Jump to content

Венгерский золотой поезд

Статуя, изображающая Золотой поезд, в Музее денег в Будапеште, Венгрия.

Венгерский золотой поезд — поезд, которым управляли немцы во время Второй мировой войны , который перевозил украденные ценности, в основном собственность венгерских евреев , из Венгрии в Берлин в 1945 году. После того, как американские войска захватили и разграбили поезд в Австрии, почти ни одно из ценностей не было возвращено. в Венгрию, их законным владельцам или оставшимся в живых членам их семей. [ 1 ] [ 2 ]

7 марта 1944 года, когда Советская Армия находилась примерно в 160 километрах (100 миль) от Венгрии, Адольф Гитлер начал операцию «Маргарете» — вторжение в Венгрию. Партия «Скрещенные стрелы» правительство Венгрии — фашистское во главе с Ференцем Салаши — сотрудничала с немецкими оккупантами, вынудив примерно 800 000 еврейских граждан Венгрии передать все свои ценности правительственным чиновникам. Сюда входили драгоценные камни, золотые украшения, обручальные кольца и все остальное, имеющее высокую денежную стоимость. Конфискованное имущество было помещено в индивидуальные сумки и коробки с указанием владельцев и выданы расписки. Большинство евреев было отправлено в концентрационные лагеря, особенно в Освенцим-Биркенау ; большинство из них были убиты. Венгерские власти пересортировали все конфискованные ценности по категориям содержания. К тому времени было практически невозможно определить право собственности на какие-либо ценности. [ 1 ]

«Золотой поезд»

[ редактировать ]
Недатированное фото немецкого товарного поезда во время Второй мировой войны.

В конце 1944 года Советская Армия наступала на венгерскую столицу Будапешт . Правительственный чиновник, назначенный Шуцстаффелем ( СС) , Арпад Тольди, разработал план по эвакуации большей части еврейской добычи из Венгрии. Толди отправил большое количество ценностей в грузовой поезд из 46 вагонов с 213 людьми на борту, который должен был отправиться в нацистскую Германию через Австрию:

  • 24 автомобиля для перевозки конфискованных и награбленных вещей
  • 15 автомобилей для перевозки солдат Венгрии и нацистской Германии, охраняющих поезд, а также их запасы боеприпасов, еды и напитков.
  • 7 машин для перевозки определенной группы шахтеров, которые должны были закопать эти предметы.

По разным данным о поезде, в его состав входили золото, золотые украшения, драгоценные камни, бриллианты, жемчуг, часы, около 200 картин, персидские и восточные ковры, столовое серебро, фарфор, мебель, изысканная одежда, белье, фарфор, фотоаппараты, марки. коллекции и валюта (в основном доллары США и швейцарские франки ). Пока поезд проезжал через Венгрию, он останавливался в нескольких местах, чтобы забрать другие награбленные и конфискованные предметы, хранившиеся в других местах, включая остановку недалеко от замка Абауй . Достигнув считавшегося безопасным места недалеко от венгерско-австрийской границы, Толди остановил поезд на 92 дня, чтобы тщательно задокументировать то, что он внес в каталог как собственность венгерского правительства. Еврейские организации и правительство Венгрии оценили общую стоимость содержимого поезда в 350 миллионов долларов в 1945 году. [ 2 ] или почти 4 миллиарда долларов в 2007 году с учетом инфляции. [ 3 ] По другим оценкам, стоимость содержимого 1945 года составляет от 50 до 120 миллионов долларов. [ 4 ] или от 570 до 1,7 миллиарда долларов в 2007 году с учетом инфляции. [ 3 ]

Весной 1945 года поезд снова отправился в путь на запад. Толди и его семья покинули поезд с большим количеством золота 30 марта 1945 года, когда поезд въезжал в Австрию - русская армия отставала всего на 16 км (10 миль). конвой Тольди попытался проникнуть в нейтральную Швейцарию Через 10 дней , но ему было отказано во въезде. Затем Тольди обратился к офицеру СС Вильгельму Хёттлю , которому передал 10% товаров своего конвоя (4 ящика с золотом) в обмен на немецкие паспорта и швейцарские визы для всей своей семьи. Затем Толди и его семья успешно проникли в Швейцарию, но позже в том же году он был задержан в Австрии. После допроса властями союзников он был освобожден, и после этого в официальных отчетах не было обнаружено никаких его следов.

Пройдя из Венгрии прямо в Австрию , поезд время от времени останавливался, чтобы перегрузить золото в грузовики. Судьба золота на этих грузовиках остается неизвестной. В конце концов, поезд остановился в городе Верфен , наиболее известном своим средневековым замком Хоэнверфен , 16 мая 1945 года, через девять дней после капитуляции нацистской Германии. Он был захвачен войсками союзников , сначала французской армией , а затем армией Соединенных Штатов .

