Максим Лаланн
Франсуа Антуан Максим Лаланн (27 ноября 1827 — 29 июля 1886) — французский художник, известный своими офортами и рисунками углем (фюзен).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Максим Лаланн родился в Бордо 27 ноября 1827 года в семье Анны (ранее Анны Сесиль Желлибер) и Антуана Лаланна. [ 1 ] Его отец был государственным служащим, дослужившимся до должности секретаря первой палаты Апелляционного суда. [ 2 ]
Максим Лаланн впервые начал изучать классику и традиции в Институте Оре. [ 3 ] где он учился рисованию у Солнье . [ 4 ] В 1848 году он получил степень бакалавра литературы. [ 5 ] Хотя его художественный талант был отмечен товарищами и учителями, Лаланн сделал карьеру в области права, а не в искусстве.
Вступление в артистическую карьеру
[ редактировать ]Лаланн рисовал в свободное время, возможно, при Фозембасе. [ 6 ] одновременно работая нотариусом. В 1850 году он выставил шесть рисунков (карандашами и пастелью) на восьмой выставке Филоматического общества во Дворце правосудия . [ 7 ] Потрясающий Лео Друэн заметил его работу и призвал его продолжать работать. [ 8 ] Газета La Tribune , сообщая об этих работах, назвала его «богато одаренным», а его рисунки — «первоклассными». [ 9 ] Лаланн был награжден бронзовой медалью за свою работу. [ 10 ]
Вскоре после этого Лаланн провел отпуск в Сеноне и вернулся в Бордо с десятками рисунков сельской местности углем, которые, как сообщил Марионно, были замечательными. [ 11 ] Друзья посоветовали ему отказаться от изучения права и заняться исключительно искусством.
Переехать в Париж
[ редактировать ]В 1852 году Лаланн последовал их совету и уехал из Бордо в Париж, в студию Жана Франсуа Жигу (с которым Лаланн оставался близким на протяжении всей своей жизни). [ 12 ] Связи Лаланна с Бордо оставались крепкими: он выставил там 640 работ на ретроспективе в 1874 году и подарил городу пробы всех своих гравюр в 1875 и 1882 годах. [ 13 ] Но несмотря на эти связи, Лаланн стал и остался парижским художником. [ 14 ] который жил, работал и преподавал в основном в Париже до выхода на пенсию в Ножан-сюр-Марн в 1885 году.
Лаланн появился в Салоне в Париже в 1852 году с двумя рисунками углем: [ 15 ] которые он продолжал представлять на протяжении всей своей карьеры. [ 16 ] Уголь лишь недавно был признан Салоном как самостоятельная категория и пользовался большой популярностью благодаря своей новизне и выразительности. [ 17 ] Репутация Лаланна в среде медиума подтверждается его хорошо принятым трактатом на эту тему « Le Fusain» . [ 18 ] Важность рисунков Лаланна не подлежит сомнению — на момент его смерти количество рисунков Лаланна, находящихся в государственных и частных руках, превышало 1200. [ 19 ]
Принты
[ редактировать ]Дебют Лаланна в печати состоялся в 1853 году — скорее в литографии , чем в офорте. [ 20 ] Лаланн начал заниматься гравюрой для Альфреда Кадара в 1862 году как один из основателей Общества Кадара Société des Aquafortistes, состоящего из 160 членов (сформированного в сентябре 1862 года). [ 21 ] и его работа была одной из первых, опубликованных и распространяемых Société - Rue des Marmousets (опубликовано в ноябре 1862 года как пластина 15). Лаланн дебютировал в Салоне в 1863 году, представив три уличные сцены (все из которых появятся в публикациях Кадара). [ 22 ]
Офорты Лаланна вызвали отклик. Он получил награды Салона за офорт в 1866 году. [ 23 ] 1873 г. (3-й класс), 1874 г. (3-й класс), в 1875 г. был награжден званием кавалера Почетного легиона. [ 24 ] Он также был посвящен в рыцари как кавалер Ордена Христа Фернандо . королем Португалии [ 25 ] (который, что, возможно, неудивительно, был одним из 160 членов Société des Aquafortistes Кадара).
