Jump to content

раздражение

Фреттинг – это износ , а иногда и коррозионное повреждение нагруженных поверхностей, находящихся в контакте, когда они испытывают небольшие колебательные движения, касательные к поверхности. Фреттинг вызван слипанием неровностей контактной поверхности , которые впоследствии снова разрушаются при небольшом движении. Это разрушение приводит к образованию остатков износа.

Если мусор и/или поверхность впоследствии подвергаются химической реакции, т. е. главным образом окислению, этот механизм называется фреттинг-коррозией. Фреттинг ухудшает поверхность, приводя к увеличению шероховатости поверхности и микроямкам, что снижает усталостную прочность деталей. Амплитуда относительного скользящего движения часто составляет порядка микрометров или миллиметров, но может достигать и 3 нанометров . [1]

Обычно истирание встречается при термоусадочных посадках , седлах подшипников, болтовых деталях, шлицах и соединениях типа «ласточкин хвост» .

Материалы

[ редактировать ]

Фреттинг-повреждения стали можно определить по наличию изъеденной поверхности и мелкой «красной» пыли оксида железа, напоминающей какао-порошок. Строго говоря, этот мусор не является « ржавчиной », поскольку для его производства не требуется вода. Частицы намного тверже соприкасающихся стальных поверхностей, поэтому абразивный износ неизбежен; однако частицы не требуются для возникновения раздражения.

Алюминий

[ редактировать ]

Фреттинг алюминия приводит к появлению черного мусора в зоне контакта из-за мелких частиц оксида.

Затронутые продукты

[ редактировать ]

Примеры фреттинга включают износ приводных шлицов на приводных валах , колес на стыке болтов с проушинами и головки блока цилиндров, прокладок подверженных различиям в теплового расширения коэффициентах .

В настоящее время исследованиям в аэрокосмической промышленности уделяется особое внимание. [2] Соединение «ласточкин хвост» с лопаткой и шлицевая муфта газотурбинных авиационных двигателей подвергаются истиранию. [3]

Другим примером фреттинг-коррозии могут быть подшипники шага современных ветряных турбин , которые работают в условиях колебательного движения, контролируя мощность и нагрузки турбины. [4]

Фреттинг также может возникать между совершающими возвратно-поступательное движение элементами в организме человека. Эффекту раздражения особенно часто подвержены имплантаты, например имплантаты тазобедренного сустава. [5] [6]

Фреттинг электрических/электронных разъемов

[ редактировать ]

Источник: [7]

Треттинг также возникает практически на всех электрических разъемах, подверженных движению (например, разъем печатной платы, подключенный к объединительной плате, например, SOSA/ VPX ). Обычно большинство электрических разъемов «плата-плата» (B2B) особенно уязвимы, если между ответными разъемами наблюдается относительное движение. Чтобы удерживать обе половины B2B неподвижно (часто это невозможно), необходима механически жесткая система соединения. Соединители провод-плата (W2B), как правило, невосприимчивы к истиранию, поскольку проводная половина разъема действует как пружина, поглощающая относительное движение, которое в противном случае перешло бы на контактные поверхности разъема W2B. Существует очень мало экзотических разъемов B2B, которые устраняют раздражение за счет: 1) включения пружин в отдельные контакты или 2) использования китайской конструкции ловушки для пальцев для значительного увеличения площади контакта. Конструкция разъема, которая контактирует со всеми 4 сторонами квадратного контакта, а не только с одной, 1 или 2, может на некоторое время задержать неизбежное раздражение. Поддержание контактов в чистоте и смазке также продлевает срок их службы.

При наличии вибрации контактное раздражение может изменить импеданс разъема B2B с миллиомов на омы за считанные минуты. Относительно мягкое и тонкое золотое покрытие, используемое в большинстве высококачественных электрических разъемов, быстро изнашивается из-за обнажения лежащих под ним металлов сплава, а из-за истираний импеданс быстро увеличивается. Как это ни парадоксально, высокие контактные усилия на сопряженной паре разъемов (считается, что они помогают снизить импеданс и повысить надежность) на самом деле могут еще больше увеличить скорость раздражения.

Фреттинг в подшипниках качения

[ редактировать ]
Различные области типичных повреждений от ложного бринеллирования и фреттинг-коррозии в шарикоподшипниках

В подшипниках качения может возникнуть истирание, когда подшипники работают в колебательном движении. Примерами применения являются подшипники лопастей ветряных турбин, подшипники шага ротора вертолета и подшипники роботов. Если движение подшипника ограничено небольшими движениями, вызванное повреждение можно назвать фреттингом или ложным бринеллированием, в зависимости от используемого механизма. [8] [9] Основное отличие состоит в том, что ложное бринеллирование происходит в условиях смазки, а истирание — в условиях сухого контакта. Была предложена зависимость между ложным бринеллированием и фреттинг-коррозией, зависящая от времени. [10]

Тревожная усталость

[ редактировать ]

Фреттинг снижает усталостную прочность материалов, работающих под циклическими нагрузками. Это может привести к фреттинг-усталости , в результате чего в зоне фреттинга могут возникнуть усталостные трещины. После этого трещина распространяется вглубь материала. Нахлесточные соединения, часто встречающиеся на поверхностях планера, являются основным местом фреттинг-коррозии. Это также известно как фреттаж или фреттинг-коррозия. [11]

Факторы, влияющие на раздражение

[ редактировать ]

Сопротивление фреттингу не является внутренним свойством материала или даже пары материалов. Существует несколько факторов, влияющих на раздражение контакта: [12]

  • Контактная нагрузка
  • Скользящая амплитуда
  • Количество циклов
  • Температура
  • Относительная влажность
  • Инертность материалов
  • Коррозия и, как следствие, недостаточность контактов, вызванная движением.

