Явор Пал (актер)
Явор Пал | |
---|---|
![]() Актер Пал Явор на лодке по Дунаю на фоне Цепного моста. Фортепан (1940) | |
Рожденный | |
Умер | 14 августа 1959 г. | (57 лет)
Место отдыха | Кладбище Фаркасрети , Будапешт, Венгрия. |
Занятие | Актер |
Супруг | Ольга Ландесманн (1934–1984) |
Пал Явор (31 января 1902 — 14 августа 1959) — венгерский актёр и первая в стране кинозвезда мужского пола. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Пал Явор (урожденный Пал Йерманн) родился 31 января 1902 года в Араде в семье Пала Йерманна, 53-летнего кассира, и Каталин Спанненберг, 17-летней служанки. Его родители, которые поженились только после его рождения, должны были заботиться о троих детях, что усложняло жизнь семье, которая часто переезжала. Его мать позже открыла продуктовый магазин на улице Кошут в Араде. Явор учился в государственной гимназии, но часто прогуливал занятия, чтобы посмотреть фильмы в двух городских кинотеатрах. С самого раннего детства он хотел порвать с родиной и с простой жизнью, которую желала ему мать.
Во время Первой мировой войны сбежал служить на фронт курьером. Через несколько месяцев его поймала и доставила обратно военная полиция. В 1918 году, после румынской оккупации, работая младшим репортёром газеты «Аради Хирлап» , он решил не приносить присягу на верность новому государству и намеревался эмигрировать в Данию , чтобы сниматься в датских фильмах, которые он снимал. боготворил. Поскольку государство предлагало бесплатные билеты на поезд всем, кто хотел покинуть страну, он охотно выбрал изгнание из Румынии , но в Будапеште его билет был аннулирован. [ почему? ]
Театральная жизнь
[ редактировать ]Явор, стремясь теперь добиться признания в венгерской столице, отправился учиться в Академию драмы . Живя в крайней бедности и исключенный из академии по неизвестным причинам, он получил степень в Школе гильдии актеров в 1922 году. Явор играл различные роли в театрах Будапешта, Секешфехервара и ряда других небольших городов, но его беспутный образ жизни сделал это тяжело с ним работать. После исключения из Гильдии в 1926 году он играл небольшие роли в разных театрах страны, а затем и в Будапеште при помощи наставников актерского сообщества и постепенно завоевывал интерес критиков. Он был членом Vígszínház с 1930 по 1935 год, а затем Nemzeti Színház с 1935 по 1944 год.
Стать кинозвездой
[ редактировать ]Возможность сняться в кино впервые представилась ему в 1929 году, когда он снялся в фильме «Чак еги кисланы ван а вилагон» , который должен был стать последним венгерским немым фильмом. По иронии судьбы, это был также первый фильм со звуком, поскольку технические специалисты овладели этой технологией в последние дни съемок. Это позволило Явору спеть песню в одной из сцен, что в сочетании с обаянием и темпераментом, которые впоследствии стали его торговой маркой, обеспечило ему прочную работу в зарождающейся киноиндустрии страны. Он сыграл главную роль в первом венгерском звуковом фильме «Кек Балвани » и меньшую роль во втором «Ипполит, лакай» , который стал первым настоящим хитом среди публики.
Явор быстро стал кумиром 30-х годов, снявшись во многих фильмах, но также оставался популярным на сцене. Внезапная слава тяжелым бременем легла на молодого актера, что привело к тому, что он вернулся к алкоголю и к частым столкновениям с коллегами и владельцами тогдашних влиятельных газет, что привело к многочисленным скандалам. Его жизнь облегчилась, когда он встретил и в 1934 году женился на Ольге Ландесманн, еврейской вдове с двумя детьми, которая предоставила ему гостеприимный дом и семью.
Во время войны
[ редактировать ]После 1940 года Вторая мировая война постепенно стала частью жизни как венгерских граждан, так и театрального мира, а условия труда становились все более суровыми, что Явор с трудом мог вынести. Беспокоясь о театральном уставе и поношении коллег-актеров, он часто конфликтовал с начальством. Обвиненный в незаконных политических комментариях, он стал мишенью гестапо. Скрывшись в Балатонфюреде и Агарде , он вернулся в Будапешт, думая, что опасность ареста миновала. После очередной ссоры с руководителем Гильдии актеров Гильдия отстранила его от занятий по профессии, а также запретила сниматься в кино.
После немецкого вторжения в Венгрию он был арестован членами партии «Стрела» . Явора сначала держали в тюрьме Сопронкёхида в тяжелых условиях, затем перевезли в Германию . После освобождения союзными войсками он ждал окончания войны в Танне и Пфарркирхене . Его заключение длилось более девяти месяцев, о чем он написал воспоминания, опубликованные в 1946 году.
После войны он обнаружил, что театральный мир в значительной степени отверг его, предложив лишь несколько ролей. Интеллектуальная и культурная чистка нового коммунистического правительства не оставила ему практически никаких возможностей. В период с июля по август 1946 года Явор совершил успешный тур по Румынии, а затем, 15 октября, ответив на несколько звонков, отправился в Соединенные Штаты.
