Баг принт
Багхские отпечатки Мадхья-Прадеша | |
---|---|
Географическое указание | |
Тип | Набивные ткани |
Область | Деревня Баг |
Страна | Индия |
Зарегистрирован | Продукт зарегистрирован в 2008 году, логотип зарегистрирован в 2015 году. |
Материал | Хлопок, шелк, туссар |
Баг-принт — традиционное индийское ремесло, зародившееся в Баге , округ Дхар штата Мадхья-Прадеш , Индия. Этот процесс характеризуется ручной печатью рельефных отпечатков на деревянных блоках с использованием натуральных пигментов и красителей. Мотивы принта Bagh обычно представляют собой геометрические, пейсли или цветочные композиции, окрашенные в растительные цвета красного и черного цвета на белом фоне, и являются популярным продуктом для текстильной печати . Его название происходит от деревни Баг, расположенной на берегу реки Баг. [1] [2]
История
[ редактировать ]Происхождение печати Багха неизвестно, но считается, что этой практике более 1000 лет, а методы передавались в семейной практике из поколения в поколение. Вполне возможно, что корабль путешествовал с поселенцами из Джавада в штате Мадхья-Прадеш в Индии или с типографиями штата Раджастхан . [1] Другая возможность заключается в том, что чхипасы , или традиционные печатники по тканям, из мусульманской общины хатри, которые в настоящее время практикуют ремесло печати Багх, прибыли в этот район около 400 лет назад из Ларканы в провинции Синд , Пакистан, которая известна Аджрака традицией . блочная печать. [1] [3]
Первоначальные причины миграции неясны, но близость этого района к реке Баг, которая давала воду, необходимую для стирки тканей и обработки растительных красителей, могла быть основной причиной поселения в Баге. Кроме того, химический состав воды из реки Баг усиливает текстуру растительных, натуральных и черных красителей, придавая им светящееся качество, которое отличает отпечатки Бага от других отпечатков в регионах Мадхья-Прадеш и Раджастхан. [1]
В 1960-х годах многие мастера отказались от традиционного процесса печати Бага в пользу использования синтетических тканей. Тем не менее, ряд ремесленников, в том числе Исмаил Сулеманджи Хатри , продолжали практиковать и внедрять инновации в традиционных рамках ремесла и принесли гравюрам Бага международную известность.
В 2011 году принт Бага был принят в качестве графической темы штата Мадхья-Прадеш на параде в честь Дня Республики в Нью-Дели 26 января 2011 года. На параде была представлена Шалбханджика , небесная апсара 11-го века, задрапированная Багхом. принтованная одежда. [4]
Процесс
[ редактировать ]Процесс создания принтов Bagh включает предпечатную печать (стирку и предварительное окрашивание ткани), печать (нанесение рисунка) и постпечатную обработку (закрепление красителей и нанесение отделки ткани). [1] [5]
Предварительная печать
[ редактировать ]Предварительная печать начинается с Хара Карны , первоначальной стирки ткани для печати. Хлопок – обычно используемая ткань; однако другие ткани включают материал костюма Махешвари, шелк коса , бамбуковые цыплята, шифон, креп, ткань жоржет и шелковый шелк . Стирка Кхара Карна состоит из стирки в проточной воде в течение двух часов и отбивания ткани о речных камнях, чтобы удалить из ткани крахмал и облегчить процесс окрашивания. [1] [6]
Затем ткань замачивают в водном растворе каменной соли, менгни (козьего навоза) и касторового масла, трижды прессуют, промывают и сушат, что известно как Менгни Карна . Затем ткань предварительно окрашивается харарой , чтобы получить не совсем белый базовый цвет, который также добавляет насыщенности черному и красному красителям, которые будут применены позже. [1] [6] [7] [8]
Печать
[ редактировать ]Принты на багах выполняются вручную с использованием натуральных и растительных красок с использованием резных рельефных блоков из дерева. Наиболее распространены красный и черный красители, но также используются красители индиго, горчицы и хаки. Новые блоки для печати вырезаются вручную из тикового или шишамового дерева, но некоторые блоки используются уже 200–300 лет. Мотивы гравюр геометрические или цветочные, иногда вдохновленные 1500-летними картинами в пещерах Баг . [2] [1]
Красители
