Водный район
Ватнахверфи был районом норвежских гренландцев ( восточного поселения Эйстрибиггё), и археологи и историки обычно считают его лучшим пастбищным угодьем в колонии. Норвежцы поселились в Ватнахверфи в конце 10 века и занимались там сельским хозяйством почти 500 лет, прежде чем загадочным образом исчезли из района и всей Гренландии, вероятно, в какой-то момент во второй половине 15 века. Его название примерно переводится как «Озерный край».

Размещение
[ редактировать ]Расположенный на юго-западном побережье Гренландии, Ватнахверфи в общих чертах можно рассматривать как полуостров, простирающийся на северо-восток от Лабрадорского моря до ледника Джесперсенса примерно на 60 км вглубь страны и занимающий около 500 км. 2 . Он расположен между Эйнарс-фьордом (сегодня фьорд и поселение в его вершине называются Игалику ) и Храфнс-фьордом (сегодня Агдлуитсок). Сердце полуострова (60.732307, -45.458640) находится примерно в 140 км к северо-западу от самой южной оконечности Гренландии у мыса Фэрвелл .

Урегулирование
[ редактировать ]В скандинавский период Ватнахверфи первоначально был заселен родственниками Эрика Рыжего , которые сопровождали его во время массового исхода из Исландии в 985 году нашей эры. В «Саге о гренландцах» говорится, что «люди, которые уехали за границу с Эйриком, овладели землей в Гренландии», и в список вождей-основателей включен человек по имени Хафгрим, который претендовал на «Хафгримсфьорд и Ватнахверфи». Аналогичный отчет можно найти и в Landnámabók (Книге поселений).
Эрик и его родственники обычно строили свои усадьбы вдали от Лабрадорского моря, предпочитая внутренние районы юго-западных фьордов Гренландии, где температура была мягче, а земля лучше подходила для их пасторального образа жизни. В значительной степени то же самое имело место и в Ватнахверфи, где большинство его усадеб располагалось в северной половине полуострова, в 30 и более км от океана (хотя фьорды давали им легкий доступ к нему). Единственное отличие от Ватнахверфи в этом отношении состоит в том, что многие из его ферм также располагались внутри страны, на озерах и реках, а не только на фьордах, как это обычно имело место в других районах. Археологи обнаружили остатки 50 норвежских ферм только в Ватнахверфи, что составляет 10% известных ферм Восточного поселения в целом. По оценкам, в период расцвета колонии ее популяция составляла в среднем от 8 до 10 особей на ферму - всего около 500 особей.
Наибольшая концентрация ферм Ватнахверфи расположена между Хафгримс-фьордом и Ауст-фьордом (оба являются ответвлениями Эйнарс-фьорда) в северо-западной части полуострова. Сам Хафгрим, вероятно, поселился в верховьях одноименного фьорда, где до сих пор можно увидеть руины большой усадьбы. Он и его потомки считались бы фактическими вождями округа. В усадьбе также находилась небольшая церковь, которая, по мнению Хельге Ингстада, была церковью Ланганеса, описанной в «Саге об Эйнаре Соккесоне». Современные гренландцы-инуиты называют этот район Экалуит («место лосося»).
Район у истока Ауст-фьорда (сегодня он называется Сондре-Игалику или Игалику-Куджаллек) дальше на север также был важным центром в Ватнахверфи, предположительно из-за его непосредственной близости и легкого доступа пешком или на лодке к Гардару , расположенному примерно в 15 км к северо-западу, где колонии епископство и парламент Альтинга располагались . Как и в Хафгримсфьорде, в Аустфьорде была небольшая церковь под названием Ундир Хофди. Комок термоплавкой глины и стекла, найденный в руинах церкви, позволяет предположить, что она в какой-то момент была сожжена, как, возможно, это было с более крупными церквями в Братталиде , Гардаре и Херьольфснесе .

Фермы района, судя по всему, были довольно богатыми и продуктивными. Археологические раскопки показали, что норвежские поселенцы Ватнахверфи разводили крупный рогатый скот, овец, коз и свиней, а также держали лошадей и собак.
Норвежская корона владела поместьем под названием Конгсгарден в верховьях Храфнсфьорда, в районе под названием Фосс (водопады), который, как говорили, был богат лососем. [ 1 ]
Ватнахверфи в документированной истории
[ редактировать ]Помимо упоминаний в «Саге о гренландцах» и «Ланднамабоке», Ватнахверфи был вероятным местом действия события, описанного в «Саге об Эйнаре Соккесоне», где главный герой убил приезжего норвежского купца во время банкета с молчаливого одобрения епископа Арнольда . Норвежский священник Ивар Бардарсон, живший в колонии в середине XIV века как представитель Нидаросской архиепархии и норвежской короны, в своем отчете под названием « Описания Гренландии» отметил обилие рыбы в озерах района. Бардарсон также упомянул остров под названием «Реноэ» (остров Карибо), который, как говорят, был епископальной оленеводческой фермой, принадлежащей епископству Гардар. Археологи полагают, что это могло быть расположено на месте, которое сейчас называется Акиа. [ 2 ] остров примерно в 26 км к юго-западу от Хафгримс-фьорда.
