Культурная теория риска
Культурная теория риска , часто называемая просто « Теорией культуры» (с заглавных букв; не путать с теорией культуры ), состоит из концептуальной основы и связанного с ней набора эмпирических исследований, которые стремятся объяснить социальные конфликты по поводу риска. В то время как другие теории восприятия риска подчеркивают экономические и когнитивные влияния, теория культуры утверждает, что структуры социальной организации наделяют людей восприятием, которое усиливает эти структуры в конкуренции с альтернативными. Эта теория была впервые разработана в книге «Естественные символы» , написанной антропологом Мэри Дуглас. [1] в 1970 году. Позже Дуглас тесно сотрудничал с политологом Аароном Вильдавски , чтобы прояснить теорию. Теория культуры дала начало разнообразному набору исследовательских программ, которые охватывают множество дисциплин социальных наук и которые в последние годы использовались для анализа политических конфликтов в целом.
Теория и доказательства
[ редактировать ]Риск и вина, группа и сетка
[ редактировать ]Две особенности работы Дугласа составляют основную структуру теории культуры. Первый из них представляет собой общий отчет о социальной функции индивидуального восприятия социальных опасностей. Люди, утверждал Дуглас, склонны связывать общественный вред – от болезней до голода и природных катастроф – с поведением, нарушающим социальные нормы. Эта тенденция, по ее мнению, играет незаменимую роль в развитии определенных социальных структур, как путем привития членам общества отвращения к подрывному поведению, так и путем сосредоточения негодования и вины на тех, кто бросает вызов таким институтам. [2] [3]
Вторая важная особенность работы Дугласа — это особый подход к формам, которые принимают конкурирующие структуры социальной организации. Дуглас утверждала, что культурный образ жизни и связанные с ним взгляды можно охарактеризовать (внутри и во всех обществах во все времена) по двум измерениям, которые она назвала «группой» и «сеткой». [4] Образ жизни «высокой группы» демонстрирует высокую степень коллективного контроля, тогда как образ жизни «низкой группы» демонстрирует гораздо более низкую степень и, как следствие, акцент на индивидуальной самодостаточности. Образ жизни с «высокой сеткой» характеризуется заметными и устойчивыми формами расслоения по ролям и авторитету, тогда как образ жизни с «низкой сеткой» отражает более эгалитарный порядок. [5]
Хотя эти два направления ее мысли были развиты в более ранних работах Дуглас, они впервые были сознательно сплетены вместе, чтобы сформировать ткань теории восприятия риска в книге ее и Вильдавски 1982 года « Риск и культура: эссе о выборе технических и экологических опасностей» . Сосредотачиваясь в основном на политическом конфликте по поводу загрязнения воздуха и ядерной энергетики в США, «Риск и культура» объясняли политический конфликт по поводу экологических и технологических рисков борьбой между приверженцами конкурирующих образов жизни, связанных с группово-сетевой схемой: эгалитарного и коллективистского ( «низкая сетка», «высокая группа»), который тяготеет к страху перед экологической катастрофой как оправданию ограничения коммерческого поведения, способствующего неравенству; и индивидуалистические («низкая группа») и иерархические («высокая сетка»), которые противостоят заявлениям об экологическом риске, чтобы оградить частные заказы от вмешательства, а также защитить устоявшуюся коммерческую и правительственную элиту от подрывных упреков.
Более поздние работы по теории культуры систематизировали этот аргумент. В этих описаниях групповая решетка порождает либо четыре, либо пять отдельных образов жизни, каждый из которых связан с представлением о природе (как крепкой, хрупкой, капризной и т. д.), благоприятным для ее развития в конкуренция с остальными. [6] [7]
Обзорные исследования
[ редактировать ]Различные ученые представили данные опросов в поддержку теории культуры. Первым из них был Карл Дейк, аспирант Вильдавски, который соотнес восприятие различных социальных рисков — экологической катастрофы, внешней агрессии, внутренних беспорядков, краха рынка — с оценками испытуемых по шкалам отношений, которые, по его мнению, отражали «культурные мировоззрения». связаны с образом жизни в групповой сетке Дугласа. [8] Более поздние исследователи усовершенствовали меры Дэйка и применили их к широкому спектру экологических и технологических рисков. [9] [10] [11] Такие исследования представляют собой косвенную форму доказательства, показывая, что восприятие риска распределяется среди людей по закономерностям, которые лучше объясняются культурой, чем другими предполагаемыми факторами.
