Персональные компьютеры DAI
![]() | |
Производитель | Международные приложения данных |
---|---|
Тип | Домашний компьютер |
Дата выпуска | 1980 |
Начальная цена | 13:00 Пт (Франция, ноябрь 1981 г.) |
Снято с производства | 1984 |
Операционная система | ДАИ БЕЙСИК, Ассемблер |
Процессор | Intel 8080A @ 2 МГц |
Память | 48 КБ |
Съемное хранилище | Аудиокассета |
Отображать | RF выход; 88 х 65, 176 х 130, 352 х 260, 528 х 240 пикселей ; 4 или 16 цветов |
Графика | Томсон EF9369 |
Звук | AY-3-8910 |
Возможности подключения | Параллельный порт, видеовыход RGB, RS232c, шина DCE, кассета (600 бод), стереоаудиовыход |
Персональный компьютер DAI [1] [2] [3] [4] — ранний домашний компьютер от бельгийской компании Data Applications International . [5] [6] [7] DAI появился на рынке в 1980 году. [8] Он предоставлял множество новаторских функций, таких как цветная графика высокого разрешения, математический сопроцессор и интерпретатор BASIC для предварительной компиляции. Однако коммерческого успеха он так и не имел.
Современные обзоры отмечают отсутствие пакетов приложений, поскольку компьютер больше нравится программистам. [9]
История
[ редактировать ]
Компьютер был первоначально разработан DAI для британского филиала Texas Instruments для использования с телевизорами PAL , используемыми в Великобритании. [10] Компания Texas Instruments в США не хотела создавать PAL-версию своего домашнего компьютера TI-99/4A , хотя впоследствии разрешила ее создание после того, как увидела DAI. [11] [8]
Голландская образовательная телекомпания Teleac хотела использовать DAI для обучения информатике. [8] за несколько лет до BBC аналогичной инициативы с использованием BBC Micro . [12] Однако вместо этого они выбрали Exidy Sorcerer , поскольку DAI не был полностью готов. [13]
Во Франции машина продавалась по цене 1300 франков к ноябрю 1981 года, 1365 франков к ноябрю 1982 года и 1021 франк к сентябрю 1983 года. [1]
Машина также использовалась для создания графики для телепрограмм в начале 1980-х годов. [14]
После того, как DAI объявила о банкротстве в 1982 году, InData (дочерняя компания Prodata) [3] продолжала производить и продавать машину до 1984 года. [5] [8] [1]
Основные технические характеристики
[ редактировать ]DAI был основан на очень раннем 8-битном микропроцессоре Intel , процессоре, который был более совершенным , 8080 A чем предыдущий 8008 . Он содержал на одной печатной плате все необходимые схемы, около 120 отдельных микросхем . Футуристический белый корпус также содержал высококачественную клавиатуру, что было редкостью для того времени. В качестве компьютерного дисплея любой телевизор можно использовать и содержал контроллер памяти, который позволял использовать до 48 КБ DRAM . DAI мог отображать текст и цветные изображения высокого разрешения . Эта память была разделена на три области по 16 КБ (банки памяти), которые могли содержать микросхемы памяти размером 4 КБ или 16 КБ. Благодаря переключению карты памяти удалось адресовать в общей сложности 72 КБ памяти. DAI также имел пять программируемых таймеров с интервалом 64 мкс – 16 мс, которые могли генерировать прерывания. Встроенный чип обработчика прерываний также может обрабатывать два внешних входа прерываний и прерывания двух последовательных RS232 UARTS. DAI оснащен параллельной шиной ввода-вывода DAI/Indata DCE для параллельного высокоскоростного ввода-вывода. В ДАИ также было 3 генератора звука и 1 генератор шума ( звуковой чип AY-3-8910 ) и был способен генерировать стереозвук.
Графические возможности с установленной оперативной памятью 48 КБ позволяли использовать разрешение до 528 x 240 пикселей в 4 из 16 цветовых палитр в 4 последовательных объектах, оставляя 16 КБ пространства для программирования. Графические режимы контролировались устройством под названием Programmable Graphics Generator ( графический чип Thomson EF9369 ), реализующим несколько методов:
- отделение физических линий сканирования от «логических» линий. Число повторений строк физического сканирования могло составлять от 0 до 15 на строку (из-за чересстрочной развертки физическое сканирование имело высоту в два пикселя),
- настраиваемое горизонтальное разрешение на строку,
- использование индексированных цветов ,
- ограничьте изменение цветовой палитры одним цветом в строке.
