Венгерский золотой поезд

Венгерский золотой поезд — поезд, которым управляли немцы во время Второй мировой войны , который перевозил украденные ценности, в основном собственность венгерских евреев , из Венгрии в Берлин в 1945 году. После того, как американские войска захватили и разграбили поезд в Австрии, почти ни одно из ценностей не было возвращено. в Венгрию, их законным владельцам или оставшимся в живых членам их семей. [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]7 марта 1944 года, когда Советская Армия находилась примерно в 160 километрах (100 миль) от Венгрии, Адольф Гитлер начал операцию «Маргарете» — вторжение в Венгрию. Партия «Скрещенные стрелы» правительство Венгрии — фашистское во главе с Ференцем Салаши — сотрудничала с немецкими оккупантами, вынудив примерно 800 000 еврейских граждан Венгрии передать все свои ценности правительственным чиновникам. Сюда входили драгоценные камни, золотые украшения, обручальные кольца и все остальное, имеющее высокую денежную стоимость. Конфискованное имущество было помещено в индивидуальные сумки и коробки с указанием владельцев и выданы расписки. Большинство евреев было отправлено в концентрационные лагеря, особенно в Освенцим-Биркенау ; большинство из них были убиты. Венгерские власти пересортировали все конфискованные ценности по категориям содержания. К тому времени было практически невозможно определить право собственности на какие-либо ценности. [ 1 ]
«Золотой поезд»
[ редактировать ]
В конце 1944 года Советская Армия наступала на венгерскую столицу Будапешт . Правительственный чиновник, назначенный Шуцстаффелем ( СС) , Арпад Тольди, разработал план по эвакуации большей части еврейской добычи из Венгрии. Толди отправил большое количество ценностей в грузовой поезд из 46 вагонов с 213 людьми на борту, который должен был отправиться в нацистскую Германию через Австрию:
- 24 автомобиля для перевозки конфискованных и награбленных вещей
- 15 автомобилей для перевозки солдат Венгрии и нацистской Германии, охраняющих поезд, а также их запасы боеприпасов, еды и напитков.
- 7 машин для перевозки определенной группы шахтеров, которые должны были закопать эти предметы.
По разным данным о поезде, в его состав входили золото, золотые украшения, драгоценные камни, бриллианты, жемчуг, часы, около 200 картин, персидские и восточные ковры, столовое серебро, фарфор, мебель, изысканная одежда, белье, фарфор, фотоаппараты, марки. коллекции и валюта (в основном доллары США и швейцарские франки ). Пока поезд проезжал через Венгрию, он останавливался в нескольких местах, чтобы забрать другие награбленные и конфискованные предметы, хранившиеся в других местах, включая остановку недалеко от замка Абауй . Достигнув считавшегося безопасным места недалеко от венгерско-австрийской границы, Толди остановил поезд на 92 дня, чтобы тщательно задокументировать то, что он внес в каталог как собственность венгерского правительства. Еврейские организации и правительство Венгрии оценили общую стоимость содержимого поезда в 350 миллионов долларов в 1945 году. [ 2 ] или почти 4 миллиарда долларов в 2007 году с учетом инфляции. [ 3 ] По другим оценкам, стоимость содержимого 1945 года составляет от 50 до 120 миллионов долларов. [ 4 ] или от 570 до 1,7 миллиарда долларов в 2007 году с учетом инфляции. [ 3 ]
Весной 1945 года поезд снова отправился в путь на запад. Толди и его семья покинули поезд с большим количеством золота 30 марта 1945 года, когда поезд въезжал в Австрию - русская армия отставала всего на 16 км (10 миль). конвой Тольди попытался проникнуть в нейтральную Швейцарию Через 10 дней , но ему было отказано во въезде. Затем Тольди обратился к офицеру СС Вильгельму Хёттлю , которому передал 10% товаров своего конвоя (4 ящика с золотом) в обмен на немецкие паспорта и швейцарские визы для всей своей семьи. Затем Толди и его семья успешно проникли в Швейцарию, но позже в том же году он был задержан в Австрии. После допроса властями союзников он был освобожден, и после этого в официальных отчетах не было обнаружено никаких его следов.
Пройдя из Венгрии прямо в Австрию , поезд время от времени останавливался, чтобы перегрузить золото в грузовики. Судьба золота на этих грузовиках остается неизвестной. В конце концов, поезд остановился в городе Верфен , наиболее известном своим средневековым замком Хоэнверфен , 16 мая 1945 года, через девять дней после капитуляции нацистской Германии. Он был захвачен войсками союзников , сначала французской армией , а затем армией Соединенных Штатов .