[ редактировать ]Красители для печати получают из растительных источников (растений, фруктов и цветов) и минералов. Для изготовления красителей пигменты, такие как сульфат железа и квасцы, кипятят в воде и смешивают с порошком семян тамаринда, чтобы получить пасту, которая действует как черный и красный красители соответственно. [1] [6] [8] [9] Другие цвета, такие как индиго, горчица и хаки, можно получить, используя листья индиго , листья дхавди или кожуру граната . [1] [10]
Печатные блоки
[ редактировать ]Блоки, известные как билалы и бибасы, изготовлены из сложной и глубоко вырезанной древесины тикового дерева или шишама ( Dalbergia sissoo ) и часто доставляются из Петхапура , Гандинагара и Джайпура . [1] [6] Рельефные блоки можно повторно использовать и собирать из поколения в поколение, а в некоторых семейных библиотеках хранятся тысячи отдельных дизайнов. Возраст некоторых блоков достигает 300 лет, и они используются так долго, что известны под особыми названиями. Новые блоки производятся примерно каждые шесть месяцев, чтобы соответствовать требованиям рынка, но при этом уделяется внимание тому, чтобы новый дизайн представлял собой вариацию традиционно принятого дизайна. Общие мотивы включают геометрические фигуры, а также природные формы, такие как жасмин, грибы, манго или маленькие точки на поле. [1] [7] [11]
Процесс печати
[ редактировать ]Чтобы нанести правильное количество красителя на печатный блок, деревянный резервуар, называемый палеа красителем наполняют . Бамбуковая сетка (картали), обернутая шерстью, плавает в резервуаре, впитывая краситель и передавая цвет, когда печатный блок лежит сверху. Ткань для печати кладется на стол из красного песчаника, называемый фарси , который набивается дополнительной тканью или старой одеждой, чтобы обеспечить плавность печати. Печатные блоки наносятся вручную: опытный мастер производит пять ярдов ткани за два-три часа, в зависимости от сложности дизайна. После того, как рисунок полностью напечатан, ткань выдерживается от 8 до 14 дней, чтобы краситель полностью впитался в ткань. [1] [6]
Послепечатная обработка
[ редактировать ]После того как ткань отдохнет, ее приносят в реку, тщательно промывают в течение 20 минут и бьют о речные камни, чтобы удалить излишки краски. Этот процесс, известный как Бичална , требует как силы, так и осторожности, поскольку любые пятна или пятна, возникающие в результате неправильной стирки, необратимы. Затем ткань фиксируется и обрабатывается методом Бхатти , при котором ткань кипятят в смеси воды, ализарина и дхавды цветов . Ткань постоянно сдвигают и переворачивают длинными палками по мере медленного повышения температуры раствора, что способствует правильному проявлению цветов. Весь процесс занимает от четырех до шести часов. Наконец, ткань отбеливают и стирают еще три раза, прежде чем ткань будет готова. [1] [6]
Выдающиеся мастера-ремесленники
[ редактировать ]Контроль качества
[ редактировать ]Уполномоченный по развитию (ремесла) филиала правительства Индии в Мадхья-Прадеше осуществляет контроль качества. Сами ремесленники следуют внутреннему механизму контроля качества на различных этапах производства с помощью мастеров-ремесленников. Текстильный комитет Министерства текстиля правительства Индии осуществляет контроль качества через Уполномоченного по развитию ремесел в сотрудничестве с заинтересованными сторонами. [1]
Новые эксперименты
[ редактировать ]Первоначально Мохаммед Юсуф Хатри , Мохаммед Билал Хатри, Мохаммед Казим Хатри и их семья шили традиционные платья для удовлетворения потребностей различных кастовых групп, проживающих в племенном регионе Баг. Люди разных каст и семей носили разные одежды со специфическими идентификационными бирками племенной общины Бхил и Бхилала. Некоторые из Катрис разработали дизайн, отвечающий современным городским вкусам, во второй половине 1980-х годов; Эти дизайны охватывали сари, шалвар-камиз , чехлы для подушек и столов, шелковое сари с блочным принтом, шелк-туссер, шелковый шальвар, шарф и так далее. Некоторые члены семьи создали инновационные деревянные блоки и цвета, которые были приняты на национальном и международном рынке благодаря их долгому сроку службы. К ним относятся такие ремесла, как ксилография на бамбуковом чике или циновках, коже, джуте и других материалах, помимо ткани. [1] [7]
Одну из таких практик он [ ВОЗ? ] преследовалась старая техника повторного использования традиционных блоков возрастом от 200 до 300 лет, которые представляли собой образцы или рисунки картин из наскальных рисунков возрастом 1500 лет в этом регионе. [1] [7]
