Бодуфенвалхуге Сиди
Бодуфенвалхугей Сиди ( Таана : Великий водопад Сиди) или Ассайидху Бодуфенвалхугей Сидхи (1888–1970) — мальдивский интеллектуал и писатель.
Биография
[ редактировать ]Бодуфенвалхугей Сиди, родившийся 19 мая 1888 года как Хусейн эль-Хусайни, был сыном Бодуфенвалхугей Дона Манике и Мохамеда Куда Сиди. Он был поэтом , а также одно время председателем Верховного суда . Он женился на восьми женщинах и имел пятерых выживших детей от четырех из этих браков. Его первой женой была Бодугалугей Аиша Диди, дочь Бодугалугей Лхатхутту Диди. Среди его потомков — Ахмед Муджутаба и Мохамед Мустафа, которые оба видные деятели мальдивской администрации и политики .
Сиди провел несколько лет своей юности на атолле Адду со своими родственниками по материнской линии. Атолл Адду был главным центром обучения на Мальдивах в то время, на рубеже 20-го века. Там он получил образование у известного мастера и родственника Эльхагея Абдуллы Диди, сына Гандувару Хасана Диди, также известного как Дхон Бейя из Медху . Ему приписывают многие достижения мальдивской поэзии в 20 веке. Он был последним крупным поэтом, писавшим в мальдивском поэтическом стиле, называемом райвару , и одним из первых поэтов, писавших в мальдивском поэтическом стиле, называемом лен . Его ранние стихи представляли собой преимущественно политическую сатиру .
В 1925 году была предпринята попытка свергнуть султана Мухаммада Шамсуддина III в пользу принца Абдуллы Имадхуддина, сына свергнутого короля Сири Кула Сундхура Каттири Бавана (султан Мухаммад Имахуддин VI ). Свергнутый король был сослан в Египет, в то время как Абдулла Имадхуддин находился с визитом в Мале из Египта. Попытка была пресечена в феврале 1925 года, и Абдулла Имадхуддин был депортирован в Египет. Остальные заговорщики были сосланы на различные атоллы Мальдив . Сиди, самый образованный и уважаемый из заговорщиков, был обвинен в организации заговора. Он отверг обвинения и заявил, что категорически не советовал выбирать время и образ действий в заговоре. Он объявил голодовку и отказался отвечать на вопросы, заявив, что не сделал ничего плохого. После того, как он согласился принять пищу, он настоял на домашней еде. Ему удалось исполнить это желание, и каждый раз, когда он ел, его зять Беругей Юсуф Фулху приходил с едой и ждал там, пока он ел. Бодуфенвалхугей Сиди намекал, что не доверяет властям Мальдив.
В таких случаях власти обычно применяли упрощенное правосудие. Жертву выводили на улицу и тщательно пороли девятихвостой кошкой до тех пор, пока она не покрывалась кровью, затем лоумирус ( паста чили на раны наносили ) и отправляли на отдаленный остров. В случае Сиди они не хотели этого делать, потому что британцы узнали о ситуации. Мальдивы тогда были британским протекторатом, хотя британцы были связаны договором о невмешательстве во внутренние дела. [1]
Бодуфенвалхуге Сиди был сослан в Хулхудели на атолле Дхаалу . Многие из его родственников по материнской линии с атолла Адду регулярно останавливались на этом острове за провизией и водой по пути в Мале и обратно. Власти заподозрили подозрения и решили отправить его на Маамакунуду , самый отдаленный из северных островов.
В изгнании на Маамакунуду он продолжал заниматься литературной деятельностью и написал большую часть своих стихов. Именно там он взял себе псевдоним «Химаарул Каум» или «Осел нации». Он распространял свои стихи, которые затем были запрещены правительством, своим соратникам в Мале через бывшую жену Маава Килигефаану Гандувару Гома и свою сестру Бодуфенвалхугей Дхон Диди.
Сиди оставался на острове Маамакунуду в течение восьми лет, пока не был помилован по всеобщей амнистии после принудительного отречения короля Шамсуддина. По прибытии в Мале он был назначен главным судьей. Он также был назначен в Регентский совет, который правил в отсутствие султана. Вернувшись в Мале, он продолжил писать стихи, а также несколько романов и других книг.
Он был последним известным человеком, владевшим старым мальдивским письмом под названием Дхивес Акуру . Сиди был одним из очень немногих мальдивцев современности, которые понимали ныне забытые древние письма дивехи, в которых были написаны части королевских грантов, ордеров и актов. Он изучил эту древнюю систему письма дивехи на атолле Адду. До начала двадцатого века вся правительственная корреспонденция на атолл Адду и обратно писалась с использованием этих древних букв дивехи.
Помимо политической деятельности в качестве министра образования, Бодуфенвалхугей Сиди продолжал заниматься юридической/церковной профессией. С возрастом его литературная деятельность постепенно становилась менее радикальной и более традиционной.
Бодуфенвалхугей Сиди умер в Мале 2 июня 1970 года.
Работает
[ редактировать ]Самыми известными среди его романов были Дхиллеги Ибрагим Диди ге Вахака и Маа Макунудху Боду Иса ге Вахака . Он также опубликовал трактат о мальдивской поэзии под названием Dhivehi Lhen Hedhumuge Masaikaiytherikamuge Ran Tharaadhu .
В 1959 году, во время султана Мухаммеда Фарида правления , бывший премьер-министр (а позже и президент) Ибрагим Насир выразил желание написать книгу о прежнем мальдивском письме, которое к тому времени по большей части игнорировалось мальдивцами. Таким образом, он связался с Сиди, который быстро согласился и написал Дивехи Акуру . С помощью этой небольшой книжки Сиди хотел наглядно показать, что в древние времена мальдивцы писали слева направо своим собственным письмом. Таким образом, «Дхивехи Акуру» , пожалуй, единственная книга, когда-либо написанная на таане , которая открывается с левой стороны. В последней главе этой книги приведен текст, в котором Дивехи Акуру сопровождается арабской вязью. Как может видеть читатель, знакомый с мальдивской письменностью, эта книга представляет собой первый том ( эввана бай ). Возможно, Сиди намеревался опубликовать второй или даже третий том по этой теме, но, к сожалению, этот важный мальдивский ученый человек умер, не успев это сделать. [2] [3]
Примечания
[ редактировать ]В этой статье использованы материалы с нашего сайта www.maldivesroyalfamily.com [1] без указания авторства. У нас нет возражений против использования нашей интеллектуальной собственности в общественном достоянии при условии надлежащего цитирования.
- ^ Iyye, Вчера - Неудачное восстание в попытке восстановить власть; Абдул Хаким Хусейн Маник
- ^ Ксавьер Ромеро-Фриас , Мальдивские островитяне, Исследование популярной культуры древнего океанского королевства . Барселона 1999.
- ^ Ромеро-Фриас, Ксавьер (10 апреля 2003 г.). Мальдивский сценарий. Том первый. (Дивехи Акуру - 1) . Нова Этнографика Индика.