Доступ к финансам
Доступ к финансам — это способность отдельных лиц или предприятий получать финансовые услуги , включая кредиты , депозиты , платежи , страхование и другие по управлению рисками . услуги [ 1 ] называют соответственно не охваченными банковскими услугами или недостаточно обеспеченными банковскими услугами Тех, кто по своей воле не имеет доступа к финансовым услугам или имеет лишь ограниченный доступ к ним , . [ 1 ] [ 2 ]
Накопленные данные показали, что доступ к финансовым ресурсам способствует росту предприятий за счет предоставления кредитов как новым, так и существующим предприятиям. Это приносит пользу экономике в целом, ускоряя экономический рост, усиливая конкуренцию, а также повышая спрос на рабочую силу . Доходы тех, кто находится в нижней части лестницы доходов, как правило, повышаются, что приводит к сокращению неравенства доходов и бедности. [ 3 ]
Отсутствие финансового доступа ограничивает спектр услуг и кредитов для домохозяйств и предприятий . Бедным людям и малым предприятиям приходится полагаться на свое личное богатство или внутренние ресурсы для инвестирования в свое образование и бизнес, что ограничивает их полный потенциал и приводит к циклу стойкого неравенства и замедления роста. [ 4 ]
Доступ к финансам сильно различается в разных странах и колеблется от примерно 5 процентов взрослого населения в Папуа-Новой Гвинее и Танзании до 100 процентов в Нидерландах. [ 1 ] (полный список предполагаемых показателей доступа к финансированию в разных странах см. Demirgüç-Kunt, Beck & Honohan, 2008, стр. 190–191). [ 1 ] ).
Определение и измерение доступа к финансовым услугам
[ редактировать ]Доступ к финансам (возможность того, что отдельные лица или предприятия могут получить доступ к финансовым услугам) следует отличать от фактического использования финансовых услуг, поскольку неиспользование финансов может быть добровольным или вынужденным. [ 1 ] Добровольные непользователи финансовых услуг имеют доступ к финансовым услугам, но не используют их либо потому, что у них нет необходимости в этих услугах, либо потому, что они решили не пользоваться такими услугами по культурным, религиозным или другим причинам. [ 1 ]
Измерение доступа к финансовым ресурсам имеет важное значение для укрепления связи между теорией и эмпирическими данными. В настоящее время к основным косвенным переменным, измеряющим доступ к финансовым ресурсам, относятся: количество банковских счетов на 1000 взрослых, количество отделений банков на 100 000 взрослых, процент фирм, имеющих кредитную линию (крупные и малые фирмы). [ 5 ]
В случае финансовых рынков измерение доступа к финансовым ресурсам требует установления концентрации рынка , поскольку высокая степень концентрации отражает большие трудности для выхода на рынок новых и более мелких фирм. Другие факторы включают процент рыночной капитализации и торговую стоимость компаний, не входящих в 10 крупнейших компаний, государственных облигаций доходность (3 месяца и 10 лет), соотношение частных и общих долговых ценных бумаг (внутренних), соотношение внутренних и общих долговых ценных бумаг, а также отношение новых выпусков корпоративных облигаций к ВВП. [ 5 ]
Вынужденные непользователи хотят пользоваться финансовыми услугами, но не имеют к ним доступа по ряду причин: во-первых, они могут оказаться неприемлемыми для банков, поскольку их низкий доход не позволяет финансовым учреждениям обслуживать их на коммерческой основе (т. е. с прибылью); во-вторых, они могут подвергаться дискриминации по социальному, религиозному или этническому признаку; в-третьих, они могут оказаться неприемлемыми для банков, поскольку договорные и информационные сети (например, высокие требования к залогу или отсутствие информации из кредитных реестров) не позволяют финансовым учреждениям коммерчески обслуживать этих непользователей; наконец, цена или характеристики финансовых услуг могут быть неподходящими для групп населения, не пользующихся ими. [ 1 ]
Поскольку факторы, определяющие, имеет ли физическое лицо или предприятие доступ к финансам, могут со временем меняться, имеет смысл сгруппировать банковских и небанковских пользователей в рыночные сегменты , которые отражают их текущий и возможный будущий статус как пользователей или непользователей финансовых услуг. . Одним из таких подходов к сегментации рынка является «граница доступа», которую можно использовать для анализа развития рынков с течением времени. [ 6 ] Граница доступа определяет максимальную долю населения, имеющую доступ к продукту или услуге в данный момент времени, и граница может смещаться с течением времени, например, в результате технологических и конкурентных изменений на рынке. [ 6 ] Подход на основе границы доступа различает пользователей и непользователей продукта или услуги и сегментирует непользователей на четыре группы: [ 6 ]
- Те, кто может использовать продукт или услугу, но предпочитает не делать этого (добровольное непользование)