В четырехцветном режиме для каждой логической строки можно выбрать один цвет переднего плана и один цвет фона, поэтому каждый элемент строки или логический пиксель может быть представлен одним битом.
В 16-цветном режиме цветовая палитра была унаследована от предыдущей линейки. Можно было изменить только один из четырех используемых цветов.
Эти графические ограничения были учтены в BASIC , «поэтому пользователь не замечал, что его ноги связаны вместе». [11] БЕЙСИК позволял использовать только весь экран в одном режиме, а вот ковыряние напрямую в памяти позволяло отображать строки со смешанным разрешением. Весь PGG был реализован с двумя PROM и стандартной TTL логикой . Эта схема предшествовала режиму Amiga HAM на полдесятилетия.
Интерпретатор BASIC был удивительно быстрым для того времени, поскольку он предварительно компилировался во внутренний байт-код , в отличие от интерпретатора Microsoft BASIC , который использовался большинством других систем того времени. Переменные DAI могут иметь длину до 14 символов. Во внутреннем байт-коде использовались указатели на таблицу поиска переменных в нижней части кода, что делало код чрезвычайно компактным, несмотря на длинные имена переменных.
Этот метод был редким (только другие известные примеры — ABC 80 и BK-0010 ) и очень похож на тот, который сейчас используется в Java.
Для расширения математических возможностей BASIC (и ассемблерных программ) AMD AM9511 сопроцессор с плавающей запятой (совместимый с Intel 8231 можно добавить ).
Первый рабочий образец был изготовлен менее чем за 3 месяца тремя людьми, один из которых записывал разводку печатной платы. Все 64 КБ ассемблера были работой одного человека Дэвида Коллиера, а все аппаратное обеспечение — работой другого Дэвида, Дэвида Локки . Первоначальное решение использовать процессор 8080A с частотой 1 МГц (уже используемый DAI в других продуктах) было вызвано временными рамками, которые сами по себе были продиктованы желанием показать машину на заседании правления TI USA. В конце концов, только рейс на «Конкорде» доставил машину вовремя. Однако медленный процессор требовал огромного объема работы по предварительной компиляции BASIC и возможности аппаратной поддержки плавающей запятой, которая могла бы не потребоваться, если бы был выбран более новый Z80.
Решение сконструировать ПК для использования любого старого кассетного магнитофона, имеющегося в наличии , привело к снижению скорости загрузки и сохранения. Необходимость снижения затрат для конечного пользователя диктовала необходимость усложнения вывода телевизионного сигнала, способного работать с домашним телевизором. Когда через несколько месяцев компания Texas Instruments наконец выпустила 99/4 на европейский рынок, первоначально он продавался только в паре с американским телевизором NTSC, поскольку не мог работать с европейскими телевизорами PAL и SECAM .
Дальнейшие технические подробности
[ редактировать ]- Процессор : Intel 8080A , 2 МГц.
- Память: максимум 48 КБ динамического ОЗУ, 24 КБ ПЗУ и 256 байт статического ОЗУ (стековое ОЗУ).
- Клавиатура: 56 клавиш
- Видео: EF9369 , [15] PAL- совместимый UHF выходной сигнал цветного ТВ (антенны) CH 36 со звуком
- Текстовый режим: 60 символов × 24 строки (поддерживается 66 символов в строке)
- Графические режимы: Низкий – 88 х 65 пикселей; Средний – 176 х 130 пикселей; Высокий – 352 х 260 пикселей; Очень высокое — 528 x 240 пикселей (неквадратное).
- доступные цвета: 4 или 16 цветов (16-цветный режим на самом деле был 4-цветной палитрой)
- Генерация звука: 3 генератора частоты + 1 генератор шума (General Instrument AY-3-8910 ?)
- Игровые контроллеры: 2 входных интерфейса для манипуляторов или джойстиков (сделай сам). Каждый из них может управлять тремя входами 0–5 В и переключателем.
- Хранение: 2 отдельных интерфейса аудиокассет с использованием кабеля для ввода/вывода данных и переключателя START/STOP, (600 Бод )
- Альтернативные основные системы хранения:
- Memocom MDCR-D, мини-цифровой кассетный магнитофон (в котором использовались миникассеты Philips )
- Два 5,25-дюймовых флоппи-дисковода, 2 x 180 КБ (что позволило использовать CP/M ).
