Люк Болтански
Люк Болтански (родился 4 января 1940) — французский социолог , профессор Школы перспективных исследований в области социальных наук в Париже и основатель Groupe de Sociologie Politique et Morale, известный как ведущая фигура в новой «прагматической» школе. французской социологии . [1] Его работы оказали значительное влияние на социологию, политическую экономию и социальную историю .
Работа
[ редактировать ]Болтански способствовал созданию концепции «политической и моральной социологии». Политическая и моральная социология постепенно развивалась как исследовательская программа — в том смысле, который предложил Имре Лакатос — вокруг концептуального ядра, стремящегося построить теорию действия, основанную на теории морального факта Эмиля Дюркгейма , пересматривая наследие «методологического структурализма ». с точки зрения динамики и процессов. В программе исследований подчеркивается, как во многих конфликтах характеристики участников спора меняются в ходе конфликта. Эта работа повлияла на исследования гражданской культуры внутри и за пределами французской социологии. [2] [3] [4] [5] [6]
Последняя работа Болтански посвящена связям между детективными романами и возникновением национального государства. [7]
Об оправдании
[ редактировать ]Книга , написанная в соавторстве с Лораном Тевено , «Об оправдании: экономия ценности» 2006 г. (оригинал на французском языке: 1991 г.), представляет собой всеобъемлющую основу для понимания того, как люди оправдывают свои действия и критикуют других в современных обществах. Болтански и Тевено утверждают, что современные общества управляются не единым социальным порядком, а, скорее, множеством сосуществующих «порядков ценности» или «экономики ценности».
Ключевые понятия
[ редактировать ]Ордена ценности
[ редактировать ]Болтански и Тевено выделяют шесть различных уровней ценности, каждый из которых представляет собой систематический и последовательный принцип оценки:
1. Вдохновленный мир : ценит творчество, спонтанность и внутреннее руководство. Этот мир, представленный такими фигурами, как Святой Августин, подчеркивает уникальный характер и способность к вдохновению.
2. Домашний мир : ценит традиции, иерархию и личные отношения. Созданный по образцу семейных структур, этот мир отдает приоритет лояльности, послушанию и уважению к власти (иллюстрировано в книге Жака-Бенинь Боссюэ «Политика, основанная на самих словах Священного Писания» ).
3. Гражданский мир : ценит общее благо, равенство и солидарность. Этот мир, основанный на идеях гражданственности и коллективной ответственности, олицетворяет Жан-Жак Руссо.
4. Рыночный мир : ценит конкуренцию, эффективность и преследование собственных интересов. Как описал Адам Смит, этот мир действует на принципах спроса и предложения, оценивая людей на основе их способности конкурировать и накапливать богатство.
5. Индустриальный мир : ценит производительность, эффективность и технологический прогресс. Этот мир, представленный Анри де Сен-Симоном, делает упор на стандартизацию процессов и оптимизацию систем для достижения максимальной производительности.
6. Мир славы : ценит признание, репутацию и стремление к славе. На примере Томаса Гоббса этот мир фокусируется на видимости и накоплении социального капитала.
Эти порядки не ограничиваются конкретными социальными сферами, а сосуществуют и переплетаются во всем социальном пространстве. Авторы демонстрируют это посредством контент-анализа текстов, используемых в подготовке менеджеров в современных французских корпорациях.
Философские основы
[ редактировать ]Каждый уровень ценности проиллюстрирован работами классических авторов:
- Адам Смит за рыночную стоимость
- Жан-Жак Руссо за гражданскую ценность
- Святой Августин за вдохновение стоит
- Томас Гоббс ради славы
- Анри де Сен-Симон за промышленную ценность
- Жак-Бенинь Боссюэ за внутреннюю ценность
Тесты и компромиссы
[ редактировать ]Центральное место в «Об оправдании» занимает понятие « испытания » ( épreuve ), момента, когда ценность людей или вещей оценивается в соответствии с принципами конкретного общего мира. Легитимные тесты позволяют разрешать споры в пределах одной суммы. Однако когда конфликтующие агенты относятся к разным уровням значимости, законные тесты недоступны в рамках единой структуры. В таких случаях, если агенты ориентированы на идею общего блага (хотя и хрупкий) « компромисс , для разрешения спора может возникнуть ». Авторы приводят пример прав трудящихся как компромисса между индустриальным и гражданским порядком. Однако эти компромиссы всегда хрупкие, поскольку попытки определить общее благо могут вновь разжечь конфликт из-за отсутствия более высокого общего принципа, который мог бы полностью интегрировать различные уровни ценности.