- Те, кто в настоящее время имеет доступ к продукту или услуге, но еще не сделал этого (непользователи, находящиеся в пределах нынешней границы доступа)
- Те, кто должен иметь возможность использовать продукт или услугу в течение следующих трех-пяти лет, исходя из изменений в характеристиках продукта или услуги или рынка, соответственно (непользователи, находящиеся в пределах будущей границы доступа)
- Те, за пределами досягаемости рыночных решений в ближайшие три-пять лет (супрарыночная группа, лежащая за пределами будущей границы доступа)
В следующей таблице представлен обзор группировки потребителей на пользователей и непользователей, сегментации непользователей, а также трех зон, которые позволяют государственной политике лучше согласовывать меры с требованиями развития рынка. [ 6 ]
Группа пользователей | Сегмент рынка | Зона рыночной политики |
---|---|---|
Пользователи | Текущие пользователи (текущий рынок) | н/д |
Непользователи | Добровольное непользование | н/д |
Непользователи, находящиеся в пределах существующей границы доступа | Зона поддержки рынка | |
Непользователи, находящиеся в пределах будущей границы доступа | Зона развития рынка | |
Супрарыночная группа, лежащая за пределами будущей границы доступа | Зона передела рынка |
Оценить и измерить доступ к финансированию относительно сложно, поскольку соответствующие данные недоступны. [ 1 ] Отсутствие последовательных межстрановых данных об использовании финансовых услуг привело к использованию количества депозитных и ссудных счетов в качестве простого показателя доступа к финансовым услугам. [ 1 ] хотя это несовершенный показатель финансового доступа.
Формальные и неформальные финансовые услуги
[ редактировать ]Финансовые услуги могут предоставляться различными финансовыми посредниками , которые являются частью финансовой системы. Делается различие между формальными и неформальными поставщиками финансовых услуг, которое основано, прежде всего, на наличии правовой инфраструктуры, обеспечивающей обращение к кредиторам и защиту вкладчиков. [ 7 ] В следующей таблице представлен обзор этого различия, показаны сегменты финансовых систем по степени формальности. [ 8 ]
Уровень | Определение | Учреждения | Основные клиенты |
---|---|---|---|
Официальные банки | Лицензия центрального банка | Коммерческие банки и банки развития | Крупный бизнес Правительство |
Специализированные небанковские финансовые организации (НБФО) | Сельские банки Почтовый Банк Сберегательно-кредитные компании Депозитные микрофинансовые банки |
Крупные сельские предприятия Наемные работники Малые и средние предприятия | |
Полуформальный | Юридически зарегистрировано, но не имеет лицензии центрального банка в качестве финансового учреждения. | Кредитные союзы Микрофинансовые НПО |
Микропредприятия Предпринимательская бедность |
Неофициальный | Не зарегистрированы юридически на национальном уровне (хотя могут принадлежать зарегистрированной ассоциации) | Коллекционеры сбережений (сусу) Сберегательно-кредитные ассоциации, группы susu Ростовщики |
Частный предприниматель Бедный |
Более детальный подход к разграничению формальных и неформальных финансовых услуг добавляет полуформальные услуги в качестве третьего сегмента к вышеизложенному. В то время как формальные финансовые услуги предоставляются финансовыми учреждениями, уполномоченными правительством и подлежащими банковскому регулированию и надзору, полуформальные финансовые услуги не регулируются банковскими органами, но обычно лицензируются и контролируются другими государственными учреждениями. [ 7 ] Неформальные финансовые услуги предоставляются вне структуры государственного регулирования и надзора. [ 7 ]
Барьеры и политика для расширения доступа
[ редактировать ]Однако во многих странах доступ к финансовым ресурсам по-прежнему ограничен лишь 20–50 процентами населения, за исключением многих бедных людей и малого и среднего бизнеса . [ 4 ] Ограниченный доступ к финансовым ресурсам, особенно среди бедных слоев населения, можно объяснить многими причинами. Во-первых, бедным не хватает образования и знаний, необходимых для понимания доступных им финансовых услуг. Во-вторых, кредитные специалисты могут счесть невыгодным обслуживать небольшие потребности в кредитах и объем транзакций населения с низкими доходами. Кроме того, банки могут быть географически недоступны для бедных слоев населения, поскольку финансовые учреждения, скорее всего, будут расположены в более богатых районах. Бедные также страдают от отсутствия залога и неспособности брать кредиты под залог своих будущих доходов, поскольку их потоки доходов, как правило, трудно отслеживать и прогнозировать. [ 4 ]
Ввиду отсутствия финансового доступа для бедных слоев населения, за последние несколько десятилетий развитие микрофинансовых учреждений позволило предоставить финансовые услуги некоторым беднейшим слоям населения мира и обеспечить хорошие выплаты.