Жизнь в Соединенных Штатах
[ редактировать ]После прибытия в США он был встречен эмигрантской общественностью с большим одобрением, но, несмотря на это, мог устраивать лишь небольшие комедийно-музыкальные шоу, что находил унизительным. Медленно погружаясь в депрессию и снова потянувшись к алкоголю, качество его шоу также упало, опустошив зрительские места. Пока он думал о возвращении домой, он не получил обнадеживающих новостей из Венгрии, а все более напряженная политическая ситуация также вынудила его остаться в Штатах. Он поехал в Голливуд в поисках ролей в кино, но его ограниченный английский оставил ему мало возможностей. Его самая известная голливудская роль — это, вероятно, небольшая роль оперного баритона Антонио Скотти в популярном фильме «Великий Карузо » (1951) с Марио Ланца в главной роли .
Из-за унизительных кастингов и низкоранговых ролей, которые он считал унизительными, Явор присоединился к гастролирующей группе, исполняющей венгерские хиты. Позже он также подрабатывал привратником и оператором компьютера. За 11 лет пребывания в США Явор столкнулся с многочисленными трудностями, но запомнил и радостные моменты: он написал множество статей в американо-венгерских газетах, а по удостоверению журналиста мог бесплатно посещать кинотеатры. Благодаря добровольному курсу детоксикации он отказался от алкогольной зависимости и подружился с несколькими художниками-эмигрантами, живущими в Соединенных Штатах, включая Шандора Марая .
Последние годы
[ редактировать ]В 1956 году, путешествуя по Израилю со случайной группой, он узнал, что наконец-то может вернуться домой, что он и сделал в 1957 году, которого ждали друзья и работа в театрах Йокаи и Петефи . Однако годы трудностей все еще были свежи в памяти Явора, и некоторые критики сочли его игру недостаточной. Но его все еще живая легенда поддерживала его, он сделал несколько успешных выступлений и заключил контракт на кино.
Но его здоровье не могло выдержать такой напряженной жизни. Пока он провел более года в постели, Национальный театр повторно нанял его, и его часто навещали старые друзья, что также разрешало некоторые обиды прошлого. Его состояние ухудшилось, и после припадка его перевезли в больницу Будапешта, где он умер 14 августа 1959 года от рака желудка. [ 2 ] Ему было 57 лет
Его похороны прошли театральную церемонию, за его гробом последовали десятки тысяч поклонников на кладбище Фаркасрети .
Наследие
[ редактировать ]Пал Явор считается одним из самых влиятельных актеров венгерского кино, широко признанным персонажем своей эпохи.
Фильмография
[ редактировать ]- В мире есть только одна маленькая девочка (1929)
- Синий идол (1931)
- Ипполит-лакей (1931)
- Мисс Иза (1933)
- Вино (1933)
- Марш Ракоци (1933)
- Роман Иды (1934)
- Эмми (1934)
- Спасибо, что сбили меня с ног (1935)
- Домашняя девушка (1935)
- Студенты Иглои (1935)
- Мисс Президент (1935)
- Я не могу жить без музыки (1935)
- Новый домовладелец (1935)
- Зарплата 200 долларов в месяц (1936 г.)
- Медовый месяц за полцены (1936)
- Сестра Мария (1937)
- Платите, мадам! (1937)
- Невеста Торока (1937)
- Все мужчины сумасшедшие (1937)
- Вики (1937)
- Красота Пусты (1937)
- Ты будешь моим мужем (1937)
- Бренд (1937)
- Два узника (1938)
- Номер 111 (1938)
- Молодой Ности и Мэри Тот (1938)
- Черные бриллианты (1938)
- Я думаю, это долго (1938)
- Звезды эстрады (1939)
- Свадьба в Топрине (1939)
- Идеальный мужчина (1939)
- Смертельная весна (1939)
- Специи и гастрономы (1939)
- Приходите первым! (1940)
- Гуль Баба (1940)
- Королева Елизавета (1940)
- Данко Писта (1940)
- Да или нет? (1940)
- Много шума из-за Эмми (1940)
- Поцелуй и ничего больше (1940)
- Мираж у озера (1940)
- Любовь - это не стыдно (1940)
- Пламя (1941)
- Ангел-левша (1941)
- Сегодня, вчера и завтра (1941)
- Тихий монастырь (1941)
- Миска чечевицы (1941)
- Три колокола (1941)
- Психиатрическая клиника (1941)
- Приговорен к пожизненному заключению! (1941)
- Последняя песня (1942)
- Говорящий халат (1942)
- Женщина оглядывается назад (1942)
- Дом охраны № 5 (1942 г.)
- Кармела (1942)
- Желтый ад (1942)
- Требуется вечернее платье (1942)
- Мистер Писта Лук (1942)
- Опиумный контур (1942)
- Поздно... (1943)
- Болотный цветок (1943)
- Дама присела (1943)
- Круглый Ферко (1943)
- Белый поезд (1943)
- Что-то в воде (1944)
- Ева Сзовати (1944)
- Самолет не вернулся (1944)
- Мадах (1944)
- Учительница (1945)
- Великий Карузо (1951) как Антонио Скотти
- Задание – Париж! (1952)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каннингем, Джон (2004). Венгерское кино: от кофейни до мультиплекса . Уолфлауэр Пресс. стр. 39–51. ISBN 978-1-903364-79-6 .
- ^ « Свет и тень » . 6 марта 2017 г.
- Тибор, Банос. Пал Явор . Будапешт: Издательство Атанеум 2000, 2001. ISBN 963-9261-76-9 .
- [1] - Пал Явор в венгерском театральном лексиконе (Дьёрдь, Секели. Венгерский театральный лексикон . Будапешт: Akadémiai Kiadó, 1994. ISBN 978-963-05-6635-3 ), доступен в свободном доступе на mek.oszk.hu.