Vyacheslav Artyomov
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|

Вячеслав Петрович Артёмов (русский: Вячесла́в Петро́вич Артёмов ; родился 29 июня 1940 года в Москве ) — российский и советский композитор. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Артемов готовился стать физиком , параллельно занимаясь музыкой. Окончил музыкальное училище при Московской консерватории (класс композиции А. Пирумова), затем в 1968 году окончил Московскую консерваторию , где учился композиции у Николая Сидельникова. [ 2 ] и фортепиано с Тови Логовинским. Он стал членом Союза советских композиторов и Ассоциации современной музыки (АСМ). Работал активным редактором московского издательства «Музыка». [ 2 ] в течение нескольких лет.
В 1975 году вошел в состав импровизационной группы «Астрея» вместе с композиторами Софьей Губайдулиной и Виктором Суслиным . [ 2 ] В 1979 году он был внесен в черный список в числе «семерки Хренникова» на Шестом съезде Союза советских композиторов за несанкционированное участие в некоторых фестивалях советской музыки в западном мире .
Его музыку исполняли Ростропович , Рождественский , Федосеев , Спиваков , Плетнев , Курентзис , Вирко Балей , Бунин , Копачевский , Исакадзе , Гринденко , Йо-Йо Ма , Рудин , Янченко , Ашкенази . [ 3 ]
Участник многих европейских музыкальных площадок с 1979 года. Среди фестивалей его музыки: «Фестиваль премьер» (Москва, 1994), «Артёмов-Фестиваль» (Амстердам, 1997). Его произведения были номинированы на Государственные премии России и престижные премии США. Они появились на более чем 30 компакт-дисках в США, Великобритании, Германии и России. Избранные его произведения начали публиковаться в 2000 году в Москве (вышло 8 томов). Артёмов — действительный член Российской академии естественных наук, президент Фонда духовного творчества, кавалер Ордена Дружбы (2010). «Человек года – 2016». [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]![]() |
В композициях Артемова проявляется его интерес к архаическим («Заклинаниям», «Тотем») и христианским мотивам («Реквием», «Аве, Мария»), а также к восточной медитации («Пробуждение», «Симфония элегий», «Лунный свет»). Мечты»). Будучи молодым композитором, он последовательно проявлял глубокий интерес к русскому фольклору, традиционной музыке Востока, произведениям Прокофьева, Стравинского, Мессиана и польскому авангарду. Но именно «Литургическая симфония» Артура Онеггера , а также произведения Эдгара Вареза и «Симфония» Лучано Берио произвели на него самое большое и неизгладимое впечатление.
Артёмов считает музыку наукой – концентрацией душевного опыта – и, наряду с астрофизикой, – одной из двух главных фундаментальных наук: астрофизика расширяет горизонт познания мироздания, а музыка раскрывает глубину и силу человеческого духа, его взаимосвязь. с Мировой Душой ( Anima Mundi ). Музыка — «посредник между Богом и человеком», «концентратор духовной энергии, который должен пробудить в человеке этическое понимание и очистить его душу» (« Основы философии музыки »).
«Артемов представляется как раз тем композитором, появление которого особенно актуально в данный момент жизни его страны... Его музыка и его художественное мировоззрение в целом отражают поиски нового порядка духовных ценностей, а также новое отношение к индивидуальности». ( Ричард Фрид . Центра Кеннеди Афиша , сентябрь 1990 г.)
«То, чему мы являемся свидетелями, — это музыка, которая осмеливается просто существовать, сияя, как солнце, позволяя нам греться в ее тепле… Первая часть тетралогии — «Путь на Олимп» — ошеломляет… «На пороге светлого» Артемова Мир еще более редок – это произведение гения» (Октавио Рока. The Washington Times , 24 сентября 1990 г.)
«Что нельзя переоценить, так это благородство и искренность подлинной духовности, которые так сильно пронизывают искусство Артемова. Это поразительное творение, занимающее уникальное место для своего композитора и для русской музыки последней четверти ХХ века». (Роберт Мэтью-Уокер. Компакт-диск "Elegies" от Olympia, 1993) .
