Джозеф Техаверон Дэвид
Джозеф Техверон Дэвид (1957–2004) был художником- могавком , который стал известен своей ролью воина во время Окского кризиса в 1990 году. [ 1 ]
Жизнь до Оки
[ редактировать ]Джо Дэвид вырос в Канесатакэ , небольшой общине ирокезов (Каниенкехака), примерно в 70 км к западу от Монреаля , Квебек. Дэвид происходил из большой традиционной семьи, которая придерживалась традиций Лонгхауса . [ 2 ]
Художественное творчество Джо Дэвида было сосредоточено на инсталляциях, скульптуре, живописи и смешанной технике. К концу 1980-х он зарекомендовал себя как художник, продав свои работы Комиссии государственной службы. [ 3 ] и групповая выставка PHOTOMATON (1989), часть «Mois de la photo» в Galerie Articule в Монреале, Квебек. Из резюме художника, полученного в Центре искусств коренных народов. [ 4 ] Дэвид изучал студийное искусство и художественное образование в Университете Конкордия в Монреале.
Окский кризис
[ редактировать ]В 1990 году жизнь и карьера Джо Дэвида пошли в неожиданном направлении в результате кризиса на Оке — 78-дневного вооруженного противостояния между ирокезами Канесатакэ и канадской армией, которое началось летом того же года. Окский кризис начался с ненасильственной оккупации Сосны, насаждения столетних деревьев, расположенного в Канесатакэ и посаженного предками ирокезов, которые живут там сейчас. Протестующие воздвигли баррикаду в знак протеста против расширения поля для гольфа и строительства парковки над кладбищем, где похоронены предки ирокезов Канесатакэ.
Земельный спор перерос в вооруженный конфликт 11 июля 1990 года, когда баррикада протестующих могавков подверглась нападению со стороны полиции провинции Квебек, Sûreté du Quebec (SQ). Во время нападения был убит капрал SQ Марсель Лемей. Затем присутствие оружия у мужчин-могавков, выполняющих роль воинов, стало более очевидным. [ 5 ]
В поддержку блокады могавков в Канесатакэ воины заблокировали все шоссе, ведущие из Канаваке в Монреаль, и захватили мост Мерсье, закрыв его для ежедневного потока 65 000 автомобилей. [ 6 ] 16 августа канадская армия окружила протестующих могавков в Канесатакэ, а также разместилась возле моста Мерсье. Мост Мерсье оставался закрытым до конца августа 1990 года, когда ирокезы Канаваке заключили соглашение с армией. [ 6 ]
26 сентября ирокезы (включая Джо Дэвида), оставшиеся за баррикадой в Канесатакэ, разобрали свое оружие и бросили его в огонь. Они сожгли табак, а затем вышли из Сосен с церемониальными масками . Многие были задержаны канадскими вооруженными силами и арестованы SQ. [ 7 ] Джо Дэвид был среди тех, кому были предъявлены обвинения в результате Окского кризиса. Дэвид вместе с некоторыми другими обвиняемыми решил использовать суверенитет могавков в качестве центральной стратегии защиты в своем суде. [ 8 ]
В качестве примера утверждения суверенитета могавков на суде обвиняемые-могавки дали клятву свидетелям на языке ирокезов, используя веревку вампума вместо Библии. Они также добились права не вставать, когда судья и присяжные прибыли и покинули зал суда. [ 9 ]
В статье, которую он написал для журнала «Культурное выживание» , Джо Дэвид написал: [ 9 ]
В этом процессе был один момент, который навсегда останется в моей памяти. Ближе к концу всех показаний прокурор Короны возразил против показаний Боба Антона, руководителя Онейды, о встрече, которую он провел с генералом Канадских вооруженных сил Кентом Фостером, на том основании, что доказательства были слухами. Судья не согласился. Ему потребовалось много времени, чтобы объяснить присяжным, что в данном случае правило слухов становится все более неуместным. Судья охарактеризовал дело как «спор между двумя народами».
…Для судьи использование слова «народы» для описания конфликта было очень важным. Я думаю, что это имеет даже международные последствия. В Организации Объединенных Наций слово «народы» имеет специфическое и противоречивое значение как «нации».
Присяжные увидели это и сказали: «Не виновен».