Дополнительные понятия
[ редактировать ]- Составные установки : ситуации, содержащие элементы из нескольких общих миров, создающие как напряжение, так и творческий потенциал, когда люди перемещаются между разными уровнями ценности.
- Оправдание и критика : люди оправдывают свои действия, апеллируя к принципам разных уровней значимости, и критикуют других, указывая на противоречия или апеллируя к альтернативным порядкам.
- Общие миры : Каждый уровень ценности связан с «общим миром», содержащим конкретные объекты, квалификации, отношения и способы оценки.
- Компетентность действующих лиц : люди обладают способностью перемещаться между различными уровнями ценности, адаптируя свои оправдания и критику к текущей ситуации.
- Денонсация и релятивизация : ключевые фигуры в процессе социальной координации и разрешения конфликтов. Денонсация разоблачает нелегитимность действий или требований, тогда как релятивизация отрицает важность определенного порядка ценностей.
Методология и последствия
[ редактировать ]Книга сочетает в себе теоретический анализ с эмпирическими наблюдениями, опираясь на широкий спектр источников, включая руководства по менеджменту, профсоюзные руководства и классические тексты по политической философии. Концепция, разработанная в книге «Об оправдании», имеет широкие последствия для понимания социальной координации, разрешения конфликтов и множественности систем ценностей в современных обществах. Он предлагает тонкую альтернативу как универсалистским теориям справедливости, так и релятивистским подходам к социальным ценностям.
Другая работа
[ редактировать ]Новый дух капитализма
[ редактировать ]«Новый дух капитализма» , 2005 г. (французский оригинал: 1999 г.), написанный в соавторстве с Ив Кьяпелло , исследует седьмой «проективный город». [8] организованы вокруг концепции гибких сетей, которая сейчас занимает центральное место в концепции «проекта». В то время как «Оправдание» основано на анализе основных текстов политической философии, эта книга основана на систематическом анализе управленческой литературы 1960-х и 1990-х годов и направлена на «описание «остатка», который невозможно интерпретировать на языке шесть существующих городов» (с. 24).
Экономика обогащения
[ редактировать ]Под «экономикой обогащения» Болтански и Эскерр (2014, 2016) понимают развитие капитализма, основанного на туризме, роскоши, искусстве и наследии. Термин «обогащение» относится не к росту частных состояний, а скорее к процессам, которые увеличивают стоимость объектов. Болтански и Эскер определяют ценность как оправдание цены. Любой объект можно обогатить, каким бы древним или современным он ни был, и это обогащение может быть физическим или культурным, посредством использования повествовательного устройства. В основе этой «экономики обогащения» лежит «форма коллекционирования», которая освобождает место в капиталистическом космосе для увеличения стоимости вещей из прошлого и вещей, которые, хотя и появились недавно, рассматриваются так, как если бы они были предназначены для стать бессмертным.
Избранные публикации
[ редактировать ]- Болтански, Л., 1999, Отдаленные страдания: мораль, средства массовой информации и политика , Кембридж (Великобритания), издательство Кембриджского университета.
- Болтански Л., Кьяпелло Э., Росс Г., Пиоре М.Дж., Рид Д., Когут Б., 2000, «Форум: Le Nouvel Esprit du Capitalisme», French Politics, Culture & Society , vol. 18, № 3, Осень.
- Болтански, Л., Кьяпелло (Иве), 2005 [1999], Новый дух капитализма , Лондон-Нью-Йорк, Версо, 2005.
- Болтански, Л., Кьяпелло (Ив), 2005, «Роль критики в динамике капитализма», в: Миры капитализма: институты, экономика, эффективность и управление в эпоху глобализации , Макс Миллер (ред), Лондон. , Рутледж.
- Болтански Л., Тевено Л. , 2006 [1991], Об обосновании. Экономика ценности , Принстон, Издательство Принстонского университета.
- Болтански Л., Нюи , Лион, ENS Editions, 2008. Примечание режиссера Гийома Пфистера. Первое французское творение: апрель-май 2008 г. в Театре Кантора (Лион) - Ecole Normale Supérieure Lettres et Sciences Humaines.
