Густав Олен
Густав Олен | |
---|---|
Епископ Стренгнеса | |
![]() Густав Олен (справа) | |
Церковь | Церковь Швеции |
епархия | Странгнес |
В офисе | 1933–1952 |
Предшественник | Сэм Стаденер |
Преемник | Дик Хеландер |
Личные данные | |
Рожденный | Густав Эмануэль Хильдебранд Олен 15 мая 1879 г. |
Умер | 16 декабря 1977 г. | (98 лет)
Похороненный | Норра Киркогорден, Лунд |
Национальность | Шведский |
Номинал | Шведский лютеранин |
Родители | Франс Йохан Олен (род. Петерссон) (1847–1904) и Эбба Мария Ловиса Матильда Аулен (род. Хильдебранд) (1850–1891) |
Супруг | Кристин Бьернстад (1882–1959) |
Дети | Йохан Олоф Хильдебранд Аулен (1910–1913)
Агнес Ингегерд Мария Олен (1912-) Густав Эйнар Хильдебранд Аулен (1914–1947) Бенгт Олоф (Боа) Олен (1921–2000). Боа был отцом орнитолога Бенгта Густава Аулена (р. 1950). |
Занятие | Священник, богослов, а затем епископ |
Альма-матер | Университет Упсалы |
Густав Эмануэль Хильдебранд Аулен (15 мая 1879 – 16 декабря 1977) был в Шведской епископом Стренгнеса церкви , лютеранским богословом и автором книги «Христус Виктор» , работы, которая до сих пор оказывает значительное влияние на современное богословское мышление об искуплении . [ 1 ] [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]
Аулен родился в 1879 году в Юнгбю приходе , округ Кальмар , Швеция , в семье преподобного. Йохан Олен и Мария Хильдебранд. Он женился на норвежке Кристине Бьернстад в 1907 году. После учебы в Уппсальском университете Аулен стал профессором догматики в Лундском университете в 1913 году, а затем епископом Стренгнеса в 1933 году.
За свою жизнь Олен написал огромное количество материалов, а его самая известная работа – «Христус Виктор» – была опубликована на шведском языке в 1930 году с английским переводом в 1931 году. Другая его самая читаемая книга, «Вера христианской церкви», была опубликована в шести разные издания на шведском языке. Четвертое издание 1943 года было первым, переведенным на английский язык в 1948 году. Работы Олена получили международное признание. [ 3 ] и за большинством его более поздних работ вскоре последовали английские переводы.
Олен также был заядлым композитором и принимал активное участие в работе комитета, ответственного за новый сборник гимнов Шведской церкви, опубликованный в 1937 году. Олен написал музыку для гимна Fädernas kyrka . [ 4 ] Он был президентом Шведской королевской музыкальной академии в 1944–1950 годах.
Олен оставил свое епископство в 1952 году и вернулся в Лунд, чтобы посвятить себя академической работе, пережив свою жену, умершую в 1959 году. Он опубликовал автобиографию «Мои девяносто шесть лет: события и мысли» - в 1975 году и умер два года спустя. 16 декабря 1977 года в возрасте 98 лет.
Теология
[ редактировать ]Олен был видным членом «лунденсианской» богословской школы , наряду с Андерсом Нюгреном , Рагнаром Брингом и Густавом Вингреном . [ 3 ] Лунденсианская школа, возможно, больше всего напоминает неоортодоксальность в немецкой и англоязычной богословской среде середины 20-го века. Это также было средство массовой информации, которое в значительной степени отвергло немецкую либеральную мысль XIX века и одновременно приняло ортодоксальность, хотя и не без критики.
Два существенных влияния на мышление Олена оказали Мартин Лютер , чьи работы Олен постоянно хвалит, и Фридрих Шлейермахер , которого Олен гораздо чаще критикует. [ 5 ]
Кристус Виктор
[ редактировать ]Самый влиятельный вклад Олена в теологию был сделан в области теории искупления . Его книга «Христус Виктор». [ 6 ] зарекомендовал себя как один из ключевых ориентиров в современной дискуссии. [ 1 ] [ 2 ] Первоначальное шведское название книги было Den Kristna Försoningtanken. [ 7 ] (EN: Христианская идея примирения), но его английский переводчик А. Габриэль Хеберт дал ей название Christus Victor . В своей автобиографии Олен сказал, что предпочитает титул Эбера. [ 8 ]
Олен выделил три основные теории Искупления: «объективную» точку зрения, воплощенную Ансельмом Кентерберийским (известную как теория Удовлетворения ); «субъективный» взгляд, воплощенный Питером Абеляром (известный как теория морального образца ); и то, что он называл «классическим» взглядом.
