печатном издании представлены две версии пьесы: «Белая версия» и «Черная версия». Как пишет Борис Акунин в редакционной статье, с которой начинается книга, эти версии имеют один и тот же сюжет, но принадлежат двум разным мирам.
Заголовок
[ редактировать ]Название отсылает к Инь-Ян , но оно также состоит из имен двух главных героев. «Инь» — это русская транслитерация китайского слова, транслитерированного на английском языке как «Инь», и аналогично «Ян» означает «Ян». Однако в «правильном» переводе не были бы каламбуры с именами главных героев: Инга и Ян (Ян).
Основные различия между версиями
[ редактировать ]Белая и черная версии отличаются как по общему ощущению, так и по деталям. Белая версия, по мнению зрителей, серьезна, похожа на детектив и имеет типично русскую атмосферу. С другой стороны, черная версия — это скорее черная комедия с элементами мистики и восточным оттенком. [ 1 ]
- В Белой версии Фандорин ломает руку . В Черной версии он ломает ногу и становится еще более недееспособным.
- В Белой версии Ян решителен и зрел. В Черной версии Ян ребячлив и рассеян.
- В «Черной версии» Инга проявляет некоторый интерес к Фандорину.
- Некоторые события перенесены. В Белой версии они проходят на чердаке и в подвале . В «Черной версии» те же события происходят и во внешних зданиях. Это следует из неспособности Фандорина подниматься и спускаться по лестнице в Черной версии.
- Черная версия имеет больше мистических аспектов, а Белая версия более реалистична .
- Главный злодей в двух версиях разный.
Персонажи обеих версий
[ редактировать ]- Эраст Фандорин , известный сыщик, только что вернувшийся из Японии .
- Маса , японский слуга Фандорина, обязанный Фандорину жизнью.
- Ян Борецкий , студент, бросивший учебу ради исследований вакцин . Он планирует жениться на своей кузине Инге, хотя, похоже, не в восторге от этого.
- Инга Борецкая , дочь богатых родителей. Она очень любит Яна и очень хочет выйти за него замуж. Когда она была маленькой, она называла себя «Ин» и не могла правильно произнести свое имя.
- Казимир Борецкий , отец Яна и отчаянный алкоголик .
- Stanislav Boretsky and Lidiya Boretskaya , Inga's wealthy parents.
- Роберт Диксон умершего Сигизмунда Борецкого , врач , который не смог уберечь его от смерти.
- Степан Слюньков , адвокат, который сообщает семье Борецких о завещании Сигизмунда .
- Фаддей , рассеянный слуга покойного Сигизмунда Борецкого.
- Аркаша , несколько зловещий лакей. Кажется, он влюблен в Глашу и ревнует, когда последняя проявляет симпатию к Масе.
- Глафира (чаще Глаша), горничная.
Предыстория обеих версий
[ редактировать ]Действие спектакля происходит в Подмосковье , в усадьбе покойного Сигизмунда Борецкого в 1882 году. Братья Сигизмунда Станислав и Казимир приехали со своими семьями, чтобы узнать его завещание и разделить наследство. Погода на улице штормовая. Ожидается, что Эраст Фандорин посетит семью.
Краткое описание сюжета
[ редактировать ]Белая версия
[ редактировать ]Спектакль начинается с того, что Ян пытается забрать у Инги белого кролика, которого он использовал в качестве морской свинки. Он пытается убедить ее, что собирается найти вакцину от столбняка , но Инга отказывается дать ему кролика. Она переводит разговор на завещание дяди Сигизмунда и их будущий брак.
