Jump to content

я войду

(Перенаправлено с языка Накота )


Накота / Накода / Накона // Иярхе
"союзник/друг" // "гора"
Человек Ассинибойн: Накода
Стоуни: Иетка
Люди Ассинибойн: Я не боюсь
Стони: Ойеткаби / Ойетка Ояде
Язык Ассинибойн:
(устно): Након Ияби
(знак): Након Виютаби
Стоуни:
(устно): Оетка Оаби / wîchoîe
(знак): Иетка Вовиха
Страна Ассинибойн: Након Монкосе
Стоуни: Иетка Макосе

Накота (или Накода или Накона ) [1] — это эндоним, используемый теми коренными народами Северной Америки , которые обычно носят имя Ассинибойн (или Хоэ ) в Соединенных Штатах и ​​Стоуни в Канаде .

отделились от Великой нации сиу (также известной как Осети-Саковин Ассинибойны давно ) и двинулись дальше на запад от первоначальной территории в лесных массивах того, что сейчас является Миннесотой, в северные и северо-западные регионы Монтаны и Северной Дакоты в Соединенных Штатах, и Манитоба , Саскачеван и Альберта в Канаде. В каждом из западного сиуанского языка , накота дакота лакота и диалектов означают «друг». [ нужна ссылка ]

Лингвистическая история

[ редактировать ]

Исторически сложилось так, что племена, принадлежащие нации сиу, известной как Осети Саковин (Семь Огней Совета), обычно делились на три большие региональные группы: [2]

  • Лакота ( Thítuŋwaŋ ; англизированное как Тетон ), которые образуют самую западную группу;
  • Восточная Дакота ( Isáŋyathi ; англоязычное название Santee ), состоящая из четырех групп: Mdewakanton, Sisseton, Wahpeton, Wahpekute;
  • Западная Дакота, известная под общим названием Wičhíyena , два центральных племени янктона и янктонай.

Ассинибойны отделились от группировки Янктон-Янктонай около 1640 года. [3] Все племена сиу используют термин дакота или лакота для обозначения тех, кто говорит на одном из диалектов дакота/лакота, за исключением ассинибойнов. Последние, однако, включают себя в термин ( Накота ). [4]

Долгое время эту классификацию критиковали очень немногие учёные. Среди первых была ученая из Янктона/Лакота Элла Делориа . [4]

В 1978 году Дуглас Р. Паркс, А. Уэсли Джонс, Дэвид С. Руд и Рэймонд Дж. ДеМалли провели систематические лингвистические исследования в резервациях сиу и ассинибойн, чтобы установить точную диалектологию языка сиу. [5] Они установили, что и санти, и янктон/янктонай называли (и называют) себя автонимом Дакота . Имя Накота (или Накода ) было (и остается) эксклюзивным использованием Ассинибойнов и их канадских родственников Стони . Однако последующая академическая литература, особенно если она написана не специалистами -лингвистами , редко отражала работы Паркса и ДеМалли. [6] [7] Изменение нельзя рассматривать как последующий терминологический регресс, вызванный тем, что янктон-янктонайцы жили вместе с санти в одних и тех же заповедниках. [8]

В настоящее время группы называют себя на своих родных языках следующим образом:

[ редактировать ]

В последнее время ассинибойны и особенно стоуни начали преуменьшать историческое отделение от дакоты, заявляя об общей идентичности с более широкой нацией сиу. Это можно увидеть на официальных интернет-сайтах Стоуни Альберты , например, в самоназвании « Алексиса Накота сиу» Первой нации . [10] или в претензиях народа Накода на свое происхождение сиу и ценность своего родного языка:«Являясь потомками великих народов сиу, сегодняшние члены племени Стони предпочитают вести свои разговоры и племенные дела на родном языке сиу». [11] Племена ассинибойн и стоуни в Саскачеване также заявляют о своей принадлежности к традиции сиу. [12]

