Jump to content

Ядерное право

Ядерное право – это право, касающееся мирного использования ядерной науки и технологий.

Ядерная энергия представляет собой особый риск для здоровья и безопасности людей и окружающей среды, риск, которым необходимо тщательно управлять.

Однако ядерные материалы , бомбы и технологии также обещают значительные выгоды в различных областях, от медицины и сельского хозяйства до производства электроэнергии и промышленности. Человеческая деятельность, которая связана только с опасностями и не приносит пользы, требует правового режима запрета, а не регулирования. Таким образом, основной особенностью законодательства в области ядерной энергетики является его двойной акцент на рисках и выгодах. [ 1 ]

Цель и функция ядерного права такие же, как и у любого права, а именно: поощрять и защищать; содействовать развитию ядерной науки и технологий и защищать человечество от любых опасностей, которые могут быть с этим связаны.

На рекламной стороне палитры можно найти множество видов государственных мер, таких как прямые субсидии на ядерные исследования и разработки , налоговые преференции для ядерных установок и ядерное страхование, схемы возмещения и государственного страхования ядерной ответственности, «направление» ответственности за ядерный ущерб и другие положения.

С защитной стороны ядерное право имеет два различных аспекта – защиту от радиационной опасности, связанной с мирным применением ядерной энергии и радиоактивных веществ, и предотвращение немирного использования ядерной энергии посредством системы гарантий, разработанной для этой цели. . [ 2 ]

Определение

[ редактировать ]

» Международного по атомной энергии агентства В «Справочнике по ядерному праву дано широкое определение: «Совокупность специальных правовых норм, созданных для регулирования поведения юридических или физических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с расщепляющимися материалами, ионизирующее излучение и воздействие естественных источников радиации».

Позиция в широкой сфере права

[ редактировать ]

Существует и существовало с самого начала национальное право и международное право . Это национальное публичное право в его конституционных, административных, уголовных аспектах и ​​аспектах общественного здравоохранения. Это национальный частный закон , поскольку он регулирует ответственность за ядерный ущерб. Оставляя определенные виды источников или других радиоактивных материалов в общественной собственности , оно может в соответствии с публичным правом вторгаться в то, что обычно области частного права.

Это международное публичное право, поскольку оно создает международные межправительственные организации и наделяет их законодательными полномочиями или полномочиями «охранять» мирное использование ядерных материалов и установок. Это международное частное право, поскольку оно регулирует гражданскую ответственность за ядерный ущерб в различных международных конвенциях.

Этот список, безусловно, можно было бы расширить и разделить дальше. Эти примеры призваны лишь показать, что ядерное право не имеет четко очерченной позиции, а охватывает очень многие различные области. Тем не менее, ядерное право обрело собственный статус. Это делает его достойным особого внимания и обращения, всегда помня, что это всего лишь один крошечный сегмент закона в целом.

Одним из важных событий, имевших отношение не столько к развитию ядерного права, сколько к развитию международного сотрудничества и обмена ядерной информацией, стала первая Международная конференция по мирному использованию атомной энергии , состоявшаяся в сентябре в Женеве. 1955. На мероприятии присутствовало более 1400 делегатов из 73 стран, было представлено более 1000 научных и технических докладов. О последствиях этой конференции все еще можно судить, взглянув на даты основания многих национальных и международных организаций в области ядерной энергетики.

Устав Международного агентства по атомной энергии был принят на Международной конференции в Нью-Йорке 23 октября 1956 года. В июле того же года Совет Организации европейского экономического сотрудничества (ОЭСР), ныне ОЭСР, учредил Руководящий комитет. Комитет по ядерной энергии и поручил ему создать Европейское агентство по атомной энергии (ENEA). Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) было основано Римским договором от 25 марта 1957 года и начало свою деятельность 1 января 1958 года.

Евратом (члены: Бельгия, Франция, ФРГ , Италия, Люксембург, Нидерланды) — наднациональная организация. Таким образом, он обладает определенными законодательными полномочиями, в частности, в области здравоохранения и безопасности. Договор также предусматривает создание центрального агентства по снабжению, тем самым создавая монополию на все расщепляющиеся материалы, производимые или импортируемые в Сообщество.

Евратом является владельцем всех таких материалов. Его контрольные функции связаны с этим владением. Договор далее предусматривал создание так называемых «совместных предприятий», которые имеют определенные обязательства перед Сообществом, но также пользуются определенными привилегиями, в том числе налоговыми льготами, которыми они не могли пользоваться в соответствии с национальным законодательством. Особым видом деятельности Сообщества является обмен информации, включая даже секретные патенты. Правовым механизмом технического сотрудничества внутри Сообщества, который я нахожу особым интересом, является так называемый «Контракт об ассоциации».