Судьба ценностей

[ редактировать ]

Официальная политика Соединенных Штатов по репатриации активов , согласованная на Заключительном акте Парижской конференции по репарациям 1946 года и в Соглашении пяти держав о нерепатриируемых жертвах Германии, заключалась в продаже бесхозной собственности в пользу беженцев, не подлежащих репатриации. Эти соглашения послужили основой для создания Подготовительного комитета Международной организации беженцев (IRO). [ 1 ] В США была другая политика в отношении произведений искусства. В соответствии с давними международными соглашениями в США проводилась политика реституции, согласно которой «разграбленные произведения искусства и культурные материалы будут возвращены правительствам стран, из которых они были вывезены». [ 1 ] армии США Корпус контрразведки (CIC) отправил своего офицера Мортона Гиммлера, который находился в Зальцбурге , возглавить то, что они называли поездом Верфен . Гиммлер приказал немедленно задержать и отделить людей на борту от поезда, хотя армия США, испытывающая нехватку личного состава, позволила избранным венгерским войскам помочь в разгрузке поезда. Тем временем Центральный совет евреев Венгрии — организация, представляющая еврейские интересы в Венгрии и находящаяся под давлением оккупационной Советской Армии, добивавшейся военной репатриации, — и новое правительство Венгрии знали о захвате поезда американцами и лоббировали его. активно, а иногда и страстно, за возвращение всего содержимого поезда в Венгрию, где с ним можно было бы разобраться, чтобы вернуть его законным владельцам или членам их семей. Правительство США постоянно игнорировало призывы Венгрии. [ 1 ]

Армия США перевела большую часть имущества на склад военного правительства в Зальцбурге . Картины, однако, хранились в Зальцбургской резиденции . Поскольку право собственности на ценности установить было невозможно, официальная позиция США, оговоренная начальником штаба армии США Джорджем К. Маршаллом , заключалась в том, что имущество должно было быть передано организациям по оказанию помощи беженцам в соответствии с международными соглашениями о реституции. [ 1 ] Большая часть оставшихся активов поезда была либо продана через армейские обменные пункты в Европе в 1946 году, либо продана с аукциона в Нью-Йорке в 1948 году, а вырученные средства пошли в IRO. По данным The New York Times, выручка от аукциона составила 152 850,61 доллара, или примерно 1,3 миллиона долларов в 2007 году с учетом инфляции. [ 3 ] Предметы одежды, выделенные для продажи в армейских обменных магазинах и считавшиеся менее ценными, были переданы капеллану дивизии для раздачи «нуждающимся ПЛ» ( перемещенным лицам ). [ 1 ] Часть имущества из поезда оказалась во владении высокопоставленных офицеров армии США, которые находились в Центральной Европе для наблюдения за послевоенными усилиями по восстановлению страны и по плану Маршалла . По приказу генерал-майора Гарри Дж. Коллинза , командира 42-й пехотной дивизии (знаменитой «Радужной» дивизии), многие предметы были использованы для обустройства его дома. Другие предметы украшали дома и офисы других офицеров армии США, включая бригадного генерала Хеннинга Линдена и генерала Эдгара Э. Хьюма . В имущество входили фарфор, столовое серебро, стеклянная посуда, ковры, столовое и постельное белье. [ 1 ] Дальнейшая судьба примерно 200 картин, изъятых из поезда, неизвестна. Поскольку в соответствии с официальной политикой реституции США они считались «культурными ценностями», их следовало вернуть в страну происхождения. Этой страной должна была быть Венгрия, но по состоянию на 1953 год картины находились во владении австрийского правительства; [ 5 ] их нынешнее местонахождение неизвестно. [ 1 ]

Разработки с 1998 года

[ редактировать ]

Правительство Соединенных Штатов держало в секрете большую часть деталей венгерского золотого поезда от общественности до 1998 года, когда президент США Билл Клинтон создал в Соединенных Штатах Президентскую консультативную комиссию по активам Холокоста . В отчете, подготовленном комитетом и опубликованном в октябре 1999 года, подробно описывалось обращение Соединенных Штатов с активами поезда и упоминалось множество «недостатков» усилий США по реституции в Австрии, которые в конечном итоге привели к тому, что имущество венгерского золотого поезда было изъято. так легко разогнали официальные лица Соединенных Штатов. Он пришел к выводу, что применение нескольких правил в отношении многих активов в поезде гарантирует, что они никогда не будут возвращены их законным владельцам. [ 6 ]