«В эпоху минимализма и абстракции Артёмов стоит особняком – его музыка создана для служения высшей цели, во многом так же, как и поздние произведения Скрябина и музыка Мессиана». (Стивен А. Уилтон. Компакт-диск «Путь к Олимпу» от Mobile Fidelity, 1989)
«Многие считают Вячеслава Артемова величайшим ныне живущим композитором России... Его музыка глубока, в высшей степени духовна и блестяще создана, с влиянием русской симфонической традиции, окрашенной Малером, Онеггером и Мессианом, и это лишь некоторые из них, но слитая в уникальный голос». (Кэтрин Маршалл. «Божественное искусство», 2016)
«Артёмов пишет большие, амбициозные мелодии; слушая его музыку – а также на этом компакт-диске «Путь к Олимпу» – мы всегда чувствуем себя маленькими; Артёмов – существо, которое понимает и владеет вселенной, в то время как мы просто безволосые обезьяны на пылинке. на дальнем конце рукава Стрельца Млечного Пути». (JMC. The Chronicle , 13 сентября 2018 г., www.chronicleseries.co.uk)

Дайджест пресс-рецензий на десять дисков Артемова, выпущенных Divine Art за последние три года (см. «Цитаты» ниже) . Впервые за последние десятилетия в зарубежной прессе появились восторженные оценки современной российской культуры. Поводом стала серия из десяти компакт-дисков с записью произведений российского композитора Вячеслава Артемова, выпущенная англо-американской компанией Divine Art как дань уважения композитору по случаю его 80-летия. Сериал вызвал большой общественный резонанс к музыке Артёмова и лавину рецензий в таких популярных музыкальных изданиях, как Gramophone, American Record Guide, Pizzicato, Musical Opinion, Fanfare, The Classical Reviewer и др. В них часто встречаются такие выражения, как «самый необычный талант». сегодня», «произведение исключительной красоты», «новый порядок духовных ценностей», «шедевр», «незабываемый и трогательный», «великолепный», «браво». Некоторые считают Артемова «одним из величайших ныне живущих композиторов» (MusicWebInternational), «одним из самых индивидуальных и самобытных композиторов не только в музыке его родной России, но и в западной классической музыке в целом!» (Музыкальное мнение), для других «Серия выпусков и переизданий музыки Вячеслава Артёмова о Божественном Искусстве — одно из главных возрожденческих событий последнего десятилетия… Пришло время отметить его музыку — как самую бодрящую и оригинальная музыка нашего времени» (Classical Modern Music). Некоторые рецензенты вспоминают, что Мстислав Ростропович, заказавший и исполнивший три симфонии Артемова (две из них в исполнении Теодора Курентзиса и Владимира Ашкенази вошли в нынешнюю серию), был совершенно провидцем, говоря: «У Артёмова совершенно ясный и неповторимый композиторский образ... Артемов приносит славу нашей стране и русскому искусству». Французское издание Classica вспомнило даже о бывшем преследователе Артемова Тихоне Хренникове, который «по иронии истории (как и А.Сальери, который после прослушивания Реквиема Моцарта в «Амадее» сказал: «Прости своего убийцу! Моцарт!») тоже в конце концов признал величие своего врага» и после исполнения «Реквиема Артемова» заявил журналистам: «Артемов — выдающийся композитор. Его Реквием поднял русскую музыку на недосягаемую ранее высоту. Я уверен, что именно благодаря Артёмову мы не только вышли на европейский уровень в этом жанре, но и превзошли его вершины — Реквиемы Моцарта и Верди». Христианское издание The Christian Review пишет: «Глубокая, духовная природа музыки Вячеслава Петровича Артемова побудила дирижера Теодора Курентзиса сравнить русского композитора, родившегося в 1940 году в Москве и считающегося величайшим из ныне живущих композиторов России, с Антоном Брукнером». В связи с большим интересом к творчеству Артемова, Divine Art решили дополнить серию выпуском новых дисков. Диск «Астрея», содержащий совместные импровизации на неоркестровых инструментах композиторов В.Артемова, С.Губайдулиной и В.Суслина, вышел в январе 2020 года (переиздание диска 1994 года). Одиннадцатый диск Артемова (Альбом XI), в который вошли преимущественно неизданные камерные произведения композитора, ожидается в мае 2020 года. (Р.Груздков. Путь вверх, 3, 2020)
Работает
[ редактировать ]- Симфония Пути (тетралогия):
- Путь на Олимп, симфония 1978–1984 гг.
- На пороге светлого мира, симфония 1990, 2002, ред.2013
- «Нежное излучение», симфония 1991, 2008 гг.
- «Утренняя звезда восходит», симфония 1993 г.
- Звезда Исхода (трилогия):
- In Memoriam, симфония со скрипкой соло 1968, 1984 гг.
- В Спе, симфония с соло скрипки и виолончели 1995–2014 гг.
- В Глориаме, симфония с двумя фортепианными соло, хором и солистами 2020-
- Реквием, 1985–1988 гг.
- Гурийский гимн, 1986 г.
- Симфония элегий, 1977 г.
- Гирлянда декламаций, 1975–1981 гг.
- Тристия I, 1983 г.
- Пьета, 1992, 1996 гг.
- Тристия II, 1997, 1998, ред. 2011 год
- Латинские гимны:
- Пожалейте меня, 2003.
- Аве, Мария, 1989 г.
- Сальве Регина, 2003 г.
- Аве Марис Стелла, 2003 г.
- Вариации: Птенец Анцали, 1974 г.
- Сцены, 1971
- Каприччио в канун Нового года 75-го, 1975 год.
- Тотем, 1976 год.
- Звездный ветер, 1981.
- Гимны внезапных волн, 1983 г.
- Заклинания, 1981.
- Лунные сны, 1982
- Проспект Мальтийского гимна, Crux Alba, 1994, 2012 гг.
