Jump to content

Эффект превосходства слов

В когнитивной психологии эффект превосходства слов ( WSE ) относится к явлению, заключающемуся в том, что люди лучше распознают буквы, представленные в словах, по сравнению с изолированными буквами и буквами, представленными в несловных (орфографически незаконных, непроизносимых массивах букв) строках. [1] Исследования также обнаружили WSE, когда идентификация букв в словах сравнивается с идентификацией букв в псевдословах. [2] (например, «WOSK») и псевдоомофоны [3] (например, «ВЕРК»).

Эффект был впервые описан Кеттелом (1886). [4] и важный вклад был сделан Райхером (1969). [5] и Уилер (1970). [6] Кеттелл впервые написал: «Я обнаружил, что чтение слов, не имеющих связи , занимает примерно в два раза больше времени, чем чтение слов, составляющих предложения, и букв, не имеющих связи, чем букв, составляющих слова. Когда слова составляют предложения, а буквы — слова , не только процессы видения и называния перекрываются, но и одним умственным усилием испытуемый может распознать целую группу слов или букв». [4]

Г. Райхер и Д. Уиллер разработали базовую экспериментальную парадигму изучения WSE, получившую название парадигмы Райхера-Уиллера. В этой парадигме наблюдателю предоставляется строка слов или неслов, за которой следует маска (краткий стимул для измерения воздействия на поведение). Затем наблюдателя просят назвать одну из букв из указанной позиции в этом слове или строке, что делает тест двухальтернативным принудительным выбором (2-AFC). Например, для буквы R в слове «карта» наблюдателя можно попросить выбрать между буквами R и T, и обычно это будет более эффективно, чем если бы его попросили сделать тот же выбор с помощью строки букв, таких как «cqrd». [1] Каждое возможное завершение с двумя возможными буквами в условии слова дает слово.

С тех пор WSE был тщательно изучен в контексте когнитивных процессов, происходящих во время чтения . Также было проведено большое количество исследований, чтобы попытаться смоделировать эффект с помощью коннекционистских сетей .

Экспериментальная задача

[ редактировать ]

WSE традиционно тестировался с использованием тахистоскопа , поскольку необходимо тщательно контролировать продолжительность представления буквенной строки. Недавно программное обеспечение для презентации стимулов позволило гораздо проще манипулировать продолжительностью презентации с помощью компьютеров. WSE также описан без тахистоскопа. [7]

На экране на несколько миллисекунд высвечивается строка букв, обычно четыре или пять. Затем читателям предлагается выбрать, какая из двух букв была в мигающей строке. Например, если бы «WOSK» было прошито, читателю, возможно, пришлось бы решить, была ли «K» или «H» в «WOSK». WSE возникает, когда испытуемые более последовательно выбирают правильную букву, когда цепочка букв представляет собой настоящие слова, а не неслова (например, «WKRG») или отдельные буквы.

Гипотезы

[ редактировать ]

Существование WSE обычно подразумевает, что слова имеют в уме определенные преимущества доступа или кодирования, которых нет у псевдослов или отдельных букв. Различные исследования показали, что это различие является результатом различий в произношении (неслова не произносятся и, следовательно, их не так легко запомнить), частоте (настоящие слова встречаются и используются чаще), значимости (настоящие слова имеют семантическую ценность и, следовательно, лучше сохраняются в памяти), орфографическая регулярность (настоящие слова следуют знакомым правилам написания и, следовательно, лучше сохраняются в памяти) или плотность соседства (настоящие слова имеют тенденцию иметь больше общих букв с другими словами, чем неслова, и, следовательно, вызывают большую активность в уме).

Другие исследования показали, что на WSE сильно влияют или даже индуцируют экспериментальные факторы, такие как тип маскировки, используемый после представления слова, [8] или продолжительность действия масок.

