8-битное компьютерное программное обеспечение Atari
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2014 г. ) |
Многие игры, утилиты и образовательные программы были доступны для 8-битных компьютеров Atari . Atari, Inc. была в первую очередь издателем после запуска Atari 400/800 в 1979 году, а затем все чаще третьими сторонами. Atari также распространяла «пользовательское» программное обеспечение через Atari Program Exchange с 1981 по 1984 год. После закрытия APX многие игры перешли к Antic Software .
Языки программирования
[ редактировать ]Язык ассемблера
[ редактировать ]Atari, Inc. выпустила два ассемблера. Картридж Atari Assembler Editor — это более дружественная интегрированная среда разработки, использующая номера строк для редактирования исходного кода, аналогичная Atari BASIC . Профессионально ориентированный Atari Macro Assembler поставляется по более высокой цене на защищенном от копирования диске без редактора и отладчика. Сторонние ассемблеры включают SynAssembler от Synapse Software и MAE (редактор Macro Assembler Editor) от Eastern House.
Компания Optimized Systems Software опубликовала улучшенный дисковый ассемблер, имитирующий структуру редактора ассемблера Atari, под названием EASMD (редактор/ассемблер/отладка). За этим последовал MAC/65 сначала на диске с BUG/65 в качестве сопутствующего продукта, а затем в виде картриджа с переключением банков емкостью 16 КБ. MAC/65 токенизирует строки кода по мере их ввода и имеет гораздо более быстрое время сборки, чем продукты Atari.
Инструмент отладки Dunion (или DDT) от Джима Даниона — это отладчик машинного языка, первоначально продаваемый через Atari Program Exchange. Уменьшенная версия включена в картриджную версию MAC/65. Журнал Atari ANALOG Computing опубликовал монитор машинного языка H:BUG в виде списка типов. [1] за ним следует BBK Monitor. [2]
БАЗОВЫЙ
[ редактировать ]Atari поставляла Atari BASIC со всеми своими машинами либо в виде картриджа, либо в ПЗУ. Он также продавал Atari Microsoft BASIC на диске. Компания Optimized Systems Software создала серию усовершенствованных интерпретаторов BASIC: BASIC A+ , BASIC XL , BASIC XE . Были доступны коммерческие компиляторы BASIC для Atari BASIC: ABC (Monarch Data Systems, 1982), [3] Компилятор MMG BASIC (1984), [4] Адван БЕЙСИК (1985). [5] Бесплатный компилятор Turbo-BASIC XL , выпущенный в 1985 году, был популярен в последние годы существования 8-битной линейки Atari.
В 1984 году компания ANALOG Computing опубликовала Minicomp — компилятор, генерирующий машинный код из минималистского подмножества операторов Atari BASIC. [6]
Паскаль
[ редактировать ]от Atari Собственный Atari Pascal требует двух дисковых накопителей и был отправлен в Atari Program Exchange вместо официальной линейки продуктов. Более поздними вариантами были Draper Pascal (1983), Kyan Pascal (1986) и CLSN Pascal (1989).
Форт
[ редактировать ]8-битные форматы Atari включают fig-Forth, Extended fig-Forth (Atari Program Exchange), ES-Forth, QS Forth и ValFORTH. Анимированная демонстрация в магазине, рекламирующая линейку 400/800, была написана с использованием внутренней реализации Atari «Coin-Op Forth». [7]
Другой
[ редактировать ]Действие! представляет собой процедурный язык программирования, подобный ALGOL 68 , на картридже со встроенным компилятором и полноэкранным текстовым редактором. Язык предназначен для быстрой компиляции и генерации эффективного машинного кода 6502.
Deep Blue C — это порт компилятора Small-C Рона Кейна . Он был продан через Atari Program Exchange .
Atari, Inc. опубликовала высоко оцененный логотип Atari , а также Atari PILOT , оба на картридже.
Другие 8-битные языки семейства Atari включают Extended WSFN. [8] и Интер-LISP/65. [9]
Приложения
[ редактировать ]Текстовые процессоры
[ редактировать ]Компания Atari, Inc. выпустила текстовый процессор Atari в 1981 году, а в 1983 году последовал более популярный картридж AtariWriter . Варианты сторонних производителей включают PaperClip , Letter Perfect, Word Magic, Superscript, Bank Street Writer , COMPUTE! журнальный набор SpeedScript , картридж The Writer's Tool от OSS, [10] Super-Text от Muse Software, [11] ЦЕЛОВАТЬ, [12] Wordman и сравнительно опоздавший. Первый текстовый процессор XLEnt в 1986 году. Cut & Paste от Electronic Arts и Homeword от Sierra On-Line. [11] были разработаны, чтобы быть проще в использовании, чем другие программы.