Дискография
[ редактировать ]- CDBMR011129 – Вячеслав Артемов: Реквием Симфонический оркестр Московской филармонии – Богема
- CDBMR002124 – Vyacheslav Artyomov: – Ave – Boheme
- CDBMR010127 – Вячеслав Артёмов: Пробуждение, Концерт 13-ти, Утренние песни и гирлянда декламаций – Богема
- OCD514 – Vyacheslav Artyomov: Invocations Lydia Davydova /Mark Pekarsky/Percussion Ensemble – Olympia
- OCD516 – Вячеслав Артёмов: Пути разные – Олимпия
- OCD 515 – Vyacheslav Artyomov: Elegies – Olympia
- MFCD 903 – Вячеслав Артёмов: Гурийский гимн, заклинание, путь на Олимп – Mobile Fidelity
- MFCD 918 – Вячеслав Артёмов: Песни, гимны и мечты – Mobile Fidelity
- 74321 56261 2 – Вячеслав Артемов: Плач, Гурийский гимн, Тристия I, Путь на Олимп – BMG
- SLR0027 - Астрея (Артемов, Губайдулина, Суслин) - Solyd Records
- dda 25143 — Вячеслав Артемов: Нежные Эманации, Тристия II — Т.Курренцис, В.Понкин, Ф.Копачевский, РНО — Divine Art
- dda 25144 — Вячеслав Артёмов: На пороге светлого мира, Ave atque vale, Ave, crux alba — В.Ашкенази, Р. Шараевский, НФОР — Divine Art
- dda 25164 – Vyacheslav Artyomov: Sola Fide-suites 3 & 4, Tempo Costante – D.Kitayenko, M.Annamamedov, Academic SO of MSF, MCO Musica Viva, Kaunas SC – Divine Art
- dda 25171– Vyacheslav Artyomov: Way to Olympus, Gurian Hymn, Preludes to Sonnets, Concert of the 13 – T.Minbayev, D.Kitayenko, G.Rozhdestvensky, A.Batagov, Y.Smirnov, T.Grindenko, Y.Adjemova, P.Meschaninov, USSR State SO, Academic SO of MSF – Divine Art
- dda 25172 – Вячеслав Артемов: Симфония элегий, пробуждения, заклинаний – С.Сондецкис, Т.Гринденко, О.Крыса, Л.Давыдова, Ансамбль ударных инструментов М.Пекарского, Литовский СО – Divine Art
- dda 25173 – Вячеслав Артемов: Реквием – Солисты, Хор мальчиков Свешникова, Виктор Попов, Каунасский государственный хор, Пиатрис Бингалис, Симфонический оркестр Московской филармонии, Дмитрий Китаенко – Божественное искусство
- dda 25174 Вячеслав Артёмов: Соната медитаций, Гирлянда декламаций, Тотем – Вирко Бейлей, Ансамбль ударных инструментов М. Пекарского, Академический СО MSF – Divine Art
- дда 25175 Вячеслав Артемов: Памяти, Плач, Пьета, Тристия I – Д. Китаенко, Т. Мынбаев, М. Аннамамедов, О. Крыса, А. Рудин, С. Бунин, О. Янченко, академик СО МСФ, Гос СССР SO, CO Musica Viva – Божественное искусство
- dda 25176 Вячеслав Артемов: Звездный ветер, Вариации: Птенец Анцали, Лунные сны, Романтическое каприччио, Маттинате (Утренние песни), Сцены – М.Аннамамедов, Н.Ли, А.Корнеев, В.Артемов, Камерные ансамбли – Божественное искусство
- дда 25184 Вячеслав Артёмов: Ин Спе, Латинские гимны – В.Урюпин, И.Почекин, А.Бузлов, Н.Павлова, РНО, Капелла Юрлова – Божественное искусство
Последние записи
[ редактировать ]- Вячеслав Артемов: Нежные Эманации, Тристия II РНО, Т.Куррентзис, В.Понькин, Ф.Копачевский – FSC (2010)
- Вячеслав Артемов: На пороге светлого мира, Ave Atque Vale, Ave,Crux Alba NFOR, В. Ашкенази, Р. Шараевский – ФСК (2013)
- Вячеслав Артемов: In Spe, Latin Hymns – И. Почекин, А. Бузлов, Н. Павлова, Юрлова Коралловая капелла, РНО, В. Урюпин – ФСК (2018)
Цитаты из последних обзоров
[ редактировать ]![]() |
«Сюрприз! Это полностью развитый голос в новой музыке, человек, который перенес загадочный космос поздних Скрябина и Мессиана и сделал что-то новое из нереализованного потенциала, скрывавшегося за самыми дальновидными творениями этих композиторов. Артемов говорит мне: в элегантном и ярком красноречии Российский национальный оркестр под управлением Теодора Курентзиса и Владимира Понькина ярко контрастирует с кажущейся тишиной вселенной. Артемов идет вслед за предыдущими и умудряется сказать что-то новое и необычное. Это выдающееся достижение, и он, безусловно, заслуживает внимания. Все вы, модернисты и искатели нового, не смотрите дальше, по крайней мере сегодня. Послушайте Вячеслава Артемова об этом очень трогательном образце его творчества. Это дает нам еще один способ продеть футуристическую иглу». – Грего Эпплгейт Эдвардс ( Gapplegate Classical Modern Music , 16 февраля 2017 г.)
