Жанна Нардал
Жанна «Джейн» Нардал (1900–1993) [ 1 ] был французским писателем, философом, педагогом и политическим обозревателем из Мартиники . Считается, что она и ее сестра Полетт Нардал заложили теоретическую и философскую основу движения Негритюд , культурного, политического и литературного движения, которое впервые возникло в 1930-х годах в Париже и стремилось объединить чернокожих интеллектуалов в нынешних и бывших странах. Французские колонии . [ 2 ] Сам термин «Негритюд» был придуман Мартиниканским писателем-активистом Эме Сезером , одним из трех человек, официально признанных «отцами» культурного движения, наряду с сенегальским поэтом Леопольдом Сенгором и французским гайанским писателем Леоном Дамасом . [ 3 ] Однако лишь сравнительно недавно женщины, участвовавшие в движении Негритюд, в том числе Джейн и Полетт Нардал, начали получать заслуженное признание.
Родословная
[ редактировать ]Прабабушка Нардаля, Сидони Нардал, родилась в рабстве в регионе Трините на Мартинике, наиболее известном в то время своим производством сахара. Свободным человеком она была признана в 1850 году, через два года после официальной отмены рабства на всей территории Французской империи . У Сидони было пятеро детей; ее сын Иоахим, дедушка Джейн и Полетт, не был зарегистрирован как свободный человек до 1854 года. Иоахим Нардал в конечном итоге переехал в столицу Сен-Пьер и у него родилось двое детей: Мари-Элен (род. в 1861 году) и Поль Нардал. (род. в 1867 г.), отец сестер Нардал. Последний в конечном итоге стал первым чернокожим мужчиной после отмены рабства, получившим стипендию для обучения в L'École des Arts et Métiers (Школе искусств и карьеры) в Париже. В конечном итоге он стал первым чернокожим инженером, работавшим в Департаменте общественных работ, а также работал учителем, обучающим будущих инженеров. [ 4 ]
Ранняя семейная жизнь
[ редактировать ]Джейн Нардал была четвертой из семи дочерей (Полетт, Эмили, Алиса, Люси, Сесиль, Андре), рожденных от Поля Нардаля, чернокожего инженера, и Луизы Ахилл, школьной учительницы метисс (смешанного происхождения) , выдающегося музыканта и организатора. Поль и Луиза привили своим дочерям стремление к образованию и искусству. Хотя все их дети вырастут и станут успешными, хорошо образованными женщинами, Полетт и, в меньшей степени, Джейн были наиболее известны своими произведениями и политическими комментариями. [ 4 ]
Жизнь в Париже
[ редактировать ]После завершения подготовительного школьного образования Джейн Нардал присоединилась к своей сестре Полетт в Париже в 1923 году, чтобы изучать классическую литературу и французский язык в Сорбонне . [ 4 ] Эти двое были первыми мартиниканками, посетившими это учреждение. [ 5 ] Во время своего пребывания в Париже Полетт и Джейн держали воскресный литературный салон , где молодые чернокожие интеллектуалы, в том числе Сезер, Сенгор и Дамас, а также афроамериканские и вест-индийские ученые, встречались еженедельно, чтобы обмениваться теориями и строить планы. фундамент для зарождающегося расового сознания, которое будет оказывать влияние на всю черную диаспору . Полетт, в частности, выступала в качестве точки контакта между франкоязычными карибскими и африканскими интеллектуалами, а также афроамериканскими учеными и музыкантами. [ 2 ]
В феврале 1928 года Джейн была одной из немногих женщин-основательниц La Dépêche africaine . [ 6 ] официальная газета Комитета защиты интересов черной расы, выходящая раз в два месяца. [ 2 ] Ее сестра Полетт присоединилась к коллективу в июне того же года. Журнал периодически издавался в течение четырех лет, но, тем не менее, был одной из самых популярных газет для чернокожих в то время: в 1929 году было напечатано 12 000–15 000 экземпляров по сравнению со средним тиражом 2 000–3 000 экземпляров, напечатанным его конкурентами, включая La Race Nègre. и Ле Кри де Негр . [ 6 ]