Контакты с аборигенами
[ редактировать ]Хотя различные ветви палеоэскимосов жили в Гренландии еще в 2500 году до нашей эры, считается, что они почти полностью покинули остров ко времени первого прибытия норвежцев. Маленький климатический оптимум был тогда в полной силе и сделал бы норвежские поселения на юго-западном побережье особенно непривлекательными для арктических охотников-собирателей, таких как Дорсет . Фактически, считается, что первый контакт норвежских гренландцев с аборигенами Северной Америки произошел вовсе не в Гренландии, а скорее с беотуками в Ньюфаундленде, как описано в «Саге о гренландцах» и «Саге об Эрике Рыжем» . Последующие поколения норвежских гриландцев начали сталкиваться с дорсетскими, а затем и туле -инуитами в охотничьих угодьях Нортсетура далеко к северу от их поселений, где можно было добыть бивни моржей и нарвалов. Туле (которые начали вытеснять Дорсетов в Арктике Северной Америки около 1000 года нашей эры) в конце концов прибыли в районы норвежских поселений во время Малого ледникового периода. позволило им расширить свой южный ареал в то время, когда норвежское присутствие в Гренландии подходило к концу. Устные истории инуитов рассказывают как о дружбе, так и о враждебности между двумя народами. [ нужна ссылка ]
Археологи отметили односторонний характер обмена материалами между скандинавами и аборигенами: скандинавские артефакты были обнаружены на многих стоянках аборигенов в Гренландии и в высоких арктических районах, окружающих Баффинов залив, но на скандинавских стоянках обнаружено крайне мало артефактов аборигенов. [ 3 ] Одним из таких примеров является наконечник гарпуна культуры Дорсета, датируемый примерно 11-12 веками, который был обнаружен в скандинавской куче в районе Ватнахверфи. [ 4 ]
Исчезновение
[ редактировать ]Точная судьба норвежских поселенцев в Ватнахверфи и остальной части Гренландии, просуществовавших почти полтысячелетия, остается неизвестной, хотя, вероятно, на это повлияло несколько факторов. Пасторальный образ жизни гренландцев подвергся бы серьезному испытанию с наступлением малого ледникового периода, гораздо больше, чем у их собратьев в Европе. Анализ ДНК останков норвежских гренландцев последних известных поколений показывает, что морской белок - особенно тюленей - стал все более важной частью их рациона, даже в пасторальных районах, таких как Ватнахверфи, тогда как останки, датированные периодом ланднама Эрика Рыжего, показали что большая часть их рациона была наземной. Ссылаясь на чрезвычайно небольшой объем рыбных костей, обнаруженных во время раскопок мусора, историк Джаред Даймонд утверждал, что гренландские норвежцы, возможно, выработали культурное табу на употребление рыбы, избегая обильного источника пищи, который можно было бы использовать, когда их пасторальный образ жизни начал приходить в упадок. ухудшаться. [ 5 ] Другие теории включают возможность конфликта с Туле и хищничества со стороны европейских пиратов. В археологии или человеческих останках нет никаких указаний на то, что норвежцы вступали в брак с туле или переняли их образ жизни, а также нет никаких записей из Исландии или Норвегии, которые намекали бы на исход из Гренландии.