Лаланн появился на сцене в подходящий момент как для себя, так и для издательства «Кадар». За 20-летний период совместной работы (с 1862 по 1881 год) Лаланн создал более 145 гравюр. [ 26 ] и дом Кадара опубликовал более 80 из них (часто более одного раза) в многочисленных публикациях Кадара.
В то время как импрессионисты восставали против художественных условностей и Салона, Лаланн всегда оставался верным ему, и Салон принял и выставил более 120 гравюр Лаланна с 1863 по 1886 год. [ 27 ] Именно из-за этой лояльности (и, как следствие, дружбы) Лаланн продолжал оставаться членом жюри Салона живописи даже (по словам Марионно) после того, как болезнь помешала ему полноценно участвовать. [ 28 ]
Болезнь и смерть
[ редактировать ]Эта болезнь была 10-летней борьбой Лаланна с остеомаляцией . [ 29 ] тяжелое заболевание костей, вызывающее мягкость и разрушение костей.
Лаланн продолжал работать до тех пор, пока не умер с углем в руке 29 июля 1886 года, вскоре после завершения рисунка для своего двоюродного брата, писателя Леопольда Лаланна . [ 30 ]
Он был похоронен в Ножан-сюр-Марне 1 августа. Его останки были перенесены 25 сентября 1889 года в хранилище, отведенное для художников в Бордо. [ 31 ] Памятник работы Пьера Гране был установлен в сквере Бордо 26 июня 1897 года. [ 32 ] Сохранились только постамент и бюст (бронза которого была разграблена нацистами ) .
Работа
[ редактировать ]Признание художественного видения Лаланна [ 33 ] иногда вытеснялся его очевидными техническими навыками. [ 34 ] Его «Трактат о глубокой печати в духе форте» обучал поколения, начиная с его первого издания в 1866 году и заканчивая как минимум 12 изданиями до 2010 года . Джон Тейлор Армс , гравёр с особой технической внимательностью и сложностью, черпал свои наставления и вдохновение у Лаланна. [ 35 ] Джеймс Макби и Эрнест С. Ламсден также научились гравировать по трактату Лаланна. [ 36 ]
Лаланн обучал и демонстрировал почти все мыслимые техники, применимые к гравюрной пластине, но в своей работе он оставался почти стойким приверженцем чистой линии. Как будто что-то кроме чистых линий было помехой для Лаланна и его миров. нет сохранившихся примеров чистой сухой иглы За исключением демонстраций, в творчестве Лаланна . Лаланн рассматривал сухую иглу как инструмент для исправления «ошибок», как объяснено в его трактате (хотя сам он иногда отклонялся). [ 37 ] Хотя он явно знал об атмосферной ценности акватинты , существует только один подтвержденный пример использования им этого материала – и только на одном квадранте пластины. [ 38 ] Точно так же от Лаланна сохранился только один офорт на мягком грунте (не считая демонстраций). [ 39 ]
Лаланн знал, как с помощью командной строки сказать именно то, что он хотел сказать. [ 40 ] Он добился этого результата с помощью многоэтапного укуса: непрерывного процесса, который создавал, посредством вариативности линий, каждый желаемый элемент атмосферы. Остальное было оставлено на (редкую) полировку , исправления/дополнения сухой иглой и тон поверхности – критический элемент для Лаланна.
Подвергая пластины многочисленным постепенным укусам, Лаланн добился тепла, глубины и объемности, никогда ранее не встречавшихся в гравюре и редко встречавшихся с тех пор, как показывает обзор некоторых его работ. Благодаря многоступенчатому прикусу, Бордо [ 41 ] переносит зрителя от темной и богатой лодки и эллинга на переднем плане через гавань к далекому городу на почти бесконечном визуальном горизонте. Через семь распознаваемых уровней прикуса Rade de Bordeaux ( Bordeaux, Effet de Neige ) [ 42 ] создает покров перспективы, который окутывает зрителя ощущением тишины и снега. На улице Руан , [ 43 ] доминирование собора на заднем плане установлено не жирной линией, а скудной резкостью. В Борд-де-ла-Тамизе , [ 44 ] Лаланн делает почти невозможное: он создает туман посредством многоступенчатого укуса. Лаланн создал более 200 гравюр, но даже если бы он выполнил только эти четыре, его место в истории как технического гения было бы обеспечено.
