Jump to content

8-битное компьютерное программное обеспечение Atari

Стиль упаковки Atari эпохи 400/800

Многие игры, утилиты и образовательные программы были доступны для 8-битных компьютеров Atari . Atari, Inc. была в первую очередь издателем после запуска Atari 400/800 в 1979 году, а затем все чаще третьими сторонами. Atari также распространяла «пользовательское» программное обеспечение через Atari Program Exchange с 1981 по 1984 год. После закрытия APX многие игры перешли к Antic Software .

Языки программирования

[ редактировать ]

Язык ассемблера

[ редактировать ]

Atari, Inc. выпустила два ассемблера. Картридж Atari Assembler Editor — это более дружественная интегрированная среда разработки, использующая номера строк для редактирования исходного кода, аналогичная Atari BASIC . Профессионально ориентированный Atari Macro Assembler поставляется по более высокой цене на защищенном от копирования диске без редактора и отладчика. Сторонние ассемблеры включают SynAssembler от Synapse Software и MAE (редактор Macro Assembler Editor) от Eastern House.

Компания Optimized Systems Software опубликовала улучшенный дисковый ассемблер, имитирующий структуру редактора ассемблера Atari, под названием EASMD (редактор/ассемблер/отладка). За этим последовал MAC/65 сначала на диске с BUG/65 в качестве сопутствующего продукта, а затем в виде картриджа с переключением банков емкостью 16 КБ. MAC/65 токенизирует строки кода по мере их ввода и имеет гораздо более быстрое время сборки, чем продукты Atari.

Инструмент отладки Dunion (или DDT) от Джима Даниона — это отладчик машинного языка, первоначально продаваемый через Atari Program Exchange. Уменьшенная версия включена в картриджную версию MAC/65. Журнал Atari ANALOG Computing опубликовал монитор машинного языка H:BUG в виде списка типов. [1] за ним следует BBK Monitor. [2]

Atari поставляла Atari BASIC со всеми своими машинами либо в виде картриджа, либо в ПЗУ. Он также продавал Atari Microsoft BASIC на диске. Компания Optimized Systems Software создала серию усовершенствованных интерпретаторов BASIC: BASIC A+ , BASIC XL , BASIC XE . Были доступны коммерческие компиляторы BASIC для Atari BASIC: ABC (Monarch Data Systems, 1982), [3] Компилятор MMG BASIC (1984), [4] Адван БЕЙСИК (1985). [5] Бесплатный компилятор Turbo-BASIC XL , выпущенный в 1985 году, был популярен в последние годы существования 8-битной линейки Atari.

В 1984 году компания ANALOG Computing опубликовала Minicomp — компилятор, генерирующий машинный код из минималистского подмножества операторов Atari BASIC. [6]

от Atari Собственный Atari Pascal требует двух дисковых накопителей и был отправлен в Atari Program Exchange вместо официальной линейки продуктов. Более поздними вариантами были Draper Pascal (1983), Kyan Pascal (1986) и CLSN Pascal (1989).

8-битные форматы Atari включают fig-Forth, Extended fig-Forth (Atari Program Exchange), ES-Forth, QS Forth и ValFORTH. Анимированная демонстрация в магазине, рекламирующая линейку 400/800, была написана с использованием внутренней реализации Atari «Coin-Op Forth». [7]

Действие! представляет собой процедурный язык программирования, подобный ALGOL 68 , на картридже со встроенным компилятором и полноэкранным текстовым редактором. Язык предназначен для быстрой компиляции и генерации эффективного машинного кода 6502.

Deep Blue C — это порт компилятора Small-C Рона Кейна . Он был продан через Atari Program Exchange .

Atari, Inc. опубликовала высоко оцененный логотип Atari , а также Atari PILOT , оба на картридже.

Другие 8-битные языки семейства Atari включают Extended WSFN. [8] и Интер-LISP/65. [9]

Приложения

[ редактировать ]
См. раздел «Категория: 8-битное компьютерное программное обеспечение Atari» .

Текстовые процессоры

[ редактировать ]

Компания Atari, Inc. выпустила текстовый процессор Atari в 1981 году, а в 1983 году последовал более популярный картридж AtariWriter . Варианты сторонних производителей включают PaperClip , Letter Perfect, Word Magic, Superscript, Bank Street Writer , COMPUTE! журнальный набор SpeedScript , картридж The Writer's Tool от OSS, [10] Super-Text от Muse Software, [11] ЦЕЛОВАТЬ, [12] Wordman и сравнительно опоздавший. Первый текстовый процессор XLEnt в 1986 году. Cut & Paste от Electronic Arts и Homeword от Sierra On-Line. [11] были разработаны, чтобы быть проще в использовании, чем другие программы.