Олен выступал за возврат к этой «классической» точке зрения, которую он характеризовал следующим образом:
Его центральной темой является идея Искупления как Божественного конфликта и победы; Христос – Christus Victor – борется и побеждает злые силы мира, «тиранов», под властью которых человечество находится в рабстве и страданиях, и в Нем Бог примиряет мир с Собой. [ 6 ] : 4
Он утверждал, что обе другие теории уделяют слишком много внимания работе человечества в Искуплении: Моральный Образец полностью придерживается такой точки зрения, а Теория Удовлетворения делает акцент на «служении, которое оказывает Христос как человек ». [ 9 ]
Независимо от того, согласны ли они с его аргументами, большинство современных дискуссий об Искуплении следуют трем категориям Олена: [ 1 ] [ 2 ] и термин «Христус Виктор» стал синонимом «классической» точки зрения, которую он отстаивал.
Учеба и карьера
[ редактировать ]- Уппсальский университет :
- Кандидат философских наук 1899 г.
- Лицензиат теологии 1906 г.
- Доктор богословия 1915 г.
- Преподаватель Богословской энциклопедии 1907 г.
- Преподаватель догматизма 1910 г.
- Лундский университет :
- Профессор систематического богословия 1913 г.
- Епископ Стренгнесской епархии в 1933 году.
Избранная библиография работ на английском языке.
[ редактировать ]- Вера христианской церкви . Шведский: 1923, 1924, 1931, 1943 (английский: 1948), 1957 (английский: 1960), 1965.
- Кристус Виктор : историческое исследование трех основных типов идеи искупления . Шведский: 1930 г., английский: 1931 г.
- Церковь, право и общество . Скрибнер, 1948 год.
- Евхаристия и Жертвоприношение . Шведский: 1956 г., английский: 1958 г.
- Реформация и католичество . Шведский: 1959 г., английский: 1961 г.
- Драма и символы . Шведский: 1965 г., английский: 1970 г.
- Белая книга Дага Хаммаршельда: анализ «маркировок». Английский: 1970 г.
- Иисус в современных исторических исследованиях . Шведский: 1976 г., английский: 1976 г.
См. также
[ редактировать ]- Samfundet Nordens Frihet , где Олен был членом правления
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Янг, П.Д. (октябрь 1995 г.). «От морального влияния к искупительной жизни» . Богословие сегодня .
- ^ Jump up to: а б с Фред, Сандерс (5 мая 2009 г.). «Густав Аулен, лунденский теолог» . Архивировано из оригинала 17 мая 2009 года.
- ^ Jump up to: а б Уайлдман, Уэсли Дж. (1988). «Лунденсианская теология» .
- ^ Родберг, Томми. «Комментарий: Церковь Отцов» . www.dagensvisa.com . Проверено 5 июля 2024 г.
- ↑ См., например, количество упоминаний, в частности, Лютера, а также Шлейермахера в «Индексе веры христианской церкви».
- ^ Jump up to: а б Олен, Густав (2003). Кристус Виктор: историческое исследование трех основных типов идеи искупления. Перевод с оригинального шведского языка А.Г. Хеберта . Евгений: Випф и Сток. ISBN 978-1592443307 .
- ^ Олен, Густав (1930). Христианская мысль о примирении, основные виды и разрывы: лекции Олауса-Петри в Уппсальском университете (на шведском языке). Стокгольм: Совет дьяконов.
- ^ Олен, Густав (1976). Из моих 96 лет. Произошло и подумалось (на шведском языке). глагол
- ^ Олен, Густав (1960). Вера христианской церкви . СКМ Пресс. стр. 210–13.