Используя реалистические элементы в качестве средства, офорты Лаланна организуют визуальное поле в новый порядок неумолимой гармонии, согласующейся с предметом, что способствует доступу к изображению, чувство места которого вдохновило работу. Если бы это было воспринято в то время, это было бы заклеймено как танец, слишком близкий к еретическим границам импрессионизма, но это не так. Критики были близки к такому расчету, но так и не дошли до него. [ 45 ]
Лаланн не использовал офорт для социальных, политических или даже художественных заявлений, а позволил миру говорить за себя. Люди играют лишь небольшую роль в мире Лаланна. Даже в книге Лаланна о Викторе Гюго [ 46 ] автор Гюго не более важен, чем растения в саду, и кажется, что он переполнен и захвачен ими. [ 47 ]
У Лаланна была своя доля неудач. Скала Систерон , [ 48 ] Виттель [ 49 ] и вид на руины замка Фер , [ 50 ] например, производят впечатление двумерных любительских упражнений, которые мало что заслуживают похвалы. Люкс «Кризеной» [ 51 ] технически проницателен, но совершенно пуст, и то же самое можно сказать и о шести пластинах, которые, возможно, предназначались для книги по архитектуре. [ 52 ]
Тем не менее эти неудачи поучительны. Несмотря на жалобы на то, что Лаланну вообще не хватало глубины и тепла, эти работы позволяют легко определить, когда он был, а когда нет. Более того, они позволяют нам выделить дополнительный элемент преемственности, охватывающий все произведения. В то время, когда офортная пластина увеличивалась в размерах, настенная экспозиция становилась все более распространенной, и интимность офорта была под угрозой, даже в своих неудачах Лаланн пытается приблизить зрителя к установлению связи, которая исторически является фундаментальной для офорта. Эта постоянная предрасположенность тем более очевидна в практически неопубликованных произведениях и миниатюрах Лаланна. Большинство этих работ просто невозможно увидеть, кроме как вблизи. Одна из этих гравюр, « Жардин со статуей на борд-д'юне-пьесе-д'о» . [ 53 ] является одним из лучших во всем творчестве Лаланна.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Выписка из реестра свидетельств о рождении за 1827 год, цитируемая Марионно, Шарлем, Лаланном, художником, рисовальщиком, гравером-аквафортистом 1827–1886 годов (Бордо: Гунуйу, 1886) (выписка из «Литературной и научной Жиронды» от 29 августа 1886 года). ) (далее «Марионо»), с. 4, №1.
- ^ Отец Лаланна стал секретарем мирового судьи пятого округа в 1829 году и секретарем первой палаты апелляционного суда в 1832 году. Марионно, с. 4; Герен, Анна, Новое открытие бордоского художника: Максим Лаланн, Société Archéologique de Bordeaux, том LXXVI, 1985 (далее «Герен»), стр. 129.
- ^ Марионно, с. 4; Герен, с. 129.
- ^ Марионно, с. 4
- ^ Марионно, с. 5; Уокер, Роберт, «Максим Лаланн, краткое исследование его жизни и творчества», « Хорошие слова за 1884 год», изд. Дональд Маклеод (Лондон: Исбистер и компания, 1884 г.) (далее «Уокер»), с. 90.
- ↑ Герен утверждает, что Лаланна привлекало рисование, и он часто посещал ателье Фозембаса. Герен, с. 129. По словам Марионно, бордоский художник Лео Друэн сообщил ему, что видел Лаланна в студии Фозембаса среди группы «неофитов» и был поражен его «чрезвычайной легкостью». Марионно, с. 6.