«Это в макро [масштабе] заставляет слушателя задуматься о необъятности космоса. Обе [симфонии] монументальны как по амбициям, так и по звучанию, что делает любую рецензию немного банальной. Оба компакт-диска, безусловно, производят впечатление. Примечания на обложке объяснить кое-что из того, что происходит, но Вячеслав Артёмов требует (во всех смыслах этого слова), чтобы слушатель приложил усилия. Они оба слушают «Божественное искусство», которое соответствует заявленной миссии». ( Инновационный, Эклектичный, Увлекательный, Вдохновляющий ) на этих компакт-дисках. Джереми Кондлифф (The Chronicle) – совместный обзор с dda 25143)
"Вячеслав Артемов - самобытный и важный голос в русской музыке. Эти впечатляющие симфонии подобны важным путешествиям, полным событий, эмоций и самых замечательных идей. Исполнения - это все, что можно пожелать, чтобы сделать эти два диска ценными релизами". – Брюс Ридер ( «Классический рецензент »)
«Две из этих симфоний долгожданно звучат здесь в характерных исполнениях, ярко записанных. Возникает безошибочное ощущение пройденного путешествия и эмоциональных состояний, преображенных в дух. Все исполнения здесь потрясающие, и буклеты-заметки Роберта Мэтью-Уокера страстно спорят. длины для уникальности и важности Артёмова». – Дэвид Фаннинг (Граммофон) – совместный обзор с dda 25144
«[Симфония] — увлекательное произведение, оказывающее значительное влияние. В основном подкрепленное низкими, резонансными звуками басов и органа, чувствуется, что произведение изображает аспекты вселенной. Ave atque vale — это приятная работа, которая может заинтересовать слушатель с разумной концентрацией. Ave Crux Alba весома и в высшей степени драматична. Под управлением Владимира Ашкенази Национальный филармонический оркестр России в полной мере передает произведение. ощущение тайны и впечатляющее общее понимание. Этот альбом произведений Вячеслава Артемова, одного из незамеченных российских композиторов, производит существенное впечатление своим уникальным звуковым миром». – Майкл Куксон (MusicWeb)
«Мировая премьера записей двух крупнейших произведений российского композитора Вячеслава Артёмова, дополненная короткой транскрипцией Мальтийского гимна в прекрасном исполнении под управлением Владимира Ашкенази. Выразительная музыка хороша для интересного открытия». (награда 4/5 звезд) – Норберт Тишер ( Пиццикато , Люксембург)
«Эти две симфонии (части тетралогии) не похожи на «Планеты» , если только вы не думаете о них как о сверххолсте: они вызывают интуитивную реакцию и предполагают метафизический крик души… они воплощают тайну и неизведанное. Они обе доступный» – Ванесса Уэллс ( «The Whole Note ») – совместный обзор с dda 25144
«Симфония на пороге яркого мира состоит из 18 непрерывных эпизодов, отслеживаемых отдельно. Сюрреалистическая и даже психоделическая атмосфера — это порядок дня. Это похоже на пейзаж мечты Дали в постоянном и тающем восковом движении. Есть некоторые великолепные произведения. Короткий Ave, Crux Alba – Гимн Мальтийского Ордена – сенсационно величественный и шагающий, но никогда не выдающийся. Он издает мощный звук, подчеркнутый оживлением. Звук хорош и передает шепот и грандиозную кульминацию с удовлетворительной точностью. Здесь определенно есть что заинтриговать и увлечь». – Роб Барнетт (MusicWeb)
«Нежное излучение» состоит из 28 непрерывных эпизодов и трех частей. Музыка мерцает и стучит, как огромная штамповочная машина по металлу. В этом и в тех дрожащих скрябинизмах, уже прокомментированных в симфонии «На пороге «Яркий мир» также присутствует. «Тристия II» была написана в честь шестидесятилетия Владимира Ашкенази. Это очень нетрадиционно и первое произведение. В последних треках присутствует просительная молитва Николая Гоголя к какому-то ангелу-хранителю, озвученная здесь в тесном и теплом окружении Михаилом Филипповым. Очень знающие заметки. – Роб Барнетт (MusicWeb)
«У Курентзиса [Симфония] интерпретируется дирижером, который видит в Артемове Брукнера 21-го века. Соответственно, он развивает произведение с интенсивностью и эффективностью на протяжении всего его времени. Однако акцент в этой композиции (Тристиа II) делается на партия фортепиано, органично вписывающаяся в оркестровую часть. Русский национальный оркестр – авторитетный, успешный коллектив, который мастерски посвящает себя творчеству Артёмова и даже больше. так у Курентзиса они нашли дирижеров, умеющих формировать большие формы и создавать напряжение, которое сохраняется. Пианист Копачевский превосходно владел фортепианной партией». (награжден 5 звездами) – Уве Круш ( Пиццикато )