Судьба ценностей
[ редактировать ]Официальная политика Соединенных Штатов по репатриации активов , согласованная на Заключительном акте Парижской конференции по репарациям 1946 года и в Соглашении пяти держав о нерепатриируемых жертвах Германии, заключалась в продаже бесхозной собственности в пользу беженцев, не подлежащих репатриации. Эти соглашения послужили основой для создания Подготовительного комитета Международной организации беженцев (IRO). [ 1 ] В США была другая политика в отношении произведений искусства. В соответствии с давними международными соглашениями в США проводилась политика реституции, согласно которой «разграбленные произведения искусства и культурные материалы будут возвращены правительствам стран, из которых они были вывезены». [ 1 ] армии США Корпус контрразведки (CIC) отправил своего офицера Мортона Гиммлера, который находился в Зальцбурге , возглавить то, что они называли поездом Верфен . Гиммлер приказал немедленно задержать и отделить людей на борту от поезда, хотя армия США, испытывающая нехватку личного состава, позволила избранным венгерским войскам помочь в разгрузке поезда. Тем временем Центральный совет евреев Венгрии — организация, представляющая еврейские интересы в Венгрии и находящаяся под давлением оккупационной Советской Армии, добивавшейся военной репатриации, — и новое правительство Венгрии знали о захвате поезда американцами и лоббировали его. активно, а иногда и страстно, за возвращение всего содержимого поезда в Венгрию, где с ним можно было бы разобраться, чтобы вернуть его законным владельцам или членам их семей. Правительство США постоянно игнорировало призывы Венгрии. [ 1 ]
Армия США перевела большую часть имущества на склад военного правительства в Зальцбурге . Картины, однако, хранились в Зальцбургской резиденции . Поскольку право собственности на ценности установить было невозможно, официальная позиция США, оговоренная начальником штаба армии США Джорджем К. Маршаллом , заключалась в том, что имущество должно было быть передано организациям по оказанию помощи беженцам в соответствии с международными соглашениями о реституции. [ 1 ] Большая часть оставшихся активов поезда была либо продана через армейские обменные пункты в Европе в 1946 году, либо продана с аукциона в Нью-Йорке в 1948 году, а вырученные средства пошли в IRO. По данным The New York Times, выручка от аукциона составила 152 850,61 доллара, или примерно 1,3 миллиона долларов в 2007 году с учетом инфляции. [ 3 ] Предметы одежды, выделенные для продажи в армейских обменных магазинах и считавшиеся менее ценными, были переданы капеллану дивизии для раздачи «нуждающимся ПЛ» ( перемещенным лицам ). [ 1 ] Часть имущества из поезда оказалась во владении высокопоставленных офицеров армии США, которые находились в Центральной Европе для наблюдения за послевоенными усилиями по восстановлению страны и по плану Маршалла . По приказу генерал-майора Гарри Дж. Коллинза , командира 42-й пехотной дивизии (знаменитой «Радужной» дивизии), многие предметы были использованы для обустройства его дома. Другие предметы украшали дома и офисы других офицеров армии США, включая бригадного генерала Хеннинга Линдена и генерала Эдгара Э. Хьюма . В имущество входили фарфор, столовое серебро, стеклянная посуда, ковры, столовое и постельное белье. [ 1 ] Дальнейшая судьба примерно 200 картин, изъятых из поезда, неизвестна. Поскольку в соответствии с официальной политикой реституции США они считались «культурными ценностями», их следовало вернуть в страну происхождения. Этой страной должна была быть Венгрия, но по состоянию на 1953 год картины находились во владении австрийского правительства; [ 5 ] их нынешнее местонахождение неизвестно. [ 1 ]
Разработки с 1998 года
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . ( март 2018 г. ) |
Правительство Соединенных Штатов держало в секрете большую часть деталей венгерского золотого поезда от общественности до 1998 года, когда президент США Билл Клинтон создал в Соединенных Штатах Президентскую консультативную комиссию по активам Холокоста . В отчете, подготовленном комитетом и опубликованном в октябре 1999 года, подробно описывалось обращение Соединенных Штатов с активами поезда и упоминалось множество «недостатков» усилий США по реституции в Австрии, которые в конечном итоге привели к тому, что имущество венгерского золотого поезда было изъято. так легко разогнали официальные лица Соединенных Штатов. Он пришел к выводу, что применение нескольких правил в отношении многих активов в поезде гарантирует, что они никогда не будут возвращены их законным владельцам. [ 6 ]