- ↑ В каталоге под номером 258. Марионно, с. 5, цитируя каталог выставки: «Шесть рамок с рисунками графитом и пастелью».
- ^ Герен, с. 129. Дельтей сообщает, что Друэн «расточал» поддержку Лаланну. Дельтей, Лойс, «Максим Лаланн», «Знаток печати», том. III, нет. 4 (Нью-Йорк: Трусдейл, 1923), с. 391. Сообщается, что Друэн сказал Марионно, что Лаланн не был его учеником, но что он подбадривал Лаланна и давал ему советы. Марионно, с. 6.
- ^ La Tribune (Бордо), 24 августа 1850 г.; Марионно, с. 5; Герен, с. 129.
- ^ Марионно, с. 6.
- ^ Марионно, стр.6-7.
- ^ Уокер, с. 90; Байи-Герцберг, Жанин, Словарь гравюр во Франции, 1830–1950 (Париж: Фламмарион, 1985), стр. 175.
- ^ Герен, с. 132. Пожертвование Лаланна завершилось Лаланном 140 (Вилле 143), «Трувиль, Пейсаж и Виллерс» (1881/2). Марионно, по-видимому, не знал о пожертвовании 1882 года, заявив (на стр. 19), что единственными гравюрами Лаланна в Бордо были «дон де л'автор в 1875 году!» Еще 10 отпечатков под номерами Лаланна 141–150 появляются в коллекции Бордо, подаренных позднее. Были ли эти отпечатки пронумерованы Лаланном или просто следовали его нумерации, не установлено.
- ^ «Максим Лаланн - парижский артист». Герен, с. 129. «[Он] стал типично изысканным и остроумным парижанином». Таормина, Джон, Максим Лаланн: рисунки и гравюры из коллекции оружия Джона Тейлора Колледжа Вустера (Университет Джона Кэрролла: Вустер, 1979) (далее «Таормина»), введение. См. также Лейпник, Флорида, «История французского офорта с XVI века до наших дней» (Лондон: John Lane The Bodley Head, 1924), стр. 115.
- ^ Номера 752 и 753 каталога выставки («Compositions d'après Nature; dessins au fusain»). Марионно, с. 10. Делтейл не был уверен в том, представил ли Лаланн только рисунки углем или также рисунки пером и карандашом. Делтейл, с. 391.
- ^ См. записи Салона за 1855, 1857, 1861, 1866–70, 1872–74, 1876–86 гг. Санчес, Пьер и Ксавье Сейду, Les Catalogs des Salons (Париж: Echelle de Jacob 1999–2009).
- ^ Фюсейн впервые появился в каталогах Салона в 1848 году. Марионно, с. 9.
- ^ Максим Лаланн, Le Fusain , Париж: Бервиль (5 изданий между 1866 и 1875 годами).
- ^ Марионно, с. 10.
- ^ Дон Мануэль де Овьедо-и-Хиль, опубликовано в 1853 году, напечатано Лемерсье. Байи-Герцберг, с. 175; Беральди, Анри , Les Graveurs du XIXe Siècle (Париж: Л. Конке, 1889) (далее «Беральди»), т. IX, с. 23. Лаланн изготовил 47 литографий. Вилле, Джеффри М., Полное собрание гравюр Максима Лаланна, резонне каталога (Вашингтон, округ Колумбия: art@home Fine Prints, 2010) (далее «Вилле»), стр. 400–407. 43 изображали пейзаж, архитектуру и жителей Пиренеев. Многие из них появились в портфолио Les plus beaux site des Pyrénées с литографиями Эжена де Мальбо и Деруа, опубликованными в различных изданиях с разными гравюрами с течением времени. Многие из них также появились в « Les Pyrénées Illustrées » Фредерика Сутра , начиная с 1858 года и со временем выпущенных рядом издателей. Примеры включают от 26 до 32 литографий Эжена де Мальбоса, Максима Лаланна и других – в самых разных комбинациях, а иногда и с разными строками публикации. Inventaire du Fonds Français Après 1800 (Париж: Bibliothèque Nationale 1932 и далее), т. 12, стр. 271-72 (неполный); Лабарер 1538. После этой серии Лаланн практически отказался от литографии, за исключением литографии на обложке нот со словами его отца, Chant Patriotique (дата неизвестна) и два из Бордо в 1882 году.
