Jump to content

Задача Бэбсона

Задача Бэбсона (или просто Бэбсона ) — это на прямой мат шахматная задача со следующими свойствами:

  1. У белых есть только один ключ , или первый ход, который ставит мат за оговоренное количество ходов.
  2. Защита черных включает превращение определенной пешки в ферзя , ладью , слона или коня . (У черных могут быть и другие защиты.)
  3. Если черные сделают ход, то единственный способ для белых добиться принудительного мата за оговоренное количество ходов - это перевести пешку в ту же фигуру, в которую пошли черные.

Джозеф Ней Бэбсон [ it ] , эпоним задачи, впервые задумал эту задачу в 1884 году. [ 1 ] Разработка удовлетворительной задачи Бэбсона считается одной из величайших задач в шахматном сочинении . Почти столетие было неизвестно, возможна ли такая задача.

Задача Бэбсона — это особая форма Allumwandlung , шахматной задачи, решение которой содержит превращения в каждую из четырех возможных фигур. Подобные проблемы были известны уже тогда, когда Бэбсон сформулировал свою задачу.

Предшественники задачи Бэбсона

[ редактировать ]
Вольфганг Паули , 1912 год.
а б с д и ж г час
8
g8 белый слон
a7 white king
d7 черная пешка
e7 белый слон
f7 белая пешка
g7 белая пешка
d6 белая пешка
f5 белая пешка
g4 белая пешка
h4 белая пешка
а3 черная пешка
c3 черная пешка
h3 черный король
а2 черная пешка
b2 белая пешка
c2 черная пешка
g2 белая ладья
b1 черный слон
c1 белая ладья
e1 белый рыцарь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в четыре хода

Эта задача 1912 года, поставленная Вольфгангом Паули, представляет собой, так сказать, задачу Бэбсона на три четверти: три продвижения черных соответствуют белым.

Ключ — 1.b3, после которого идут следующие строки:

  • 1...a1=Ф 2.f8=Ф Qb2 3.Qa8 Qxc1 (Qxb3 4.Qf3#) 4.Qf3#
  • 1...a1=R 2.f8=R (2.f8=Q? a2 3.Qa8 пат (3.Qf6 пат)) a2 3.Rf6 Kxh4 4.Rh6#
  • 1...a1=N 2.f8=N (2.f8=Q? Nxb3 3.Qa8 Nd4 и нет мата) a2 3.Ng6 Nxb3 4.Nf4#

Однако это не полный Бэбсон, потому что 1...a1=B 2.f8=B не работает; Вместо этого белые должны сыграть 2.f8=Q, играя так же, как описано выше.

Самостоятельный друг Бэбсон

[ редактировать ]

Все самые ранние задачи Бэбсона заключаются в форме мата , в котором белые, ходя первыми, должны заставить черных поставить мат против воли черных в течение определенного количества ходов. В 1914 году Бэбсон сам опубликовал такую ​​задачу, в которой три разные белые пешки делили превращения.

Генри Уолд Беттманн
1-й приз, Турнир по задачам Бэбсона 1925–26 гг.
а б с д и ж г час
8
h8 белый рыцарь
а7 белая пешка
b7 черная пешка
c7 черная пешка
f7 белая пешка
a6 белая ладья
b6 черная ладья
c6 черный король
h6 белая пешка
a5 белый король
c5 белая пешка
b4 белая пешка
e4 белая пешка
h4 белая пешка
c3 белая пешка
h3 белая королева
f2 черная пешка
h2 белая ладья
f1 белый рыцарь
g1 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Совместитель втроем

Генри Уолд Беттманн составил первую задачу, в которой одна черная пешка и одна белая пешка участвовали во всех превращениях, выиграв 1-е место в Турнире задач Бэбсона 1925–26. [ 2 ]

Ключом в задаче Беттмана является ход 1.a8=B, после которого игра выглядит следующим образом:

  • 1...fxg1=Q 2.f8=Q (2.f8=R? Qxf1 3.b5+ Kxc5; оба 2.f8=B? и 2.f8=N? не приводят к Qg8!) Qxf1 3.b5+ (3 .Qfxf1? Rxa6 не является матом, поскольку белые могут сыграть 4.Qxa6) Qxb5#; или Qxc5 3.b5+ (3.bxc5? Rxa6 не является матом, поскольку белые могут сыграть 4.Kb4; 3.Qxc5 поставить мат черным, что совершенно неправильно для мата самому себе) или 2...Q-любой 3.anyxQ Rxa6#
  • 1...fxg1=R 2.f8=R (2.f8=Q? Rxf1 3.Qfxf1 (3.b5 мат черным) Rxa6 не является матом, поскольку белые могут сыграть 4.Qxa6) R-any 3.anyxR Rxa6 #
  • 1...fxg1=B 2.f8=B (2.f8=Q? Bxc5 3.bxc5 (3.b5 мат черным; 3.Qxc5 мат черным) Rxa6 не является матом, поскольку белые могут сыграть 4.Kb4) B -любой 3.anyxB Rxa6#
  • 1...fxg1=N 2.f8=N (2.f8=Q? Nxh3! 3.Rxh3 Kd7) N-любой 3.anyxN Rxa6#

Позже другие композиторы сочинили аналогичные задачи.

