Jump to content

Персональные компьютеры DAI

Персональные компьютеры DAI
Производитель Международные приложения данных
Тип Домашний компьютер
Дата выпуска 1980  ( 1980 )
Начальная цена 13:00 Пт (Франция, ноябрь 1981 г.)
Снято с производства 1984
Операционная система ДАИ БЕЙСИК, Ассемблер
Процессор Intel 8080A @ 2 МГц
Память 48 КБ
Съемное хранилище Аудиокассета
Отображать RF выход; 88 х 65, 176 х 130, 352 х 260, 528 х 240 пикселей ; 4 или 16 цветов
Графика Томсон EF9369
Звук AY-3-8910
Возможности подключения Параллельный порт, видеовыход RGB, RS232c, шина DCE, кассета (600 бод), стереоаудиовыход

Персональный компьютер DAI [1] [2] [3] [4] — ранний домашний компьютер от бельгийской компании Data Applications International . [5] [6] [7] DAI появился на рынке в 1980 году. [8] Он предоставлял множество новаторских функций, таких как цветная графика высокого разрешения, математический сопроцессор и интерпретатор BASIC для предварительной компиляции. Однако коммерческого успеха он так и не имел.

Современные обзоры отмечают отсутствие пакетов приложений, поскольку компьютер больше нравится программистам. [9]

Более поздняя версия персонального компьютера DAI, произведенная InData.

Компьютер был первоначально разработан DAI для британского филиала Texas Instruments для использования с телевизорами PAL , используемыми в Великобритании. [10] Компания Texas Instruments в США не хотела создавать PAL-версию своего домашнего компьютера TI-99/4A , хотя впоследствии разрешила ее создание после того, как увидела DAI. [11] [8]

Голландская образовательная телекомпания Teleac хотела использовать DAI для обучения информатике. [8] за несколько лет до BBC аналогичной инициативы с использованием BBC Micro . [12] Однако вместо этого они выбрали Exidy Sorcerer , поскольку DAI не был полностью готов. [13]

Во Франции машина продавалась по цене 1300 франков к ноябрю 1981 года, 1365 франков к ноябрю 1982 года и 1021 франк к сентябрю 1983 года. [1]

Машина также использовалась для создания графики для телепрограмм в начале 1980-х годов. [14]

После того, как DAI объявила о банкротстве в 1982 году, InData (дочерняя компания Prodata) [3] продолжала производить и продавать машину до 1984 года. [5] [8] [1]

Основные технические характеристики

[ редактировать ]

DAI был основан на очень раннем 8-битном микропроцессоре Intel , процессоре, который был более совершенным , 8080 A чем предыдущий 8008 . Он содержал на одной печатной плате все необходимые схемы, около 120 отдельных микросхем . Футуристический белый корпус также содержал высококачественную клавиатуру, что было редкостью для того времени. В качестве компьютерного дисплея любой телевизор можно использовать и содержал контроллер памяти, который позволял использовать до 48 КБ DRAM . DAI мог отображать текст и цветные изображения высокого разрешения . Эта память была разделена на три области по 16 КБ (банки памяти), которые могли содержать микросхемы памяти размером 4 КБ или 16 КБ. Благодаря переключению карты памяти удалось адресовать в общей сложности 72 КБ памяти. DAI также имел пять программируемых таймеров с интервалом 64 мкс – 16 мс, которые могли генерировать прерывания. Встроенный чип обработчика прерываний также может обрабатывать два внешних входа прерываний и прерывания двух последовательных RS232 UARTS. DAI оснащен параллельной шиной ввода-вывода DAI/Indata DCE для параллельного высокоскоростного ввода-вывода. В ДАИ также было 3 генератора звука и 1 генератор шума ( звуковой чип AY-3-8910 ) и был способен генерировать стереозвук.

Графические возможности с установленной оперативной памятью 48 КБ позволяли использовать разрешение до 528 x 240 пикселей в 4 из 16 цветовых палитр в 4 последовательных объектах, оставляя 16 КБ пространства для программирования. Графические режимы контролировались устройством под названием Programmable Graphics Generator ( графический чип Thomson EF9369 ), реализующим несколько методов:

  • отделение физических линий сканирования от «логических» линий. Число повторений строк физического сканирования могло составлять от 0 до 15 на строку (из-за чересстрочной развертки физическое сканирование имело высоту в два пикселя),
  • настраиваемое горизонтальное разрешение на строку,
  • использование индексированных цветов ,
  • ограничьте изменение цветовой палитры одним цветом в строке.

