Генрих Кёзелитц
Генрих Кёзелитц | |
---|---|
Рожденный | Иоганн Генрих Кёзелитц 10 января 1854 г. |
Умер | 15 августа 1918 г. Аннаберг, Королевство Саксония | (64 года)
Другие имена | Питер Гест |
Занятие | Композитор |
Родители) | Густав Герман Кёзелитц, Кэролайн Кёзелитц |
Иоганн Генрих Кёзелитц (10 января 1854 — 15 августа 1918) — немецкий писатель и композитор. Он известен своей давней дружбой с Фридрихом Ницше , который дал ему псевдоним Петер Гаст .
Жизнь
[ редактировать ]Кёзелитц родился в Аннаберге , Саксония, в семье Густава Германа Кёзелица (1822–1910), вице-мэра ( Vizebürgermeister ), и его жены Кэролайн (1819–1900), уроженки Вены . Его младшим братом был художник Рудольф Кёзелиц .
С 1872 года Кёзелитц изучал музыку у Эрнста Фридриха Рихтера в Лейпцигском университете . В 1875 году он перевелся в Базельский университет , где посещал лекции Якоба Буркхардта , Франца Овербека и Фридриха Ницше . В 1877 году Кёзелитц в газетной статье резко раскритиковал базельского преподавателя музыки Зельмара Багге , что привело к небольшому скандалу.
В Базеле между Кезелицем и Ницше завязалась дружба. Кёзелиц читал Ницше во время периодических периодов его почти слепоты, а также принимал диктовку. Кёзелиц сыграл важную роль в подготовке всех работ Ницше после 1876 года, просматривая рукопись типографа и иногда вмешиваясь, чтобы завершить форматирование текста. Разрыв Ницше с Вагнером и его поиски «южной» эстетики, с помощью которой он мог бы защитить себя от мрачного немецкого севера, привели его к переоценке Кёзелица как музыканта: «Я не знаю, как обойтись без Россини; тем более без моего собственного юга в музыке, музыки моего венецианского маэстро Пьетро Гаста . [ 1 ] как секретарь Однако Кёзелиц действительно был неоценим; В своей книге « Человеческое, слишком человеческое » Ницше утверждал, что Гаст «писал и исправлял: по сути, он был действительно писателем, тогда как я был всего лишь автором». [ 2 ] Все это время Кезелиц боготворил своего учителя, помогая ему до самоотречения.
Весной 1881 года, живя вместе в Рекоаро , Ницше создал для Кёзелица псевдоним «Питер Гаст». Под этим именем он был известен в кругу Ницше, а также под этим именем он публиковал все свои оперы. Само название, возможно, является отсылкой к опере Моцарта « Дон Жуан» с ее каменным гостем ( Petrus «камень» на латыни, Gast «гость» на немецком языке). Самое масштабное музыкальное произведение Питера Гаста — комическая опера в трёх действиях «Венецианский лев» ( Der Löwe von Venedig ). На протяжении 1880-х годов Гаст и Ницше безуспешно пытались воплотить его в жизнь. Премьера состоялась в феврале 1891 года в Данциге под руководством Карла Фукса, который обменивался письмами с Ницше, но под первоначальным названием «Тайная свадьба» ( Die heimliche Ehe или Il matrimonio segreto ). В 1930-х годах его снова покажут под названием, предложенным Ницше, «Венецианский лев» .
Кёзелица финансировал его отец, а также периодически поддерживал друг Ницше Поль Ре . Помимо того, что он был музыкантом и редактором сочинений и писем Ницше, он работал писателем под разными псевдонимами, в том числе: Людвиг Мюрнер, Петер Шлемиль, Петрус Эремитус. Он разослал статьи во многие газеты, а также написал несколько рассказов и басен.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Фридрих Гетц. Питер Гаст – человек, художник, ученый. Картина жизни в источниках. Аннаберг, 1934 г. (на немецком языке)
- 1854 рождения
- 1918 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Люди из Аннаберг-Бухгольца
- Музыканты из Королевства Саксония
- Немецкие композиторы-романтики
- Немецкие композиторы XX века
- Немецкие композиторы XIX века.
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Люди из Королевства Саксония