Лисбет Нипан
![]() | Эта статья включает в себя список общих ссылок , но в ней не хватает достаточно соответствующих встроенных цитат . ( Февраль 2012 г. ) |
Лисбет (Элизабет) NEPAN | |
---|---|
Рожденный | Элизабет Педерсдоттер Около 1610 года |
Умер | 1670 (в возрасте 59–60) |
Причина смерти | Выполнено с горевкой на карту |
Известен для | Предполагаемая ведьма |
Уголовное обвинение | Колдовство |
Уголовное наказание | Исполнение, сжигаясь на карту |
Супруг | Будь нотипом |
Дети | Ingeborg, Ane, Marit, Peder |
Родители) | Педер Кулграндштад, мать неизвестна |
Lisbet Nypan ( урожденная Элизабет Педерсдоттер Кулграндштад ) ( ок. 1610 - сентябрь 1670 г.) была предполагаемой норвежской ведьмой . Будучи одной из самых известных жертв охоты на ведьм в своей стране, она также была предпоследним ответчиком, который был казнен для колдовства в Норвегии.
Случай против Лисбета и ее мужа, Оле Нипан, является единственной норвежской охотой на ведьм, описанной Росселлом Хоуп Роббинс в его книге 1959 года « Энциклопедия колдовства и демонологии» . [ 1 ] Его слава выросла несколько лет спустя, в 1962 году, когда она была драматизирована в Норвегии Торбьорн Прествиком в его романе « Лисбет Нипан: последний процесс ведьмы в Трёнделаге, который привел к кострам и огню » ( Lisbet Nypan The Begin to Gurning ).
Фон
[ редактировать ]Лисбет родился и крещен в качестве Элизабет Педерсдэттер, от фермы Кулграндстада в Хёлланде (ныне Холонда), в 25 милях (40 километрах) к юго-западу от Тронхейма , в районе Трандхейм (« Трёндхжемсский округ », теперь Сёр-Трёнделаг ). [ 2 ] Хотя имя ее отца известно, имя ее матери остается неизвестным. Лисбет была не единственным членом ее семьи, которого обвиняли как ведьма. Ее сестра была также названа ведьмой. [ 2 ] Не известно, когда и где Лисбет женился на фермера и владельца гостиницы Оле Нипан ( около 1602–1670). Приходские записи для Høllandet не начались до 1732 года. [ 3 ] Тем не менее, известно, что в 1670 году, в год их судебного разбирательства, им было уже за шестьдесят, с четырьмя взрослыми детьми. Их детьми были Ингеборг, Ане, Марит и Педер. [ 2 ] Фамилия семьи была взята с его фермы, Нипана, в Ленстронде , к югу от города Тронхейм , в Сор-Трондлаге. (Лейнстроран теперь район Трондхейма.)
Испытание ведьмы
[ редактировать ]Обвинения против Лисбета и Оле были выдвинуты в 1670 году, когда они подали в суд в судах за клевету , но их дело было быстро повернуто против них. Это привело к допросу в Ленстроренде, а затем в зале суда отставания в Тронхейме. Испытание длилось шесть месяцев, с марта по сентябрь 1670 года. Согласно показаниям свидетелей, Лисбет имел репутацию целителя с 1640 -х годов. Люди часто приходили к ней со своими болезнями и страданиями. Методы, которые она использовала, представляли собой смесь христианской веры, черного искусства и натуральной медицины. Одним из ее методов было «Чтение в соль», которая была старой народной традицией. Она повторила молитву над солью, которую впоследствии съел пациент. Несколько свидетелей утверждали, что им было лучше после лечения Лисбетом. Четыре из ее стихов были записаны и сохранились в документах дела. Один из них был использован и представлен Лисбет во время ее испытания в следующих строках:
" Для дождя
" Иисус красный над тем, что он, Хан Стид Удаф
« Иди в игру, повелитель Хоу и Ууд с костью
« Удерживается с тех пор, как и прежде. Слово Божье. Аминь » . [ 4 ]
[» Для чистоты
"Иисус ехал через мавр, он вышел,
"И сделал ногу, Господь по плоти, коже, костям,
"С тех пор, как и раньше. Божье Слово. Аминь."]
Лисбет взимал за свои услуги. Это сделало людей подозрительными, и они боялись, что она положила на них болезнь, чтобы заработать деньги. Когда люди или животные болели, слухи начали распространяться. Это не помогло, что Оле часто напоминал людям, о которых он женился, когда вступил в спор с ними. Лисбет призналась в суде, что она использовала имя Бога, чтобы исцелить, но она никогда не использовала свои силы, чтобы навредить кому -либо. Она сказала, что она и ее муж стали жертвами лжи и сплетен. Суд не верил ей, утверждая, что она использовала молитвы, чтобы обратиться за помощью к сатане , а не Богу .