«Впечатляюще аннотировано, безупречно оформлено, аккуратно упаковано. Музыка на обоих этих дисках и композитор заслуживают более широкого освещения за пределами России. Музыка Артемова мистическая, русская по своей сути. Он мастер оркестрового письма и необычной инструментовки. Многие из них его мелодии уходят корнями в старославянские песнопения. Это самый необычный талант, чье время еще не пришло, поскольку это касается американской концертной публики». - Рафаэль де Ача (Музыкальные ноты Рафаэля)
«Эта масштабная работа — с ее огромным динамическим диапазоном, с ее приступами корявых бергианских гармоний, с ее яростными взрывами перкуссии, с ее мучительными стремлениями, с ее мессианским птичьим щебетанием в деревянных духовых инструментах, с ее трепещущим языком Шенберга — гораздо ближе к нео- Экспрессионизм, чем что-либо из так называемых «Новых спиритуалистов», короче, мягче и мягче. гипнотическое, произведение, способное шептать так же часто, как Gentle Emanations - кричать. Обе работы звучат как преданное исполнение - и звук не является препятствием". - Питер Дж. Рабиновиц ( фанфары )
«Эта симфония (Нежная Эманация) безошибочно серьезна и духовна, и в ней много красочных или даже экзотических деталей (например, почти ближневосточное письмо ветра в Эпизоде 5 и в других местах, а также разнообразные крики птиц, в том числе кукушки, в Эпизод 13) не дают музыке показаться мрачной, хотя улыбок здесь нет. Остальные четыре эпизода («На пороге») кажутся примирительным постлюдом, и здесь творчество Артёмова становится всё более прекрасным. Заключительные минуты симфонии очень трогательны. Ave, Crux Alba — самая впечатляющая работа на этих двух компакт-дисках. Артемов создал для хора сильную и благородную мелодию, оформив ее в великолепное оркестровое одеяние. «Неправильные» ноты и гармонии усиливают эмоциональное воздействие. На концерте это вызвало бы овации. овации. В конце голливудского фильма это тоже было бы неплохо. Припев тверд, как скала», — Рэймонд Таттл (« Фанфары »)
«Путь на Олимп» — сложная, вдумчивая и в конечном итоге удовлетворяющая симфония. Если бы у нее был шанс, я считаю, что она могла бы стать одним из «величайших» примеров этого жанра для нашего времени. «Гурийский гимн» — великолепное произведение, одновременно вдохновляющее и вдумчивое. Концепция четырех разрозненных слоев, творящих свою судьбу, запоминается и трогает. Музыка Вячеслава Артемова соответствует красоте сонетов, подчеркивая вечный цикл жизни и смерти. Прелюдии к сонетам напоминают мне позднего Скрябина; действительно потрясающе». – Джон Франс (MusicWeb International, 2018).
«Симфония элегий» — это глубокое и по сути уникальное произведение в равной степени можно рассматривать как музыкальный эквивалент восточной медитации, в ее большей части неритмичном потоке, в котором время и движение, кажется, теряют смысл, а две скрипки соло в своем самом высоком регистре создают видение наблюдения сверху. Это поразительное произведение, занимающее уникальное место как для своего композитора, так и для русской музыки последней четверти ХХ века. Артемов, несомненно, является преемником Скрябина: он, конечно, обитает в мистическом мире, но основанном на естественных, основных принципах, который в своей наиболее убедительной форме освещает аспекты человеческого существования так, как не подходил ни один другой композитор». - Роберт Мэтью-Уокер (ноты к компакт-диску «Симфония элегий», 2018)
« Симфония: Путь на Олимп». Это красивое, обширное и очень запоминающееся звуковое стихотворение для оркестра, записанное здесь некоторое время назад, но звучащее великолепно хорошо ... Я слышу пронизывающий внутренний мир и контрастирующий с ним стремительный восторг от музыки. Произведение очень драматичное, трогательное, оригинальное... Артемов на основе этого тома и других предстает перед нами как трагически недооцененный мастер Нового времени, русский Айвз в с точки зрения создания прекрасной продвинутой музыки, несмотря на социальное пренебрежение и изоляцию. Его время пришло. Это русский мастер, который слишком долго терпел пренебрежение. Пришло время прославить его музыку. Это высокий модерн в очень запоминающемся смысле. Его нелегко забыть, если уделить ему все свое внимание! Браво! ☆☆☆☆☆» – Грего Эпплгейт Эдвардс ( Классическая современная музыка . 18 июля 2018 г.)
«Музыка то буйно красочная, то сознательно конфронтационная и глубоко трогательная… Этот увлекательный диск («Путь на Олимп») представляет собой достойную отправную точку для слушателей, стремящихся исследовать странно размытые, но параллельные миры русского композитора, чье творчество кажется неизменно непредсказуемым. Несмотря на то, что буйная «Симфония» получает самую высокую оценку, я осмелюсь предположить, что глубоко впечатляющий «Гурианский гимн» сам по себе вполне стоит запрашиваемой цены за диск». – Ричард Хэнлон (MusicWeb International, июль 2018 г.)