Европейское агентство по атомной энергии состоит из 18 западноевропейских членов и 3 ассоциированных стран (Канада, Япония, США). Оно сыграло значительную роль в создании «совместных предприятий». Первой была Европейская компания по химической переработке облученного топлива (ЕВРОХЕМИК) в Моле, Бельгия. ЕВРОХИМИК – независимая международная акционерная компания со своим юридическим лицом . Он был создан международной конвенцией. Позже были реализованы и другие международные проекты, такие как экспериментальный реактор с кипящей водой Халден в Норвегии, проект реактора Дракон в Уинфрите, Великобритания , проект по облучению пищевых продуктов в Зайберсдорфе в Австрии, Центр компиляции ядерных данных в Сакле, Франция, и Библиотека компьютерных программ ENEA. в Испре, Италия, были основаны. Можно обнаружить, что новый сектор ядерного права развился на основе ряда методов, используемых при формировании таких совместных проектов, а также на основе концепций, разработанных в ходе их управления, и концепций, касающихся использования информации, полученной в результате их работы. ENEA также имеет свою собственную систему гарантий и Европейский трибунал по ядерной энергии может разрешать споры, возникающие в связи с его применением. ENEA заставило свои государства-члены принять законодательство, согласно которому премии, выплачиваемые по ядерному страхованию, получили определенный льготный налоговый режим, чтобы страховые компании могли быстрее наращивать резервы. Это продемонстрировало, как закон может способствовать развитию ядерной экономики.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), основанное в 1957 году, задумывалось как средство, гарантирующее адекватные и равные поставки ядерного материала государствам-членам, а также как инструмент для обеспечения мирного использования ядерной энергии . Первая цель потеряла значение, когда урана оказалось, что источников много. Тем не менее, поощряя проекты помощи и разрабатывая нормы по охране труда и технике безопасности, Агентство внесло вклад в развитие ядерной энергетики в своих государствах-членах и в развитие ядерного права. [ 2 ]

1950-е годы: акцент на создании международных ядерных институтов. МАГАТЭ, 1957 год; АЯЭ 1957 г.

1960-е годы: упор на радиационную защиту и гражданскую ответственность, основные стандарты безопасности МАГАТЭ ; Парижские/Венские конвенции

1970-е годы: акцент на нераспространении и физической защите ДНЯО, КФЗЯМ

1980-е/1990-е годы: Акцент на безопасности в ответ на TMI и Чернобыльскую конвенцию о чрезвычайной помощи, раннем оповещении, CNS, Объединенную конвенцию.

2000-е годы: Акцент на безопасности в ответ на 11 сентября и другие террористические акты и переход к международной гармонизации. Пересмотр КФЗЯМ, Конвенции о ядерном терроризме, пересмотренные МАГАТЭ уровни безопасности реакторов.

Прежде чем попытаться определить, какие особые аспекты ядерного права отличают его от других видов права, важно кратко осветить фундаментальную причину, по которой государство решило бы предпринять значительные усилия, необходимые для принятия такого законодательства. Проще говоря, основная цель ядерного права заключается в следующем:

Обеспечить правовую основу для ведения деятельности, связанной с ядерной энергией и ионизирующим излучением, таким образом, чтобы обеспечить адекватную защиту отдельных лиц, имущества и окружающей среды. В свете этой цели особенно важно, чтобы ответственные органы тщательно оценивали свою текущую деятельность в области ядерной энергетики и свои планы будущего развития ядерной энергетики, чтобы принятое в конечном итоге законодательство было адекватным.

Характеристики [ 5 ]

[ редактировать ]
  1. Принцип безопасности (принципы предотвращения, защиты и предосторожности)
  2. Принцип безопасности
  3. Принцип ответственности
  4. Принцип разрешения
  5. Принцип непрерывного управления
  6. Принцип компенсации
  7. Принцип устойчивого развития
  8. Принцип соответствия
  9. Принцип независимости
  10. Принцип прозрачности
  11. Принцип международного сотрудничества

Законодательный процесс [ 6 ]

[ редактировать ]

7-1. Процессы разработки национального законодательства, устанавливающего или пересмотра правовых рамок для разработки и использования ядерных технологий и использования ядерных материалов, существенно не отличаются от процесса законотворчества в любой другой области, представляющей национальные интересы. Законодательство в области ядерной энергетики, как и любое другое законодательство, должно соответствовать конституционным и институциональным требованиям политической и правовой системы каждого государства. Однако тема ядерной энергетики очень сложна и технична, а некоторые виды деятельности и материалы представляют необычные риски для человека здоровья , безопасности и окружающей среды . национальной и международной безопасности а также риски .

Технические меры по обеспечению безопасности, физической безопасности и защиты окружающей среды в ядерной области должны принимать форму:

а) основные принципы, принятые в качестве общеприменимого закона и обязательные для всех лиц и организаций;
(b) Технические требования (включая правила, руководящие принципы и рекомендации), которые не являются общеприменимыми и установлены обязательным для конкретных лиц или организаций со стороны регулирующего органа или посредством особых условий лицензии, обязательных только для держателя лицензии.