В 2001 году венгерские люди, пережившие Холокост , подали иск в окружной суд Флориды против правительства США за неправомерное обращение правительства с активами венгерского золотого поезда. Выжившие внесли поправки в свою жалобу и заявили, что правительство США не выполнило своего обещания относительно активов и реклассифицировало имущество как «украденное вражеское имущество», что позволило продать предметы на аукционах в 1948 году. Вырученные средства якобы были использованы для оплаты услуг международных беженцев. программы урегулирования и служили прикрытием для чиновников, которые разграбили активы. [ 7 ] Дело было урегулировано, поскольку президент Джордж Буш намеревался успокоить еврейских избирателей во Флориде, чтобы обеспечить их голоса на предстоящих выборах в 2004 году. Дэвид Мермельштейн был единственным выжившим, присутствовавшим при посредничестве. В 2005 году правительство достигло соглашения на сумму 25,5 миллионов долларов. Деньги были выделены для распределения различным еврейским социальным службам в пользу переживших Холокост. [ 8 ] [ 9 ] Среди доказательств, представленных адвокатами, которые представляли выживших, было письмо от января 1949 года, написанное Эвелин Такер , сотрудником отдела изящных искусств, работающим в программе США по памятникам, изобразительному искусству и архивам (MFAA), которая была назначена на программу возмещения ущерба. , Отделение поставок и реституции (RD&R) Командования союзников США в Австрии (USACA). В письме Такера, отправленном офицеру по вопросам культуры Госдепартамента США Арделии Рипли Холл , документально зафиксировано разграбление после Второй мировой войны офицерами армии США множества предметов из бывших нацистских оплотов, в том числе предметов из золотого поезда. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Средства от урегулирования продолжают распределяться. 3 июня 2014 г. в федеральный суд был подан отчет, в котором подробно описывалось, что в период с 1 июля 2012 г. по 30 июня 2013 г. 464 553,56 долларов США были распределены 12 еврейским организациям социального обслуживания в Австралии, Канаде, Венгрии, Израиле, Швеции и США. Штаты. [ 13 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Коллектив искусствоведческих исследований (14 октября 1999 г.). «Тайна венгерского «золотого поезда» » . Президентская консультативная комиссия по активам Холокоста в США.
  2. ^ Перейти обратно: а б Данн, Адам (30 октября 2002 г.). «Нацисты и загадочный «Золотой поезд» . CNN .
  3. ^ Перейти обратно: а б с «Бюро статистики труда» . Министерство труда США .
  4. ^ Каплан, Джонатан Э. (12 ноября 2003 г.). «Законодатели недовольны медленным рассмотрением дела о «золотом поезде»» . Холм . Архивировано из оригинала 1 мая 2007 года.
  5. ^ Еврейская виртуальная библиотека
  6. ^ «США урегулируют претензии по поводу Холокоста в рамках «золотого поезда»» . Ассошиэйтед Пресс/ США сегодня . 20 декабря 2004 г.
  7. ^ «Венгерский золотой поезд | Хагенс Берман» . www.hbsslaw.com . 14 февраля 2020 г. Проверено 22 мая 2022 г.
  8. ^ «Урегулирование кражи «золотого поезда» времен Второй мировой войны» . Ассошиэйтед Пресс / Вашингтон Пост . 12 марта 2005 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2018 г.
  9. ^ «США урегулируют претензии по поводу Холокоста в рамках «золотого поезда»» . Ассошиэйтед Пресс/ Еврейская виртуальная библиотека . 20 декабря 2004 г. – 26 сентября 2005 г.
  10. ^ О'Нил, Энн. « Письмо ведет к претензиям на золотой поезд: послание, написанное покойным историком из Флориды, становится «дымящимся пистолетом» в иске о пропавших сокровищах ». Дирфилд-Бич, Флорида: Sun Sentinel , 29 ноября 2003 г.
  11. ^ « Венгерский золотой поезд » (краткое описание дела № 01-1859-CIV с упоминанием письма Эвелин Такер «информатора»). Нью-Йорк, Нью-Йорк, Вашингтон, округ Колумбия и т. д.: Хагенс Берман, получено онлайн 1 октября 2018 г.
  12. ^ « Тайна венгерского «золотого поезда» ». Чеви Чейз, Мэриленд: Еврейская виртуальная библиотека, 7 октября 1999 г.
  13. ^ «Программный отчет о выделении специального фонда для урегулирования венгерского золотого поезда на 2012–2013 годы» . Архив судов США . Проверено 22 августа 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Цвейг, Рональд (13 апреля 2015 г.). Золотой поезд: уничтожение евреев и самое ужасное ограбление Второй мировой войны . Индевор Пресс. ASIN   B00W41GWQO .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e2d805576ddf6905cad3b19416c845f__1711922640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/5f/0e2d805576ddf6905cad3b19416c845f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hungarian Gold Train - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)