«Эта запись двух сюит, в частности, послужила прекрасным введением в творчество Артемова и побудила меня поискать его «Реквием» и его симфонию «На пороге светлого мира». Услышав их, я обязательно буду на ждите дальнейших записей произведений этого композитора, который является единственным композитором, создающим сейчас серьезные монументальные произведения огромной силы и красоты. Он — Брукнер XXI века». (Теодор Курентзис, дирижер). [email protected] (рейтинг iClassical *****, 31 июля 2018 г.)
«Всегда интересно познакомиться с произведениями незнакомых композиторов, и в данном случае это было по-настоящему стимулирующим и направило меня на путь изучения дальнейших сокровищ Артемова. Кажется, в основе его творчества лежат подлинная духовность и чувство достоинства. работает, и если вы готовы слушать внимательно, вы обнаружите, что эта музыка общается с вами самым непосредственным образом. – [email protected] (рейтинг iClassical *****, 31 июля 2018 г.)
«Одночастная симфония Вячеслава Артёмова («Путь на Олимп») — атмосферная центральная часть этой пластинки — наслоение звуков гипнотическое, а эффект мощный!» – Фрейя Парр ( журнал BBC Music Magazine , сентябрь 2018 г.)
«(Артемов), конечно, написал немало, в частности два цикла симфоний: «Симфонию пути», представляющую собой тетралогию, состоящую из «Пути на Олимп», «На пороге светлого мира», «Нежного излучения» и «Восходит утренняя звезда», и «Восходит утренняя звезда». Star of Exodus, трилогия с солистами, состоящая из In Memoriam, In Spe и In Gloriam (последняя, возможно, незаконченная). Некоторые из них были записаны вместе с . другие произведения, и предприимчивый лейбл Divine Art находится в процессе их переиздания. Есть также «Реквием», очевидно, первый, написанный в России после революции 1917 года, который получил высокую оценку. " – (от: Стивена Барбера, MWI, 13 ноября 2018 г.)
«Артемов пишет большие, амбициозные мелодии; слушая его музыку — а также на этом («Пути к Олимпу») четвертом диске — мы всегда чувствуем себя маленькими; Артемов — существо, которое понимает и владеет вселенной, в то время как мы просто безволосые обезьяны на пылинка на дальнем конце рукава Стрельца Млечного Пути». – (из: Джереми Кондлифф. The Congleton Chronicle , 13 сентября 2018 г.)
«Глубокая, духовная природа музыки Вячеслава Петровича Артемова побудила дирижера Теодора Курентзиса сравнить русского композитора, родившегося в 1940 году в Москве и считающегося величайшим из ныне живущих композиторов России, с Антоном Брукнером. Для поклонников творчества Артемова выпуск этих записей двух его лучших симфоний (каждая из них весьма захватывающа и прекрасна), а также включенных в него дополнительных произведений и мастерства дирижеров и музыкантов, несомненно, будет приветствоваться и, возможно, приведет к к новому пониманию и оценке. Для тех, кто не знаком с творчеством Артемова, они станут отличным знакомством с гениальным композитором. Величественный и драматичный, иногда задумчивый и внутренний, иногда игривый, «На пороге светлого мира и нежного излучения» стремится изобразить впечатляющую тайну Бога. Это не музыка Русской Православной Божественной Литургии. Однако это музыка, которая передает ощущение Бога как таинственного, невместимого, нетварного света, а людей как существ, борющихся за встречу со своим Богом, музыка, в основе которой лежит ясное понимание православной веры». : Преподобный Кевин Безнер. Музыка для души Вячеслава Артемова, величайшего из ныне живущих композиторов России, 22 января 2017 г.)
«Обе пластинки (симфонии) Артёмова представляют собой ретроспективные сборники оркестровой музыки, начиная с 1990 года и переработанные совсем недавно, в 2011 году. Российский композитор пишет в самых разных стилях: от прямолинейного и неоклассического до атмосферного и агрессивно современного. Благодаря такой гибкости подхода его музыка никогда не звучит достаточно стабильно и устойчиво. Даже короткие работы грозят сорваться и отклониться от ожидаемого. То, что поначалу казалось лигетийской плотностью и объёмом, может быстро превратиться в причудливую игривость скерцо Малера. Этот стилистический космополитизм — сила, которая удерживает музыку на плаву даже в течение нескольких часов. Это также представляет собой своего рода вызов, поскольку в любой из записанных здесь работ мало что предсказуемо или что можно считать само собой разумеющимся. Эта постоянная потребность во внимании может утомлять, но обычно вознаграждается. Должен признаться, что я никогда не слышал об Артемове до того, как получил эти записи, но мне определенно хочется услышать больше!» – (от: Джорджа Адамса. Американский гид по рекордам . апрель 2017 г.)