7-2. Законотворческий процесс ядерного права должен учитывать следующее:

  • Оценка ядерных программ и планов
  • Оценка законов и нормативной базы
  • Вклад заинтересованных сторон
  • Первоначальная разработка закона
  • Первое рассмотрение первоначального проекта
  • Дальнейшее законодательное рассмотрение
  • Законодательный надзор
  • Связь с неядерными законами

Культура безопасности и культура безопасности

[ редактировать ]

Культура ядерной безопасности и безопасности , определяемая как: (Это совокупность характеристик и отношений в организациях и отдельных лицах, которая устанавливает, что проблемам безопасности атомных станций в качестве первоочередного приоритета уделяется внимание, оправданное их значимостью)

Хотя ядерное право само по себе не может создать культуру ядерной безопасности , плохие правовые механизмы могут препятствовать развитию и укреплению культуры ядерной безопасности. И наоборот, сильная правовая база может повысить культуру ядерной безопасности, например, помогая гарантировать наличие необходимых регуляторных ресурсов, способствуя прозрачному обмену информацией, помогая избежать институциональных конфликтов и гарантируя, что независимые технические решения не блокируются посторонними причинами. причины. При разработке национального ядерного законодательства участникам законодательного процесса целесообразно внимательно рассматривать вопросы, связанные с культурой ядерной безопасности. В заключение важно признать, что правовые меры по повышению культуры и безопасности ядерной безопасности в конкретном государстве необходимо также учитывать национальное законодательство государства традиции.

Справочник МАГАТЭ по ядерному праву [ 7 ]

[ редактировать ]

МАГАТЭ опубликовало «Справочник по ядерному праву», который предоставляет государствам-членам МАГАТЭ новый ресурс для оценки адекватности их национальных правовых рамок, регулирующих мирное использование ядерной энергии; практическое руководство для правительств в усилиях по совершенствованию своих законов и постановлений, их гармонизации с международно признанными стандартами и соблюдению их обязательства по соответствующим международным инструментам.

Справочник отвечает на растущий спрос со стороны многих национальных правительств на помощь в разработке ядерного законодательства и на необходимость гармонизации своих собственных правовых и институциональных механизмов с международными стандартами. Он также представляет краткие и авторитетные учебные материалы для преподавателей (юристов, ученых, инженеров, работников здравоохранения и радиационной защиты). работники, государственные администраторы) об основных элементах надежной основы управления и регулирования ядерной энергетики.

Руководство состоит из пяти основных частей:

В части I представлен общий обзор ключевых концепций в этой области: право в области ядерной энергетики и законодательный процесс; регулирующий орган; и фундаментальная регулирующая деятельность по лицензированию, инспекциям и правоприменению.

Часть II посвящена радиационной защите.

Часть III охватывает различные вопросы, связанные с ядерной и радиационной безопасностью: источники радиации, ядерные установки, аварийная готовность и реагирование, добыча и переработка полезных ископаемых, транспортировка, а также отходы и отработавшее топливо.

Часть IV посвящена теме ядерной ответственности и страхового покрытия.

Часть V переходит к темам, связанным с нераспространением и безопасностью: гарантиям, контролю за экспортом и импортом и физической защите. В Справочнике также отражен и ссылается на широкий спектр норм безопасности МАГАТЭ, охватывающих все области, имеющие отношение к мирным ядерным технологиям.

Авторами справочника являются: Карлтон Стойбер, юрист с более чем тридцатилетним опытом работы в правительстве США в вопросах нераспространения ядерного оружия, безопасности и защиты;

Алек Баер, профессор науки и техники в Университете Оттавы и бывший председатель Совета управляющих и Международной консультативной группы по ядерной безопасности (INSAG);

Норберт Пельцер, профессор ядерного права Геттингенского университета и признанный эксперт по ядерной ответственности;

Вольфрам Тонхаузер, координатор деятельности МАГАТЭ по оказанию помощи в законодательстве в области ядерной энергетики.

Для получения дополнительной информации о публикациях МАГАТЭ см. посетите веб-сайт Агентства по адресу www.iaea.org.

  1. Справочник по ядерному праву, МАГАТЭ, июль 2003 г., STI/PUB/1160.
  2. ^ Jump up to: а б Вернер Буланже, директор Юридического отдела МАГАТЭ, лекция «Развитие ядерного права», прочитанная в штаб-квартире Агентства на первом полностью международном курсе по правовым аспектам ядерной энергетики.
  3. ^ Марк Ричардс, Изменения в ядерном праве: катализатор гражданской ядерной торговли, Симпозиум WNA 2008.
  4. ^ (Справочник по ядерному праву, МАГАТЭ, 2003 г.).
  5. ^ Карлтон Штойбер, Региональный семинар МАГАТЭ по правовым и нормативным аспектам вывода из эксплуатации исследовательских реакторов, Манила - июнь 2006 г.
  6. ^ МАГАТЭ, Справочник по ядерному праву, 2003 г.
  7. ^ Карл Штойбер, Бюллетень МАГАТЭ 45/1
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13748e4ec8282488d72661aed3292e4d__1721783100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/4d/13748e4ec8282488d72661aed3292e4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nuclear law - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)