Аннаполис
Анапилис — вымышленная гора, предположительно место загробного мира в языческой мифологии древних литовцев .
Этимология
[ редактировать ]Анапилис - это литовское слово от польского Anafielas и "обратная этимологизация" в литовском языке как " ana " (то) + " pilis " (замок). [ 1 ] [ 2 ] Анафиеласа была записана или изобретена Теодором Нарбуттом в его книге « Древняя история литовского народа» 1835 года . [ 3 ] Нарбутт - единственный независимый источник этого термина. Поскольку известно, что он изобрел большое количество псевдоязыческих божеств считается псевдомифологическим . , в наше время Анапилис/Анафиела также [ 4 ] Тем не менее, оно прочно укоренилось в современной литовской культуре . Как выразился Бронис Савукинас , «одним из наиболее часто употребляемых вымышленных имен Нарбутаса является название древнего литовского рая – Анапилис». [ 5 ] Один из литовских эвфемизмов для слова «умереть» — «поехать в Анапилис» или «поехать в Анапилис» ( литовский : «išeiti anapilin », «iškeliauti anapilin» ). [ 1 ]
Генезис мифа
[ редактировать ]В «Dzieje starożytne narodu Litewskiego» Нарбутт опубликовал следующую историю, отметив, что она была собрана в сельской местности недалеко от Кретинги в Жемайтии .
Таковы были сказки о месте, где можно оказаться после смерти. Есть очень высокая гора, крутая, неприступная скала, называемая Анафиеласа, на которую должны взбираться тени. Поэтому, чтобы быстрее добраться до него, нужны длинные ногти [на руках и ногах], когти животных, оружие, лошади, слуги и т. д. И чем богаче был человек, тем труднее был ему доступ: ибо земные владения тяготят душу: бедняк, легкий, как перышко, может взойти на гору, если не обидел в своей жизни богов. В противном случае дракон Визунас, живущий под горой, разорвет грешного богача на части, а бедного грешника унесет плохой ветер. Бог, обитающий на вершине этой горы, наполненной справедливостью, судит мертвых по их делам, совершенным при жизни. Каждый по ее решению получает вечную награду или наказание. [ 6 ]
Вероятнее всего, Нарбутт объединил два старых источника: Gesta Danorum (XII–XIII вв.) Саксона Грамматика и Быховецкую хронику (XVI вв.). Похожую историю рассказывает Летопись и о крутой горе, на которую приходилось подниматься с помощью когтей животных. Нарбутт отредактировал и опубликовал « Хронику» в 1835 году. Из переписки Нарбутта известно, что оригинал « Хроники» он получил в начале 1834 года, поэтому вполне вероятно, что Нарбутт использовал ее в своих произведениях. Похожий мотив карабкания мертвецов вверх с помощью когтей животных встречается и в некоторых других летописях. [ 2 ]
С другой стороны, Саксон Грамматик писал следующее:
Гладиатор превосходного мнения по имени Висинн, поселившись в своей резиденции и особняке у скалы Русской, называемой Анафиал, преследовал соседние и дальние провинции всяческими беззакониями. (Воин превосходного мнения, по имени Висинн, поселившись на Руси у скалы, называемой Анафиал, и своим жилищем и жилищем, донимал соседние и дальние провинции всякими беззакониями. [ 7 ]
Злодей Висиннус был убит героем Старкатером (см. Starkad#Gesta Danorum ). Можно только догадываться, почему Нарбутт решил использовать имя Анафиал (а имя дракона Нарбутта Визунаса очень похоже на саксонского злодея Висиннуса) из скандинавских сказаний на якобы литовском мифе. [ 2 ]
Миф о Нарбутте был популяризирован в 19 веке, среди прочих, польским писателем Юзефом Игнацием Крашевским , написавшим эпическую трилогию под общим названием «Анафиелас» с подзаголовком «Песня из литовских сказок» . Слово «анафиела» зафиксировано в ряде словарей как подлинный элемент литовской мифологии. [ 2 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Юзеф Игнаций Крашевский , Анафиела : Песня из литовских сказок , эпическая трилогия (1843–1846)
- Андрюс Мамонтовас , альбом Anapilis (2000)
- Вилла Анапилис в Паланге (1898 г.)
- Анапилис Холлс, Миссиссога , Онтарио, Канада, Христианского общественного центра Анапилиса. Помимо прочего, здесь находится Литовский музей - Архивы Канады. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Анапилис» , Универсальная литовская энциклопедия.
- ^ Перейти обратно: а б с д Юстина Прусиновска, «Анафиела и Валгалла размышляют о Немане. Путешествие в загробную жизнь Литвы и Скандинавии» , Science Journals. Музей народной архитектуры и этнографический парк в Ольштынеке , т. 1, вып. 1, 2010, с. 47-63
- ^ «Следует ли нам использовать поговорку «анапилин отсутствует», следует ли писать слово «анапилис» с заглавной или строчной буквы?» , Государственная комиссия литовского языка. Консультационный банк
- ^ Бронис Савукинас , «Мифологизированное использование псевдомифических названий: Анапилис», Gimtoji kalba , 2000, вып. 7-9, с. 17-19)
- ↑ Бронис Савукинас, Отражатели маленьких «бытовых мифов» во имя литовцев , Новый камин — отголоски , 2000, № 1. 7-8, с. 369-372
- ^ Теодор Нарбут, Древняя история литовской нации , т. 1, 1835, стр. 384-385.
- ^ Саксон Грамматик: Деяния датчан : 6.5
- ^ Музей-архивы