Два интегрированных пакета программного обеспечения, включающие обработку текста, — это HomePak и Mini Office II . Антич сравнил семь текстовых процессоров в февральском номере журнала за 1987 год. [13]

Video Easel — это программа для создания произведений искусства и рисования, выпущенная на картридже компанией Atari, Inc. в 1980 году. Graphics Magician (1984) от Penguin Software — это программа для растрового рисования, которая использовалась для создания изображений для коммерческих графических приключений . [14] Другие графические редакторы — Drawit ( Atari Program Exchange , 1983). [15] и РАМбрандт ( Antic Software , 1985). [16]

Movie Maker , первоначально разработанный Reston Publishing, а затем Electronic Arts , позволяет создавать полноэкранные анимации с синхронизированным звуком, которые можно сохранить в формате автономного воспроизведения. Cartoonist (Atari Program Exchange, 1983) Брайана Талбота предназначен для рисования анимированных последовательностей. [17]

К картриджу Atari Music Composer (1979 г.), первому программному обеспечению для создания музыки для 8-битного семейства Atari, позже присоединились Advanced MusicSystem из Atari Program Exchange (1982 г.), Music Construction Set (1983 г.) и Bank Street Music Writer (1985 г.). ). Antic выпустила Antic Music Processor в 1988 году в качестве бонусного диска. [18]

См. раздел «Категория: 8-битные компьютерные игры для Atari» .

Из-за графики, превосходящей Apple II [19] и домашний маркетинг Atari, [20] 8-битные компьютеры Atari завоевали хорошую репутацию среди производителей игр. В 1981 году BYTE заявил, что «в области звуковой и видеографики [их] трудно превзойти». [21] Джерри Пурнель написал в журнале в 1982 году, пытаясь решить, какой компьютер купить своим сыновьям, что «если вас интересуют только игры, то вам стоит приобрести именно эту машину. И она не так уж и дорога». [19] В сборнике обзоров 1984 года для игр было использовано 198 страниц по сравнению со 167 страницами для всего остального программного обеспечения. Он отметил существование особого «графического вида» собственного программного обеспечения Atari: «Несколько графических режимов, тонкая прокрутка в четырех направлениях, красочный фон с измененным набором символов и, конечно же, графика игрока-ракеты ». [20]

Star Raiders Atari была убийственным приложением , сродни VisiCalc для Apple II по своей способности убеждать клиентов покупать компьютер. [22] В 1986 году Антич заявил, что «это была первая программа, которая продемонстрировала все аудио- и визуальные возможности компьютера Atari. Да, это была всего лишь игра, но она произвела революцию в представлении о том, для чего можно сделать персональный компьютер». [23] Когда Electronic Arts начала издавать игры в 1983 году, линейка 8-битных игр Atari была ключевой платформой. от EA MULE использует преимущества четырех портов для джойстика оригинальных моделей Atari 400/800, как и кооперативная игра по подземельям Dandy . Денди был прямым источником вдохновения для аркадной игры Gauntlet 1985 года , в которой также можно играть вчетвером.

  1. ^ Хадсон, Том (апрель 1984 г.). «HBUG: утилита отладки Hudson» . АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ (18): 78.
  2. ^ «8-битная версия Atari — BBK Monitor» . Программное обеспечение РТС .
  3. ^ «ABC (БЕЙСИК-компилятор)» . Атари Мания .
  4. ^ «Компилятор MMG BASIC» . Атари Мания .
  5. ^ «Компилятор Advan BASIC» . Атари Мания .
  6. ^ Болке, Дэвид (октябрь 1984 г.). «Миникомп» . АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ (23): 29.
  7. ^ «Монетка Форт» . Атари Мания .
  8. ^ «Расширенное руководство WSFN» . archive.org . Обмен программами Atari. Март 1982 года.
  9. ^ Дирнер, Джеймс (июль 1984 г.). «Обзоры продукта: INTER-LISP/65» . Антик . 3 (3): 89–90.
  10. ^ «Инструмент писателя» . Атари Мания .
  11. ^ Перейти обратно: а б Кертин, Боб (март 1985 г.). «Трилогия текстового процессора» . АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ (28): 57–64.
  12. ^ «Реклама Восточного дома» . АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ . № 30. Май 1985. с. 25.
  13. ^ Перлман, Грегг (февраль 1987 г.). «Текстовые процессоры: 7 для 8-битных» . Антик . 5 (10).
  14. ^ «Руководство по видеомольберту Atari CXL4005» . archive.org . Атари, Инк., 1980 г.
  15. ^ «Дравит» . Атари Мания .
  16. ^ «РАМбрандт» . Атари Мания .
  17. ^ «Руководство карикатуриста» . archive.org . Обмен программами Atari. 1983.
  18. ^ Лашауэр, Стивен (декабрь 1985 г.). «Античный музыкальный процессор» . Антик . Том. 7, нет. 8.
  19. ^ Перейти обратно: а б Пурнель, Джерри (июль 1982 г.). «Компьютеры для человечества» . БАЙТ . п. 392 . Проверено 19 октября 2013 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б Стэнтон, Джеффри; Уэллс, Роберт П.; Роховански, Сандра; Меллид, Майкл, ред. (1984). Книга Аддисона-Уэсли о программном обеспечении Atari . Аддисон-Уэсли. стр. TOC, 12, 210. ISBN.  0-201-16454-Х .
  21. ^ Уильямс, Грегг (декабрь 1981 г.). «Новые игры, новые направления» . БАЙТ . стр. 6–10 . Проверено 19 октября 2016 г.
  22. ^ Уильямс, Грегг (май 1981 г.). «Звездные рейдеры» . БАЙТ . п. 106 . Проверено 18 октября 2013 г.
  23. ^ Биссон, Джиджи (май 1986 г.). «Антик тогда и сейчас» . Антик . Том. 5, нет. 1. С. 16–23 . Проверено 28 января 2015 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0fe5e91f3160d84811dd038f8f2b1dfe__1718200920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/fe/0fe5e91f3160d84811dd038f8f2b1dfe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atari 8-bit computer software - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)