я войду
Накота / Накода / Накона // Иярхе "союзник/друг" // "гора" | |
---|---|
Человек | Ассинибойн: Накода Стоуни: Иетка |
Люди | Ассинибойн: Я не боюсь Стони: Ойеткаби / Ойетка Ояде |
Язык | Ассинибойн: (устно): Након Ияби (знак): Након Виютаби Стоуни: (устно): Оетка Оаби / wîchoîe (знак): Иетка Вовиха |
Страна | Ассинибойн: Након Монкосе Стоуни: Иетка Макосе |
Накота (или Накода или Накона ) [1] — это эндоним, используемый теми коренными народами Северной Америки , которые обычно носят имя Ассинибойн (или Хоэ ) в Соединенных Штатах и Стоуни в Канаде .
отделились от Великой нации сиу (также известной как Осети-Саковин Ассинибойны давно ) и двинулись дальше на запад от первоначальной территории в лесных массивах того, что сейчас является Миннесотой, в северные и северо-западные регионы Монтаны и Северной Дакоты в Соединенных Штатах, и Манитоба , Саскачеван и Альберта в Канаде. В каждом из западного сиуанского языка , накота дакота лакота и диалектов означают «друг». [ нужна ссылка ]
Лингвистическая история
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что племена, принадлежащие нации сиу, известной как Осети Саковин (Семь Огней Совета), обычно делились на три большие региональные группы: [2]
- Лакота ( Thítuŋwaŋ ; англизированное как Тетон ), которые образуют самую западную группу;
- Восточная Дакота ( Isáŋyathi ; англоязычное название Santee ), состоящая из четырех групп: Mdewakanton, Sisseton, Wahpeton, Wahpekute;
- Западная Дакота, известная под общим названием Wičhíyena , два центральных племени янктона и янктонай.
Ассинибойны отделились от группировки Янктон-Янктонай около 1640 года. [3] Все племена сиу используют термин дакота или лакота для обозначения тех, кто говорит на одном из диалектов дакота/лакота, за исключением ассинибойнов. Последние, однако, включают себя в термин ( Накота ). [4]
Долгое время эту классификацию критиковали очень немногие учёные. Среди первых была ученая из Янктона/Лакота Элла Делориа . [4]
В 1978 году Дуглас Р. Паркс, А. Уэсли Джонс, Дэвид С. Руд и Рэймонд Дж. ДеМалли провели систематические лингвистические исследования в резервациях сиу и ассинибойн, чтобы установить точную диалектологию языка сиу. [5] Они установили, что и санти, и янктон/янктонай называли (и называют) себя автонимом Дакота . Имя Накота (или Накода ) было (и остается) эксклюзивным использованием Ассинибойнов и их канадских родственников Стони . Однако последующая академическая литература, особенно если она написана не специалистами -лингвистами , редко отражала работы Паркса и ДеМалли. [6] [7] Изменение нельзя рассматривать как последующий терминологический регресс, вызванный тем, что янктон-янктонайцы жили вместе с санти в одних и тех же заповедниках. [8]
В настоящее время группы называют себя на своих родных языках следующим образом:
- Люди Дакоты - Дакота, Санти, Янктон и Янктонай.
- Народ лакота – лакота или тетон-сиу
- Накота – Ассинибойн [9] и Стони [9]
Современные тенденции
[ редактировать ]В последнее время ассинибойны и особенно стоуни начали преуменьшать историческое отделение от дакоты, заявляя об общей идентичности с более широкой нацией сиу. Это можно увидеть на официальных интернет-сайтах Стоуни Альберты , например, в самоназвании « Алексиса Накота сиу» Первой нации . [10] или в претензиях народа Накода на свое происхождение сиу и ценность своего родного языка:«Являясь потомками великих народов сиу, сегодняшние члены племени Стони предпочитают вести свои разговоры и племенные дела на родном языке сиу». [11] Племена ассинибойн и стоуни в Саскачеване также заявляют о своей принадлежности к традиции сиу. [12]
Племена ассинибойн-стоуни поддержали недавние попытки «пансиу» возродить родные языки. Их представители посещают ежегодные «Языковые саммиты лакота, дакота, накота». С 2008 года их спонсирует Tusweca Tiospaye (Сообщество стрекоз), некоммерческая организация Лакота, занимающаяся продвижением и укреплением языка. [13] Они продвигают миссию «Объединение семи костров Совета ради спасения языка». [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Об использовании термина «накона» Ассинибойном из Форт-Пек, ср. http://fpcctalkindian.nativeweb.org/ и http://www.neh.gov/grants/guidelines/hisamples/HI-TCU-FortPeck.pdf. Архивировано 15 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ См., например, Фредерик В. Ходж (ред.), Справочник американских индейцев к северу от Мексики , 2 ч./т., Бюллетень 30 Бюро американской этнологии, Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, Генеральная прокуратура США, 1907/1910. (1:376) и Роберт Х. Лоуи , «Индейцы равнин» , Американский музей естественной истории. Антропологический справочник 1, Нью-Йорк: МакГроу Хилл, 1954 (8)
- ^ «Ассинибойн» . Национальный исторический памятник Торговый пост Форт-Юнион (Служба национальных парков США) . 24 апреля 2021 г. . Проверено 8 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Неточность схемы также обсуждалась в 1976 году в докторской диссертации Патрисии А. Шоу «Фонология и морфология Дакоты» , Университет Торонто (цитируется по Parks & Rankin, стр. 97). С нелингвистической точки зрения см. также Э.С. Кертис ( Север... , т. 3, Тетон-сиу. Янктонай. Ассинибойн, стр. 142 [1] )
- ^ Резюме исследования можно найти в Parks/DeMallie, 1992.