Две популярные модели, претендующие на объяснение WSE, — это модель интерактивной активации (IAM). [9] и модель двухмаршрутного кодирования (DRC). [10] Ни одна из этих моделей не учитывает внимание; Эта взаимосвязь изучалась в ходе исследования WSE. Факты показывают, что WSE сохраняется без сознательного осознания наблюдателем представленного слова, а это означает, что внимание не является необходимым для WSE и не участвует в этом явлении. Однако было продемонстрировано, что фокус внимания модулирует WSE, что согласуется с недавними нейрофизиологическими данными, объясняющими, что внимание фактически модулирует ранние стадии обработки текста. [1]

Модель активации-проверки (AVM) — это еще одна модель, разработанная для учета данных о времени реакции в результате задач лексического принятия решений и именования. Основными операциями, изучаемыми в AVM и участвующими в распознавании слов и букв, являются кодирование, проверка и принятие решения. [11] И IAM, и AVM разделяют многие основные предположения, такие как тот факт, что входной стимул активирует пространственно-специфичные буквенные единицы, что активирует буквенные единицы, модулирует активность словесных единиц и что на распознавание букв и слов часто влияют нисходящие процессы. (например, читая фразу «Корова говорит...», человек догадывается «муу» и, проверяя, что слово начинается с «м», игнорирует остальные буквы). [11]

ВФБ и модель интерактивной активации

[ редактировать ]
Модель интерактивной активации Румельхарта и Макклелланда.

WSE оказалась важным открытием для моделей распознавания слов и, в частности, поддерживается моделью интерактивной активации распознавания слов Румельхарта и Макклелланда. Согласно этой модели, когда читателю предлагается слово, каждая буква параллельно будет либо стимулировать, либо подавлять различные детекторы признаков (например, изогнутую форму для буквы «C», горизонтальные и вертикальные полосы для «H» и т. д.). [12] Эти детекторы функций затем будут стимулировать или блокировать различные детекторы букв, которые, в конечном итоге, будут стимулировать или блокировать различные детекторы слов. Некоторые слова можно активировать с помощью этих стимуляций. Однако тот факт, что комбинация букв не имеет смысла, может помешать этим словам, которые были активированы ранее. [13] Каждое активированное соединение будет иметь разный вес, и, таким образом, слово «РАБОТА» в примере будет активировано больше, чем любое другое слово (и, следовательно, распознается читателем).

Согласно этой модели интерактивной активации, WSE объясняется следующим образом: когда целевая буква представлена ​​в слове, все детекторы функций, детекторы букв и детекторы слов будут активированы, что добавляет веса окончательному распознаванию стимула. Однако, когда представлена ​​только буква, будет активирован только уровень детектора букв. Следовательно, мы можем более четко запомнить представленное слово-стимул и, таким образом, более точно определить составляющие его буквы, как это наблюдается в WSE.

Модель активации-проверки

[ редактировать ]

АВМ [11] занимается операциями кодирования, проверки и принятия решений. Кодирование используется для описания ранних операций, которые приводят к бессознательной активации заученных единиц в памяти. После кодирования происходит проверка. Проверка часто приводит к сознательному распознаванию респондентами одной лексической статьи. Верификацию следует рассматривать как независимый нисходящий анализ стимула, который руководствуется сохраненным или ранее изученным представлением слова. Обработку в режиме реального времени при проверке можно имитировать с помощью компьютерного моделирования. Наконец, факторы, влияющие на скорость и точность выполнения в конкретной парадигме, зависят от того, основаны ли решения в первую очередь на информации, полученной в результате кодирования или проверки.

Неблагоприятный эффект превосходства слов

[ редактировать ]