смягчение последствий

[ редактировать ]

Основной способ предотвращения истирания — это исключить относительное движение поверхностей в месте контакта. Шероховатость поверхности играет важную роль, поскольку истирание обычно происходит при контакте неровностей сопрягаемых поверхностей. Смазочные материалы часто используются для уменьшения истирания, поскольку они уменьшают трение и препятствуют окислению. Однако это может также вызвать противоположный эффект, поскольку более низкий коэффициент трения может привести к большему движению. [13] Таким образом, решение должно быть тщательно продумано и протестировано.В авиационной промышленности покрытия наносятся для упрочнения поверхности и/или влияния на коэффициент трения.

Мягкие материалы часто проявляют более высокую восприимчивость к истиранию, чем твердые материалы аналогичного типа. Соотношение твердости двух материалов скольжения также влияет на фреттинг-износ. [14] Однако более мягкие материалы, такие как полимеры, могут оказывать противоположный эффект, когда они захватывают твердый мусор, который застревает в их опорных поверхностях. Затем они действуют как очень эффективный абразивный агент, стирая более твердый металл, с которым они контактируют.

См. также

[ редактировать ]
  • Контактная механика - Исследование деформации твердых тел, соприкасающихся друг с другом.
  • Недостаток контакта, вызванный движением. Износ или повреждение нагруженных поверхностей.
  • Трибология - наука и техника взаимодействующих поверхностей в относительном движении.
  • Износ – повреждение, постепенное удаление или деформация материала на твердых поверхностях.
  1. ^ Справочник ASM, Том. 13 «Коррозия», ASM International, 1987.
  2. ^ Рао, Д. Шриниваса; Кришна, Л. Рама; Сундарараджан, Г. (2017). «Покрытия, напыленные детонационным методом, для аэрокосмической отрасли». Аэрокосмические материалы и технологии материалов . Серия Индийского института металлов. Спрингер, Сингапур. стр. 483–500. дои : 10.1007/978-981-10-2134-3_22 . ISBN  978-981-10-2133-6 .
  3. ^ Говиндараджан Нараянан (3 октября 2016 г.). «Влияние трения скольжения на разрушение поверхности шлицев при несоосности в авиационных двигателях». Международный журнал структурной целостности . 7 (5): 617–629. дои : 10.1108/IJSI-07-2015-0024 . ISSN   1757-9864 .
  4. ^ Швак, Фабиан (2016). «Сравнение расчетов ресурса качающихся подшипников с учетом индивидуального регулирования шага в ветряных турбинах» . Физический журнал: серия конференций . 753 (11): 112013. Бибкод : 2016JPhCS.753k2013S . дои : 10.1088/1742-6596/753/11/112013 . Проверено 23 марта 2016 г.
  5. ^ Моллой, Деннис О.; Мунир, Селин; Джек, Кристофер М.; Кросс, Майкл Б.; Уолтер, Уильям Л.; Уолтер, Уильям К. (19 марта 2014 г.). «Истирание и коррозия в ножках бедренной кости при тотальном эндопротезировании тазобедренного сустава с модульной шейкой». Журнал костной и суставной хирургии. Американский том . 96 (6): 488–493. дои : 10.2106/JBJS.L.01625 . ISSN   1535-1386 . ПМИД   24647505 .
  6. ^ Браун, Л; Чжан, Х; Блант, Л; Барранс, С. (1 августа 2007 г.). «Воспроизведение фреттинг-износа на границе стержень-цемент при полной замене тазобедренного сустава» (PDF) . Труды Института инженеров-механиков, Часть H: Журнал техники в медицине . 221 (8): 963–971. дои : 10.1243/09544119JEIM333 . ISSN   0954-4119 . ПМИД   18161257 . S2CID   7918311 .
  7. ^ Браунович, Миленко (2009). «Раздражение в электрических/электронных соединениях: обзор» . Транзакции IEICE по электронике . Е92-С (8): 982–991. Бибкод : 2009IEITE..92..982B . doi : 10.1587/transele.E92.C.982 . ISSN   0916-8524 .
  8. ^ Годфри, Дуглас (2003). «Фреттинг-коррозия или ложное бринеллирование?» (PDF) . Трибология и технология смазки . 59 (12): 28–31 . Проверено 23 июня 2017 г.
  9. ^ Эррикелло, Роберт (2004). «Другой взгляд: ложное бринеллирование и фреттинг-коррозия» . Трибология и технология смазки . 60 (4): 34–36 . Проверено 23 июня 2017 г.
  10. ^ Швак, Фабиан. «Анализ износа вибрирующих подшипников в зависимости от времени» . СТЛЭ . 72-й . Проверено 23 июня 2017 г.
  11. ^ Чарльз Липсон, Лестер Верн Колвелл; Справочник по механическому износу: износ, фреттаж, питтинг, кавитация, коррозия; Издательство Мичиганского университета, 1961; п. 449.
  12. ^ Айдар, Акчурин (16 марта 2019 г.). «Фреттинг, фреттинг-коррозия и фреттинг-механизмы» .
  13. ^ Справочник ASM, Том. 19 «Справочник по усталости и переломам», ASM International, 1996.
  14. ^ А. Нейман, О. Ольшевски, «Исследование зависимости коэффициента твердости и коэффициента трения фрикционной пары от фрикционного износа», Износ материалов, Международная конференция № 9, Сан-Франциско, Калифорния, США (13.04.1993). Износ, том. 162–64, часть Б, стр. 939–943, 1993.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6cb1f84bde7d3374ebf30a75b194455__1711334040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/55/d6cb1f84bde7d3374ebf30a75b194455.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fretting - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)