Траурные портреты
Траурный портрет или портрет на смертном одре — это портрет недавно умершего человека, обычно изображаемый на смертном одре или лежащий в покое , выставленный для скорбящих. Они не были редкостью в европейских домах зажиточных людей как способ вспомнить и почтить память умерших. Людей обычно выкладывали в своей лучшей одежде, с каким-то особым головным убором и с каким-то жетоном в руках. Сегодня эти портреты дают представление о старых похоронных обычаях, а также различную информацию о народных костюмах. В XIX веке посмертная фотография продолжила традицию.
Недавнее исследование портретов на смертном одре, которые до сих пор можно найти на гравюрах и фотографиях, показывает, что они стали популярными после протестантской Реформации, но никогда не ценились как семейные реликвии так же, как другие произведения искусства, и поэтому ранних примеров, таких как этот выжил. Как непрерывный вид искусства, традиции выкладки не ушли, и фотография продолжала сохранять портрет на смертном одре, хотя такие фотографии предназначались для скорбящих и не попадали в фотоальбомы.
В Нидерландах сложные венки из зелени возлагали на головы неженатых людей, в основном детей. [ 1 ] По-голландски такой венок называется «ходже» (маленькая шляпка) и является частью общего украшения тела, называемого «пелен». [ 2 ] Слово «пелен» связано с английским словом «pall», например, «pallbearer», которое в похоронном контексте относится к ткани (иногда флагу) поверх тела или гроба.
-
Предсмертный портрет Торопца работы анонимного русского художника XIX века.
-
Портрет Вильгельма Безмолвного на смертном одре работы Кристиана Янса ван Бизелингена , 1584 год.
-
Портрет мертвого ребенка с траурным венком на голове , картина Ян Янс де Стомме , 1654 год .
-
Маркиз Парана , премьер-министр Бразилии, на смертном одре, 1856 год.
-
Император Александр II на смертном одре , картина Константина Маковского , 1881 год.
Примером такого типа портрета является « Траурный портрет К. Хорват-Стансит, урожденной Кисс» , картина 1680-х годов анонимного художника эпохи барокко, находящаяся в Словацкой национальной галерее . [ 3 ]
На этой картине изображен посмертный портрет женщины из семьи Хорват-Стансит, К. Хорват-Стансит. Она как будто лежит на кровати, но ее тело специально подготовлено, и лежит она не на кровати, а на подготовленном катафалке , застеленном ковром- килимом и специальной красной дамасской подушкой. Пальцы у нее уже обесцветились, а большие пальцы обмотаны нитью. Теоретически это ее местная церковь, и вот как она выглядела во время отпевания. На ней костюм бывшего венгерского региона Левоча , а плотно прилегающая кепка, вероятно, не тот головной убор, который она носила при жизни.
-
Неизвестная женщина из Левочи , 1641 год, работа неизвестного художника, с лифом, похожим на К. Хорват-Стансита.
-
Фрагмент красного дамаска того же периода.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Утилизация и украшение трупа. Размещение и "уборка" тела на голландском веб-сайте.
- ^ К трупу: голландский посмертный портрет с 1500 г. по настоящее время , каталог выставки Музея Тейлера Берта Слиггерса, Вальбург Перс, Зутфен, 1998 г. ISBN 9789057300424
- ^ запись о коллекции на сайте музея.
- запись произведения искусства на Europeana сайте