Когда оба приходят в гостиную, они обнаруживают всю семью и друзей в самых разных штатах. Большинство из них, похоже, возмущены. Когда Слюнькова снова просят прочитать завещание, выясняется, что все деньги Сигизмунда достаются Инге, Ян получает китайский бумажный веер, а остальные ничего не получают. Слюньков замечает, что веер нужно передать в присутствии человека по имени Эраст Фандорин. По словам Слюнькова, господина Фандорина ждали утром, но он почему-то еще не добрался до усадьбы. Аркаша признается, что приготовил телегу и послал за Фандорином совсем тупого кучера. Наконец Слюньков соглашается без лишних слов отдать веер Яну. В плохом состоянии предмет выглядит эффектно и имеет две стороны разного цвета: чёрного и белого. Диксон предлагает Яну продать его коллекционеру. Заинтересованный в деньгах, которые можно будет заработать, Казимир берет веер и обсуждает с Диксоном возможную продажу. Он просит Яна принести ему коньяка, что Ян и делает, и выпивает его. Инге удается отобрать веер, и она в шутку бьет Казимира черной стороной веера. Внезапно Казимир начинает дрожать и падает замертво.
Тут в комнату входит Фандрин и рассказывает семье, что попал в аварию из-за плохой дороги и не очень прочной тележки. Он в хорошей форме, если не считать сломанной руки. Его сопровождает Маса, который только начинает изучать русский язык. Семья пытается спрятать от него труп, но он наконец замечает его. Тем не менее Фандорин сообщает семье, что веер, как известно, обладает волшебством. Когда человек становится белым для человека и черным для мира, восемь раз помахав им и пропев заклинание, человек станет счастливым и богатым за счет остального, и наоборот, если веер повернуть в другую сторону. Он также может лечить, ударяя белой стороной, и убивать, ударяя черной стороной. Услышав это, Инга вспоминает, как ударила Казимира, и теряет сознание. Из-за грозы выключается электрическое освещение, а когда оно снова включается, вентилятор отсутствует. Фандорин планирует допросить каждого присутствующего, просит Диксона провести вскрытие тела и проверить коньяк на наличие яда, затем приказывает всем, кроме Яна, уйти. Когда тело Казимира уносят, Фандорин видит бумагу, выпадающую из его кармана, и сохраняет ее.
После некоторых колебаний Ян предполагает, что вором будет его тетя Лидия, поскольку она отчаянно хочет молодости и богатства. Затем он упоминает цену, которую, по словам Дикинсона, стоил вентилятор, и Фандорин впечатляет Яна, сообщая ему реальную цену вентилятора как антикварного предмета. Ян решает продать вентилятор после того, как он будет найден, чтобы получить деньги и продолжить свои исследования. Тем временем Аркаша пытается произвести впечатление на Глашу своей игрой на гитаре и пением, но приходит Маса и привлекает всеобщее внимание, к большому огорчению лакея.
Затем Фандорин расспрашивает Ингу, и она рассказывает ему о том, что влюбилась в Яна (в которого она влюбилась, когда увидела его после долгой разлуки; она говорит, что он сильно изменился) и о катастрофической жизненной ситуации Казимира. Тем временем смущенный и ревнивый Аркаша высмеивает Масу. Маса спрашивает его, не он ли приготовил тележку. Аркаша отрицает, но Глаша признает. Аркаша и Маса дерутся, и Маса побеждает.
Фандорин противостоит Лидии после смерти Казимира. Он предполагает, что в вине был яд и она была в этом замешана. Он напоминает, что у нее был роман с Казимиром, и показывает ей бумагу, полученную им от покойного, в которой Лидия обещает Казимиру, что никогда больше не будет одалживать ему денег, и просит оставить ее в покое. Станислав входит в гостиную и обнаруживает свою жену в слезах и поздравляет ее с тем, что она якобы отравила Казимира, только чтобы обвинить ее в этом романе и немного позже одолжить Казимиру деньги.
Маса и Глаша сидят на скамейке снаружи и разговаривают. Они удивлены Фадди. Глаша уходит, а Фаддей сидит на скамейке и сокрушается о своей судьбе слуги и полном отсутствии планов на будущее. Маса спрашивает его, давно ли Диксон здесь, и Фадди отвечает, что Диксон был врачом Сигизмунда, но не слишком давно. Фадди также обвиняет Диксона в том, что он дал Сигизмунду плохое лекарство и тем самым позволил ему умереть. Маса бежит в поместье, входит, оказывается в гостиной и прячется.