Прямой товарищ Бэбсонс

[ редактировать ]

Составление задачи Бэбсона в форме прямого мата (где белые ходят первыми и должны поставить черным мат против любой защиты в течение оговоренного количества ходов) считалось настолько трудным, что к этому было приложено очень мало усилий до 1960-х годов, когда Пьер Дрюмар начал свою работу над проблема, которая занимала его следующие двадцать лет или около того. Ему удалось составить задачу Бэбсона, в которой конь заменяется ночным всадником ( волшебная шахматная фигура , которая перемещается, совершая любое количество ходов коня в одном и том же направлении на незаблокированных полях), но ему было трудно придумать такую ​​задачу с использованием обычных фигур: потому что Учитывая ограниченный диапазон коня, трудно оправдать повышение коня белыми в ответ на повышение коня черными на другой стороне доски.

Пьер Дрюмар
Мемориал Камиля Сенеки , 1980 год.
а б с д и ж г час
8
d8 белая ладья
g8 черная королева
h8 белый слон
f7 белая пешка
b6 белый рыцарь
h6 белый слон
b5 белый король
f5 белая пешка
a4 белая ладья
b4 белая пешка
c4 белая пешка
e4 черная пешка
f4 белая ладья
b3 белый слон
d3 белая пешка
e3 черный рыцарь
а2 белая ладья
b2 черная пешка
c2 черная пешка
d2 черный король
e2 черный рыцарь
g2 черная пешка
а1 черный слон
b1 белая королева
c1 черный слон
d1 черная ладья
e1 черная ладья
f1 черный слон
g1 черная ладья
h1 черный слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в пять

Когда в 1980 году Друмаре наконец удалось использовать традиционные детали, результат был расценен как крайне неудовлетворительный, даже сам Друмаре. Это мат в пять (впервые опубликовано «Мемориал Сенеки» , 1980). Ключевой момент – 1.Rf2, после чего на взятия черных на b1 отвечают взятия белых на g8.

Эффективность в шахматных задачах считается большим благом, но попытка Друмаре очень неэффективна: на доске не менее 30 фигур. У него также есть шесть превращенных фигур в исходной позиции (даже одна превращенная фигура считается чем-то вроде «обманки» в шахматных задачах), что в любом случае незаконно: одна из белых пешек «f» должна была совершить взятие, и белые и черные пешки b и c, должно быть, сделали два взятия между собой, всего три, но на доске отсутствуют только две фигуры. Несмотря на все эти недостатки, это первое завершенное задание Бэбсона.

В 1982 году, через два года после составления этой задачи, Друмаре сдался, заявив, что задача Бэбсона никогда не будет решена удовлетворительно.

Леонид Ярош
Shakhmaty v SSSR , March 1983
а б с д и ж г час
8
b8 черная королева
h8 белая ладья
а7 белая пешка
d7 white knight
f6 черная пешка
c5 черная пешка
f5 черная пешка
c4 белая пешка
d4 черный король
f4 черный слон
h4 черный рыцарь
g3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белый рыцарь
c2 черная пешка
d2 белая пешка
f2 белая пешка
h2 белый король
a1 белый слон
b1 белая королева
f1 белая ладья
h1 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в четыре хода

В следующем году Леонид Ярош , футбольный тренер из Казани , который до этого момента был практически неизвестен как композитор задач, придумал гораздо лучшую задачу Бэбсона, чем задача Друмаре: позиция легальна, она намного проще, чем задача Друмаре, и на доске нет продвинутых фигур. Впервые опубликованная в марте 1983 года в известном российском шахматном журнале « Шахматы в СССР» , она обычно считается первым удовлетворительным решением задачи Бэбсона. Сам Друмаре высоко оценил эту проблему.