- Совместим с дополнительной стойкой для карт , системой управления (« DAI Real World Card System »).
- Разъемы ввода-вывода:
- Последовательный порт RS-232 , гнездо DB-25 .
- 2 порта для аудиокассет, 2 6-контактных гнезда DIN.
- Параллельный порт DCE-Bus , собственный параллельный порт DAI 3 x 8 бит, 36-контактный разъем DIL.
- 2 интерфейса Paddle , 2 x 6-контактная розетка DIN .
- Стерео аудиовыход, 6-контактный разъем DIN, розетка.
- Видео- и аудиовыход UHF, гнездо RCA (тюльпан) .
- Вход питания переменного тока, с переключателем напряжения 220–110 В, форма фигуры 8, 2-контактный разъем переменного тока.
- Системное программное обеспечение:
- монитор машинного кода со следующими командами:
LOOK
DISPLAY
GO
FILL
SUBSTITUTE
MOVE
EXAMINE
EXAMINE REGISTERS
VECTOR EXAMINE
VECTOR EXAMINE BYTES
READ
WRITE
- встроенный DAI BASIC интерпретатор .
- монитор машинного кода со следующими командами:
- система также поддерживалась ассемблером 8080 .
- Разное: настоящий генератор случайных чисел , реализованный аппаратно.
Компания ДАИ
[ редактировать ]Data Applications International (DAI) — компания, действовавшая с конца 1970-х до начала 1980-х годов по адресу Древе-де-Ренардс, 6, Брюссель, и специализировавшаяся на создании «карт реального мира», компьютерных периферийных карт на базе собственной собственной шины DCEbus , которая в Суть состоит из трех групп по восемь линий ввода-вывода (от Intel 8255 ). Это были карты, совместимые с Eurocard , в 19-дюймовой стойке . Большинство карт также были основаны на одном чипе Intel 8255 . Примерно в 1977 году они разработали персональный компьютер DAI. 6 мая 1982 года компания обанкротилась. [3] Компания Indata продолжала производство компьютеров DAI до 1984 года.
Видеоигры
[ редактировать ]Есть 6 известных коммерчески выпущенных игр для DAI PC. [16]
Заголовок | Год выпуска | Издатель |
---|---|---|
Подводная охота | 198? | Международные приложения данных |
Дайлаксианцы | 1983 | Компьютерный диалог |
Акробаты | 198? | Международные приложения данных |
Морпион игра | 198? | Международные приложения данных |
Замок Сортильеж | 198? | Международные приложения данных |
чувак, не злись | 1982 | Сигг, М. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «ДАИ ИНДАТА» . www.old-computers.com . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ «Индата ДАИ» . HCM: Музей домашних компьютеров . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Краан, Ф.Дж. (2020). «ДАИ» . Еще один компьютерный музей . Архивировано из оригинала 29 января 2022 г. Проверено 9 января 2023 г.
- ^ «Обзор ДАИ» (PDF) . Практические вычисления : 63 февраля 1981 г.
- ^ Jump up to: а б «Персональный компьютер DAI (1980)» . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ «ДАИ» . 1000 бит . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Электроника . Издательская компания МакГроу-Хилл. 1979. с. 68.
- ^ Jump up to: а б с д «ДАИ» . ГлавнаяКомпьютерныйМузей . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Айзенбах, Сью (октябрь 1980 г.). «ДАИ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР» . Мир персональных компьютеров . стр. 72–76.
- ^ «ДАИ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР» . 17 августа 2022 г. Архивировано из оригинала 17 августа 2022 г. Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Происхождение DAI – еще один компьютерный музей» . 24 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 г. Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Взлом Европы: от компьютерных культур к демосценам . Спрингер. 30 сентября 2014 г. п. 30. ISBN 9781447154938 . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ (на голландском языке) Teleac выбирает DAI
- ^ Микулич, Томислав (2015). Персональный компьютер DAI, 1981–1988 гг. Графика и анимация низкого разрешения (PDF) .
- ^ «Ссылки на техническую документацию DAI Indata» . bruno.vivien.pagesperso-orange.fr . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ История игр
См. также
[ редактировать ]