Два интегрированных пакета программного обеспечения, включающие обработку текста, — это HomePak и Mini Office II . Антич сравнил семь текстовых процессоров в февральском номере журнала за 1987 год. [13]
Графика
[ редактировать ]Video Easel — это программа для создания произведений искусства и рисования, выпущенная на картридже компанией Atari, Inc. в 1980 году. Graphics Magician (1984) от Penguin Software — это программа для растрового рисования, которая использовалась для создания изображений для коммерческих графических приключений . [14] Другие графические редакторы — Drawit ( Atari Program Exchange , 1983). [15] и РАМбрандт ( Antic Software , 1985). [16]
Movie Maker , первоначально разработанный Reston Publishing, а затем Electronic Arts , позволяет создавать полноэкранные анимации с синхронизированным звуком, которые можно сохранить в формате автономного воспроизведения. Cartoonist (Atari Program Exchange, 1983) Брайана Талбота предназначен для рисования анимированных последовательностей. [17]
Музыка
[ редактировать ]К картриджу Atari Music Composer (1979 г.), первому программному обеспечению для создания музыки для 8-битного семейства Atari, позже присоединились Advanced MusicSystem из Atari Program Exchange (1982 г.), Music Construction Set (1983 г.) и Bank Street Music Writer (1985 г.). ). Antic выпустила Antic Music Processor в 1988 году в качестве бонусного диска. [18]
Игры
[ редактировать ]Из-за графики, превосходящей Apple II [19] и домашний маркетинг Atari, [20] 8-битные компьютеры Atari завоевали хорошую репутацию среди производителей игр. В 1981 году BYTE заявил, что «в области звуковой и видеографики [их] трудно превзойти». [21] Джерри Пурнель написал в журнале в 1982 году, пытаясь решить, какой компьютер купить своим сыновьям, что «если вас интересуют только игры, то вам стоит приобрести именно эту машину. И она не так уж и дорога». [19] В сборнике обзоров 1984 года для игр было использовано 198 страниц по сравнению со 167 страницами для всего остального программного обеспечения. Он отметил существование особого «графического вида» собственного программного обеспечения Atari: «Несколько графических режимов, тонкая прокрутка в четырех направлениях, красочный фон с измененным набором символов и, конечно же, графика игрока-ракеты ». [20]
Star Raiders Atari была убийственным приложением , сродни VisiCalc для Apple II по своей способности убеждать клиентов покупать компьютер. [22] В 1986 году Антич заявил, что «это была первая программа, которая продемонстрировала все аудио- и визуальные возможности компьютера Atari. Да, это была всего лишь игра, но она произвела революцию в представлении о том, для чего можно сделать персональный компьютер». [23] Когда Electronic Arts начала издавать игры в 1983 году, линейка 8-битных игр Atari была ключевой платформой. от EA MULE использует преимущества четырех портов для джойстика оригинальных моделей Atari 400/800, как и кооперативная игра по подземельям Dandy . Денди был прямым источником вдохновения для аркадной игры Gauntlet 1985 года , в которой также можно играть вчетвером.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хадсон, Том (апрель 1984 г.). «HBUG: утилита отладки Hudson» . АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ (18): 78.
- ^ «8-битная версия Atari — BBK Monitor» . Программное обеспечение РТС .
- ^ «ABC (БЕЙСИК-компилятор)» . Атари Мания .
- ^ «Компилятор MMG BASIC» . Атари Мания .
- ^ «Компилятор Advan BASIC» . Атари Мания .
- ^ Болке, Дэвид (октябрь 1984 г.). «Миникомп» . АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ (23): 29.
- ^ «Монетка Форт» . Атари Мания .
- ^ «Расширенное руководство WSFN» . archive.org . Обмен программами Atari. Март 1982 года.
- ^ Дирнер, Джеймс (июль 1984 г.). «Обзоры продукта: INTER-LISP/65» . Антик . 3 (3): 89–90.
- ^ «Инструмент писателя» . Атари Мания .
- ^ Перейти обратно: а б Кертин, Боб (март 1985 г.). «Трилогия текстового процессора» . АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ (28): 57–64.
- ^ «Реклама Восточного дома» . АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ . № 30. Май 1985. с. 25.
- ^ Перлман, Грегг (февраль 1987 г.). «Текстовые процессоры: 7 для 8-битных» . Антик . 5 (10).
- ^ «Руководство по видеомольберту Atari CXL4005» . archive.org . Атари, Инк., 1980 г.
- ^ «Дравит» . Атари Мания .
- ^ «РАМбрандт» . Атари Мания .
- ^ «Руководство карикатуриста» . archive.org . Обмен программами Atari. 1983.
- ^ Лашауэр, Стивен (декабрь 1985 г.). «Античный музыкальный процессор» . Антик . Том. 7, нет. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Пурнель, Джерри (июль 1982 г.). «Компьютеры для человечества» . БАЙТ . п. 392 . Проверено 19 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стэнтон, Джеффри; Уэллс, Роберт П.; Роховански, Сандра; Меллид, Майкл, ред. (1984). Книга Аддисона-Уэсли о программном обеспечении Atari . Аддисон-Уэсли. стр. TOC, 12, 210. ISBN. 0-201-16454-Х .
- ^ Уильямс, Грегг (декабрь 1981 г.). «Новые игры, новые направления» . БАЙТ . стр. 6–10 . Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ Уильямс, Грегг (май 1981 г.). «Звездные рейдеры» . БАЙТ . п. 106 . Проверено 18 октября 2013 г.
- ^ Биссон, Джиджи (май 1986 г.). «Антик тогда и сейчас» . Антик . Том. 5, нет. 1. С. 16–23 . Проверено 28 января 2015 г.