В 2001 году венгерские люди, пережившие Холокост , подали иск в окружной суд Флориды против правительства США за неправомерное обращение правительства с активами венгерского золотого поезда. Выжившие внесли поправки в свою жалобу и заявили, что правительство США не выполнило своего обещания относительно активов и реклассифицировало имущество как «украденное вражеское имущество», что позволило продать предметы на аукционах в 1948 году. Вырученные средства якобы были использованы для оплаты услуг международных беженцев. программы урегулирования и служили прикрытием для чиновников, которые разграбили активы. [ 7 ] Дело было урегулировано, поскольку президент Джордж Буш намеревался успокоить еврейских избирателей во Флориде, чтобы обеспечить их голоса на предстоящих выборах в 2004 году. Дэвид Мермельштейн был единственным выжившим, присутствовавшим при посредничестве. В 2005 году правительство достигло соглашения на сумму 25,5 миллионов долларов. Деньги были выделены для распределения различным еврейским социальным службам в пользу переживших Холокост. [ 8 ] [ 9 ] Среди доказательств, представленных адвокатами, которые представляли выживших, было письмо от января 1949 года, написанное Эвелин Такер , сотрудником отдела изящных искусств, работающим в программе США по памятникам, изобразительному искусству и архивам (MFAA), которая была назначена на программу возмещения ущерба. , Отделение поставок и реституции (RD&R) Командования союзников США в Австрии (USACA). В письме Такера, отправленном офицеру по вопросам культуры Госдепартамента США Арделии Рипли Холл , документально зафиксировано разграбление после Второй мировой войны офицерами армии США множества предметов из бывших нацистских оплотов, в том числе предметов из золотого поезда. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Средства от урегулирования продолжают распределяться. 3 июня 2014 г. в федеральный суд был подан отчет, в котором подробно описывалось, что в период с 1 июля 2012 г. по 30 июня 2013 г. 464 553,56 долларов США были распределены 12 еврейским организациям социального обслуживания в Австралии, Канаде, Венгрии, Израиле, Швеции и США. Штаты. [ 13 ]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Коллектив искусствоведческих исследований (14 октября 1999 г.). «Тайна венгерского «золотого поезда» » . Президентская консультативная комиссия по активам Холокоста в США.
- ^ Перейти обратно: а б Данн, Адам (30 октября 2002 г.). «Нацисты и загадочный «Золотой поезд» . CNN .
- ^ Перейти обратно: а б с «Бюро статистики труда» . Министерство труда США .
- ^ Каплан, Джонатан Э. (12 ноября 2003 г.). «Законодатели недовольны медленным рассмотрением дела о «золотом поезде»» . Холм . Архивировано из оригинала 1 мая 2007 года.
- ^ Еврейская виртуальная библиотека
- ^ «США урегулируют претензии по поводу Холокоста в рамках «золотого поезда»» . Ассошиэйтед Пресс/ США сегодня . 20 декабря 2004 г.
- ^ «Венгерский золотой поезд | Хагенс Берман» . www.hbsslaw.com . 14 февраля 2020 г. Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ «Урегулирование кражи «золотого поезда» времен Второй мировой войны» . Ассошиэйтед Пресс / Вашингтон Пост . 12 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2018 г.
- ^ «США урегулируют претензии по поводу Холокоста в рамках «золотого поезда»» . Ассошиэйтед Пресс/ Еврейская виртуальная библиотека . 20 декабря 2004 г. – 26 сентября 2005 г.
- ^ О'Нил, Энн. « Письмо ведет к претензиям на золотой поезд: послание, написанное покойным историком из Флориды, становится «дымящимся пистолетом» в иске о пропавших сокровищах ». Дирфилд-Бич, Флорида: Sun Sentinel , 29 ноября 2003 г.
- ^ « Венгерский золотой поезд » (краткое описание дела № 01-1859-CIV с упоминанием письма Эвелин Такер «информатора»). Нью-Йорк, Нью-Йорк, Вашингтон, округ Колумбия и т. д.: Хагенс Берман, получено онлайн 1 октября 2018 г.
- ^ « Тайна венгерского «золотого поезда» ». Чеви Чейз, Мэриленд: Еврейская виртуальная библиотека, 7 октября 1999 г.
- ^ «Программный отчет о выделении специального фонда для урегулирования венгерского золотого поезда на 2012–2013 годы» . Архив судов США . Проверено 22 августа 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- Кадар, Габор; Ваги, Золтан (2004). Самофинансируемый геноцид: золотой поезд, дело Бехера и богатство венгерских евреев . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 9639241539 .
- Цвейг, Рональд В. (2002). Золотой поезд: уничтожение евреев и разграбление Венгрии . Уильям Морроу и компания . ISBN 978-0-06-620956-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Цвейг, Рональд (13 апреля 2015 г.). Золотой поезд: уничтожение евреев и самое ужасное ограбление Второй мировой войны . Индевор Пресс. ASIN B00W41GWQO .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рознер и др. против США [ постоянная мертвая ссылка ] Дело Федерального суда США по венгерского золотого поезда делу
- Венгерское соглашение о золотом поезде
- Шилдс, Джефф Шилдс (12 декабря 2003 г.). «Push продолжает исправлять ситуацию с разграблением «Золотого поезда» в нацистскую эпоху » . Обзор еврейского мира .