Джейн и Полетт Нардал приписывают богатую глобальную перспективу, представленную в разделах «Политическая поддержка», «Экономическая и социальная политика» и «Литературная поддержка» журнала La Dépêche africaine . Специализация Джейн была в первую очередь политической и культурной; она написала для газеты два критических эссе, в том числе «Internationalisme noir» («Черный интернационализм»), которое было опубликовано в самом первом номере журнала. В эссе обсуждалось пробуждение расового сознания среди черной диаспоры и были представлены некоторые теоретические основы движения негритуда. [ 2 ] В октябрьском номере журнала La Dépêche africaine за 1928 год Джейн опубликовала эссе под названием «Pantins exotiques» (Экзотические марионетки), в котором обсуждалось парижское обаяние и экзотификация чернокожих женщин и призывалась к черным интеллектуалам сопротивляться инакомыслию их работ. [ 6 ]
В своих трудах Джейн также изложила ключевые концепции, которые станут центральными в раннем движении негритуда, включая мировое сообщество, афро-латинское расовое сознание, новых франкоязычных негров и негр после войны. Последняя концепция связывает формирование евро-американского сообщества после Первой мировой войны с формированием глобального черного сообщества и устраняет напряженность, существующую внутри черного сообщества, особенно среди черной элиты, тех, кто никогда не испытывал рабства, и тех, кто испытал рабство. Она также обсудила формирование идентичности черной диаспоры, отказываясь отказаться от своего latinité (афро-латинского наследия) или africanité (африканского наследия). [ 2 ]
Жизнь после Парижа
[ редактировать ]Джейн Нардал вернулась на Мартинику в 1929 году, где провела конференцию «Le chant Nègre aux Etats-Unis» (песни черных в Соединенных Штатах) с акцентом на влияние блюза . Она продолжила успешную карьеру преподавателя классической литературы, преподавая на Мартинике и в течение двух лет в Чаде . В 1931 году она вышла замуж за Жюля Жозефа Замиа, врача из Гваделупы .
Джейн Нардал попала в немало неприятностей, когда попыталась заняться политикой. В 1956 году в ответ на политическую деятельность Джейн кто-то бросил факел в окно семейного дома Нардалов Мартиникуан, сжег значительное количество корреспонденции и сочинений Полетт. Впоследствии семья запретила Джейн продолжать политику участия. Четыре года спустя она начала слепнуть и со временем отошла от общественной жизни. [ 4 ] Она умерла в 1993 году. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Малела, Буата Бунду (2008). Афро-карибские писатели в Париже (1920-1960): стратегии и позиции идентичности (на французском языке). КАРТАЛА Издания. ISBN 9782845869790 .
- ^ Jump up to: а б с д и Шарпли-Уайтинг, Т. Денин (2000). «Femme négritude: Джейн Нардал, La Dépêche africaine и франкоязычный новый негр». Души: критический журнал черной политики, культуры и общества . 2 (4): 8–17.
- ^ Бай-Эгг Банум, Бертрейд. «Чернота» . Африканский век .
- ^ Jump up to: а б с д Церковь Мусил, Эмили (2013). «В поисках семи сестер: биография сестер Нардаль с Мартиники». Каллалу . 36 (2): 375–390. дои : 10.1353/cal.2013.0100 . S2CID 161586717 .
- ^ Акьемпонг, Эммануэль Кваку (2 февраля 2012 г.). Словарь африканской биографии . ОУП США. ISBN 9780195382075 .
- ^ Jump up to: а б с Бойттин, Дженнифер Энн (2005). «Черным по белому: гендер, расовые отношения и сестры Нардал в межвоенном Париже». Французская колониальная история . 6 : 120–135. дои : 10.1353/fch.2005.0003 . S2CID 143467539 .
- ^ Эммануэль К. Акьемпонг; Генри Луи Гейтс-младший, ред. (2011). «Нардал, Джейн» . Словарь африканской биографии . Оксфордский справочник.