Тематические исследования
[ редактировать ]Другие ученые представили более интерпретативную эмпирическую поддержку теории культуры. Их работа, разработанная в форме тематического исследования, показывает, как конкретное регулирование рисков и связанные с ним разногласия могут быть правдоподобно поняты в рамках групповой сетки. [12] [13]
Связь с другими теориями восприятия риска
[ редактировать ]Культурная теория является альтернативой двум другим известным теориям восприятия риска. Первый, основанный на теории рационального выбора , рассматривает восприятие риска как проявление неявного взвешивания затрат и выгод людьми. [14] Дуглас и Вильдавски раскритиковали эту позицию в книге «Риск и культура» , утверждая, что она игнорирует роль культурного образа жизни в определении того, какое положение дел люди считают достойным того, чтобы пойти на риск. [15] Вторая известная теория, основанная на социальной психологии и поведенческой экономике , утверждает, что восприятие риска людьми повсеместно формируется и часто искажается эвристикой и предубеждениями. [16] Дуглас утверждал, что этот «психометрический» подход наивно пытался «деполитизировать» конфликты риска, приписывая когнитивным влияниям убеждения, которые отражают приверженность людей конкурирующим культурным структурам. [17]
Совсем недавно некоторые ученые, в том числе Пол Словик , пионер в разработке психометрической теории, и Дэн Кахан, попытались соединить психометрические и культурные теории. Эта позиция, известная как культурное понимание риска, утверждает, что динамика, представленная в психометрической парадигме, является механизмом, посредством которого групповые мировоззрения формируют восприятие риска. [18] Рассматривая такую программу, сама Дуглас сочла ее неработоспособной, заявив, что «если бы нас пригласили создать коалицию между теорией групповых сеток и психометрикой, это было бы похоже на попадание в рай». [19] Такие глубоко ироничные высказывания разбросаны по ее работам, указывая на недостижимый мираж «беспозиционности»: понимание и знание, по мнению Дугласа, всегда должны возникать из конкретной, частичной позиции, как это видно из первых глав ее книги с Вильдавски 1982 года. .
Применение за пределами восприятия риска
[ редактировать ]Теоретики, работающие с теорией культуры, адаптировали ее основные компоненты, и в частности типологию групповой сетки, не только к восприятию риска, но и к другим вопросам. К ним относятся политология , [20] государственная политика, [21] [22] государственный менеджмент и организационные исследования , [23] закон, [24] и устойчивость. [25] [22]
Критика
[ редактировать ]Культурная теория риска подвергалась разнообразной критике. Сложности и двусмысленности, присущие схеме групповой сетки Дугласа, и возникающее в результате разнообразие концептуализаций среди теоретиков культуры заставляют Осу Бохольма полагать, что эта теория фатально непрозрачна. [26] Она также возражает против принятия теорией функционализма . [7] [27] спорный способ анализа, который рассматривает потребности коллективных образований (в случае теории культуры образ жизни, определяемый групповой сеткой), а не решения людей о том, как преследовать свои собственные цели, в качестве основной причинной силы в общественных отношениях. [28] Более того, и Бохольм, и ван дер Линден (2015) отмечают, что теория культуры по своей логике закольцована. Комментаторы также подвергли критике исследования, претендующие на предоставление эмпирических данных в пользу теории культуры, особенно опросы, которые, как утверждают некоторые, отражают ненадежные измерения индивидуальных отношений и в любом случае объясняют лишь скромную часть различий в индивидуальном восприятии риска. [29] [30] Наконец, некоторые сопротивляются «Теории культуры» по политическим мотивам из-за резкого осуждения защитников окружающей среды Дугласом и Вильдавски в книге « Риск и культура» . [31]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Диаграмма теории: сетка / групповая типология мировоззрений Дугласа и Вильдавски» . Дастин С. Столц . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Дуглас (1966) .
- ^ Дуглас (1992) .
- ^ Дуглас (1970) , стр. 54–68.
- ^ Rayner (1992) , p 86.
- ^ Мамаду (1999) .
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Эллис и Вильдваски (1990) .
- ^ Дэйк (1991) .
- ^ Лэнгфорд, Джорджиу, Бейтман, Дэй и Тернер (2000) .
- ^ Петерс и Слович (1996) .
- ^ Поортинга (2002) .
- ^ Вервей и Томпсон (2006) .
- ^ Хартманн, Т. (2012). Грешные проблемы и неуклюжие решения: планирование как управление ожиданиями. Теория планирования, 11 (3), 242–256. дои: 10.1177/1473095212440427
- ^ Старр (1969) .
- ^ Дуглас и Вильдавски (1982) , стр. 194–95.
- ^ Канеман, Слович и Тверски (1982) .
- ^ Дуглас (1997) , стр. 123–26.
- ^ Кахан, Слович, Браман и Гастил (2006) , стр. 1084.
- ^ Дуглас (1997) , с. 132.
- ^ Томпсон, Грендстейт и Селле (1999)
- ^ Сведлоу (2002)
- ^ Jump up to: а б Чуанг, Мэнли и Петерсен (2020) .
- ^ Худ (1998)
- ^ Кахан, Слович, Браман и Гастил (2006)
- ^ Томпсон, М. (2011) «Устойчивое развитие - это по существу спорная концепция». САПИЕН.С. 4 (1)
- ^ Бохольм (2003) , стр. 66.
- ^ Дуглас (1986)
- ^ Бохольм (2003) , стр. 68, 79–80.