Один из выводов отчета Джонстона и Макклелланда заключался в том, что WSE не возникает неизбежно всякий раз, когда мы сравниваем слово и неслово. Скорее, это в некоторой степени зависит от стратегий, которые читатели используют во время выполнения задачи. Если бы читатели уделяли больше внимания букве в определенной позиции , они бы испытали неблагоприятный эффект превосходства слов. Это связано с тем, что читатель больше не будет иметь преимущества от активации уровня детектора слов с таким большим весом, если он не сосредоточится на полном слове.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фаликман, М.В. (2011). «Словное превосходство влияет на разные виды внимания». Журнал российской и восточноевропейской психологии . 49 (5): 45–61. дои : 10.2753/rpo1061-0405490503 . S2CID   145796440 .
  2. ^ Макклелланд, Дж.Л.; Дж. К. Джонстон (1977). «Роль знакомых единиц в восприятии слов и неслов» (PDF) . Восприятие и психофизика . 22 (3): 249–261. дои : 10.3758/bf03199687 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2016 г. Проверено 30 июня 2008 г.
  3. ^ Ферраро, Франция; Дж. Честейн (1997). «Анализ эффектов задачи Райхера». Журнал общей психологии . 121 (4): 411–442. дои : 10.1080/00221309709595569 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кеттелл, Дж. М. (1886). «Время, необходимое, чтобы увидеть и назвать предметы» . Разум . ос–XI (41): 63–65. дои : 10.1093/mind/os-XI.41.63 .
  5. ^ Райхер, генеральный директор (1969). «Перцептивное распознавание как функция значимости стимульного материала». Журнал экспериментальной психологии . 81 (2): 275–280. дои : 10.1037/h0027768 . ПМИД   5811803 .
  6. ^ Уиллер, Д.Д. (1970). «Процессы распознавания слов» (PDF) . Когнитивная психология . 1 (1): 59–85. дои : 10.1016/0010-0285(70)90005-8 . hdl : 2027.42/32833 .
  7. ^ Принцметал, В. (1992). «Эффект словесного превосходства не требует Т-прицела» . Восприятие и психофизика . 51 (5): 473–484. дои : 10.3758/bf03211643 . ПМИД   1594437 . Проверено 30 июня 2008 г.
  8. ^ Джонстон, Джей Си; Дж. Л. Макклелланд (1973). «Визуальные факторы восприятия слова» (PDF) . Восприятие и психофизика . 14 (2): 365–370. дои : 10.3758/bf03212406 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2014 г. Проверено 30 июня 2008 г.
  9. ^ Макселланд, Дж.; Румельхарт, Д. (1981). «Интерактивная модель активации контекстных эффектов при восприятии букв: часть 1. Изложение основных выводов». Психологический обзор . 88 (5): 375–407. дои : 10.1037/0033-295X.88.5.375 .
  10. ^ Зиглер, Дж.; Рэстл, К.; Перри, К.; Лэнгдон, Р.; Колтхарт, М. (2001). «DRC: каскадная модель с двойным маршрутом визуального распознавания слов и чтения вслух». Психологический обзор . 108 (1): 204–56. дои : 10.1037/0033-295X.108.1.204 . ПМИД   11212628 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Паап, КР; Ньюсом, СЛ; Макдональд, Дж. Э.; Шваневельдт, RW (1982). «Модель активации-проверки распознавания букв и слов: эффект превосходства слов». Психологический обзор . 89 (5): 573–594. дои : 10.1037/0033-295x.89.5.573 . ПМИД   7178333 .
  12. ^ Чейз, Кристофер Х.; Таллал, Паула (1990). «Развивающаяся интерактивная модель активации эффекта словесного превосходства». Журнал экспериментальной детской психологии . 49 (3): 448–487. дои : 10.1016/0022-0965(90)90069-к . ПМИД   2348161 .
  13. ^ Альтманн, Джерри; Шиллкок, Ричард (2013). Когнитивные модели обработки речи: Вторая встреча в Сперлонге . Психология Пресс. п. 213. ИСБН  978-1134832866 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Штернберг, Роберт Дж. (2006). Когнитивная психология ; четвертое издание.
  • Краудер, Роберт Г. и Вагнер, Ричард К. (1992). Психология чтения , второе издание. п. 79.
  • Харрис, Маргарет и Колтхарт, Макс. (1986) Обработка речи у детей и взрослых . п. 155.
  • Фрэнсис, Грег, Нит, Ян, Маккеун, Энджи и Голдтуэйт, Данали. (2004). Бельмонт: Уодсворт, с. 73–74.
  • Грейнджер, Джонатан; Бутевен, Себастьен; Трук, Кэти; Бастьен, Мирей; Зиглер, Йоханнес (2003). «Превосходство слов, превосходство псевдослов и обучение чтению: сравнение читателей с дислексией и нормальных читателей». Мозг и язык . 87 (3): 432–440. дои : 10.1016/s0093-934x(03)00145-7 . ПМИД   14642545 . S2CID   34172260 .
  • Иордания, ТР; де Брейн, О. (1993). «Превосходство слова над отдельными буквами: пренебрегаемая роль фланкирующих контуров маски». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . 19 (3): 549–63. дои : 10.1037/0096-1523.19.3.549 .
  • Иордания, ТР; Патерсон, КБ; Альмабрук, ААА (2010). «Раскрытие превосходной чувствительности слов на арабском языке». Восприятие . 39 (3): 426–428. дои : 10.1068/p6637 . ПМИД   20465177 . S2CID   39544317 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a890d043abcc0f920987bdeb5eea606__1713217020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/06/1a890d043abcc0f920987bdeb5eea606.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Word superiority effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)