- ↑ См. список, озаглавленный «ТЕКУЩИЕ ЧЛЕНЫ ОБЩЕСТВА АКВА-ФОРТИСТОВ», в различных каталогах и публикациях Cadart & Luquest (включая «Traité de la gravure» Лаланна 1866 года).
- ^ Каталог салона, №№. 2675–2677. Марионно, с. 10; Герен п. 129; Байи-Герцберг с. 175; Делтейл с. 391. Марионно утверждает, что Лаланн вошел в три гравюры сносимых улиц, но он не прав, поскольку Лаланн запечатлел только два таких вида (Сносы для прослушивания бульвара Сен-Жермен и Сносы для сноса улицы Рю де Эколь). Rue des Marmousets стала третьей подачей. Байи-Герцберг с. 175; Делтейл с. 391.
- ^ Делтейл, с. 391. Марионно указывает на 14-летнюю борьбу Лаланна за признание в Салоне. Марионно, с. 11.
- ^ Уокер, с. 90; Таормина, введение. Дельтей утверждает, что Лаланн был награжден наградой в 1873 году. Делтейл, с. 395.
- ^ Хамертон, Филип Г., Офорт и офорты, 3-е изд. (Лондон: MacMillan 1880) (далее «Офорты и офорты Хамертона»), с. 155; Пеннелл, Джозеф, Офорты и офорты, 4-е изд. (Нью-Йорк: MacMillan Co., 1936), с. 192; Уокер, с. 90; Таормина, введение; Брэдли, Уильям Аспенуолл, «Максим Лаланн», буклеты для коллекционеров эстампов (Бостон: Музей изящных искусств, 1914), стр. 3. Уокер (стр. 90) утверждает, что Лаланн был посвящен в рыцари в 1864 году; Филип Гилберт Хамертон отметил это как первое такое рыцарское звание в издании «Офорты и офорты» 1868 года.
- ↑ Из всего творчества Лаланна, состоящего из 204 гравюр, Лаланн создал 160 гравюр, даты которых известны (его последняя гравюра датирована 1884 годом), и 44, даты которых неизвестны. Виллет, стр. 1–399.
- ^ Санчес, Пьер и Ксавье Сейду, Les Catalogs des Salons (Париж: Échelle de Jacob 1999–2009), тт. 7-14.
- ^ Марионно, с. 13.
- ^ Марионно, с. 21 н. 1
- ^ Марионно, с. 22.
- ^ Герен, с. 134.
- ^ Там же.
- ^ «Бракмон и Мане гравировали, но офортом был Лаланн». Пеннелл, с. 192. «[Он] обладал той великой характеристикой настоящего офортиста - врожденным пониманием жизненно важных качеств линии». Уэстон, Уильям, Офорты Максима Лаланна (кат. 11), (Лондон: Галерея Уильяма Уэстона, 1975), введение. «Никто никогда не гравировал так изящно, как Максим Лаланн». Хамертон Офорт и офорты, с. 156. «Никто никогда не мог выразить себя более ясно, бегло и кратко в технике офорта». Брэдли, Уильям Аспенволл, «Максим Лаланн», Ежеквартальный журнал Print Collector's Quarterly, т. 3, вып. 1 (февраль 1913 г.) (Бостон: Музей изящных искусств), с. 75. «Среди французов Клод — лучший офортист-пейзажист прошлых дней, а Лаланн — лучший офорт современности». Хамертон, Филип Г., Справочник офортиста, 3-е изд. (Лондон: Роберсон и компания, 1881), с. 72. Хамертон объявил нижнюю гравюру на пластине 3 трактата Лаланна «самым тонким и изящным пейзажем – гравюрой, когда-либо выполненной во Франции со времен Клода», Hamerton Etching and Etchers, p. 159. Джордж Лоуэлл Остин сказал, что «мы готовы признать, что «Приз дю Пон-Сен-Мишель» представляет собой в целом лучшую гравюру, созданную в Париже со времен Клода». «С кислотой и иглой», Галактика, т. XVIII (декабрь 1874 г.) (Нью-Йорк: Шелдон и компания, 1874 г.).
