Кон (доинкская мифология)
В доинкской мифологии Кон ( Кон ) был богом дождя и ветра , пришедшим с севера. Считается, что он является божеством цивилизации Паракас , которое позже было принято в мифологии Наска и инков под разными именами. Он был сыном Инти ( бога Солнца ) и Мамы Киллы («матери Луны»). [ 1 ]
Легенда о Коне
[ редактировать ]
Согласно легенде о Коне, он прибыл с Севера в начале времен. Кон описывался как существо, имеющее форму человека, но не имевшее суставов и костей. В некоторых легендах говорится, что он прилетел с маской птицы на лице. Он пришел с фруктами, кошачьими масками и посохом. У него были большие глаза, из-за чего многие называли его «Диос Окуладо», что означает «глазастый бог». [ 2 ] Он сын Инти, которого иногда называют «сыном солнца». Из-за этого, странствуя по земле, он поднимал горы и создавал долины по своей воле. Говорят, что он является создателем людей, которым он дал много фруктов и хлеба, чтобы выжить. Всякий раз, когда он появлялся, он посылал на землю дожди, чтобы их сельское хозяйство и народ процветали. Его единственная просьба заключалась в том, чтобы они продолжали чтить его. Местные жители танцевали и рассказывали его историю, чтобы умилостивить великого творца. Со временем люди забыли о Коне и своем долге перед ним. Это разозлило Кона, поэтому, чтобы наказать людей, он отступил от их вод, превратив вместо этого пышную землю в прибрежные пустыни. Он убрал дождь и оставил им лишь несколько рек и озер, чтобы выжить. [ 3 ]
Через некоторое время с юга прибыл другой бог, чтобы бросить вызов Кону, его звали Пачакамак ( Пача Камак ), и он был еще одним сыном Инти. Он и Кон сражались, и Пачакамак в конце концов победил, отбросив Кона. Кон исчез в небе, и больше о нем никто не слышал. [ 4 ] Пачакамак превратил жителей Кона в обезьян, ящериц, лис и птиц, чтобы они жили в Андах , и создал новых людей для заселения Земли. [ нужна ссылка ] Считается, что они символизируют борьбу дня (Кон) и ночи (Пачакамак). Дуэт может представлять собой ряд битв между двумя противоборствующими силами, такими как Солнце и Луна, Север и Юг. [ 5 ]
Переход к цивилизациям Наска и инков
[ редактировать ]
Хотя легенда о Коне возникла в цивилизации Паракас (800–100 гг. до н. э.), [ нужна ссылка ] об этом рассказывали и пересказывали туземцы

территория на юго-западе современного Перу на протяжении веков. В конце концов, когда цивилизация Паракас пала, возникла цивилизация Наска (200 г. до н.э. – 600 г. н.э.). [ нужна ссылка ] Здесь была принята история божества, и его называли как «Кон», так и «Кунирайя». Жители Наски верили, что танцы могут его успокоить. Эти танцы были церемониальными и культурными танцами, исполнявшимися по повторяющимся узорам. Это привело к созданию линий Наска , продолжающих рассказывать историю создания. Многие считали, что гигантские геоглифы были созданы для того, чтобы боги могли видеть сказания с неба. Его также использовали, чтобы сообщить богам, где живут их последователи и поклонники. Увидев эти изображения, боги никогда не рассердятся на жителей Наски и не уничтожат их. [ 6 ]
Некоторые ученые полагают, что линия Наска под названием «Астронавт» является изображением бога Кона, поскольку у него, кажется, нет костей и суставов, а его большие глаза являются основной особенностью. Считается, что огромный рисунок является данью ему уважения, чтобы дожди никогда не прекращались. Другие формы поклонения включали гончарное дело и ткачество, рассказывающее историю творения. [ 7 ]
К 1483 году цивилизации Паракас и Наска прекратили свое существование, а Империя инков правила частями современного Перу, Эквадора, Боливии, Чили и Аргентины. [ нужна ссылка ] Инки больше не восхваляли бога Кона, а нового бога творения по имени Виракоча . Миф о сотворении бога Виракоча начинается иначе, чем миф о Коне, но в него включены некоторые заимствованные элементы. Говорят, что он пришел с озера Титикака и создал людей, вдыхая камни. Он также ассоциируется с дождями региона, и его иногда называют «Кон-Тики», как дань уважения мифу о сотворении мира и богу Кону более ранних цивилизаций. [ нужна ссылка ] Вот почему Виракочу и Кона иногда путают, хотя они принадлежат к разным цивилизациям.
Другие упоминания о Коне
[ редактировать ]Кон-Тики Экспедиция
[ редактировать ]Это путешествие 1947 года было совершено норвежским исследователем Туром Хейердалом из Южной Америки на Полинезийские острова. Экспедиция была совершена на большом плоту, названном Кон-Тики в честь «старого имени» бога Виракоча. Он отплыл из Трухильо, Перу. Экспедиция Кон-Тики привела к тому, что Хейердал написал книгу под названием «Кон-Тики», за которой последовал документальный фильм, а позже и экранизация.
Астрономия
[ редактировать ]есть кратер, названный в честь бога Кона На спутнике Сатурна Рее .
также есть кратер На карликовой планете Церера Конирая.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Буден, Луи (1977). «Повседневная жизнь инков».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Как. Бог-Творец» . pueblosoriginarios.com . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Франциско., Лопес де Гомара (1966). Общая история Индии . Эд. OCLC 633735603 .
- ^ «Что такое миф о Коне?» . Жизненная Персона . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ Ростворовский, Мария (1993). «Религиозное происхождение рисунков и полос Наски» . Журнал общества американцев . 79 (1): 189–202. дои : 10.3406/jsa.1993.1474 . ISSN 0037-9174 .
- ^ «Геоглифы дренажа Рио-Гранде-де-Наска» , Наска , Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing Ltd, стр. 163–192, 2002, doi : 10.1002/9780470693384.ch7 , ISBN. 9780470693384 , получено 20 октября 2021 г.
- ^ «Культура Наска» . Перуанский исследователь . 13 декабря 2019 г. Проверено 23 октября 2021 г.