«(Реквием) Вот великий шедевр, и это не ошибка. Это великое произведение, первая постановка римской литургии русского композитора, появилось в последние дни Советского Союза и произвело фурор в Москве. премьера – не только по факту своего существования, но и по оригинальности и мастерству композиторского замысла. Артемов, без сомнения, один из величайших ныне живущих композиторов». – (из: Роберт Мэтью-Уокер. Журнал Musical Opinion , октябрь – декабрь 2018 г.)
«Прослушивание этой музыки («Реквием») снова через несколько лет действительно дает понять, какой чуткий слух у Артемова, и подчеркивает, насколько тщательно и выразительно он использует свои огромные ресурсы, особенно фортепиано и ударные, в этой работе. Его вокальное письмо также является профессиональным. , как для солистов, так и для хора. Часто в этом репертуаре возникает ощущение вращения нот, но совсем по-другому в этом произведении раскрывается мастерство Артемова в написании голосов... Его целью была не что иное, как крупномасштабная работа, которая послужит средством национального искупления. Несмотря на весь ужас, катастрофу и насилие, заложенные в этом произведении, его крайности каким-то образом сдержаны. В нем никогда не бывает слишком много, и в игре присутствует глубокая формальная элегантность... Я знаю его (Реквием) почти двадцать лет, и он до сих пор захватывает, трогает и удивляет на каждом шагу». – (из: Ричарда Хэнлона. Music Web International. 2019)
«(Реквием) Он отличается от реквиемов Моцарта и Форе, например, и вместо этого имеет то же чувство «завершенности», что и партитуры Берлиоза и Верди, но с гораздо более универсальным подтекстом и имеет способ оставаясь в памяти еще долго после прослушивания. Он был написан для миллионов россиян, пострадавших и умерших от рук тирании, но до сих пор звучит для всех, кто погиб из-за нее. жадность и нетерпимость». – (от: Жан-Ив Дюперрон – октябрь 2018 г., classicmusicsentinel.com)
«За последние полвека Вячеслав Артемов (1940 г.р.) вновь и вновь проявлял себя как один из самых индивидуальных и самобытных композиторов не только в музыке родной России, но и в западной классической музыке в целом... Гармонические и ритмические паттерны Артемова, а также лежащий в их основе пульс, хотя временами почти ледниково-медленные, более разнообразны и никогда не статичны. Скорее, музыка кажется на какой-то стратосферной высоте, ее изобретение простирается на совершенно другой временной интервал или временной интервал. Три его части захватывают, завораживают и совершенно неотразимы. Превосходно.» – (из: Гая Рикардса, Musical Opinion, январь – март 2019 г.)
«В соответствии с ожиданиями, связанными с «Реквиемом», это произведение представляет собой грандиозное заявление. Его тематика касается не только России, ее народа и их трагической истории, но и христианства и Вечности. Музыкальный язык Артемова резкий, но ни в чем не авангардный. Западное побережье или смысл лондонского Круглого дома. За последние два года Артемов снова стал популярен, и во многом это заслуга звукозаписывающего лейбла Divine Art. Я говорю «обновленный», потому что в предыдущие десятилетия его музыка была доступна на сайтах «Олимпия», «Мелодия», «Грамзапис», «Богема» и «Mobile Fidelity». Если вам необходимо сориентироваться в этом композиторе, попробуйте обзоры на сайте «Пути на Олимп» (обзор-обзор), Sola Fide и симфоний (обзор ~обзор). Сейчас очень редко встречающаяся книга Роберта Мэтью-Уокера об Артемове была опубликована в 1997 году в DGR Books of St Austell». – (из: Роб Барнетт. Music Web International, 15 ноября 2018 г.)
«Артемов выбирает карту монументального пафоса: его Реквием — это огромный крик, в котором чередуются бунт и элегия, горячность и плач. Масса хоров сочетается с мощным оркестром, который еще больше усиливается органом и колоколами. диссонанс самых напряженных моментов («Dies Irae», «Tuba Mirum»), жалобам женских голосов, возвышающимся в спокойствии, все делается для того, чтобы расстроить слушателя, заставить ему предстоит столкнуться со страданиями России. По иронии истории, Хренников, организовавший бойкот Артемова, также в конечном итоге осознает величие своего врага, слушая это произведение... Мы почти могли бы подумать, что столкнулся с Сальери. с Реквиемом Моцарта в «Амадее». – (от: Сары Леон (Classica, Франция) – перевод Стивена Саттона, 4 марта 2019 г.)
