Панагия тис Ангелоктистис

Панагия тис Ангелоктистис ( греч . Panagia tis Angeloktistis ) или Панагия Ангелоктисти (Panagia Angeloktistis, « Панагия, построенная ангелами») — византийская церковь, расположенная в деревне Кити на Кипре , примерно в 12 километрах к юго-западу от современной Ларнаки и древний город Китион .
Церковь Панагия Агелоктисти была представлена в качестве возможного объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в сентябре 2015 года и в настоящее время внесена в список Предварительного объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История
[ редактировать ]5-6 века
[ редактировать ]
с деревянной крышей Первоначальное строение представляло собой базилику ; все остальные базилики на Кипре того времени также имели деревянные крыши. [ 1 ] Базилика, скорее всего, была построена в V веке. [ 2 ] хотя мозаика в апсиде датируется VI веком. На тот момент остров Кипр был частью Византийской империи более 100 лет (см. Кипр в средние века и Кипр ).
Как и многие кипрские базилики, базилика Кити была разрушена примерно в VII и VIII веках. Некоторые историки отмечают, что это разрушение совпадает со многими арабскими набегами на этот район, когда Византийская империя боролась за поддержание периферии своей империи. [ 1 ] Другие историки отмечают, что церкви представляли собой деревянные конструкции и освещались масляными лампами, что «в лучшие времена представляло серьезную опасность пожара». [ 3 ] Апсида и знаменитая мозаика Панагия тис Ангелоктисти пережили разрушение и были включены в церковь, которая позже была построена на фундаменте базилики. Апсида, мозаика и церковь сохранились до сих пор. Мерриллис отмечает, что «в 688–689 годах халиф Абд аль-Малик (регионы 685–705) подписал соглашение с Юстинианом II (регионы 685–95; 705–11), по которому Кипр [стал нейтральной территорией]…. [и] благодаря своему нейтральному статусу Кипр практически не пострадал от иконоборческих споров (730–843)». [ 1 ]
Историки спорят о том, было ли включение остатков базилики в новую структуру, потому что это позволило построить новую церковь быстрее. [ 4 ] или если бы включение более старого строения было бы более трудным и трудоемким, чем строительство новой церкви, и было бы сделано только потому, что старые останки были важны для окружающего сообщества. [ 5 ]
11 век
[ редактировать ]Церковь была построена между серединой 11 и началом 12 веков, после восстановления византийского правления на Кипре в 965 году. [ 5 ] В частности, в XI и XII веках византийские правители Кипра и другие официальные лица расширили часовни и церкви. [ 1 ] Куполообразная крестово-купольная церковь в Кити была построена на остатках разрушенной базилики. Мего отмечает, что «ранняя апсида базилики [была] включена в небольшую купольную церковь Панагия тис Кирас (Ливадия) » в Ливадии, Кипр. [ 3 ] Заключение фундамента базилики означало, что церковь имела вытянутую крестово-квадратную планировку, но с централизованным дизайном. [ 5 ]
Небольшие раскопки подвала в 1959 году привели к обнаружению ряда могил, встроенных в более ранний фундамент церкви, что указывает на то, что раннехристианская базилика служила могильником до строительства средневизантийской церкви. [ 5 ] Эти раскопки также предоставили доказательства того, что «нынешней церкви в Кити предшествовали два этапа строительства: базилика с колоннами, за которой в VI или VII веке последовала базилика с причалом». [ 5 ] Церковь была построена из каменной кладки , как и Пангиа Кира, которая также была перестроена с включением остатков более ранней базилики и христианской мозаики. [ 5 ]
Известные элементы и украшения
[ редактировать ]
Мозаика Панагия тис Ангелоктисти является одной из наиболее хорошо сохранившихся раннехристианских настенных мозаик Кипра и, вероятно, была создана в конце VI века. В период Юстина II расширилось производство настенной и напольной мозаики, и Кипр не стал исключением. В Кити Дева Мария держит в левой руке Младенца Христа в стиле Одигитрии и стоит на табурете так, что кажется, что она стоит в воздухе. [ 3 ] [ 6 ] Справа от Богородицы — архангел Михаил, слева — архангел Гавриил, и все они расположены на золотом фоне. Крылья обоих ангелов кажутся сделанными из перьев павлина, что является символом вечной жизни. Ангелы, кажется, держат скипетр и подносят шар с крестом на вершине, который символизирует подношение земного господства Христу и Богородице. [ 3 ] [ 6 ] Мего отмечает, что эти особенности повторяются в мозаике монастыря Святой Екатерины на Синае и помогают подтвердить датировку мозаики шестым веком. [ 3 ]
Мего отмечает, что точность и деликатность, использованные для построения лиц в Кити, «заметно отличаются от импрессионистической манеры, использованной в Литранкоми», но перекликаются с техникой, использованной на лицах Сан-Витале в Равенне . [ 3 ] Над Девой Марией находится фраза «АГИЯ МАРИЯ», тем самым называя Ее Святой Марией или Святой Марией вместо « Богородицы » (Богородицы). После того, как Никейский собор 431 г. н.э. даровал Деве Марии титул Святой Марии, это имя стало все чаще использоваться вместо Богородицы. [ 6 ]
Мозаика завершается бордюром, изображающим Фонтан Жизни с парами уток, попугаями с ленточками (персидский символ земной власти), а также оленями или оленями (отсылка к 41-му и/или 42-му псалму), пьющими из фонтанов. . [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] Мего отмечает, что подобные изображения Фонтана Жизни также использовались в амвоне епископа Агнеллуса в Равенне; другие историки проводили параллели с этими византийскими изображениями в Салоне, Задаре в Хорватии, Стоби, Амфиполе в Македонии, Греции (например, Базилике) и Эдессе в Македонии. [ 3 ] Маллет предполагает, что начиная с христианских базилик V века произошло «общее развитие, в результате которого мир природы был перенесен в Дом Господень» и что этот стиль особенно процветал в VI веке. [ 7 ]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Мерриллис, Р.С. и др. Кипр, раннехристианский и византийский . Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб.
- ^ Церковь Успения Богоматери, Кити. (2012). Получено 12 февраля 2016 г. с http://www.aboutcyprus.org.cy/en/church-of-panagia-our-lady-tis-aggeloktistis-kiti# . Архивировано 22 июня 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мего, AHS. (1974). Византийская архитектура и декор на Кипре: столичный или провинциальный? Документы Думбартон-Оукса, 28, 57–88. дои : 10.2307/1291355
- ^ Стюарт, Калифорния. (2010). Первые сводчатые церкви на Кипре. Журнал Общества историков архитектуры, 69 (2), 162–189. дои : 10.1525/jsah.2010.69.2.162
- ^ Jump up to: а б с д и ж Павловский, MJ (2014). Исследование средневизантийских восстановленных церквей на Кипре . (Приказ № 1556953, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес). Диссертации и диссертации ProQuest, 81.
- ^ Jump up to: а б с д Михаэлидис, Д. (1989). Раннехристианские мозаики Кипра. Библейский археолог, 52 (4), 192–202. дои : 10.2307/3210136
- ^ Jump up to: а б Маллетт М. и др. Раннехристианское и византийское искусство . Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб.
34 ° 50'51 ″ с.ш. 33 ° 34'16 ″ в.д. / 34,8476 ° с.ш. 33,5710 ° в.д.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брейе, Л. (1912). Византийская мозаика из Чити (остров Кипр) . Журнал Des Savants , 10 (7), 316–317. https://doi.org/10.3406/jds.1912.3920