Еще предстоит проделать работу по созданию инклюзивных финансовых систем. Это включает в себя использование технологических достижений в развитии финансовой инфраструктуры для снижения транзакционных издержек, поощрение прозрачности, открытости и конкуренции для стимулирования существующих институтов к расширению охвата услуг, а также обеспечение соблюдения пруденциальных правил, чтобы предоставить частному сектору правильные стимулы. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Демиргюч-Кунт А., Бек Т. и Хонохан П. (2008). Финансы для всех?: Политика и подводные камни расширения доступа. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. Получено 21 марта 2008 г. с http://siteresources.worldbank.org/INTFINFORALL/Resources/4099583-1194373512632/FFA_book.pdf .
- ^ Ричардсон, Б. (2008, 15 июля). Совершенствование процессов сегментации клиентов и оптимизация методов внедрения для поддержки усилий по «банковскому обслуживанию тех, кто не охвачен банковскими услугами». Презентация на конференции Mobile Banking & Financial Services Africa в Йоханнесбурге, Южная Африка.
- ^ Бек, Демиргюч-Кунт и Левин, 2007 г. и Бек, Левин и Левков, 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Демиргюч-Кунт А., Бек Т. и Хонохан П. (2008). Финансы для всех?: Политика и подводные камни расширения доступа. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк.
- ^ Jump up to: а б Отчет Всемирного банка GFDR
- ^ Jump up to: а б с д Портеус, Д. (26 мая 2005 г.). Граница доступа как подход и инструмент, позволяющий заставить рынки работать на бедных. Сомервилл, Массачусетс: Bankable Frontier Associates. Получено 28 мая 2008 г. с http://www.bankablefrontier.com/assets/access-frontier-as-tool.pdf. Архивировано 21 августа 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Леджервуд, Дж. (1998). Справочник по микрофинансированию: институциональная и финансовая перспектива. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк.
- ^ Steel (2006), цитируется по Ариити, Э. (2008, март). От неформальных финансов к формальным финансам в странах Африки к югу от Сахары: уроки усилий по установлению связей. Вашингтон, округ Колумбия: Международный валютный фонд. Получено 8 марта 2009 г. с https://www.imf.org/external/np/seminars/eng/2008/afrfin/pdf/Aryeetey.pdf .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Демиргюч-Кунт А., Бек Т. и Хонохан П. (2008). Финансы для всех?: Политика и подводные камни расширения доступа. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. Доступно по адресу http://siteresources.worldbank.org/INTFINFORALL/Resources/4099583-1194373512632/FFA_book.pdf .
- Хонохан П. и Бек Т. (2007). Заставить финансы работать на благо Африки. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. Доступно по адресу http://siteresources.worldbank.org/AFRICAEXT/Resources/Africa_Finance_report.pdf.
- Доступ к финансам для обеспечения работы финансов в Африке https://web.archive.org/web/20101102190415/http://www.mfw4a.org/access-to-finance/access-to-finance.html
- Фонг, С.Ф. и Перретт, Х. (1991). Женщины и кредит . Предисловие Арнальдо Маури, Finafrica, Милан.