Племена ассинибойн-стоуни поддержали недавние попытки «пансиу» возродить родные языки. Их представители посещают ежегодные «Языковые саммиты лакота, дакота, накота». С 2008 года их спонсирует Tusweca Tiospaye (Сообщество стрекоз), некоммерческая организация Лакота, занимающаяся продвижением и укреплением языка. [13] Они продвигают миссию «Объединение семи костров Совета ради спасения языка». [14]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Об использовании термина «накона» Ассинибойном из Форт-Пек, ср. http://fpcctalkindian.nativeweb.org/ и http://www.neh.gov/grants/guidelines/hisamples/HI-TCU-FortPeck.pdf. Архивировано 15 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  2. ^ См., например, Фредерик В. Ходж (ред.), Справочник американских индейцев к северу от Мексики , 2 ч./т., Бюллетень 30 Бюро американской этнологии, Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, Генеральная прокуратура США, 1907/1910. (1:376) и Роберт Х. Лоуи , «Индейцы равнин» , Американский музей естественной истории. Антропологический справочник 1, Нью-Йорк: МакГроу Хилл, 1954 (8)
  3. ^ «Ассинибойн» . Национальный исторический памятник Торговый пост Форт-Юнион (Служба национальных парков США) . 24 апреля 2021 г. . Проверено 8 августа 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б Неточность схемы также обсуждалась в 1976 году в докторской диссертации Патрисии А. Шоу «Фонология и морфология Дакоты» , Университет Торонто (цитируется по Parks & Rankin, стр. 97). С нелингвистической точки зрения см. также Э.С. Кертис ( Север... , т. 3, Тетон-сиу. Янктонай. Ассинибойн, стр. 142 [1] )
  5. ^ Резюме исследования можно найти в Parks/DeMallie, 1992.
  6. ^ См. работы Дж.Э. Гиббона и Дж.Д. Палмера, цитируемые среди источников настоящей статьи, или книгу Пола Б. Нека о вожде Дакоты Инкпадуте ( Inkpaduta. Dakota Leader , Norman, University of Oklahoma Press, 2008, ISBN   978-0-8061-3950-0 )
  7. Раймонд ДеМалли сообщает, что слово «накота» «стало для молодых людей Янктона и Янктонаи символом самоидентификации, который отличал их от санти-сиссетон и тетон…» («Сиу…», стр. 750). ).
  8. Аналогичной диссертации придерживается Джеймс Х. Ховард. Признавая, что в наше время все восточные и центральные группы сиу используют термин Дахота для обозначения себя (и всей нации ), он предполагает, что форма Нахота только что «вышла из употребления» среди янктона и янктонай ( Канадский... , с.4)
  9. ^ Jump up to: а б Эндоним . включает в себя как Ассинибойн/Стоуни, так и Лакота/Дакота
  10. ^ См. http://www.alexisnakotasioux.com/
  11. ^ См. «Медвежья Лапа, Чиники, Уэсли Накода Нэйшнс (Стоуни)» . Договор 7 Наций. Архивировано из оригинала 16 октября 2017 г. Проверено 15 октября 2017 г.
  12. ^ См. «История и предыстория Хохе Накода» . Культурный центр коренных народов Саскачевана. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 12 февраля 2013 г. . По данным Индейского культурного центра Саскачевана (SICC), некоторые пожилые Стоуни говорят, что они понимают лакота лучше, чем Ассинибойн. Они полагают, что они могут быть «сиу Скалистых гор», а не потомками хоэ («повстанцев», как раньше называли ассинибойнов).
  13. ^ Таквех Тиошпайе
  14. ^ См. «Саммит языков лакота-дакота-накота» . Тусвека Тиоспай: Объединение семи огней Совета ради спасения нашего языка. Архивировано из оригинала 13 августа 2009 г. Проверено 1 октября 2009 г. . Сторонники лакота признают общее происхождение с народами накота: Языковой саммит 2008 года был попыткой объединить оят ( народы) лакота, дакота и накота («сиу») как в Соединенных Штатах, так и в Канаде, чтобы возродить лакота, дакота, и языки Накота. В программе саммита 2009 года в список племен, образующих «Семь огней Совета», были включены ассинибойны и стони в «Огне» янктонай. (Это была группа, от которой они, как говорят, исторически отделились.) Позже два племени накота были перенесены в конец списка. Формулировка «также включает народы стоуни и ассинибойн» была сохранена. Саммит 2009 г. Архивировано 11 декабря 2009 г. в Wayback Machine.

Источники

[ редактировать ]
  • Кертис, Эдвард Шериф , «Североамериканские индейцы»: серия томов, изображающих и описывающих индейцев Соединенных Штатов и Аляски (написанных, иллюстрированных и опубликованных Эдвардом С. Кертисом; под редакцией Фредерика Уэбба Ходжа), Сиэтл, ES Кертис [Кембридж, Массачусетс: The University Press], 1907–1930, 20 т. ( Северо-Западный университет )
  • ДеМалли, Раймонд Дж. , «Сиу до 1850 года»; в Рэймонде Дж. ДеМалли (редактор), «Справочник североамериканских индейцев: равнины» (том 13, часть 2, стр. 718–760), Уильям К. Стертевант (общий редактор), Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия, 2001 ( ISBN   0-16-050400-7 )
  • Гай Э. Гиббон, Сиу: народы дакота и лакота , Малден, Blackwell Publishers, 2003 ( ISBN   1557865663 )
  • Ховард, Джеймс Х., Канадские сиу , Линкольн, Университет Небраски, 1984 ( ISBN   0-8032-2327-7 )
  • Льюис, М. Пол (редактор), 2009. Этнолог: Языки мира , шестнадцатое издание, Техас: SIL International. Онлайн-версия: http://www.ethnologue.com/ .
  • Палмер, Джессика Д., Народы Дакота: история Дакота, Лакота и Накота до 1863 года . Джефферсон: McFarland & Company, Inc., Издательство, 2008 г. ( ISBN   0786431776 )
  • Паркс, Дуглас Р., ДеМалли, Рэймонд Дж., «Диалекты сиу, ассинибойн и стоуни: классификация», Антропологическая лингвистика , специальный выпуск, Мемориальный том Флоренс М. Фогелин, Vol. 34:1-4 (весна-зима, 1992 г.), стр. 233-255 (доступно в Интернете на сайте JSTORE .
  • Паркс, Дуглас Р. и Рэнкин, Роберт Л., «Сиуанские языки», в Рэймонде Дж. ДеМалли (ред.), Справочник североамериканских индейцев: равнины (Том 13, Часть 1, стр. 94–114), Уильям К. Стертевант (общий редактор), Смитсоновский институт, Вашингтон, 2001 г.
  • Кристофер Вестхорп, Карманный путеводитель по коренным американцам , Salamander Books, Лондон, 1993 ( ISBN   1856000230 ) - консультации с итальянским изданием: Индейцы. Племя красных индейцев по племени , Идеалибри, Милан, 1993 ( ISBN   88-7082-254-0 ).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 053fa31e7df1d1447f45dfad8c1179d9__1703948760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/d9/053fa31e7df1d1447f45dfad8c1179d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nakota - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)