- ^ См. работы Дж.Э. Гиббона и Дж.Д. Палмера, цитируемые среди источников настоящей статьи, или книгу Пола Б. Нека о вожде Дакоты Инкпадуте ( Inkpaduta. Dakota Leader , Norman, University of Oklahoma Press, 2008, ISBN 978-0-8061-3950-0 )
- ↑ Раймонд ДеМалли сообщает, что слово «накота» «стало для молодых людей Янктона и Янктонаи символом самоидентификации, который отличал их от санти-сиссетон и тетон…» («Сиу…», стр. 750). ).
- ↑ Аналогичной диссертации придерживается Джеймс Х. Ховард. Признавая, что в наше время все восточные и центральные группы сиу используют термин Дахота для обозначения себя (и всей нации ), он предполагает, что форма Нахота только что «вышла из употребления» среди янктона и янктонай ( Канадский... , с.4)
- ^ Jump up to: а б Эндоним . включает в себя как Ассинибойн/Стоуни, так и Лакота/Дакота
- ^ См. http://www.alexisnakotasioux.com/
- ^ См. «Медвежья Лапа, Чиники, Уэсли Накода Нэйшнс (Стоуни)» . Договор 7 Наций. Архивировано из оригинала 16 октября 2017 г. Проверено 15 октября 2017 г.
- ^ См. «История и предыстория Хохе Накода» . Культурный центр коренных народов Саскачевана. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 12 февраля 2013 г. . По данным Индейского культурного центра Саскачевана (SICC), некоторые пожилые Стоуни говорят, что они понимают лакота лучше, чем Ассинибойн. Они полагают, что они могут быть «сиу Скалистых гор», а не потомками хоэ («повстанцев», как раньше называли ассинибойнов).
- ^ Таквех Тиошпайе
- ^ См. «Саммит языков лакота-дакота-накота» . Тусвека Тиоспай: Объединение семи огней Совета ради спасения нашего языка. Архивировано из оригинала 13 августа 2009 г. Проверено 1 октября 2009 г. . Сторонники лакота признают общее происхождение с народами накота: Языковой саммит 2008 года был попыткой объединить оят ( народы) лакота, дакота и накота («сиу») как в Соединенных Штатах, так и в Канаде, чтобы возродить лакота, дакота, и языки Накота. В программе саммита 2009 года в список племен, образующих «Семь огней Совета», были включены ассинибойны и стони в «Огне» янктонай. (Это была группа, от которой они, как говорят, исторически отделились.) Позже два племени накота были перенесены в конец списка. Формулировка «также включает народы стоуни и ассинибойн» была сохранена. Саммит 2009 г. Архивировано 11 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
Источники
[ редактировать ]- Кертис, Эдвард Шериф , «Североамериканские индейцы»: серия томов, изображающих и описывающих индейцев Соединенных Штатов и Аляски (написанных, иллюстрированных и опубликованных Эдвардом С. Кертисом; под редакцией Фредерика Уэбба Ходжа), Сиэтл, ES Кертис [Кембридж, Массачусетс: The University Press], 1907–1930, 20 т. ( Северо-Западный университет )
- ДеМалли, Раймонд Дж. , «Сиу до 1850 года»; в Рэймонде Дж. ДеМалли (редактор), «Справочник североамериканских индейцев: равнины» (том 13, часть 2, стр. 718–760), Уильям К. Стертевант (общий редактор), Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия, 2001 ( ISBN 0-16-050400-7 )
- Гай Э. Гиббон, Сиу: народы дакота и лакота , Малден, Blackwell Publishers, 2003 ( ISBN 1557865663 )
- Ховард, Джеймс Х., Канадские сиу , Линкольн, Университет Небраски, 1984 ( ISBN 0-8032-2327-7 )
- Льюис, М. Пол (редактор), 2009. Этнолог: Языки мира , шестнадцатое издание, Техас: SIL International. Онлайн-версия: http://www.ethnologue.com/ .
- Палмер, Джессика Д., Народы Дакота: история Дакота, Лакота и Накота до 1863 года . Джефферсон: McFarland & Company, Inc., Издательство, 2008 г. ( ISBN 0786431776 )
- Паркс, Дуглас Р., ДеМалли, Рэймонд Дж., «Диалекты сиу, ассинибойн и стоуни: классификация», Антропологическая лингвистика , специальный выпуск, Мемориальный том Флоренс М. Фогелин, Vol. 34:1-4 (весна-зима, 1992 г.), стр. 233-255 (доступно в Интернете на сайте JSTORE .
- Паркс, Дуглас Р. и Рэнкин, Роберт Л., «Сиуанские языки», в Рэймонде Дж. ДеМалли (ред.), Справочник североамериканских индейцев: равнины (Том 13, Часть 1, стр. 94–114), Уильям К. Стертевант (общий редактор), Смитсоновский институт, Вашингтон, 2001 г.
- Кристофер Вестхорп, Карманный путеводитель по коренным американцам , Salamander Books, Лондон, 1993 ( ISBN 1856000230 ) - консультации с итальянским изданием: Индейцы. Племя красных индейцев по племени , Идеалибри, Милан, 1993 ( ISBN 88-7082-254-0 ).