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После Окского кризиса карьера Джо Дэвида как художника пошла быстро. В течение двух лет работы Дэвида появились на шести значительных групповых выставках, в том числе LES POINTS CARDINAUX (1990) в Мультимедийном центре Бореаль в Л'Анноникейшн, Квебек ; «Солидарность: Искусство после Оки» (1991) в галерее SAW в Оттаве , Онтарио; «Укрепление духа» в Национальной галерее Канады в 1991 году; Гаванская биеннале 1991 года; ОКАНАТА , в галереях A Space и Workscene в Торонто , Онтарио; и INDIGENA: Перспективы коренных народов через 500 лет (1992) в Канадском музее цивилизации в Халле, Квебек . Две картины Дэвида, созданные в период с 1990 по 1993 год, были приобретены Центром искусств коренных народов. Другой был приобретен Культурным центром Вудленд в Брантфорде, Онтарио . [ 10 ]
Дэвид также привлек внимание средств массовой информации; он был упомянут в статье под названием «Становление воина» в журнале «Субботний вечер» . [ 1 ] Он был изображен в книге Лорин Пиндера и Джеффри Йорка « Люди сосен» и Рональда Райта книге «Украденные континенты» . Он также появился в документальном фильме Аланиса Обомсавина о кризисе на Окке «Канесатаке, 270 лет сопротивления». В годы, прошедшие после участия Дэвида в кризисе на Оке, он жил один в своем фермерском доме в Канесатакэ. [ 11 ] В результате условий противостояния 1990 года многие протестующие, в том числе Дэвид, страдали посттравматическим стрессовым расстройством и другими проблемами психического здоровья. [ 12 ] [ 13 ]
Несмотря на это, Дэвид продолжал рисовать и создавать инсталляции. Он участвовал в выставке Irokesen Art 1998 года , которая проходила в Amerika Haus во Франкфурте, Германия. Его работы были опубликованы в каталоге выставки. [ 14 ] Его работы также были показаны в Монреале в 1998 году на сцене ISART в рамках Международного фестиваля по правам человека. [ 15 ]
В 1998 году Дэвида сфотографировал Джефф Томас, Оттавы из художник Онондага . Томас сопоставил фотопортрет Дэвида, современного «воина», ставшего врагом канадского правительства, с портретом эмиссара-могавка , посетившего королеву Великобритании в 1710 году, когда ирокезы были союзниками британцев. [ 16 ] [ 17 ]
В июне 1999 года Джо Дэвид был застрелен миротворцами-могавками во время ссоры в его доме в Канесатакэ. Это началось после того, как Дэвид накричал на юношу, который ехал на квадроцикле по его территории. [ 18 ] В результате травм он на всю оставшуюся жизнь остался парализованным , с ограниченным использованием рук и кистей.
После его смерти в мае 2004 года прах Дэвида был развеян над Голубой горой, его любимым местом в Канесатакэ. [ 11 ] Онлайн-посвящение Джо Дэвиду создала его подруга, художница из Монреаля Кэрол Болье.
Источники
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Создание воина, журнал Saturday Night , апрель 1991 г.
- ↑ См. эссе Дэна Дэвида «Все мои родственники» в книге «Принимая риски» под редакцией Барбары Мун и Дона Обе https://www.banffcentre.ca/node/5493.
- ^ Библиотека и архивы Канады, запись
- ^ «Центр народного искусства» . 31 октября 2008 г.
- ^ Окский кризис, CBC и За линией фронта: Невидимые шрамы, оставленные Окским кризисом 25 лет спустя https://www.cbc.ca/news/aboriginal/behind-the-lines-invisible-scars-left-by-oka-crisis -25 лет спустя-1.3145297
- ^ Jump up to: а б Хронология: СОБЫТИЯ 1990 ГОДА https://www.nfb.ca/film/rocks_at_whiskey_trench/
- ^ Окский кризис, CBC и Historica, Мир и конфликт Historica, Мир и конфликт
- ^ «Присяжные оправдывают всех обвиняемых по делу Оки». Монреальская газета, 4 июля 1992 г.
- ^ Jump up to: а б «Нарушение двух рядов», Джо Дэвид, «Культурное выживание»
- ↑ Эту картину обнаружили, позвонив в Культурный центр Вудленд и поговорив с его куратором. http://woodlandculturalcentre.ca/
- ^ Jump up to: а б *См. рассказ Дэна Дэвида о жизни его брата: http://shmohawk.wordpress.com/2009/05/01/
- ^ Традиции исцеления: укрепление культуры, сообщества и психического здоровья канадских аборигенов.
- ^ «Олимпиец-ирокез борется с травмой в противостоянии на Оке» , Wawatay News
- ^ Дорис Стамбрау и Сильвия Касприцки, Ирокезы – Искусство Ирокесен: Визуальные выражения современных индейских художников , Франкфурт, Германия: Вашингтонский университет Press, 1998
- ^ «Джо Дэвид», Искусство коренных народов: знакомство с художниками коренных народов в Канаде , 1998
- ↑ Дейлс, Дженнифер (5 февраля 2009 г.) «Художники крадут сцену фотографии» , rabble.ca
- ^ Джефф Томас, 1997-1710 / Джо Дэвид - Ирокез, Канасатаке, Квебек, 1997 / Этоу О Коам - Ирокез (христианизированный Николас), 1710/1998 , Cybermuse
- ^ «Противостояние заканчивается перестрелкой», The Eastern Door , июнь 1999 г.; «Правосудие задерживается» , The Hour , 28 февраля 2002 г.
- 1957 рождений
- 2004 смертей
- Канадские художники-мужчины 20-го века
- Художники коренных народов ХХ века
- Канадские художники 20-го века
- Скульпторы коренных народов ХХ века
- Канадские скульпторы ХХ века
- Канадские скульпторы-мужчины
- Художники-инсталляторы коренных народов
- Художники коренных народов
- Скульпторы коренных народов
- Ирокезы народа Канесатаке