Ключ – 1.Rxh4, а основные варианты:

  • 1...cxb1=Ф 2.axb8=Ф Qxb2 (2...Qe4 3.Qxf4 Qxf4 4.Rxf4#) 3.Qb3 Qc3 4.Qxc3#
  • 1...cxb1=R 2.axb8=R (2.axb8=Q? Rxb2 3.Qb3 пат) Rxb2 3.Rb3 Kxc4 4.Rxf4#
  • 1...cxb1=B 2.axb8=B (2.axb8=Q? Be4 3.Qxf4 пат) Be4 3.Bxf4 Bxh1 4.Be3#
  • 1...cxb1=N 2.axb8=N (2.axb8=Q? Nxd2 и нет мата) Nxd2 3.Nc6+ Kc3 4.Rc1#

Однако у задачи Яроша есть небольшой недостаток: ключом является захват, что в задачах обычно не одобряется. Кроме того, при первом представлении черная фигура на h4 была пешкой, но компьютер обнаружил дополнительное решение путем 1.axb8=N hxg3+ 2.Kh3 Bxb8 3.Qxc2 и мат следующим ходом. Затем Ярош поставил на это поле коня; теперь 1.axb8=N терпит неудачу в пользу 1...Nf3+ 2.Bxf3 Bxb8 3.Qxc2 Bxg3+, и белые опаздывают. Тем не менее, когда голландский писатель Тим Краббе увидел эту версию в советском издании 64 , он отмечает, что осознание того, что кто-то наконец решил задачу Бэбсона, произвело на него такой эффект, как если бы он «...открыл газету и увидел заголовок «Цель жизни обнаружена».

Леонид Ярош
Shakhmaty v SSSR , August 1983
а б с д и ж г час
8
a8 белый слон
b8 черная королева
d8 белый слон
f8 белый король
d7 белая пешка
e7 черная пешка
f7 белый конь
а6 белая пешка
e6 белая пешка
f6 черная пешка
а5 белая пешка
c5 черная пешка
f5 белая пешка
c4 белая пешка
d4 черный король
f4 черный слон
h4 белая ладья
b3 черная пешка
а2 черная пешка
b2 белый рыцарь
d2 белая пешка
f2 белая пешка
а1 белая королева
b1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в четыре хода

Ярош продолжил работу над проблемой и в августе 1983 года создал улучшенную версию с незахватывающим ключом, которая появилась в деле «Шахматы против СССР» . Многие шахматные проблемисты, [ ВОЗ? ] включая Тима Краббе, [ 3 ] считайте эту проблему одной из величайших из когда-либо созданных. И снова мат в четыре раза.

Ключевое здесь нефиксирующее, а также тематическое (то есть логически связанное с остальным решением): 1.a7. Варианты во многом такие же, как и в оригинале:

  • 1...axb1=Ф 2.axb8=Ф Qxb2 (2...Qe4 3.Qxf4 Qxf4 4.Rxf4#) 3.Qxb3 Qc3 4.Qbxc3#
  • 1...axb1=R 2.axb8=R (2.axb8=Q? Rxb2 3.Qxb3 пат) Rxb2 3.Rxb3 Kxc4 4.Qa4#
  • 1...axb1=B 2.axb8=B (2.axb8=Q? Be4 3.Qxf4 пат) Be4 3.Bxf4 Bxa8 4.Be3#
  • 1...axb1=N 2.axb8=N (2.axb8=Q? Nxd2 и нет мата) Nxd2 3.Qc1 Ne4 4.Nc6#
Пьер Дрюмар
Темы-64 , 1985
а б с д и ж г час
8
f8 черный рыцарь
g8 черная королева
c7 белый рыцарь
f7 белая пешка
g7 белая пешка
h7 черная пешка
g6 черный слон
h6 белая пешка
f5 белая пешка
g5 черный король
a4 белая королева
b4 черная пешка
g4 белый конь
b3 белый король
d3 черная пешка
e3 черная ладья
f3 белый слон
g3 белая пешка
c2 черная пешка
d2 белая ладья
e2 белая пешка
g2 белая ладья
c1 белый слон
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в пять

Ярош составил совершенно другую задачу Бэбсона позже в 1983 году и еще одну в 1986 году. Несколько других задач Бэбсона были позже составлены другими авторами, в том числе одна задача Бэбсона в 1985 году. Решение этой задачи Бэбсона: 1.fxg8=Q dxe2 2.Nxe3 e1=Q /R/B/N 3.gxf8=Q/R/B/N и теперь мат в два счета во всех вариантах.

Циклический Бэбсон

[ редактировать ]
Питер Хоффманн , «Ласточка» , 2003 г.
а б с д и ж г час
8
a8 белая ладья
e8 белый слон
g8 черная ладья
h7 белая пешка
a6 белый слон
e6 черный слон
f6 черный король
g6 белый конь
h6 черная пешка
а5 черная пешка
g5 черная пешка
h5 белая ладья
а4 белый король
d4 белый рыцарь
f4 черная пешка
g4 белая пешка
c3 белая пешка
f3 белая пешка
а2 белая пешка
b2 белый слон
c2 черная пешка
d2 черная пешка
e2 черная пешка
h2 белая королева
c1 белый слон
e1 белый рыцарь
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в четыре хода

В циклическом Бэбсоне, вместо того, чтобы превращения черных в слона, которые соответствуют белым, они связаны в циклической форме: например, превращение черных в ферзя означает, что белые должны превратиться в слона, продвижение черных в слона означает, что белые должны превратиться в ладью, Переход черных в ладью означает, что белые должны перейти в коня, а переход черных в коня означает, что белые должны перейти в ферзя.

