Jump to content

Носить

Задние (ведомые) велосипедные звездочки. Новый, слева, износа нет. Правый, бывший в употреблении, имеет очевидный износ из-за вращения по часовой стрелке.

Износ – это повреждение, постепенное удаление или деформация материала твердых поверхностей . Причины износа могут быть механическими (например, эрозия ) или химическими (например, коррозия ). Изучение износа и связанных с ним процессов называется трибологией .

Износ элементов машин вместе с другими процессами, такими как усталость и ползучесть , приводит к ухудшению функциональных поверхностей, что в конечном итоге приводит к выходу из строя материала или потере функциональности. Таким образом, износ имеет большое экономическое значение, как это впервые было отмечено в докладе Йоста . [1] По оценкам, только абразивный износ обходится в 1–4% валового национального продукта промышленно развитых стран. [2]

Износ металлов происходит путем пластического смещения поверхностного и приповерхностного материала и отделения частиц, образующих остатки износа . Размер частиц может варьироваться от миллиметров до нанометров . [3] Этот процесс может происходить при контакте с другими металлами, неметаллическими твердыми телами, текущими жидкостями, твердыми частицами или каплями жидкости, увлекаемыми текущими газами. [4]

влияют На скорость износа такие факторы, как тип нагрузки (например, ударная, статическая, динамическая), тип движения (например, скольжение , качение ), температура и смазка , в частности процесс напыления и изнашивания деталей. пограничный смазочный слой. [5] В зависимости от трибосистемы разные виды и механизмы изнашивания могут наблюдаться .

Виды и механизмы износа

[ редактировать ]

Типы износа идентифицируются по относительному движению , характеру нарушений на изношенной поверхности или «механизму», а также по тому, влияет ли оно на самовосстанавливающийся или базовый слой. [6]

Механизмы износа являются физическими нарушениями. Например, механизм адгезионного изнашивания – адгезия . Механизмы и/или подмеханизмы износа часто перекрываются и действуют синергетически, вызывая более высокую скорость износа, чем сумма отдельных механизмов износа. [7]

Адгезивный износ

[ редактировать ]
СЭМ-микрофотография адгезионного износа (переносимых материалов) образца стали 52100, скользящего по алюминиевому сплаву. (Жёлтая стрелка указывает направление скольжения)

Адгезионный износ может наблюдаться между поверхностями во время фрикционного контакта и обычно относится к нежелательному смещению и прикреплению остатков износа и соединений материала с одной поверхности на другую. [8] Можно выделить два типа адгезионного износа: [ нужна ссылка ]

  1. Адгезионный износ вызван относительным движением, «прямым контактом» и пластической деформацией, которые создают частицы износа и перенос материала с одной поверхности на другую.
  2. Когезионные силы сцепления удерживают две поверхности вместе, даже если они разделены измеримым расстоянием, с каким-либо фактическим переносом материала или без него.

Обычно адгезионный износ возникает, когда два тела скользят или прижимаются друг к другу, что способствует переносу материала. Это можно описать как пластическую деформацию очень мелких фрагментов в поверхностных слоях. [ нужна ссылка ] Неровности ) , или микроскопические выступы ( шероховатость поверхности обнаруженные на каждой поверхности, влияют на степень удаления и добавления фрагментов оксидов на другую поверхность, отчасти из-за сильных сил сцепления между атомами. [9] но и за счет накопления энергии в пластической зоне между неровностями при относительном движении.

Тип механизма и амплитуда поверхностного притяжения варьируются в зависимости от материала, но усиливаются за счет увеличения плотности «поверхностной энергии». Большинство твердых веществ в той или иной степени прилипают при контакте. Однако оксидные пленки, смазки и загрязнения, встречающиеся в природе, обычно подавляют адгезию. [10] и спонтанные экзотермические химические реакции между поверхностями обычно производят вещество с низким энергетическим статусом в поглощенных частицах. [11]

Адгезивный износ может привести к увеличению шероховатости и образованию выступов (т. е. комков) над исходной поверхностью. В промышленном производстве это называется истиранием , которое в конечном итоге разрушает окисленный поверхностный слой и соединяется с нижележащим объемным материалом, увеличивая возможность более прочной адгезии. [11] и пластик обтекает комок.