«Многие считают Вячеслава Артемова величайшим из ныне живущих композиторов России. Sola Fide прошла долгий период созревания. Все началось в начале 1980-х годов с предложения Никиты Долгушина, ленинградского танцора и хореографа, Артемову написать балет по мотивам трилогии Алексея Толстого «Дорога на Голгофу». Первоначально либретто обсуждалось «по роману» Валерии Любецкой. Это оказалось неосуществимым. Таким образом, композитор адаптировал сюжет, сохранив главных героев романа, особенно Поэта, символизирующего Культуру, создание и распространение которой оправдывает человечность. Смерть Поэта означает крах Человечества. Артемов решился на балет-реквием, задействовав полный хор и солистов. Из-за загруженности работой балет был приостановлен, но появился Реквием, посвященный «Мученикам многострадальной России». Премьера состоялась в 1988 году. Только в 2016 году Sola Fide была окончательно завершена. Он состоит из 30 эпизодов в 3-х действиях, 10 из которых являются общими с «Реквиемом». Эпизоды объединены в пять сюит: Катя , Даша , Поэт , Страшные дни и Катастрофа . В эту запись вошли «Катя» и «Грозные дни» , две сюиты, общие с «Реквиемом». Композитор вновь посвятил балет «Мученикам многострадальной России»… Этот захватывающий релиз, несомненно, побудит меня изучить еще больше поразительно мощной музыки этого композитора». – (от: Стивена Гринбанка. MWI, июнь) 2018)
«Как автор более 20 лет назад первой когда-либо опубликованной книги о музыке Вячеслава Артемова (род. 1940), для меня было особенным удовольствием стать свидетелем его медленного, но растущего признания многими, как Величайший из ныне живущих композиторов России. Как справедливо утверждает «Божественное искусство», после падения советского режима его музыка облетела весь мир и получила широкое признание. Она глубока, в высшей степени духовна и блестяще создана, окрашена влияниями русской симфонической традиции. Малера, Скрябина, Онеггера и Мессиана, и это лишь некоторые из них, но слитые в уникальный голос! Традиция, которой Артемов следует на большей части компакт-диска, — это традиция русского балета, и этот новый выпуск содержит еще две сюиты, взятые из его балета «Sola Fide» («Только верой»), основанного на романе Толстого «Дорога на Голгофу», и поэтому, естественно, разделяя дух и музыку Артёмовского Реквиема — первого Реквиема (1985–88), написанного русским, не говоря уже о советском композиторе». Мэтью-Уокер. Музыкальное мнение, апрель – июнь 2018 г.).
«Вячеслав Артёмов предпочитает не называть свою музыку «современной», а для обозначения ее включения в Традицию использует специальный термин – «musica perennis» («вечная музыка»). Отличительной чертой произведений композитора является их духовность и возвышенность, глубокая религиозность По мнению автора «Музыка – величайшее достижение человеческого гения и единственное явление культуры, способствующее развитию высоких нравственных качеств у людей». » – (из: iskusstvo.pro 2018/03/01)
«Вячеслав Артемов считается величайшим из ныне живущих композиторов России. Теплые, экспрессивные композиции Артемова отражают его интерес к архаичным, христианским мотивам и восточной медитации. Он предпочитает не называть свою музыку «современной», используя вместо этого специальный термин для включения ее в Традиция «musica perennis» (вечная музыка), как он говорит, «музыка — единственный путь познания смысла существования». глубокая, духовная и блестяще созданная музыка объездила весь мир и получила большое признание». – (из: Джон Питт. Новая классика. new-classics.co.uk)
«Симфония (In Spe) великолепна, чудесна. Но «Латинские гимны» поистине божественны: это лучшее хоровое произведение, которое я слышал со времен 8-й симфонии Малера». – (Стивен Саттон, генеральный директор Divine Art Recordings Group, 24 января 2019 г.)
Библиография
[ редактировать ]- Артемов Вячеслав; В. Мудьюгина (2004): Вячеслав Артемов. Музыка, Москва. ISBN 5-7140-0177-X . [Буклет, русский и английский]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Вячеслав Артемов — информация о композиторе, список альбомов, видео» . Музыкальный словарь . Проверено 11 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Макберни (1992)
- ^ Jump up to: а б «Вячеслав Артемов | Композитор» . Записи божественного искусства . Проверено 15 июня 2024 г.
Источники
- Джерард Макберни, «Вячеслав Артёмов» в книге «Современные композиторы » (Чикаго и Лондон: St. James Press, 1992)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 2. Лондон, 2001 год. [ нужна страница ]
- Международный конкурс «Кто есть кто в классической музыке», 2003 г. Публикации Европы. Лондон 2003 г.
- Андреас Клот (2009): Русский композитор Вячеслав Артёмов: пример политически и социально обусловленного восприятия советских композиторов-нонконформистов. Синяя Сова, еда. ISBN 3-89924-244-0
- М. Джон. На пути к новой духовности. Издательство Эрнст Кун. Берлин 1996 г.
- М. Лобанова. Вячеслав Артёмов: Постоянный темп. Концерт для оркестра. В оркестре , декабрь 1993 года.
- Роберт Мэтью-Уокер (1997): Музыка Вячеслава Артемова: введение. Сент-Остелл. ISBN 1-898343-06-3
- М. Тараканов. Вячеслав Артемов в поисках художественной правды. В: Ценова Валерия. Андеграундная музыка СССР. Академическое издательство Харвуда. Амстердам. 1997 год
- О.Нестеренко. Реквием по СССР: от атеизма к светскости . Йельский журнал музыки и религии . Том. 6: № 2, статья 4.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Вячеслав Артёмов» , чат.ру
- «Теменос представляет: Вячеслав Артемов» , temenos.info (на русском языке)