Исторические данные позволяют предположить, что корабли из Европы прибывали реже из-за ухудшения морских условий. Традиционный норвежский маршрут достижения Гренландии заключался в том, чтобы плыть прямо на запад от исландского полуострова Снайфедльснес на востоке Гренландии до достижения района Аммассалик , а затем плыть на юг вдоль побережья, чтобы добраться до поселений на другой стороне мыса Фэрвелл. Однако к середине 1300-х годов Ивар Бардарсон отметил, что количество льда с северо-востока было таково, что «никто не плывет по этому старому маршруту, не подвергая свою жизнь опасности». [ 6 ] Норвежская корона в Осло и Римско-католическая архиепархия Нидарос в конечном итоге бросили колонию на произвол судьбы, хотя некоторые папы знали о ситуации. В 1448 году папа Николай V написал о епархии в Гренландии («регион, расположенный на самом краю земли»), в котором он сетовал на сообщения о том, что в течение примерно 30 лет в ней не было постоянного епископа. Эти опасения были повторены в письме, датированном примерно 1500 годом, Папой Александром VI , который считал, что в Гренландии не совершалось причастия в течение столетия и что за последние 80 лет туда не заходил ни один корабль. Однако даже после того, как церковь покинула колонию, пустой титул «епископ Гардара» продолжал носить по меньшей мере 18 человек вплоть до 16 века, ни один из которых не посетил свою номинальную епархию, и только один из них (Епископ Маттиас Кнутссон), как сообщается, выразил желание сделать это. [ 7 ]
Некоторые места в Ватнахверфи дают подсказки о судьбе его норвежских жителей. Ферма, расположенная в нескольких километрах от Аустфьорда (участок фермы 64c), была покрыта слоями дрейфующего песка глубиной до 10 футов, что позволяет предположить, что норвежское земледелие и вырубка лесов сделали некоторые районы уязвимыми для эрозии и опустынивания. В другой соседней усадьбе (участок 64а) одним из найденных артефактов был кусок церковного колокола, что позволяет предположить, что норвежцы продолжали жить в Гренландии после разрушения некоторых церквей. На другой большой ферме внутри страны, примерно на полпути между Хафгримс-фьордом и Ауст-фьордом (участок фермы 167), археологи нашли останки одинокого норвежского гренландца, который, судя по всему, лег и умер у входа в дом, подразумевая, что больше никого не было. ушел хоронить его. На той же ферме был обнаружен кусок привозной рейнской керамики. [ 8 ]
Новое время
[ редактировать ]
На территории бывшего Эйстрибиггодана в Гренландии старые норвежские топонимы были в значительной степени заменены инуитскими, но «Ватнахверфи» до сих пор широко используется на современных картах полуострова. Современные поселения в этом районе включают Аллуитсуп Паа на Агдлуитсоке (Храфнсфьорд), Экалугарссьют возле Игалику (Эйнарсфьорд) и Саарлок на юго-западной оконечности полуострова, обращенной к Лабрадорскому морю, что отражает образец культуры Туле и современных гренландцев, произошедших от них. обычно предпочитают океанские концы фьордов, а не внутренние районы. Часть Ватнахверфи, наиболее любимая норвежцами – от Хафгримс-фьорда до Ауст-фьорда – сегодня называется Тасикулуулик и, хотя и менее населена, она все еще используется современными гренландцами, в первую очередь для овцеводства и немного сельского хозяйства. В 2017 году часть Тасикулуулик в Ватнахверфи была одной из пяти территорий под общим названием «Куджатаа Гренландия» , внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и описанных как место, где «две культуры, европейская норвежская и инуитская, создали культурный ландшафт, основанный на сельском хозяйстве, выпасе скота и т. д. и охота на морских млекопитающих. Этот ландшафт представляет собой самое раннее появление сельского хозяйства в Арктике и распространение норвежских поселений за пределы Европы».
Вымышленное изображение
[ редактировать ]Действие романа Джейн Смайли 1988 года «Гренландцы» происходит в Ватнахверфи XIV века и включает в вымышленный сюжет некоторые исторически известные поселения, достопримечательности, события и людей скандинавской Гренландии. Фермеры Ватнахверфи изображаются как самые богатые и гордые жители колонии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хельге Ингстад, Земля под Полярной звездой (Нью-Йорк: Сент-Мартинс, 1966), стр. 245-8
- ^ Пол Бальтцер Хайде и Кристиан Кох Мэдсен, Скандинавские прибрежные пейзажи (Копенгаген, Национальный музей Дании, 2011), стр. 50
- ^ Джаред Даймонд, Коллапс: Как общества решают потерпеть неудачу или добиться успеха (Нью-Йорк, Penguin Group, 2005), стр. 262
- ^ Орри Вестайнссон и др., Куятта - субарктический сельскохозяйственный ландшафт в Гренландии (Нуук, Национальный музей и архивы Гренландии, 2016), стр. 228
- ^ Свернуть стр. 230
- ^ Элейн Бэрроу и Майк Халм, Климат Британских островов: настоящее, прошлое и будущее (Лондон: Routledge, 1997), стр. 129
- ^ Лоуренс Ларсон, Католический исторический обзор «Церковь в Северной Америке», том. 5, № 2/3, (1919) с. 193.
- ^ Земля под Полярной звездой, стр. 246-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сага о гренландцах
- Ланднамабок
- Вид со спутника на Ватнахверфи.
- Глава Хафгримсфьорда, сегодня называемого Экалуит. Вероятно, здесь поселился родственник Эрика Рыжего Хафгрим.
- Современная ферма в районе Тасикулуулик в Ватнахверфи, недалеко от руин бывшей норвежской усадьбы (участок 171).
- Эти руины возле Ауст-фьорда, сегодня называемые Игалику-Куджаллек, вероятно, принадлежат церкви Ундир-Хофди. При раскопках был найден кусок расплавленного стекла, что позволяет предположить, что церковь сгорела.
- Пример опустынивания в районе Ватнахверфи недалеко от Аустфьорда.
- Современная ферма недалеко от Аустфьорда.
- Водный район внутри страны