В четырехцветном режиме для каждой логической строки можно выбрать один цвет переднего плана и один цвет фона, поэтому каждый элемент строки или логический пиксель может быть представлен одним битом.

В 16-цветном режиме цветовая палитра была унаследована от предыдущей линейки. Можно было изменить только один из четырех используемых цветов.

Эти графические ограничения были учтены в BASIC , «поэтому пользователь не замечал, что его ноги связаны вместе». [11] БЕЙСИК позволял использовать только весь экран в одном режиме, а вот ковыряние напрямую в памяти позволяло отображать строки со смешанным разрешением. Весь PGG был реализован с двумя PROM и стандартной TTL логикой . Эта схема предшествовала режиму Amiga HAM на полдесятилетия.

Интерпретатор BASIC был удивительно быстрым для того времени, поскольку он предварительно компилировался во внутренний байт-код , в отличие от интерпретатора Microsoft BASIC , который использовался большинством других систем того времени. Переменные DAI могут иметь длину до 14 символов. Во внутреннем байт-коде использовались указатели на таблицу поиска переменных в нижней части кода, что делало код чрезвычайно компактным, несмотря на длинные имена переменных.

Этот метод был редким (только другие известные примеры — ABC 80 и BK-0010 ) и очень похож на тот, который сейчас используется в Java.

Для расширения математических возможностей BASIC (и ассемблерных программ) AMD AM9511 сопроцессор с плавающей запятой (совместимый с Intel 8231 можно добавить ).

Первый рабочий образец был изготовлен менее чем за 3 месяца тремя людьми, один из которых записывал разводку печатной платы. Все 64 КБ ассемблера были работой одного человека Дэвида Коллиера, а все аппаратное обеспечение — работой другого Дэвида, Дэвида Локки . Первоначальное решение использовать процессор 8080A с частотой 1 МГц (уже используемый DAI в других продуктах) было вызвано временными рамками, которые сами по себе были продиктованы желанием показать машину на заседании правления TI USA. В конце концов, только рейс на «Конкорде» доставил машину вовремя. Однако медленный процессор требовал огромного объема работы по предварительной компиляции BASIC и возможности аппаратной поддержки плавающей запятой, которая могла бы не потребоваться, если бы был выбран более новый Z80.

Решение сконструировать ПК для использования любого старого кассетного магнитофона, имеющегося в наличии , привело к снижению скорости загрузки и сохранения. Необходимость снижения затрат для конечного пользователя диктовала необходимость усложнения вывода телевизионного сигнала, способного работать с домашним телевизором. Когда через несколько месяцев компания Texas Instruments наконец выпустила 99/4 на европейский рынок, первоначально он продавался только в паре с американским телевизором NTSC, поскольку не мог работать с европейскими телевизорами PAL и SECAM .

Дальнейшие технические подробности

[ редактировать ]
  • Процессор : Intel 8080A , 2 МГц.
  • Память: максимум 48 КБ динамического ОЗУ, 24 КБ ПЗУ и 256 байт статического ОЗУ (стековое ОЗУ).
  • Клавиатура: 56 клавиш
  • Видео: EF9369 , [15] PAL- совместимый UHF выходной сигнал цветного ТВ (антенны) CH 36 со звуком
    • Текстовый режим: 60 символов × 24 строки (поддерживается 66 символов в строке)
    • Графические режимы: Низкий – 88 х 65 пикселей; Средний – 176 х 130 пикселей; Высокий – 352 х 260 пикселей; Очень высокое — 528 x 240 пикселей (неквадратное).
    • доступные цвета: 4 или 16 цветов (16-цветный режим на самом деле был 4-цветной палитрой)
  • Генерация звука: 3 генератора частоты + 1 генератор шума (General Instrument AY-3-8910 ?)
  • Игровые контроллеры: 2 входных интерфейса для манипуляторов или джойстиков (сделай сам). Каждый из них может управлять тремя входами 0–5 В и переключателем.
  • Хранение: 2 отдельных интерфейса аудиокассет с использованием кабеля для ввода/вывода данных и переключателя START/STOP, (600 Бод )
  • Альтернативные основные системы хранения:
    • Memocom MDCR-D, мини-цифровой кассетный магнитофон (в котором использовались миникассеты Philips )
    • Два 5,25-дюймовых флоппи-дисковода, 2 x 180 КБ (что позволило использовать CP/M ).
  • Совместим с дополнительной стойкой для карт , системой управления (« DAI Real World Card System »).
  • Разъемы ввода-вывода:
    • Последовательный порт RS-232 , гнездо DB-25 .
    • 2 порта для аудиокассет, 2 6-контактных гнезда DIN.
    • Параллельный порт DCE-Bus , собственный параллельный порт DAI 3 x 8 бит, 36-контактный разъем DIL.
    • 2 интерфейса Paddle , 2 x 6-контактная розетка DIN .
    • Стерео аудиовыход, 6-контактный разъем DIN, розетка.
    • Видео- и аудиовыход UHF, гнездо RCA (тюльпан) .
    • Вход питания переменного тока, с переключателем напряжения 220–110 В, форма фигуры 8, 2-контактный разъем переменного тока.
  • Системное программное обеспечение:
  • система также поддерживалась ассемблером 8080 .
  • Разное: настоящий генератор случайных чисел , реализованный аппаратно.