- ^ Маррис, Лэнгфорд и О'Риордан (1998) .
- ^ Сьёберг (1998) .
- ^ Победитель (1982) .
Ссылки
[ редактировать ]- Бохольм, О. (1996). Восприятие риска и социальная антропология: критика теории культуры. Этнос , 61(2), 159–178.
- Чуанг Ф., Мэнли Э. и Петерсен А. (2020). Роль мировоззрения в управлении устойчивой мобильностью. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America (PNAS) , 117(8), 4034-4042.
- Дэйк, К. (1991). Ориентирование склонностей в восприятии риска: анализ современных мировоззрений и культурных предубеждений. Журнал межкультурной психологии , 22 (1), 61.
- Дуглас, М. (1966). Чистота и опасность : анализ концепций загрязнения и табу . Нью-Йорк: Прегер.
- Дуглас, М. (1970). Природные символы : исследования в космологии . Нью-Йорк: Книги Пантеона.
- Дуглас, М. (1986). Как думают институты. Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета.
- Дуглас, М. (1992). Риск и вина : Очерки теории культуры . Лондон: Нью-Йорк: Рутледж.
- Дуглас, М. (1997). Деполитизация риска. В Р. Дж. Эллисе и М. Томпсоне (ред.), Культура имеет значение: Очерки в честь Аарона Вильдавски (стр. 121–32). Боулдер, Колорадо: Westview Press.
- Дуглас М. и Вильдавски А.Б. (1982). Риск и культура: Очерк выбора технических и экологических опасностей . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Худ, К. (1998). Государственное искусство: Культура, риторика и государственное управление . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Кахан Д., Слович П., Браман Д. и Гастил Дж. (2006). Страх перед демократией: культурная критика Санштейна о риске. Harvard Law Review , 119, 1071–1109.
- Канеман Д., Слович П. и Тверски А. (1982). Суждение в условиях неопределенности: эвристика и предвзятость . Кембридж: Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Лэнгфорд, И.Х., Джорджиу, С., Бейтман, И.Дж., Дэй, Р.Дж. и Тернер, Р.К. (2000). Общественное восприятие рисков для здоровья от загрязненных прибрежных вод для купания: смешанный методологический анализ с использованием теории культуры. Анализ рисков , 20(5), 691–704.
- Мамаду, В. (1999). Культурная теория Grid-Group: введение. Геожурнал , 47, 395–409.
- Маррис К., Лэнгфорд И.Х. и О'Риордан Т. (1998). Количественный тест культурной теории восприятия риска: сравнение с психометрической парадигмой. Анализ рисков , 18(5), 635–647.
- Питерс Э. и Слович П. (1996). Роль аффекта и мировоззрения как ориентирующих установок в восприятии и принятии ядерной энергетики. Журнал прикладной социальной психологии , 26 (16), 1427–1453.
- Поортинга В., Стег Л. и Влек К. (2002). Обеспокоенность экологическими рисками и предпочтения в отношении мер по энергосбережению. Окружающая среда и поведение , 34 (4), 455–478.
- Рейнер, С. (1992). Теория культуры и анализ рисков. В С. Крымски и Д. Голдинге (ред.), Социальные теории риска (стр. 83–115).
- Сьоберг, Л. (1998). Мировоззрение, политические взгляды и восприятие риска. Риск: Здоровье, Безопасность и Окружающая среда , 9, 137–152.
- Старр, К. (1969). Социальная выгода против технологического риска. Science , 165(3899), 1232–1238.
- Сведлоу, Б. (2002). К культурному анализу в политическом анализе: продолжаем с того места, на котором остановился Аарон Вильдавски. Журнал сравнительного анализа политики , 4 (2), 267–285.
- Томпсон М., Эллис Р. и Вильдавски А. (1990). Культурная теория . Боулдер, Колорадо: Westview Press: Вестпорт, Коннектикут: Praeger.
- Томпсон М., Грендстад Г. и Селле П. (1999). Теория культуры как политическая наука . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж.
- Вервей М. и Томпсон М. (ред.). (2006). Неуклюжие решения для сложного мира: управление, политика и множественное восприятие . Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир; Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
- Победитель, Л. (1982). Загрязнение как заблуждение. Нью-Йорк Таймс , стр. BR8 (8 августа).
- ван дер Линден, Сандер (2015), «Концептуальная критика тезиса о культурном познании», Science Communication , 38 (1): 128–138, doi : 10.1177/1075547015614970
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Организация и дезорганизация , Майкл Томпсон, Triarchy Press, 2008, ISBN 978-0-9557681-4-9
- Эссе в Джеффа Малгана журнале Prospect , июнь 2007 г.
- За пределами бума и спада , журнал RSA , 2008 г.
- Видеообсуждение между Майклом Томпсоном и Мэтью Тейлором « Как теория культуры может предложить новую экономическую парадигму» , ноябрь 2008 г.
- Fourculturals — блог с точки зрения Grid-Group.