Каменная дорога для скота
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Каменная дорога для скота ( китайский : 石牛道 ; пиньинь : Shiniú Dào ) — древняя китайская дорога через горы Циньлин, использовавшаяся государством Цинь для завоевания провинции Сычуань в 316 году до нашей эры.

История
[ редактировать ]История гласит, что король Хуэйвэнь из Цинь на реке Вэй хотел завоевать королевство Шу на юге, за непроходимыми горами Циньлин в бассейне реки Сычуань . Зная о любви короля Шу к сокровищам, он приказал своим скульпторам изготовить пять каменных коров в натуральную величину с золотыми хвостами и задними конечностями, покрытыми золотом, и поместил их так, чтобы послы Шу могли их видеть. Когда король Шу услышал об этом, он подумал, что было бы хорошо удобрить свою сокровищницу золотыми коровьими лепешками, поэтому он попросил короля Цинь прислать скот. Царь Цинь ответил, что он рад это сделать, но скот хрупкий и для его доставки сначала необходимо построить галерею через горы. Когда в 316 г. до н. э. Каменная дорога для скота была завершена, он использовал ее, чтобы вторгнуться в Шу и завоевать его. [ 1 ] Сейдж предлагает несколько иную версию этой истории. Другой источник [ 2 ] упоминается Дорога Золотого Быка ( китайский : 金牛道 ; пиньинь : Jīnniú dào ), которая проходит через западную оконечность гор Циньлин через перевалы Тяньшалин и Утин. Легенда гласит, что он был построен для отлова быков аналогичной породы, обитавших в горах.
История
[ редактировать ]Чтобы добраться до Сычуани из Цинь, нужно отправиться на юг через трудные горы Циньлин к бассейну реки Хань , а затем на юго-запад через горы Даба в бассейн Сычуани . Естественно, здесь были пешеходные дорожки, но для отправки армии и последующего сбора дани требовалась дорога, пригодная для колесного транспорта. На более сложных участках галерейную дорогу пришлось построить . В скале просверливали горизонтальные отверстия и вставляли в них бревна. Там, где это было возможно, устанавливались вертикальные бревна для поддержки внешних концов, и все было покрыто досками. (В 1979 году китайские археологи обнаружили 56 горизонтальных ям и 190 вертикальных ям в 22 различных местах.) Если вторжение Цинь в 316 году до нашей эры было внезапным решением, спровоцированным ссорой маркиза Цзу с королем Шу, то дорога или ее часть должно быть, было на месте до этого. Более сложная северная часть находилась на территории Цинь, южная часть — в Шу и средняя часть — в Ба, хотя точные границы не ясны. Большая часть расходов и инженерных работ, должно быть, исходила от Цинь. Учитывая, что расстояние от долины Вэй до В Чэнду около 500 километров, вряд ли всю дорогу строили сразу.
Сейдж отмечает, что «определение участка маршрута Циньлин когда-то было одной из тех вечных придирок, как попытки найти путь Ганнибала через Альпы». По его мнению, участок Циньлин соответствует дороге Баокси-Планк. Он пролегал с юго-востока от столицы Цинь Юн , вверх по текущей на север реке Се, через перевал к западу от горы Тайбай и на юго-запад вниз по реке Бао до Ханьчжуна на реке Хань. Отсюда он шел на запад-юго-запад через горы Даба, используя перевал У Дэн («У Дэн» — это «Пять сильных людей», которые везли скот в Шу), и входил в бассейн Сычуани через Цзянь Мэнь или Ворота Меча, маршрут, который похож на современное шоссе Сиань-Чэнду. Сейдж считает, что собственно Каменная дорога для скота представляла собой участок к югу от гор Даба, хотя этот термин широко использовался для обозначения всего маршрута. К западу от части Циньлин также была «старая дорога» («гу дао»), которую Лю Бан использовал для своего первоначального прорыва из долины Хань. Вероятно, это соответствует современной трассе S210. После завоевания здесь была «Дорога рисовых амбаров», которая шла на юг от Ханьчжуна, а затем поворачивала на запад. По мере того как Сычуань становился более развитым, появлялись и другие дороги большей или меньшей важности.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Джон Кей , Китай – история, 2009, Харпер Коллинз, ISBN 978-0-00-722178-3
- Стивен Ф. Сейдж , Древний Сычуань и объединение Китая, 1992 г.