Простая модель объема износа при адгезионном износе, , можно описать следующим образом: [12] [13]

где это нагрузка, коэффициент износа, - расстояние скольжения, а это твердость.

Абразивный износ

[ редактировать ]
Глубокая поверхность, напоминающая канавки, указывает на абразивный износ чугуна (желтая стрелка указывает направление скольжения)

Абразивный износ происходит, когда твердая шероховатая поверхность скользит по более мягкой поверхности. [9] ASTM International определяет это как потерю материала из-за твердых частиц или твердых выступов, которые прижимаются к твердой поверхности и движутся вдоль нее. [14]

Абразивный износ обычно классифицируют по типу контакта и среде контакта. [15] Тип контакта определяет режим абразивного изнашивания. Два режима абразивного изнашивания известны как двухчастичное и трехчастичное абразивное изнашивание. Двухчастичный износ происходит, когда песчинки или твердые частицы удаляют материал с противоположной поверхности. Общая аналогия - это удаление или перемещение материала в результате резки или вспашки. Трехчастичный износ возникает, когда частицы не ограничены и могут свободно катиться и скользить по поверхности. Среда контакта определяет, классифицируется ли износ как открытый или закрытый. Среда открытого контакта возникает, когда поверхности достаточно смещены, чтобы быть независимыми друг от друга.

Существует ряд факторов, влияющих на абразивный износ и, следовательно, на способ удаления материала. Было предложено несколько различных механизмов для описания способа удаления материала. Три обычно идентифицируемых механизма абразивного износа: [ нужна ссылка ]

  1. Вспашка
  2. Резка
  3. Фрагментация

Вспашка происходит при смещении материала в сторону, в сторону от частиц износа, в результате чего образуются канавки, не предполагающие непосредственного съема материала. Смещенный материал образует гребни, прилегающие к канавкам, которые могут быть удалены последующим прохождением абразивных частиц.

Резка происходит, когда материал отделяется от поверхности в виде первичного мусора или микрочипов, при этом материал практически не смещается в стороны канавок. Этот механизм очень похож на традиционную механическую обработку.

Фрагментация возникает, когда материал отделяется от поверхности в процессе резания, а вдавливающий абразив вызывает локальное разрушение изнашиваемого материала. Эти трещины затем свободно распространяются локально вокруг канавки износа, что приводит к дополнительному удалению материала в результате растрескивания . [15]

Абразивный износ можно измерить как потерю массы с помощью теста Табера на истирание в соответствии с ISO 9352 или ASTM D 4060.

Объем износа при одноабразивном износе, , можно описать следующим образом: [13]

где это нагрузка, — коэффициент формы неровности (обычно ~ 0,1), — степень износа неровностей (обычно от 0,1 до 1,0), коэффициент износа, - расстояние скольжения, а это твердость.

Поверхностная усталость

[ редактировать ]

Поверхностная усталость — это процесс, при котором поверхность материала ослабляется циклическим нагружением, что является одним из типов общей усталости материала. Усталостный износ возникает, когда частицы износа отделяются в результате циклического роста микротрещин на поверхности. Эти микротрещины представляют собой либо поверхностные, либо подповерхностные трещины.