- ^ "Во всем, что касается ремесла офорта... М. Лаланн достиг степени абсолютного мастерства. * * * Все признают, что Лаланн - мастер-гравёр..." Хамертон, П.Г., «Примеры современных офортов» (Лондон: Сили, 1876 г.) (далее «Примеры современных офортов Хамертона»), с. 30. «Никто не может усомниться, глядя на любую пластину Лаланна... что он мастер своего дела...» Hamerton Etching & Etchers, с. 154. «В каждом из [его отпечатков] мы чувствуем себя гравером, владеющим иглой, которой он позволяет бродить по меди по ее прихоти...» Делтейл, с. 395. «Лаланн был мастером всех методов изготовления медной пластины». Пеннелл, с. 192
- ^ См. «Этюд Арма по Лаланну» (Флетчер 432) (одна из его самых ранних пластин), копирующий «Севилью» Лаланна (часть Вилле 28) из трактата Лаланна.
- ^ Хартли, Кейт, Шотландское искусство с 1900 года (Лондон: Лунд Хамфрис, 1989), стр. 142.
- ^ «[Он] считал, что сухая игла допустима для исправления незначительного дефекта выгравированной линии, но не доверял ей как методу, имеющему внутреннюю ценность…» Фишер, Джей М., Максим Лаланн, Техника офорта, перепечатка (Нью-Йорк: Дувр, 1981), Введение, стр. xvi. (цитата по стр. 32–33 и 53–54 английского перевода трактата 1880 г.)
- ^ См. В Конкарно / Трувиле [Вийе 104].
- ^ См. Вид на город Делфт [Villet 161].
- ↑ «Я думаю, никто, кроме Уистлера, не мог сравниться с его способностью передать величественное здание, огромный город или изящный маленький пейзаж». Пеннелл п. 192.
- ^ Уиллет 25
- ^ Уилл 48
- ^ Уилл 152
- ^ Уилл 53
- ↑ Хамертон признал, что Лаланн «с большим мастерством аранжирует материал (с учетом того конкретного вида выражения, который он ищет)», но он не смог увидеть преднамеренного художественного замысла в том, что Лаланн опирается на существующие элементы и реорганизует их, видя вместо этого « не так уж и много изобретений». Хамертон, «Примеры современного офорта», с. 30.
- ^ Chez Виктор Гюго (Париж: Кадар и Люке, 1864),
- ^ Виктор Гюго в своем саду [Вилле 21]
- ^ Уилл 132.
- ^ Уилл 158
- ^ Уилл 176
- ^ Уилл 162-169.
- ^ Как указано в Описи французских фондов после 1800 года (Париж: Bibliothèque Nationale 1932 и далее), v. 12, нет. 88. См. также заметку по адресу: Villet 173.
- ^ Уилл 185
Библиография
[ редактировать ]- Байи-Герцберг, Жанин, Офорт художника девятнадцатого века: Общество аквафортистов 1862–1867 (Париж: Laget 1972), ок. 2, с. 124–27
- Байи-Герцберг, Жанин, Словарь гравюр во Франции 1830–1950 (Flammarion 1985), стр. 175–76.
- Беральди, Анри, Les Graveurs du XIX Siecle (Париж: Л. Конке, 1889), v. IX, с. 18–23.
- Брэдли, Уильям Аспенволл, Максим Лаланн , Ежеквартальный журнал для коллекционеров гравюр, т.3, № 1 (февраль 1913 г.), стр. 70–85, перепечатано в буклетах для коллекционеров гравюр : Максим Лаланн (Бостон: Houghton Mifflin, 1914), и во французских офортах Второй империи (Бостон: Houghton Mifflin, 1916), стр. 30–40.