Фандорин, заметивший прихода Масы, расспрашивает Диксона. Врач говорит, что коньяк был чистый, а смерть Казимира наступила от инфаркта. Когда Фандорин на японском говорит Масе пойти за бутылкой, Диксон упоминает, что бутылка разбита. Фандорин с подозрением относится к доктору и обвиняет его в том, что он отравил Казимира и долгое время шел по следу фаната (он полагает, что доктор когда-то был в Японии). Когда доктор сдается и готовится вылить все, в него стреляет кто-то извне. Фандорин пытается пройти через окно, чтобы последовать за убийцей, но сломанная рука замедляет его.
Когда Фандорин снова приходит, к нему присоединяются остальные члены семьи и друзья. Здесь все, кроме Аркаши. Планируя разоблачить убийцу по мокрой одежде, Фандорин озадачен, ведь у каждого человека по тем или иным причинам есть мокрая одежда. Пока Фандорин объясняет остальным свои теории, Аркаша молча слушает, спрятавшись за стеной. Слюньков заставляет Яна подписать бумагу о своем наследии, тот подписывает бумагу, даже не читая ее. Фандорин приказывает никому не выходить из дома, пока убийца не будет найден. Ян предполагает, что человек, укравший вентилятор, спрятал его либо в подвале, либо на чердаке. Фандорин колеблется, но Инга убеждает его, что он должен рискнуть. Затем Фандорин направляется в подвал.
Тем временем Аркаша разыгрывает перед Глашей сцену ревности. К ним присоединяется Маса и спрашивает, друзья ли Аркаша и Диксон. И снова Аркаша отрицает, но Глаша признает. Когда Маса пытается заставить Аркашу пойти с ним, чтобы заставить Фандорина допросить его, Аркаша находит стул и разбивает им свет. Затем он убегает.
В подвале Фандорин и Маса обнаруживают вора: это Слюньков. Он спонтанно украл вентилятор и совершенно не связан ни с одним другим произошедшим преступлением. Он действительно спрятал вентилятор в подвале и теперь пытается уйти молча. Фандорин просматривает бумагу, подписанную Яном ранее, и узнает, что это договор об утилизации фаната. Это было необходимо, поскольку вентилятору разрешается работать только тогда, когда он находится в руках его законного владельца. Фандорин полагает, что Слюнькову стоит попробовать. Слюньков поворачивает его к себе белой стороной и совершает ритуал. Ничего не происходит. Слюньков теряет сознание. Фандорин забирает веер и передает его Масе. Когда Маса сообщает Фандорину, что Диксон и Аркаша действуют вместе, Фандорин уходит. На первом этаже он узнает от неугомонной Инги, что Ян находится на чердаке, а Аркаша просто пошел туда, чтобы присоединиться к нему, и они оба бегут на чердак, к большому удовольствию Фаддея.
Придя на чердак, они обнаруживают, что Аркаша и Ян борются на полу. Ян берет лежащий рядом пистолет и стреляет в Аркашу. Затем Фандорин благодаря пыли на полу реконструирует некоторые события и объясняет их Яну и Инге, а также свою теорию. Маса осматривает труп и обнаруживает, что в Аркашу стреляли не один, а два раза. Затем Фандорин понимает, что пистолет принадлежал Яну, а не Аркаше. Он также осматривает стены и обнаруживает, что пуля, от которой, по словам Яна, он увернулся, действительно была выпущена им, чтобы убить паникующего сообщника по преступлению. Именно тогда Фандорин обвиняет его в том, что он был вдохновителем смерти Сигизмунда и всех других смертей, и все это для того, чтобы получить деньги от продажи редкого веера. Понимая, что он в ловушке, Ян хватает Ингу и направляет на нее шприц, полный бактерий столбняка. Маса вынужден дать ему веер, и он убегает. Фандорин говорит, что Яна, вероятно, перехватит полиция, окружающая поместье. Затем Маса показывает миру веер. В коробке, которую он дал Яну, был свиток, которым он записывал русские слова, чтобы выучить их.