Фреттинг-износ

[ редактировать ]

Фреттинг-износ – это повторяющееся циклическое трение между двумя поверхностями. В течение определенного периода времени фреттинг удаляет материал с одной или обеих соприкасающихся поверхностей. Обычно это происходит в подшипниках, хотя для предотвращения этой проблемы поверхность большинства подшипников закалена. Другая проблема возникает, когда на любой из поверхностей образуются трещины, известные как фреттинг-усталость. Это более серьезное из двух явлений, поскольку оно может привести к катастрофическому выходу подшипника из строя. Сопутствующая проблема возникает, когда мелкие частицы, удаленные в результате износа, окисляются на воздухе. Оксиды обычно тверже основного металла, поэтому износ ускоряется, поскольку более твердые частицы еще больше истирают металлические поверхности. Фреттинг-коррозия действует таким же образом, особенно в присутствии воды. Незащищенные опоры больших конструкций, таких как мосты, могут серьезно ухудшиться в работе, особенно когда соль используется зимой для удаления льда с дорог, проходящих по мостам. Проблема фреттинг-коррозии была затронута в Трагедия на Серебряном мосту и авария на мосту через реку Мианус .

Эрозивный износ

[ редактировать ]

Эрозионное изнашивание можно определить как чрезвычайно короткое скользящее движение, выполняемое в течение короткого интервала времени. Эрозионный износ возникает в результате удара частиц твердого или жидкого вещества о поверхность предмета. [10] [16] Ударные частицы постепенно удаляют материал с поверхности посредством повторяющихся деформаций и режущих действий. [17] Это широко распространенный механизм в промышленности. Из-за особенностей процесса транспортировки системы трубопроводов склонны к износу при транспортировке абразивных частиц. [18]

Скорость эрозионного износа зависит от ряда факторов. Характеристики материала частиц, такие как их форма, твердость, скорость удара и угол падения, являются основными факторами наряду со свойствами разрушаемой поверхности. Угол падения является одним из наиболее важных факторов и широко известен в литературе. [19] Для пластичных материалов максимальная скорость изнашивания достигается, когда угол удара составляет примерно 30°, тогда как для непластичных материалов максимальная скорость износа наблюдается, когда угол удара перпендикулярен поверхности. [19] Подробный теоретический анализ зависимости эрозионного износа от угла наклона и свойств материала представлен в работе. [20]

Для данной морфологии частиц скорость эрозии , можно аппроксимировать степенной зависимостью от скорости: [16]

где является константой, это скорость, а является показателем скорости. обычно составляет от 2 до 2,5 для металлов и от 2,5 до 3 для керамики.

Коррозионный и окислительный износ

[ редактировать ]

Коррозионный и окислительный износ возникает как в смазанных, так и в сухих контактах. Основной причиной являются химические реакции между изношенным материалом и корродирующей средой. [21] Износ, вызванный синергическим действием трибологических напряжений и коррозии, также называют трибокоррозией .

Ударный износ

[ редактировать ]

Ударный износ возникает в результате контакта двух тел. В отличие от эрозионного износа, ударный износ всегда возникает в одном и том же, четко определенном месте. Если удар повторяется, то обычно с постоянной кинетической энергией в момент удара. Частота воздействий может варьироваться. Износ может происходить на обоих телах, но обычно одно тело имеет значительно более высокую твердость и вязкость и его износом не пренебрегают.

Другие виды одежды

[ редактировать ]

Другими, менее распространенными видами износа являются кавитационный и диффузионный износ. [6]

Стадии износа

[ редактировать ]

В номинальных условиях эксплуатации скорость износа обычно изменяется в три этапа: [ нужна ссылка ]

  • Начальная стадия или ранний период приработки, когда поверхности адаптируются друг к другу, а скорость износа может варьироваться от высокой до низкой.
  • Вторичная стадия или процесс среднего возраста, при котором наблюдается устойчивый износ. На этом этапе проходит большая часть срока службы компонента.
  • Третичная стадия или период старения, когда поверхности подвергаются быстрому разрушению из-за высокой скорости износа.

На скорость изнашивания сильное влияние оказывают условия эксплуатации и образование трибопленок . Вторичная стадия укорачивается по мере увеличения суровости условий окружающей среды, таких как высокие температуры, скорости деформации и напряжения.