- Дельтей, Лойс, Максим Лаланн, Знаток печати , v. III, нет. 4 (октябрь 1923 г.), стр. 390–403.
- Фишер, Джей М., Максим Лаланн, Техника офорта, перепечатка (Нью-Йорк: Дувр, 1981) (Введение)
- Град, Бонни Ли и Тимоти А. Риггс, гравюры и фотографии Франции девятнадцатого века (Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств, 1982), стр. 129–32.
- Герен, Анна, Новое открытие бордоского художника: Максим Лаланн, дизайнер, гравер и художник , [отрывок из диссертации, Univ. Бордо III], Société Archéologique de Bordeaux, T. LXXVI, 1985, стр. 129–34.
- Гутекунст, Ричард, Каталог гравюр Максима Лаланна (Лондон: Р. Гутекунст, 1905) (каталог выставки плюс опись из 196 предметов, 20 в разных штатах, без иллюстраций).
- Хамертон, Филип Г., Офорт и офорты , все издания, а именно. 3-е изд. (Лондон: MacMillan 1880), стр. 156–60.
- Хунекер, Джеймс Г., Прогулки импрессиониста (Нью-Йорк: Scribner's 1910) (перепечатано) (Глава X).
- Кеппель, Фредерик, Бюллетень коллекционера гравюр: Максим Лаланн (Нью-Йорк: De Vinne Press, 1908) (переиздано с дополнениями, 1909 г.)
- Кеппель, Фредерик, Золотой век гравюры (Нью-Йорк: De Vinne Press 1910), стр. 162-64.
- Ковлер, Марджори, Забытые граверы XIX века (Чикаго: Ковлер, 1967), стр. 114–15.
- Лаланн, Максим, Трактат о офорте (все издания) (Париж: Cadart et Luquet 1866)
- Лаланн, Максим, Ле Фюзен (Париж: Бервиль, 5 изданий между 1866 и 1875 годами).
- Ларан, Жан и др., Инвентаризация Французского фонда после 1800 года (Париж: Biblioth Nationale 1932 и последующие), v. 12, с. 272–282 (Лаланн каталогизирован Жаком Летевом).
- Лейпник, Флорида, История французского офорта (Лондон: Джон Лейн, 1924), стр. 115–16.
- Марионно, Шарль, Лаланн, художник, рисовальщик, гравер-аква-фортист 1827–1886 (Бордо: Гунуйу, 1886) (отрывок из «Литературной и научной Жиронды» от 29 августа 1886 г.).
- Пеннелл, Джозеф, Офорты и офорты , все издания, а именно. 4-е изд. (Нью-Йорк: Макмиллан, 1936), с. 192
- Пеннелл, Джозеф, Рисунок пером и рисовальщики (Нью-Йорк: MacMillan 1920), стр. 92 .
- Таормина, Джон, Максим Лаланн: рисунки и гравюры (Художественный музей, Колледж Вустера, 1979).
- Вилле, Джеффри М., Полное собрание гравюр Максима Лаланна, резоне каталога, литографии и гравюры (Санкт-Петербург, Флорида: 2016 г.), (ранее издание 2010 г.); Офорты Максима Лаланна, каталог-резонне (Вашингтон, округ Колумбия: мелкие репродукции art@home 2003 г. (1-е изд.) (заменено) и 2006 г. (переработанное 2-е изд.) (заменено)).
- Вайсберг, Габриэль П. и Р.Л. Закон, Между прошлым и настоящим: французские, английские и американские офорты 1850–1950 годов (Художественный музей Кливленда, 1977)
- Вайсберг, Габриэль П., Ренессанс офорта во Франции 1850–1880 (Музей изящных искусств Юты, 1971).
- Уэстон, Уильям, Офорты Максима Лаланна (кат. 11) (Лондон: Галерея Уильяма Уэстона, 1975).