Черная версия
[ редактировать ]Спектакль начинается с того, что Ян пытается забрать у Инги черного кролика, которого он использовал в качестве морской свинки. Он пытается убедить ее, что собирается найти вакцину от столбняка, но Инга отказывается дать ему кролика. Она переводит разговор на завещание дяди Сигизмунда и их будущий брак.
Когда оба приходят в гостиную, они обнаруживают всю семью и друзей в самых разных штатах. Большинство из них, похоже, возмущены. Когда Слюнькова снова просят прочитать завещание, выясняется, что все деньги Сигизмунда достаются Инге, Ян получает китайский бумажный веер, а остальные ничего не получают. Слюньков замечает, что веер нужно передать в присутствии человека по имени Эраст Фандорин. По словам Слюнькова, господина Фандорина ждали утром, но он почему-то еще не добрался до усадьбы. Аркаша признается, что приготовил телегу и послал за Фандорином совсем тупого кучера. Наконец Слюньков соглашается без лишних слов отдать веер Яну. В плохом состоянии предмет выглядит эффектно и имеет две стороны разного цвета: чёрного и белого. Диксон предлагает Яну продать его коллекционеру. Заинтересованный в деньгах, которые можно будет заработать, Казимир берет веер и обсуждает с Диксоном возможную продажу. Он просит Яна принести ему коньяка, что Ян и делает, и выпивает его. Инге удается отобрать веер, и она в шутку бьет Казимира черной стороной веера. Внезапно Казимир начинает дрожать и падает замертво.
Тут в комнату входит Фандорин и рассказывает семье, что попал в аварию из-за плохой дороги и не очень прочной тележки. У него сломана нога и он прикован к инвалидной коляске. Его сопровождает Маса, который только начинает изучать русский язык. Семья пытается спрятать от него труп, но он наконец замечает его. Тем не менее Фандорин сообщает семье, что веер, как известно, обладает волшебством. Когда человек становится белым для человека и черным для мира, восемь раз помахав им и пропев заклинание, человек станет счастливым и богатым за счет остального, и наоборот, если веер повернуть в другую сторону. Он также может лечить, ударяя белой стороной, и убивать, ударяя черной. Услышав это, Инга вспоминает, как ударила Казимира, и теряет сознание. Из-за грозы выключается электрическое освещение, а когда оно снова включается, вентилятор отсутствует. Фандорин планирует допросить каждого присутствующего, просит Диксона провести вскрытие тела и проверить коньяк на наличие яда, затем приказывает всем, кроме Яна, уйти. Когда тело Казимира уносят, Фандорин видит бумагу, выпадающую из его кармана, и оставляет ее себе.
После некоторых колебаний Ян предполагает, что вором будет его тетя Лидия, поскольку она отчаянно хочет молодости и богатства. Затем он упоминает цену, которую, по словам Дикинсона, стоил вентилятор, и Фандорин впечатляет Яна, сообщая ему реальную цену вентилятора как антикварного предмета. Ян решает продать вентилятор после того, как он будет найден, чтобы получить деньги и продолжить свои исследования. Ян бросается в комнату Лидии. Тем временем Аркаша пытается произвести впечатление на Глашу своей игрой на гитаре и пением, но приходит Маса и привлекает всеобщее внимание, к большому огорчению лакея.
Затем Фандорин расспрашивает Ингу, и она рассказывает ему о том, как влюбился в Яна (который не сильно изменился с детства, но которым она восхищается за то, что он гений) и о катастрофической жизненной ситуации Казимира. Тем временем смущенный и ревнивый Аркаша высмеивает Масу. Маса спрашивает его, не он ли приготовил тележку. Аркаша отрицает, но Глаша признает. Аркаша и Маса дерутся, и Маса побеждает.