Для определения точек устойчивой работы трибоконтактов используются так называемые карты износа, демонстрирующие скорость износа в различных условиях эксплуатации. Карты износа также показывают доминирующие режимы износа при различных условиях нагрузки. [ нужна ссылка ]

В явных испытаниях на износ, моделирующих промышленные условия между металлическими поверхностями, не существует четкого хронологического различия между различными стадиями износа из-за большого перекрытия и симбиотических отношений между различными механизмами трения. Технология обработки поверхности и обработка используются для минимизации износа и продления срока службы компонентов. [1] [22]

Испытание на износ

[ редактировать ]

Существует несколько стандартных методов испытаний для различных типов износа, позволяющих определить степень удаления материала за определенный период времени в четко определенных условиях. Международный комитет ASTM G-2 стандартизирует испытания на износ для конкретных применений, которые периодически обновляются. Общество инженеров по трибологии и смазке (STLE) задокументировало большое количество испытаний на трение, износ и смазку. Стандартизированные испытания на износ используются для создания сравнительного рейтинга материалов для определенного набора параметров испытаний, как указано в описании испытания. Для получения более точных прогнозов износа в промышленности необходимо проводить испытания на износ в условиях, точно моделирующих процесс износа.

Испытание на истирание — это испытание, которое проводится для измерения стойкости гранулированного материала к износу.

Моделирование износа

[ редактировать ]

Закон износа Рея -Архарда-Хрущева является классической моделью прогнозирования износа. [23]

Измерение износа

[ редактировать ]

Коэффициент износа

[ редактировать ]

Коэффициент износа — это физический коэффициент, используемый для измерения, характеристики и корреляции износа материалов.

Анализ смазочных материалов

[ редактировать ]

