Jump to content

Станислав Скаржиньский

(Перенаправлено со Станислава Скаржинского )

Станислав Якуб Скаржиньски
Станислав Якуб Скаржиньский в 1934 году.
Рожденный 1 мая 1899 г.
Новости
Умер 26 июня 1942 г. ( 1942-06-26 ) (43 года)
Северное море
Место захоронения
Верность Польша Польша
Услуга/ ветвь Польская армия
Польские ВВС
Лет службы 1918–1942
Классифицировать Полковник (посмертно)
Битвы/войны Польско-советская война
Вторая мировая война
Награды Виртути Милитари (Серебряный крест)
Polonia Restituta (Командорский крест со звездой)
Польша восстановлена ​​(Офицерский крест)
Крест Независимости
Крест Доблести (3)
Золотой крест за заслуги
Серебряный крест за заслуги
Почетный легион
Орден Южного Креста
Орден Короны (Румыния)
Орден «За заслуги» (Венгрия)
Медаль Луи Блерио

Станислав Якуб Скаржиньский (1 мая 1899 г. - 26 июня 1942 г.) был подполковником польских ВВС и авиатором, известным своим трансатлантическим одиночным перелетом в 1933 году.

Ранняя военная карьера

[ редактировать ]

В 1916–17 Скаржиньский был членом Польской военной организации (военнопленных). В ноябре 1918 года он пошел добровольцем в недавно созданную Польскую армию и командовал подразделениями, разоружавшими немецких солдат в Варте. Затем он участвовал в польско-советской войне в составе пехоты, получив звание младшего лейтенанта в 1919 году. Он был ранен, но вернулся на фронт. Во время боя под Радзымином 16 августа 1920 года он был тяжело ранен в одну ногу. Инфицированная рана нуждалась в длительной реабилитации, и после этого Скаржиньский всегда хромал. Не имея возможности продолжать службу в пехоте, ему удалось перейти в ряды военной авиации.

Он прошел обучение пилотов в Быдгоще в 1925 году и служил в 1-м авиационном полку в Варшаве. В 1927 году стал летучим капитаном ( капитаном-пилотом ). С 1 по 5 февраля 1931 года вместе с лейтенантом Анджеем Маркевичем облетел Африку на самолете польской конструкции PZL Ł-2 (регистрация SP-AFA), общее расстояние 25 770 км.

Трансатлантический перелет

[ редактировать ]

7/8 мая 1933 года Скаржинский в одиночку перелетел на небольшом одноместном польском туристическом самолете RWD-5bis (SP-AJU) через южную Атлантику , из Сен-Луи, Сенегал, в Масейо в Бразилии . Полет занял 20 часов 30 минут (17 часов 15 минут над океаном). Он преодолел 3582 км, установив мировой рекорд дистанции на туристическом самолете FAI категории II (вес менее 450 кг / 1000 фунтов). Из-за ограничений по весу на самолете не было ни радио, ни средств обеспечения безопасности. RWD-5bis остается самым маленьким самолетом, когда-либо перелетавшим Атлантику. Планы его побега держались в секрете. Он стал частью рейса Варшава – Рио-де-Жанейро с 27 апреля по 10 мая длиной 17 885 км. Затем он вылетел в Буэнос-Айрес и вернулся в Европу на корабле.

Позже служба и Вторая мировая война

[ редактировать ]

В 1934 году ему было присвоено звание майора, и он командовал бомбардировочной эскадрильей. С 1938 года — заместитель командира 4-го авиационного полка в Торуни , в звании подполковника ( пилот-подпулковник ). В апреле 1939 года он стал президентом Польского аэроклуба . В августе 1939 года его направили в Румынию в качестве заместителя воздушного атташе .

После начала Второй мировой войны помогал в переправке польских летчиков, бежавших из Польши, через Румынию во Францию , где были воссозданы польские ВВС. В 1940 году Скаржиньский, после падения Франции, помог переправить 17 000 польских летчиков в Великобританию, где он стал командиром польских летных школ в ВВС Великобритании Хакнелл, а затем в ВВС Ньютон.

Несмотря на преклонный для военного летчика возраст и ограниченную подвижность, он запросил боевое назначение и был назначен командиром ВВС Великобритании «Линдхольм» и 305-й польской бомбардировочной эскадрильи . [ 1 ] В качестве второго пилота он совершил пять успешных ночных полетов над Францией и Германией. [ 1 ] 25/26 июня 1942 года во время полета над Бременом (один из рейдов тысячи самолетов) в его Wellington Mk II , кодовые буквы SM-R, над Северным морем заглох двигатель . [ 1 ] Скаржиньски не вернулся домой и бросил самолет в штормовом море после 2 часов ночи, примерно в 65 км от английского побережья. [ 1 ] Скаржиньски, покинувший «Веллингтон» через отдельный аварийный люк, вероятно, был смыт в море через верхнюю часть фюзеляжа и был единственным погибшим членом экипажа. [ 1 ] Его тело было найдено на голландском берегу, а позже он был похоронен со всеми воинскими почестями на голландском острове Терсхеллинг .

Статуя Станислава Скаржиньского в его родном городе Варта.

Награжден Орденом Virtuti Militari 5-й степени (за польско-советскую войну), Крестом Независимости , Орденом Polonia Restituta 4-й степени, Кшижом Валечных (четыре раза), Золотым и Серебряным крестом за заслуги , Французским орденом Почетного легиона и Орденом Почетного легиона Франции. Бразильский орден Южного Креста . ФАИ наградила его медалью Луи Блерио (1936 г.), которую он получил одним из первых.

Посмертно ему было присвоено звание полковника ( пилот-пулковник ) и наградил его орденом Polonia Restituta президент Польши 2-й степени. Его именем названы многочисленные улицы и школы. Он является покровителем аэроклуба Влоцлавека и 13-й транспортной эскадрильи в Кракове. 10 августа 2009 года министр национальной обороны подписал указ о назначении его патроном 8-й авиабазы ​​​​в Кракове - Балице, которая теперь носит его имя.

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Краевский, Войцех (январь – февраль 2024 г.). «Последний полет полковника Станислава Скаржинского». История военной техники (на польском языке). Том 1/2024 (85). Варшава: Магнум X. стр. 28–33.
  • Франковский, Петр Р. (февраль 2022 г.). «Польские крылья над прудом». Самолет . Том. 50, нет. №2. стр. 88–95. ISSN   0143-7240 .
  • (на польском языке) Конечный, Ежи и Малиновский, Тадеуш: Малая энциклопедия Lotników Polskich , Варшава, 1983, стр. 155–164, ISBN   83-206-0337-4 , Скаржински, Мацей
  • Краевский, Войцех (январь – февраль 2024 г.). «Последний полет полковника Станислава Скаржинского». История военной техники (на польском языке). Том 1/2024 (85). Варшава: Магнум X. стр. 28–33.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 08a143f840d61307c27d25a55676eadb__1726350660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/db/08a143f840d61307c27d25a55676eadb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stanisław Skarżyński - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)