Фандорин противостоит Лидии после смерти Казимира. Он предполагает, что в вине был яд и она была в этом замешана. Он напоминает, что у нее был роман с Казимиром, и показывает ей бумагу, полученную им от покойного, в которой Лидия обещает Казимиру, что никогда больше не будет одалживать ему денег, и просит оставить ее в покое. Станислав входит в гостиную и обнаруживает свою жену в слезах и поздравляет ее с тем, что она якобы отравила Казимира, только чтобы обвинить ее в этом романе и немного позже одолжить Казимиру деньги.
Маса и Глаша сидят на скамейке снаружи и разговаривают. Они удивлены Фадди. Глаша уходит, а Фаддей сидит на скамейке и сокрушается о своей судьбе слуги и полном отсутствии планов на будущее. Маса спрашивает его, давно ли Диксон здесь, и Фадди отвечает, что Диксон был врачом Сигизмунда, но не слишком давно. Фадди также обвиняет Диксона в том, что он дал Сигизмунду плохое лекарство и тем самым позволил ему умереть. Маса бежит в поместье, входит, оказывается в гостиной и прячется.
Фандорин, заметивший вошедшего Масу, расспрашивает слегка пьяного Диксона. Доктор ошеломлен, поскольку он, похоже, не находит объяснения смерти Казимира, поскольку его вскрытие не выявило ничего аномального. Фандорин спрашивает о бутылке, и Диксон вытаскивает ее из кармана, говоря, что выпил все. Он переворачивает его вверх дном, показывая, что он пуст. Фандорин с подозрением относится к доктору и обвиняет его в том, что он отравил Казимира и вымыл бутылку, чтобы скрыть улики. Доктор начинает рассказывать историю о том, что у него есть долги, которые он не может вернуть, и когда он упоминает кого-то, кто за него все заплатил, в него стреляют кто-то со стороны. Фандорин пытается пойти за убийцей, но падает с инвалидной коляски и беспомощно остается лежать на полу. Приходит Фадди и помогает ему сесть в инвалидное кресло.
Позже к Фандорину присоединяются остальные члены семьи и друзья. Здесь все, кроме Аркаши. Планируя разоблачить убийцу по мокрой одежде, Фандорин озадачен, ведь у каждого человека по тем или иным причинам есть мокрая одежда. Пока Фандорин объясняет остальным свои теории, Аркаша молча слушает, спрятавшись за стеной. Слюньков заставляет Яна подписать бумагу о своем наследии, тот подписывает бумагу, даже не читая ее. Фандорин упоминает, что для того, чтобы веер работал, его владелец также должен носить шлем Дао. Описывая его, Фадди упоминает, что один из них есть в частном музее Сигизмунда, в изолированном здании в саду. Затем Фандорин заявляет, что никто не может выходить из дома, чему возражает Ян, говоря, что он предпочитает проводить все это время в своей лаборатории, которая также находится в саду.
В частном музее Фандорин, Маса и Фаддей обнаруживают вора, натягивающего на голову шлем Дао: это Слюньков. Он спонтанно украл вентилятор и совершенно не связан ни с одним другим произошедшим преступлением. Он действительно украл вентилятор и теперь пытается найти способ заставить его работать. Фандорин просматривает бумагу, подписанную Яном ранее, и узнает, что это договор об утилизации фаната. Это было необходимо, поскольку вентилятору разрешается работать только тогда, когда он находится в руках его законного владельца. Фандорин полагает, что Слюнькову стоит попробовать. Слюньков поворачивает его к себе белой стороной и совершает ритуал. Ничего не происходит, к большому разочарованию Слюнькова. Фандорин велит Фадди вернуть веер на место, и Маса помогает ему выйти. Наедине с Фаддеем Слюньков пытается хлопнуть себя белой стороной веера и с удивлением видит, что это получается: как только он стягивает шлем, его волосы чернеют, он становится моложе и здоровее. Фадди отказывается делать то же самое. С облегчением Слюньков дает Фаддею веер и в восторге убегает.