Некоторые из дизайнов блоков охватывали Нариял Заал и Гевар Заал на основе картин Тадж-Махала , Саджа , Дакмандва , чамели или жасмина , майтира или гриба, лехерии и джурварии или маленьких точек на поле. Другими нововведениями, представленными семьей Хатри, являются блочные конструкции узора джаали из Тадж-Махала и фортов в регионе, стандартизация использования основных цветов красного цвета на основе квасцов и ржавых железных опилок для черного цвета, а также разработка желтого и зеленого цветов на растительной основе. красители. Его [ чей? ] Основным нововведением было создание принта Бага на различных типах ткани путем печати на них. Его инновационный дизайн покрывала, состоящего из 1200 различных блоков, принес ему Национальную премию в 1984 году. [1] [7]
Расположение
[ редактировать ]Деревня Баг, где практикуется это ремесло, находится в пределах географических координат 22 ° 22'00" с.ш. 74 ° 40'00" в.д. / 22,36667 ° с.ш. 74,66667 ° в.д. на высоте 240 метров (790 футов). Река Баг, протекающая недалеко от деревни, является основным фактором распространения этого вида искусства. Река Нармада , расположенная примерно в 30 километрах (19 миль) от Бага, являясь постоянным источником, является важным источником для этого произведения искусства, особенно в сезон, когда река Баг пересыхает. [1]
Репродукции Бага внесены в список ремесленных изделий с географической маркировкой и защищены Законом о географических указаниях товаров (регистрация и защита) (Закон GI) 1999 года правительства Индии . Они были зарегистрированы Генеральным контролером по патентам, образцам и товарным знакам под названием «Bagh Prints of Madhya Pradesh» и записаны с тегом (GI) под номером заявки 98 в 2008 году. Их логотип с названием Bagh Prints of Madhya Pradesh (логотип) утвержден по заявке № 505 от 1 августа 2015 года по классу 24 «Текстиль» и текстильным изделиям, не отнесенным к другим классам. [1] [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Журнал географических указаний №75» (PDF) . Правительство Индии. 26 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала (PDF) 4 февраля 2016 г. . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Ручная ксилография Бага, Мадхья-Прадеш» . Ремесло и ремесленники. Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ «Краткое исследование процесса ксилографии в Индии» . Исследовательские ворота . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ «Депутатский стенд, демонстрирующий гравюры с надписью «Баг» на параде в честь Дня Республики» . Зинеьюс . 21 января 2011 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ «Блочная печать на Багах» (PDF) . Крафт Марк . Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Ручная ксилография Бага, Мадхья-Прадеш - Asia InCH - Энциклопедия нематериального культурного наследия» . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Чари, Пушпа (21 октября 2011 г.). «История Бага…» Индус . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «История Бага Принта» . У Окна . 26 февраля 2017 г. Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ Аланис, Леонора (4 июля 2016 г.). «Печать Багха - Мадхья-Прадеш. Процесс и история | Гаатха. गाथा ~ ремесла» . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ «Человек, стоящий за ремеслом» . Индус . 17 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2003 г. Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ «Отпечатки Бага: неизгладимый отпечаток» . Перспективный путешественник . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ «Отпечатки свиней из штата Мадхья-Прадеш также в центре внимания в Аргентине | ummid.com» . www.ummid.com . Проверено 06 апреля 2021 г.
- ^ «Человек, стоящий за ремеслом» . Индус . 17 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2003 г.
- ^ «Художник Багха Абдул Хатри вручает награду ЮНЕСКО 2018 года в Катаре | Новости Бхопала — Times of India» . Таймс оф Индия . 23 января 2019 г.
- ^ «Ремесленник-багх Абдул Кадар Хатри мешки ЮНЕСКО, награда Всемирного совета ремесленников» .
- ^ «Зарегистрированные географические указания (GI)» (PDF) . Реестр географических указаний (Индия) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2014 г. Проверено 31 декабря 2014 г.