Анализ смазочных материалов является альтернативным косвенным способом измерения износа. Здесь износ обнаруживается по наличию частиц износа в жидкой смазке. Чтобы получить более глубокое представление о природе частиц, химический (например, XRF, ICP-OES), структурный (например, феррография ) или оптический анализ (например, световую микроскопию ). можно выполнить [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Чаттопадхай, Р. (2001). Поверхностный износ – анализ, лечение и предотвращение . Огайо, США: ASM-International. ISBN  978-0-87170-702-4 .
  2. ^ Дэвис, младший (2001). Поверхностная обработка для обеспечения устойчивости к коррозии и износу . АСМ Интернешнл. п. 56. ИСБН  0-87170-700-4 . OCLC   1027005806 .
  3. ^ Акчурин, Айдар; Босман, Роб; Лугт, Пит М.; Дроген, Марк ван (16 июня 2016 г.). «Анализ частиц износа, образующихся в скользящих контактах со смазкой на границе» . Письма по трибологии . 63 (2): 16. дои : 10.1007/s11249-016-0701-z . ISSN   1023-8883 .
  4. ^ Дэвис, младший, изд. (1998). Справочник по металлам: настольное издание . АСМ Интернешнл. ISBN  9780871706546 .
  5. ^ Попов, Валентин Львович (2018). «Приближается ли трибология к своему золотому веку? Большие проблемы в инженерном образовании и трибологических исследованиях» . Границы в машиностроении . 4 . дои : 10.3389/fmech.2018.00016 .
  6. ^ Jump up to: а б Варенберг, М. (2013). «На пути к единой классификации износа» . Трение . 1 (4): 333–340. дои : 10.1007/s40544-013-0027-x .
  7. ^ Уильямс, Дж. А. (2005). «Износ и частицы износа – некоторые основы». Tribology International 38(10): 863–870.
  8. ^ «Износ – о трибологии» .
  9. ^ Jump up to: а б Рабинович, Э. (1965). Трение и износ материалов. Нью-Йорк, Джон Уайли и сыновья.
  10. ^ Jump up to: а б Стаховяк, Г.В. и А.В. Бэтчелор (2005). Инженерная трибология. Берлингтон, Эльзевир Баттерворт-Хайнеманн
  11. ^ Jump up to: а б Глезер, Вашингтон, Эд. (1993).
  12. ^ Дэвис, Джозеф Р. (2001). Поверхностная обработка для обеспечения устойчивости к коррозии и износу . Парк материалов, Огайо: ASM International. стр. 72–75. ISBN  978-0-87170-700-0 . OCLC   69243337 .
  13. ^ Jump up to: а б Стаховяк, Гвидон (2006). «2.2.2 Режимы износа: абразивный, адгезионный, текучий и усталостный износ». Износ: материалы, механизм и практика . Джон Уайли и сыновья. стр. 11–14. ISBN  978-0-470-01628-2 .
  14. ^ Стандартная терминология, касающаяся износа и эрозии, Ежегодный сборник стандартов, том 03.02, ASTM, 1987, стр. 243–250.
  15. ^ Jump up to: а б Справочный комитет ASM (2002). Справочник АСМ. Технология трения, смазки и износа. США, ASM International. Том 18.
  16. ^ Jump up to: а б Дэвис, младший (2001). Разработка поверхности для обеспечения устойчивости к коррозии и износу . АСМ Интернешнл. стр. 61–67. ISBN  0-87170-700-4 . OCLC   1027005806 .
  17. ^ Мамата, КП (2008). «Обзор иловой эрозии в гидротурбинах». Обзоры возобновляемой и устойчивой энергетики 12 (7): 1974.
  18. ^ АВТОМОБИЛЬ, Дуарте; Ф.Дж., де Соуза; В.Ф., душ Сантос (январь 2016 г.). «Уменьшение эрозии локтя с помощью вихревой камеры». Порошковая технология . 288 : 6–25. дои : 10.1016/j.powtec.2015.10.032 .
  19. ^ Jump up to: а б Синмазчелик Т. и И. Таскиран (2007). «Эрозионное изнашивание композитов на основе полифениленсульфида (ПФС)». Материалы в машиностроении 28(9): 2471-2477.
  20. ^ Виллерт, Эмануэль (2020). Проблемы воздействия в физике, технике и медицине: основы и приложения (на немецком языке). Спрингер Вьюег.
  21. ^ Стачвайк, Гвидон В.; Бэтчелор, Эндрю В. (2005). Инженерная трибология (3-е изд.). Elsevier Inc Цифровой код .: 2005entr.book.....W .
  22. ^ Чаттопадхай, Р. (2004). Передовые процессы термической обработки поверхности . Массачусетс, США: Kluwer Academic Publishers. ISBN  978-1-4020-7696-1 .
  23. ^ Биссон, Эдмонд Э. (1968). Различные режимы износа и их контролирующие факторы . Технический меморандум НАСА TM X-52426.
  24. ^ «Теория смазки в анализе масла | Изучите анализ масла» . Learnoilanaанализ.com . Проверено 30 ноября 2017 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Боуден, Табор: Трение и смазка твердых тел (Оксфорд: Clarendon Press, 1950).
  • Клейс И. и Кулу П.: Эрозия твердых частиц . Springer-Verlag, Лондон, 2008, 206 стр.
  • Зум Гар К.-Х.: Микроструктура и износ материалов , Elsevier, Амстердам, 1987, 560 стр.
  • Джонс Дж.Р.: Смазка, трение и износ , NASA-SP-8063, 1971, 75 стр. Хороший, бесплатный и хороший документ доступен здесь .
  • СК Лим. Последние разработки в области карт механизмов износа. Триб. Международный 1998 год; 31; 87–97.
  • Х.К. Мэн и К.С. Людема. Одежда 1995 года; 183; 443–457.
  • Р. Босман и DJ Шиппер. Одежда 2012 года; 280; 54–62.
  • М.В. Акрам, К. Полихронопулу, А.А. Поликарпу. Триб. Междунар.: 2013; 57;9 2–100.
  • П. Дж. Блау, Анализ трибосистемы – практический подход к диагностике проблем износа. ЦРК Пресс, 2016.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd60f1cd55595b515fd6af685544a88f__1717002780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/8f/bd60f1cd55595b515fd6af685544a88f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wear - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)