Снаружи (в тексте написано «перед занавесками», но очевидно, что эти действия происходят снаружи, между домом, музеем и лабораторией) Маса катит инвалидную коляску с Фандорином на ней. Когда они говорят по-японски, Фандорин упоминает Аркашу, и Маса бежит его искать. Инга подходит. Фандорин сетует, что не смог принять участие в акции из-за сломанной ноги. Когда Инга упоминает, что собиралась в лабораторию Яна, Фандорин просит ее передать ему, что они нашли вентилятор.
Глаша на кухне отбивает мясо деревянной лопаткой. Аркаша пугает ее, входя. Он начинает разыгрывать перед ней сцену ревности. Врывается Маса и спрашивает, друзья ли Аркаша и Диксон. И снова Аркаша отрицает, но Глаша признает. Когда Маса пытается заставить Аркашу пойти с ним, чтобы заставить Фандорина допросить его, Аркаша забирает у Глаши мясорубку и разбивает ею свет. Затем он убегает.
В лаборатории Яна Ян сосредоточен на своих умирающих кроликах и сетует на то, что еще не нашел идеальную вакцину. Рядом с ним Инга, она мечтает об их браке и будущей совместной жизни, но неожиданно Ян признается, что предпочел бы остаться одиноким и посвятить свою жизнь науке. Он предлагает продать вентилятор Инге, чтобы он мог заработать немного денег и иметь полноценную лабораторию. Инга колеблется, но потом соглашается. Они не видят, как Аркаша входит у них за спиной.
Маса, Фандорин и Фаддей прибывают в лабораторию. Фандорин стучит и слышит крики Аркаши. Маса врывается и обнаруживает мертвого Аркашу, изумленного Яна с пистолетом в руке и Ингу с окровавленным лбом. Фандорин объясняет, что Аркаша все время хотел получить вентилятор, поэтому он спас Диксона от кредиторов. И теперь, когда его конец был близок, Аркаша искал, где бы спрятаться. Фандорин забирает у Яна пистолет и присматривается к нему. Тем временем Ян возвращается к своим кроликам. Именно тогда Фандорин направляет на него пистолет и обвиняет его в том, что он был вдохновителем смерти Сигизмунда и всех других смертей, и все это для того, чтобы получить деньги от продажи редкого веера. Ян в шоке, но не сопротивляется, когда Маса и Фаддей запирают его в чулане (ему удается взять с собой живого кролика и еще один полный шприц). Маса и Фаддей уходят с телом Аркаши, и только тогда Фандорин все время говорит Инге, что это была она, а он всего лишь симулирует подозрения в отношении Яна, чтобы она представила больше улик. Он говорит ей, что Сигизмунд никогда бы не подарил ей этот веер, чтобы у нее никогда не возникло искушения им воспользоваться. Именно тогда Инга показывает, что теперь она владеет веером, и бьет Фандорина черной стороной, выводя его из строя, но сохраняя ему жизнь. Она сообщает, что напиток Казимира не был ничем отравлен, и дала ему пощечину только для того, чтобы убедиться, что вентилятор работает. Затем она поворачивает веер белой стороной к себе, совершает ритуал и теряет сознание. Ян выбегает из туалета, отпуская живого кролика, и говорит, что вакцина сработала. Фандорин удивляется, когда понимает, что больше не чувствует боли в ноге и может встать. Но он не может понять, почему вентилятор работал неправильно. Тогда Фаддей объясняет, что починил его, взяв у Слюнькова, но когда приклеил бумагу обратно, то перевернул ее не той стороной. Ян сажает Ингу на инвалидную коляску Фандорина и говорит, что она заразилась столбняком и наверняка останется парализованной на всю жизнь. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Персональный сайт Петра Красилова / Отзывы / Инь и Ян
- ^ Akunin, Boris. "Инь и Ян". Zakharov (2007), ISBN 5-8159-0584-4 , 978-5-8159-0698-3