- Болтански, Л., 2011 [2009], «О критике – социология эмансипации» , Кембридж (Великобритания), Polity Press.
- Болтански, Л., 2012 [1990], Любовь и справедливость как компетенции - три эссе по социологии действия (перевод Кэтрин Портер), Кембридж (Великобритания), Polity Press.
- Болтански, Л., 2014 [2012], Тайны и заговоры - детективные истории, шпионские романы и становление современных обществ (перевод Кэтрин Портер), Кембридж (Великобритания), Polity Press.
- Болтански, Л., Фрейзер (Нэнси) , Коркафф (Филипп) , 2014, Доминирование и эмансипация. За возобновление социальной критики , Лион, Presses Universitaires de Lyon.
- Болтански Л., Эскерр А., 2014, «Коллекция, новая форма капитализма. Экономическое развитие прошлого и его последствия» («Коллекция, новая форма капитализма»), Les Temps Modernes. , 3/2014 (№679), с. 5-72.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Веб-сайт Группы политической и моральной социологии
- ^ Леви, Рон; Сендрою, Иоана (декабрь 2018 г.). «Моральные претензии и возмещение ущерба после злодеяний: экономия ценностей в разных политических культурах в судебном процессе по поводу Холокоста в швейцарских банках». Поэтика . 73 : 45–60. дои : 10.1016/j.poetic.2018.11.006 . S2CID 149467455 .
- ^ Лихтерман, Пол; Элиасоф, Нина (ноябрь 2014 г.). «Гражданское действие». Американский журнал социологии . 120 (3): 798–863. дои : 10.1086/679189 . S2CID 145032044 .
- ^ Шай М. Дроми; Ева Иллоуз (2010). «Восстановление морали: прагматическая социология и литературоведение». Новая литературная история . 41 (2): 351–369. дои : 10.1353/nlh.2010.0004 . S2CID 145475223 .
- ^ Коэн, Эндрю С.; Дроми, Шай М. (15 февраля 2018 г.). «Рекламная мораль: поддержание моральной ценности в стигматизированной профессии» . Теория и общество . 47 (2): 175–206. дои : 10.1007/s11186-018-9309-7 . S2CID 255009394 .
- ^ Дроми, Шай М.; Стейблер, Сэмюэл Д. (18 февраля 2019 г.). «Хорошо на бумаге: социологическая критика, прагматизм и теория секуляризации» . Теория и общество . 48 (2): 325–350. дои : 10.1007/s11186-019-09341-9 . S2CID 255014542 .
- ^ см . «Этюд в черном», Traces, № 20 и Загадки и сюжеты: расследование о расследованиях , Галлимар, 2011.
- ^ Французский термин cité, очевидно, был переведен по-разному в книгах «Об оправдании (политии)» и «Новом духе капитализма». (город)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Т. Бенатуй, «Повесть о двух социологиях: критическая и прагматическая позиция в современной французской социологии», в Европейском журнале социальной теории , № 2, стр. 279–396, 1999;
- Зильбер И., Прагматическая социология как культурсоциология: за пределами теории репертуара? , в Европейском журнале социальной теории, № 6, стр. 427–49, 2003 г.
- Болтански Л., Витале Т. 2006, Политическая и моральная социология противоречий , в Italian Review of Sociology , № 1, стр. 91–116.
- Вагнер П., 1994, «Спор, неопределенность и институты в недавних французских дебатах» , Журнал политической философии, № 2, стр. 270–289.
- Вагнер П., 1999, «После оправдания. Регистры оценок и социология современности», Европейский журнал социальной теории , том. 2, № 3, стр. 341–57.
- Борги В., Витале Т., 2007, «Конвенции, моральная экономика и социологические исследования», в Борги, Вандо и Витале (ред.), Конвенции труда, работа конвенций, монографический выпуск «Социологии труда», n. 104, Франко Анджели, Милан.
- Молинатто П., 2008, «Болтанский и антропологические апории либерализма», в « Материалах по истории правовой культуры» , № 1, 2008, стр. 143–174.
- Дроми С.М., Иллоуз Э., 2010, «Восстановление морали: прагматическая социология и литературные исследования», Новая история литературы , № 41 (2), стр. 351–369.
- Сьюзен, С. и Тернер, Б.С. (ред.) 2014. Дух Люка Болтански. Очерки «Прагматической социологии критики». Лондон: Гимн Пресс.