Jump to content

Дордже Цетен

Дордже Цеден.jpg

Дордже Цетен ( тибетский : rdo rje tshe brtan , Wylie : rdo rje tshe brtan , ZYPY : Doje Cedain ), также Дуоцзе Кайдан ( 多傑才旦 ); Ноябрь 1926, Хуанчжун — 6 июля 2013, Пекин ) — учёный, историк и китайский политик тибетской национальности. [ 1 ] [ 2 ] Он был председателем Тибетского автономного района (ТАР), прежде чем стать первым директором Китайского тибетологического исследовательского центра . [ 2 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Цетэн родился в ноябре 1926 года в уезде Хуанчжун провинции Циньхай .

В сентябре 1948 года Цетен окончил Пекинский педагогический университет по специальности педагог. [ 1 ]

Он был одним из немногих тибетских коммунистов , группы учёных и учителей, которые были отправлены в Тибет, чтобы превозносить преимущества марксизма-ленинизма . [1] Группа прибыла в Чамдо в начале зимы 1951 года. [ 3 ]

28 марта 1959 года он был назначен членом подготовительного комитета по созданию ТАР. Во время Культурной революции он скрывался. [2] [ 4 ]

В 1981 году он стал вице-президентом Народного конгресса ТАР. С марта 1983 по июнь 1985 года он был одним из секретарей Коммунистической партии Тибета. С апреля 1983 по 1985 год он был председателем Народного комитета ТАР. [ 5 ]

В 1986 году он был отстранен от своего поста в Тибете после изменения позиции Коммунистической партии по Тибету после протестов 1987-1989 годов . Он был назначен директором Китайского тибетологического исследовательского центра в Пекине и оставался на этой должности до 2000 года.

Он вышел на пенсию в апреле 2004 года в возрасте 78 лет.

Он умер 6 июля 2013 года в Пекине. [ 1 ]

Взгляды на тибетское образование

[ редактировать ]

В 1991 году он опубликовал свою книгу об образовании в Тибете , назвав образование тибетского языка важнейшим вопросом, учитывая «сильные разногласия». [ 6 ] Он объяснил отсутствие тибетского образования во время Культурной революции быстрым расширением образования, нехваткой учителей и учебников и влиянием левой идеологии. [ 6 ] Он подчеркнул важность тибетского языка в развитии образования и экономики.

Он сообщил, что в ходе пилотного проекта 1982 года в трех средних школах в Лхасе , Гьянце и Лхохе, направленного на сравнение преимуществ тибетского и ханьского языков, классы, преподаваемые на тибетском языке в Гьянце, в среднем получали в два раза больше экзаменационных оценок, чем классы, преподаваемые на ханьском языке. Проект был прекращен из-за нехватки книг, квалифицированных преподавателей и плохого управления. Он рекомендовал не преподавать хань в начальных школах в сельской местности и постепенно применять тибетский язык в образовании к средней школе. [ 6 ]

Примечания

[ редактировать ]
1. ^ Дордже Цетен принадлежит к первому поколению тибетских коммунистических лидеров после китайской военной интервенции в Тибет, поколению, в основном выходцу из восточно-тибетских регионов Кхам и Амдо , где уже существовало китайское присутствие. Эта группа состояла из аристократов и других тибетцев, кооптированных на официальные должности, а также тибетцев из восточного Тибета, которые присоединились к Коммунистической партии в первые дни и заняли важные посты в Тибетском автономном районе (РАТ). Большинство лидеров этой группы позже подверглись жестоким преследованиям во время Культурной революции . [ 7 ]
  1. ^ Jump up to: а б с «Смерть товарища Дордже Кайдана» . news.xinhuanet.com . Архивировано из оригинала 13 июля 2013 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б Аутентификация Тибета: ответы на 100 вопросов Китая . Блондо, Анн-Мари., Баффетрил, Катя., Цзин, Вэй. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. 2008. С. 225 . ISBN  9780520244641 . OCLC   87772917 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. ^ Френч, Патрик (2003). Тибет, Тибет: личная история затерянной земли (1-е американское изд.). Нью-Йорк: Кнопф. стр. 245–246. ISBN  1400041007 . OCLC   51983324 .
  4. ^ Коннер, Виктория (1997). Лидеры Тибета: справочник . Барнетт, Роберт, 1953 г., Тибетская информационная сеть. Лондон: Информационная сеть Тибета. ISBN  0953201104 . OCLC   39084311 .
  5. ^ Сопротивление и реформы в Тибете . Барнетт, Роберт, 1953- (1-е изд. для Индии). Дели: Издательство Motilal Banarsidass. 1996. с. 298. ИСБН  8120813715 . OCLC   47366775 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  6. ^ Jump up to: а б с Катриона., Бас (1998). Образование в Тибете: политика и практика с 1950 года . Лондон: Зед Букс. ISBN  1856496732 . ОСЛК   39533599 .
  7. ^ «Назначено третье поколение тибетских лидеров» . Фаюл.com . Проверено 2 ноября 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0535f77c61dc8ab6555a89e13e2fb557__1720812000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/57/0535f77c61dc8ab6555a89e13e2fb557.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dorje Tseten - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)