Jump to content

Прецессия (механическая)

Механическая прецессия — это процесс качения круглой детали (синего цвета) в круглом отверстии (красного цвета) в направлении, противоположном направлению вращения приложенной радиальной силы. (Приложенная радиальная сила изображена зеленой стрелкой. Вращение стрелки против часовой стрелки указывает направление прецессии, а направление вращения показано вращением синего квадрата по часовой стрелке. Центр синего квадрата движется против часовой стрелки по небольшому круг, орбита, диаметр которого равен разнице диаметров красного круга и синего круга, хотя синий квадрат вращается по часовой стрелке). Если синий круг имеет диаметр d , а красный круг — диаметр d + δ. В тот момент, когда зеленая стрелка указывает вниз, синий кружок прижимается к красному кругу внизу (точка А на синем круге). Сила, вращающаяся против часовой стрелки, заставляет синий круг вращаться вокруг красного круга по часовой стрелке. Когда он прокатился на расстояние πd , окружность синего круга, точка А снова касается красного круга. Поскольку длина окружности красного круга равна π( d + δ), точка A касается красного круга на расстоянии πδ по часовой стрелке снизу.

Прецессия — это процесс вращения круглых частей в круглом отверстии относительно друг друга, при этом внутренняя часть начинает катиться по окружности наружного отверстия в направлении, противоположном вращению. Это вызвано слишком большим зазором между ними и радиальной силой на детали, которая постоянно меняет направление. Направление вращения внутренней части противоположно направлению вращения радиальной силы. [1]

Во вращающихся машинах, таких как двигатель, двигатель, зубчатая передача и т. д., прецессия может возникнуть, когда существует слишком большой зазор между валом и втулкой или между дорожками качения и телами качения в роликовых и шариковых подшипниках . Такая прецессия часто является результатом износа, недостаточной смазки (слишком малой или слишком жидкой) или отсутствия точной техники . Такая прецессия обычно сопровождается чрезмерной вибрацией и слышимым трением или жужжанием. Это имеет тенденцию ускорять процесс износа, что может привести к растрескиванию , истиранию или ложному бринеллированию (истреблению) контактных поверхностей.

В неподвижных частях вращающегося объекта, таких как болт, ввинченный в отверстие, поскольку боковая или радиальная нагрузка постоянно меняет положение во время использования, эта боковая сила преобразуется в силу качения, которая движется противоположно направлению вращения. Это может привести к затягиванию или ослаблению резьбовых деталей под нагрузкой, в зависимости от направления вращения, обычно с силой, которая может значительно превышать типичный крутящий момент гаечного ключа. Например, это обычная проблема с велосипедными педалями, поэтому почти на всех велосипедах, выпущенных после 1930-х годов, левая педаль оснащена левой (обратной) резьбой, чтобы предотвратить ее откручивание во время езды. [1]

Эта прецессия представляет собой процесс, происходящий исключительно за счет контактных сил , не зависящий от инерции и не обратно пропорциональный скорости вращения. Это совершенно не связано с прецессией без крутящего момента и прецессией, вызванной крутящим моментом .

Прецессия, вызванная фреттингом, может привести к самоотвинчиванию креплений под действием больших крутящих моментов.

Автомобильные гайки с проушинами

[ редактировать ]

В автомобилях также используются гайки с левой резьбой на левых колесах, но теперь обычно используются гайки с конической резьбой, которые не прецессируют.

Велосипедные педали

[ редактировать ]

Велосипедные педали имеют левую резьбу на левом шатуне, поэтому прецессия затягивает педаль, а не ослабляет ее. Это может показаться нелогичным, поскольку педали вращаются в том направлении, в котором их можно было бы отвинтить от шатунов, но крутящий момент, возникающий из-за прецессии, на несколько порядков больше, чем тот, который вызывается трением подшипника или даже заклинившим подшипником педали.

В случае педали вращающаяся нагрузка возникает из-за направленной вниз силы педалирования на шпинделе, вращающемся с кривошипом, заставляющим преимущественно направленную вниз силу эффективно вращаться вокруг шпинделя педали, противоположно вращению педали. Что может быть менее очевидным, так это то, что даже плотно прилегающие детали имеют относительный зазор из-за своей эластичности, а металлы не являются жесткими материалами, как это видно из стальных пружин. Под нагрузкой в ​​таких соединениях возникают микродеформации, достаточные для возникновения движения. Это видно по следам износа в местах посадки шпинделей педалей на поверхности шатунов». [1]

Оси Shimano SPD, которые можно отвинтить от корпуса педали для обслуживания, имеют левую резьбу, в которой осевой узел ввинчивается в правую педаль; противоположный случай интерфейсу педаль-кривошип. В противном случае прецессия корпуса педали вокруг оси будет способствовать отвинчиванию одной педали от другой.

Нижние кронштейны для велосипеда

[ редактировать ]

велосипеда с английской резьбой Нижние кронштейны имеют левую резьбу с правой (обычно ведущей) стороны в корпус каретки . Это противоположность педалям в шатунах, потому что ощущение относительного движения между частями противоположно. (Каретки с итальянской и французской резьбой имеют правую резьбу с обеих сторон.)

Велосипедные звездочки

[ редактировать ]

Шлицевые звездочки прецессируют против любого стопорного кольца, ввинченного в ступицу. Shimano использует стопорное кольцо с фиксаторами для удержания кассетных звездочек на месте, что предотвращает прецессию. Стерми-Арчер когда-то использовал 12-шлицевые звездочки для 2- и 3-скоростных гоночных втулок, и по той же причине они фиксировались стопорным кольцом с левой резьбой. ( В велосипедах с фиксированной передачей также используется стопорное кольцо с левой резьбой, но это не из-за прецессии; это просто для того, чтобы стопорное кольцо имело тенденцию затягиваться, если звездочка начнет откручиваться.)

Подшипники в МКПП

[ редактировать ]

Шестерня, опирающаяся на подшипники, в механической коробке передач вращается синхронно со своим валом за счет зацепления собачьей шестерни. В этом случае небольшой диаметральный зазор в подшипнике вызовет прецессию группы роликов относительно шестерни, уменьшая любое истирание, которое возникает, если одни и те же ролики подшипника всегда давят на одно и то же место на шестерне. Обычно 4-я и 5-я передачи будут иметь функции, вызывающие прецессию, а передачи с 1-й по 3-ю могут отсутствовать, поскольку автомобили проводят на этих передачах меньше времени. Выход из строя коробки передач из-за отсутствия прецессии возможен в коробках передач при длительном включении пониженных передач. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Брандт, Джобст (2004). «Левая резьба» . Проверено 21 августа 2014 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 101737d8927bb80de084abbfb955c43d__1718413260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/3d/101737d8927bb80de084abbfb955c43d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Precession (mechanical) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)