Компания ДАИ

[ редактировать ]

Data Applications International (DAI) — компания, действовавшая с конца 1970-х до начала 1980-х годов по адресу Древе-де-Ренардс, 6, Брюссель, и специализировавшаяся на создании «карт реального мира», компьютерных периферийных карт на базе собственной собственной шины DCEbus , которая в Суть состоит из трех групп по восемь линий ввода-вывода (от Intel 8255 ). Это были карты, совместимые с Eurocard , в 19-дюймовой стойке . Большинство карт также были основаны на одном чипе Intel 8255 . Примерно в 1977 году они разработали персональный компьютер DAI. 6 мая 1982 года компания обанкротилась. [3] Компания Indata продолжала производство компьютеров DAI до 1984 года.

Видеоигры

[ редактировать ]

Есть 6 известных коммерчески выпущенных игр для DAI PC. [16]

Заголовок Год выпуска Издатель
Подводная охота 198? Международные приложения данных
Дайлаксианцы 1983 Компьютерный диалог
Акробаты 198? Международные приложения данных
Морпион игра 198? Международные приложения данных
Замок Сортильеж 198? Международные приложения данных
чувак, не злись 1982 Сигг, М.


  1. ^ Jump up to: а б с «ДАИ ИНДАТА» . www.old-computers.com . Проверено 9 января 2023 г.
  2. ^ «Индата ДАИ» . HCM: Музей домашних компьютеров . Проверено 9 января 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Краан, Ф.Дж. (2020). «ДАИ» . Еще один компьютерный музей . Архивировано из оригинала 29 января 2022 г. Проверено 9 января 2023 г.
  4. ^ «Обзор ДАИ» (PDF) . Практические вычисления : 63 февраля 1981 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Персональный компьютер DAI (1980)» . Проверено 9 января 2023 г.
  6. ^ «ДАИ» . 1000 бит . Проверено 9 января 2023 г.
  7. ^ Электроника . Издательская компания МакГроу-Хилл. 1979. с. 68.
  8. ^ Jump up to: а б с д «ДАИ» . ГлавнаяКомпьютерныйМузей . Проверено 15 августа 2023 г.
  9. ^ Айзенбах, Сью (октябрь 1980 г.). «ДАИ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР» . Мир персональных компьютеров . стр. 72–76.
  10. ^ «ДАИ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР» . 17 августа 2022 г. Архивировано из оригинала 17 августа 2022 г. Проверено 9 января 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б «Происхождение DAI – еще один компьютерный музей» . 24 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 г. Проверено 9 января 2023 г.
  12. ^ Взлом Европы: от компьютерных культур к демосценам . Спрингер. 30 сентября 2014 г. п. 30. ISBN  9781447154938 . Проверено 29 апреля 2020 г.
  13. ^ (на голландском языке) Teleac выбирает DAI
  14. ^ Микулич, Томислав (2015). Персональный компьютер DAI, 1981–1988 гг. Графика и анимация низкого разрешения (PDF) .
  15. ^ «Ссылки на техническую документацию DAI Indata» . bruno.vivien.pagesperso-orange.fr . Проверено 9 января 2023 г.
  16. ^ История игр

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 18ff6bcaad45380f3dd3c88781268ae5__1715353560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/e5/18ff6bcaad45380f3dd3c88781268ae5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
DAI Personal Computer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)