Lydia Davydova
Lydia Anatolyevna Davydova ( Russian : Лидия Анатольевна Давыдова) (19 January 1932 – 2 March 2011) [ 1 ] русская сопрано , клавесинистка и исполнительница камерной музыки . Как певица, ее репертуар включал, с одной стороны, новейшую современную музыку, особенно музыку Андрея Волконского , а с другой - эпохи Возрождения и раннего барокко вокальную музыку . Большую часть своей жизни и карьеры провела в Москве, была художественным руководителем ансамбля старинной музыки «Мадригал» , была удостоена звания Народной артистки России (2001).
Биография и карьера
[ редактировать ]Давыдова родилась в Ленинграде. Ее отец, инженер-химик, и мать, певица, умерли, оставив дочь сиротой, когда ей было всего 14 лет. Ее тетя, певица М. Хортик, и двоюродная сестра ее матери, известная российская пианистка, учитель музыки и композитор. Сэмюил Фейнберг сыграл решающую роль в ее жизни и воспитании.
В детстве она училась игре на фортепиано в музыкальной школе в Ленинграде, позже в музыкальном училище при Санкт-Петербургской консерватории , а еще позже в училище при Московской консерватории . В 1957 году окончила Московскую консерваторию, где училась игре на фортепиано у Нины Емельяновой (бывшей ученицы Фейнберга). Несмотря на ее давнее желание стать певицей и уроки, которые она брала у М. Хортика, вокальный талант Давыдовой долгое время оставался недооцененным. Она восемь раз подавала документы на вокальные факультеты консерватории и других музыкальных вузов Москвы, но не была принята. Во время обучения игре на фортепиано в консерватории она брала уроки у легендарного педагога по вокалу Доры Белявской, которая выразила сомнение в том, что Давыдова когда-нибудь станет профессиональной певицей.
Давыдову «открыл» как певицу композитор Андрей Волконский . Премьера «Зеркальной сюиты» в Московской консерватории (1962) стала также дебютом Давыдовой как сопрано. В течение следующего десятилетия она стала выдающейся певицей новой музыки Советского Союза и участвовала в различных концертных проектах с композитором. Денисов, признавая, что Давыдова изначально была по образованию пианисткой, был впечатлен ее способностями как певицы: «может быть, голос ее и не был действительно таким большим, но ее внутренняя музыкальность и понимание всего, что она исполняла, всегда поражали». Кроме того, ее точность и умение читать с листа были идеальными качествами для исполнения авангардной музыки: «если она что-то запоминала, то, даже если все инструменты вокруг нее ошибались, она все равно пела совершенно идеально. Более того, она была музыкантом». без совершенного слуха, и тем не менее она могла петь даже без подготовки к первой ноте». [ 2 ]
В 1965 году Волконский основал ансамбль старинной музыки «Мадригал», солисткой которого стала Давыдова. Ансамбль стал пионером в исполнении вокальной музыки эпохи Возрождения и раннего барокко в СССР. После эмиграции Волконского во Францию в 1972 году Давыдова руководила «Мадригалом» до 1983 года и снова вернулась в качестве художественного руководителя ансамбля в 1992 году. Во время выступлений ансамбля она часто аккомпанировала другим солистам на клавесине. Давыдова оставалась продолжательницей и одной из главных хранительниц художественного кредо Волконского в России.
Давыдова специализировалась на исполнении сложнейшей вокальной камерной музыки. Параллельно с исполнением старинной музыки в составе «Мадригала» она исполняла в качестве солистки произведения композиторов ХХ века. Она была первой, кто познакомил советских слушателей с вокальными произведениями современных западных композиторов: Чарльза Айвза , Белы Бартока , Лучано Берио , Антона Веберна , Джона Кейджа , Пола Хиндемита . Она также исполняла камерную музыку современных русских композиторов-авангардистов. Состояла премьера произведений Андрея Волконского ( «Зеркальная сюита» , 1962, «Плач Щазы» , 1964?), Эдисона Денисова ( «Солнце инков» , фп 1964), [ 3 ] Дмитрий Смирнов ( «Горсть песка» , фп 1971; «Печаль минувших дней» , фп 1977; «Времена года» , фп 1980; «Страшная симметрия» , фп 1981; «Песнь судьбы» , фп 1981; «Шесть стихотворений» , фп 1986), [ 4 ] Софья Губайдулина ( «Розы» , фп 1974), Альфред Шнитке ( «Три сцены» , фп 1981) и Вячеслав Артёмов ( «Призывы» , 1981?).
Личная жизнь
[ редактировать ]Husband: Leonard Daniltsev (1931—1997), a writer and an artist. Children: Gleb Daniltsev (1968) and Mariana Daniltseva (1972).
Дискография
[ редактировать ]компакт-диск
[ редактировать ]- 2003 — Андрей Волконский: Зеркальная сюита ;
- 2003 — Edison Denisov: Les Pleurs ;
- 2005 — Игорь Стравинский: Песни ( Алексей Любимов , фортепиано);
- 2007 — Бела Барток: Вокальные циклы ( Алексей Любимов , фортепиано).
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Певица Лидия Давыдова скончалась на 80-м году жизни" . RIA Novosti . 3 March 2011 . Retrieved 22 November 2011 .
- ^ Шмельц, Питер Дж. (весна 2005 г.). «Андрей Волконский и начало неофициальной музыки в Советском Союзе». Журнал Американского музыковедческого общества . 58 (1). Издательство Калифорнийского университета: 139–207. дои : 10.1525/jams.2005.58.1.139 . JSTOR 10.1525/jams.2005.58.1.139 . : с. 193
- ^ Edison Denisov by Yuri Kholopov and Valeria Tsenova. Harwood Academic Publishers, 1995
- ^ «Дмитрий Смирнов: Полный каталог» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июня 2011 г. Проверено 14 июня 2009 г.