В августовском выпуске немецкого журнала задач Die Schwalbe за 2003 год была поставлена ​​задача справа - мат в четыре от Питера Хоффмана . Хоффманн ранее опубликовал несколько обычных прямых партнеров Бэбсона, но этот важен, потому что это первый циклический Бэбсон. Однако, как и в оригинальной задаче Бэбсона Друмара, в задаче используются продвинутые части и имеется ключ захвата.

Ключом является 1.Nxe6, угрожающее 2.hxg8=Q и 3.Qf7#. Тематические защиты:

  • 1...d1=Q 2.hxg8=B (2.hxg8=Q? Qd7+ 3.Bxd7 пат; 2.hxg8=N+? Kxe6 и нет мата), угрожая 3.c4+ Q-ходы 4.BxQ#
    • 2...Qd7+ 3.Bxd7 Kxg6 4.Rxh6#
    • 2...Qxc1 3.Rxg5 (угроза: 4.Rf5#) hxg5 4.Qh8#
  • 1...d1=B 2.hxg8=R (2.hxg8=Q? пат; 2.hxg8=N+? Kxe6 и нет мата) Kxe6 3.Rd8 3.Kf6 Rd6#
  • 1...d1=R 2.hxg8=N (2.hxg8=Q? Rd4+ 3.c4 пат) Kxe6 3.Qxe2+ K-ходы 4.Qe5#
  • 1...d1=N 2.hxg8=Q (2.hxg8=N+? Kxe6 3.Qxe2+ Ne3! и нет мата) Nxb2+ 3.Kb5(Bxb2) и 4.Qf7#

Есть также ряд побочных направлений.

Питер Хоффманн , Шахматы , 2005 г.
а б с д и ж г час
8
f8 черная ладья
h8 белый рыцарь
b7 белая пешка
c7 белая пешка
e7 белая пешка
b6 черная пешка
c6 белая пешка
e6 черный король
f6 белая пешка
а5 черная пешка
d5 белый конь
f5 черная пешка
h5 белая пешка
а4 белый король
f4 белая пешка
c3 белый слон
e3 белая пешка
b2 белая ладья
c2 черная пешка
d2 черная пешка
e2 черная пешка
c1 белая королева
e1 белая ладья
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
а б с д и ж г час
Белые играют и дают мат в четыре хода

В сентябрьском номере журнала Schach [ de ] за 2005 год был опубликован первый циклический Бэбсон без продвинутых пьес в начальной позиции. И снова композитором был Питер Хоффманн.

Ключевой момент – 1.Nxb6. Тематические защиты:

  • 1...d1=Q 2.exf8=B (2.exf8=Q? Qd4+ 3.Bxd4 пат; 2.exf8=N+? Kd6 3.Be5+ Kc5 и нет мата)
    • 2...Qd4+ 3.exd4 Kxf6 4.d5#
  • 1...d1=B 2.exf8=R (2.exf8=Q? пат; 2.exf8=N+? Kd6 3.Be5+ Kc5 и нет мата)
    • 2...Kd6 3.Qd2+ с матом после любого хода черных
  • 1...d1=R 2.exf8=N+ (2.exf8=Q? Rd4+ 3.Bxd4 пат; 2.exf8=B? Rd7 3.c8=Q(B) пат)
    • 2...Kd6 3.Be5+ Kc5 4.Qxc2#
  • 1...d1=N 2.exf8=Q (2.exf8=N+? Kd6 3.Be5+ Kc5 и нет мата)
    • 2...Nxc3+ 3.Kxa5 Ne4 4.c8=Q#
  1. ^ Тим Краббе . «Человек, который выполнил задание Бэбсона» (на голландском языке).
  2. ^ Ховард, Кеннет С., Удовольствие от шахматных задач , Dover Publications, 1961, стр. 213.
  3. ^ Краббе, Тим. «Задание Бэбсона» . Сайт Тима Краббе . Проверено 10 апреля 2022 г.

Библиография

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джереми Морс , Задачи и записи шахматных задач (Faber and Faber, 1995, исправленное издание 2001 г.) - содержит главу, посвященную задаче Бэбсона.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ee7a2ba23a95a9cd71b4b49298bfbc8__1718487720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/c8/0ee7a2ba23a95a9cd71b4b49298bfbc8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Babson task - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)