Теодоро де Алмейда
Теодоро де Алмейда | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 18 апреля 1804 г. | (82 года)
Заметная работа | Счастливая независимость мира и удачи (1779) |
Теодоро де Алмейда, CO. ФРС (7 января 1722 — 18 апреля 1804) — португальский католический священник, член Конгрегации ораторского искусства Святого Филиппа Нери , писатель и философ, ведущий деятель португальского Просвещения .
Алмейда известен своей популяризацией экспериментальных наук посредством своего десятитомного Recreação Filosófica ou Diálogo sobre a Filosofia Natural («Философский отдых, или Диалог о натуральной философии», опубликованного в 1751–1799 гг.), написанного «не для тех, кто образованные в глубоком обучении, но для тех, которые из-за отсутствия книг, написанных на их родном языке, живут без обучения». [1] Его идеи по натурфилософии были отмечены взглядами Просвещения на использование разума и научного метода , теологическим пониманием природы (чувством гармонии между натурфилософией и религиозной ортодоксальностью ), а также методологическим эклектизмом, выступавшим против апелляций к авторитетам . [2] В 1758 году он был избран членом королевского общества . Лондонского [3]
Как писатель, Алмейда находился под влиянием литературных течений Аркадии Лузитаны середины века, которые подчеркивали реализм, а также полезность поэзии. Он разделял беспокойство по поводу меланхолии преромантиков с другими, такими как маркиза Алорна или Бокаж , но его оптимизм был основан на знаниях, полученных от разума и религии. Его книга O Feliz Independente do Mundo e da Fortuna («Счастливый человек, независимый от мира и судьбы», опубликованная в 1799 году) стремилась показать «с демонстративной силой геометрии и поэтическим изяществом средства быть счастливыми в этом мире. " [4]
Из-за своего противодействия просвещенной деспотической политике маркиза Помбала Алмейда был сослан в Порту в 1760 году, оттуда в Испанию в 1768 году и во Францию в 1769 году. Находясь во Франции, он поселился в Байонне и выбрал Амбруаза де Ломбеза в качестве своего духовного наставника , разделяющего его разновидность благочестия, основанную на внутреннем смирении и уверенности в Божьей благодати. [4] Он вернулся в Лиссабон после восшествия на престол королевы Марии I , где продолжил успешную педагогическую карьеру и был одним из основателей Лиссабонской академии наук в 1779 году. [4] Он произнес неоднозначную инаугурационную речь на первой официальной сессии Академии 4 июля 1780 года, в которой сравнил отсталость страны в научных вопросах с отсталостью Королевства Марокко . [5]
Как и остальные представители португальской элиты, Алмейда был в ужасе от худших эксцессов Французской революции и провел свои последние годы в качестве громкого защитника христианского наследия Португалии против атеизма и ошибок общества, основанного на политической философии Жан-Жака. Руссо . [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сильва, Хосе Альберто (2012). «Вульгарный отдых» . Журнал истории науки и техники . 6 :15–32 . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Сильва, Хосе Альберто (2012). «Португальский популяризатор науки Теодоро де Алмейда: программы, общественность и двуязычие» . История науки . 50 (1): 93–122. дои : 10.1177/007327531205000104 . S2CID 142122840 . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Томсон, Томас (1812). История Королевского общества: от его учреждения до конца восемнадцатого века . Роберт Болдуин. п. лхкси.
- ^ Перейти обратно: а б с д Азеведо, Фернандо (1975). «Благочестие просвещения: духовность истины Теодоро де Алмейда» . Дидаскалия . 5 (1): 105–131. дои : 10.34632/didaskalia.1975.725 . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Домингес, Франсиско Контенте (2004). «Теодоро де Алмейда, популяризатор натуральной философии» . Instituto Camões (на португальском языке) . Проверено 24 июня 2021 г.