Приходский священник Ленстронда, Оле Менсен и судебный пристав Ханс Эвертсен Мейер (1615-1688) пытались убедить пару признаться. Но пара сохранила свою позицию, не признавая никакой вины и не демонстрируя угрызения совести даже после тюремного заключения и пыток. Это рассматривалось как акт неуважения к суду и, вероятно, способствовало серьезности наказания. В приговоре говорилось, что они не могут придумать «правильное исповедание» из -за их тесных связей с дьяволом . Судья Виллем Кнутсен и суд рассматривали Лисбет как более виновного в колдовстве, чем Оле. Поэтому она была приговорена к сожженной заживо , в то время как ее муж был приговорен к обезглавливанию. Приговоры были подтверждены Лагманом ( высшим судьей) Хансом Мортенсеном Уэзингом (1620-1671) 5 сентября 1670 года и завершены в сентябре. Источники различаются в деталях именно там, где был сожжен Лисбет. Некоторые говорят, что казнь состоялась во дворце архиепископа в Тронхейме, другие на рыбном рынке, в то время как другие говорят, что она была казнена на Гальгеберг в Иле, недалеко от города Западных Гейтс. Лисбет Нипан было около 60 лет, когда ее казнили, а ее муж около 67 лет.
Наследие
[ редактировать ]17 мая 2005 года была обнародована скульптура в Комитет Лисбет Нипан в начальной школе Нипванг в Лейнстроренде. Он спроектирован Штейнаром Гарбергом. [ 5 ] [ 6 ] Дорога в Каттем также названа в честь Лисбета Nypan.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ (en) Росселл Хоуп Роббинс (1912-1990), Энциклопедия колдовства и демонологии (Нью-Йорк: Crown Publishers, 1959)
- ^ Jump up to: а беременный в (нет) "Лисбет Нипан"; Dis-Norge, Slektsforum, Etterlysninger, Sør-Trøndelag [Dis-Norge, семейный форум, запросы, South Trøndelag], Trondheim; Получено 6 февраля 2013 года, дискуссия на норвежском языке о возможных потомках Лисбета и Оле. Он начался 18 мая 2005 года с новостей о посвящении памятника Nypan в начальной школе Нью -Йорка и длился год.
- ^ (en familysearch.org,/ learn/ warn/ wedway . 6 февраля
- ^ (нет) Антон Кристиан Банг , норвежские гексовые формы и волшебные рецепты архивировали 2016-03-04 на машине Wayback [Norwegian Custachcraft Spells and Magic Recipes], Часть 2, глава 1, стр. 1 (Кристиания (теперь Осло): AW Brøggers Botrykkeri , [Публикации Антона Вильгельма Брёггера], 1901-1902)
- ^ (Нет) Эйнар Миренгет: « В память о Лисбет Нипан » [В память о Лисбет Нипан], газета колледжа [«Газета колледжа», газета Колледжа Южного Трёндерлага] (о памятнике в начальной школе Nypvang) Полем
- ^ (Нет) Харальд Лангос, « Лисбет Нипан удостоен чести в родном городе » Wayback 2012-02-11 в The Machine [Lisbet Nypan, честь в своем родном городе], Trønderbladet [The Trønder Magazine], 19 мая 2005 г. НИПВАНГ в начальной школе Нью -Йорка).
Источники
[ редактировать ]- (Нет) Torbjørn Prestvik: Lisbet Notypan: последний процесс ведьмы в Trøndelag, который привел к кострам и огню [Lisbet Nypan: последнее испытание ведьм в Trøndelag, от начала до сжигания] (Trondheim: Center Book и Axid Print ), роман, который драматизирует пробное испытание Nepans
- (Нет) Rune Blix Hagen: ведьмы - от преследований до очарования [ведьм - от преследований до гламура] (Осло, Осло гуманист Форлаг, 2003) ISBN 82-904-2562-7
- (Нет) Rune Blix Hagen: «Nepan, Lisbet»; В кн.: биографическая лексика, 2. Норвежская ISBN 82-573-1009-3
- (Нет) Rune Blix Hagen: Европейская ведьма. ПРОТИВОСТЬ: Некоторые факты [Европейское преследование ведьмы: новые факты], 1999–2013.
- (Нет) Terje Bratberg, et al. , Trondheim Byleksikon [Энциклопедия города Трондхейм] (Oslo: Kunnskapsforlaget, 2008) ISBN 978-82-573-1762-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (нет) «Лисбет Нипан» , Trondhjemmere перед нами [Trondheimers в прошлом], www.trondheim.no/trondhjemmere/
- (En) Rune Blix Hagen: «Норвежские ведьмы: Лисбет Педерсдэттер Nypan» , Университет Тромсё Тромсё] [ Университет , 2005
- (Нет) «Лисбет Педерсддаттер Nypan в онлайн -версии Большого норвежского Лекискона [великого норвежского словаря].
- (Нет) Rune Blix Hagen, «Lisbet Nypan» в онлайн -версии норвежской биографической лексики [норвежской биографической энциклопедии].