Бренда Вонг Аоки
Бренда Вонг Аоки | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Национальность | Американский |
Род занятий | Художественный руководитель, «Первый голос» |
Заметная работа |
|
Стиль | Но , кёгэн и современное повествование |
Супруг | Mark Izu [ 1 ] [ 2 ] |
Дети | Кай Кейн Аоки Идзу [ 3 ] |
Бренда Вонг Аоки — американский драматург , актёр и рассказчик . Она создает монодрамы, основанные на традиционном повествовании, танцевальных движениях и музыке. Работы Аоки сочетают в себе восточные и западные повествования и театральные традиции, такие как но, кёгэн, комедия дель арте, современный танец, японская игра на барабанах и американский джаз. Большинство ее выступлений выражают темы истории, смешанной расы, дома, пола и мифологии. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Аоки является одним из основателей Института разнообразия искусств Стэнфордского университета . [ 7 ] Аоки и ее муж Марк Изу , композитор джазовой музыки, лауреат премии «Эмми», являются основателями First Voice, некоммерческой художественной организации со штаб-квартирой в Сан-Франциско . [ 8 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Бренда Вонг Аоки родилась в Солт-Лейк-Сити , штат Юта , и выросла в Лонг-Бич , штат Калифорния. [ 9 ] Аоки имеет японское, китайское, испанское и шотландское происхождение. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] и она старшая из шести детей. [ 13 ] Дед Аоки по отцовской линии был основателем Джапантауна в Сан-Франциско в 1890-х годах. [ 14 ]
Аоки окончил в 1976 году Калифорнийский университет в Санта-Крузе со степенью бакалавра общественных исследований. [ 15 ] Позже она получила диплом K-12 в Государственном университете Сан-Франциско . Она провела годы в качестве общественного организатора, работая с молодежью из групп риска в Центро Де Ла Раза, а затем в качестве учителя государственной школы в Объединенном школьном округе Лонг-Бич и Объединенном школьном округе Сан-Франциско, продолжая при этом свою деятельность как поэтесса, танцовщица, музыкант, певец и активист. [10] Она преподавала один из первых в стране классов по изучению азиатско-американских женщин в Государственном университете Сан-Франциско. [ 16 ]
Аоки стремилась проследить историю своей семьи, консультируясь с родственниками и находя информацию в архивных газетах Публичной библиотеки Сан-Франциско . [ 13 ] В Японии семья Аоки была «скрытыми христианами» и сохраняла веру в течение 200-летнего периода преследований христиан в Японии и изоляции от Запада. В результате дед Аоки по отцовской линии, Тёдзиро Питер Аоки, был отправлен из Японии в 1897 году, чтобы стать лидером Сейко Ко Кай, японской епископальной миссии, основателя Джапантауна в Сан-Франциско . Отец Аоки был одним из первых полностью рукоположенных христианских служителей в Японии. [ 17 ] В 1909 году ее двоюродный дедушка Гундзиро Аоки, японский иммигрант, обручился с Хелен Глэдис Эмери, белой дочерью архидьякона собора Грейс . [ 9 ] [ 18 ] Помолвка вызвала общественный резонанс и привела к тому, что законодательство Калифорнии добавило японских иммигрантов в список представителей рас, которым запрещено вступать в брак с белыми гражданами; закон, действовавший до 1948 года. [ 13 ] [ 18 ] Отца Аоки попросили уйти в отставку из-за того, что он поддерживал брак своего младшего брата с белой женщиной. Изгнанный собором Грейс, он был отправлен в Юту, где вскоре после этого он и его жена умерли, оставив сиротами 11 детей. Аоки разработала пьесу, основанную на истории ее семьи, которую она начала играть в 1998 году, под названием «Подруга дяди Гундзиро». [ 19 ] [ 20 ]
Карьера в театре
[ редактировать ]Спектакли Аоки сочетают в себе традиционные японские театральные стили Но и Кёгэн с современным повествованием . В ее стиле используются танцы, музыка и театр с небольшим количеством реквизита, преувеличенными движениями и простыми декорациями. [ 21 ] Аоки отправился в Японию, чтобы изучать японский театр. [ 22 ] Кроме того, Аоки учился у Мансаку Номура и прошел стажировку в Театре Югена Юрико Дои в Сан-Франциско в 1970-х годах. [ 9 ] [ 16 ] Она изучала Ногаку у Живого Сокровища Мансаку Номура в Тюсондзи, объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Аоки начал выступать в 1976 году и был одним из основателей Азиатско-американского танцевального коллектива, Азиатско-американской театральной компании и компании Dell Arte Players. [ 23 ] [ 24 ] В 1988 году она начала сольную карьеру. Она была первым рассказчиком азиатско-тихоокеанского происхождения, выступившим на Национальном фестивале рассказывания историй NAPPS (Национальная ассоциация по сохранению и увековечению рассказывания историй) в Джонсборо , штат Теннесси. Эти путешествия привели ее к осознанию того, что Америка нуждается в новой космологии, включающей опыт всего ее народа. [ 25 ]
Работает
[ редактировать ]
Многопрофильные постановки Аоки сочетают в себе японский Но, театр Кёгэн, комедию дель арте, движение и голос. Она использует танец, музыку и театр с небольшим количеством реквизита, преувеличенными движениями и простыми декорациями. [ 21 ] Она выступала на таких площадках, как Кеннеди-центр, Новый театр Победы на Бродвее, Гонконгский центр исполнительских искусств, Международный фестиваль в Аделаиде в Австралии, Эспланада в Сингапуре, Фестиваль в Граце в Австрии и Международный дом в Токио. Пьесы Аоки ставились по всему миру: Русалка симфоническое произведение « » было заказано маэстро Кентом Нагано, «Сад королевы» был опубликован издательством Routledge Press и поставлен в Репертуарном театре Сан-Диего, «Подруга дяди Гундзиро» была американским представителем на Международном фестивале в Аделаиде. , Австралия, фильм «Случайные действия» был поставлен Далласским театральным центром «Гуань-Инь: Богоматерь сострадания» , двойной комиссией между Гонконг и Сан-Франциско. [ 3 ]
Джаэль Вейсман, один из первых членов труппы мимов Сан-Франциско и компании Dell Arte Player, руководил большинством работ Аоки. [ 13 ] [ 26 ] Ее первая пьеса, «Обаке» , стала результатом ее обучения в Ногаку и была основана на японских историях о привидениях. [ 27 ] В Но мертвые важнее живых. Она считала, что действия мертвых переносят нас в настоящее, а знание прошлого позволяет изменить будущее. [ 28 ] Используя свои собственные жизненные истории и наблюдения, выросшие в мультикультурной семье, Аоки представила премьеру «Сада королевы » в 1992 году.
Аоки и Изу создали Русалку после рождения их сына Кая Кейна. Исследования привели ее к выводу, что во всех культурах существуют легенды о русалках, потому что все люди рождаются как русалки, плавающие в утробе матери. [ 29 ] В основу этой работы легла японская пословица «съешь плоть русалки и будешь жить вечно». [ 9 ] «Русалка» была заказана в 1997 году маэстро Кентом Нагано и Симфоническим оркестром Беркли. Это смесь западной театральности с японской драмой Но и Кёгэн, подкрепленная сочетанием восточных и западных музыкальных инструментов. [ 30 ]
Признание
[ редактировать ]Пьесы и сольные выступления Аоки получили признание критиков. [ 31 ] и признание, включая награды Drama-Logue Awards и Critic's Circle Awards. [ 32 ] Ее записи получили награду INDIE Awards за лучшее разговорное слово (1990 и 1999). [ 32 ] [ 33 ] и она была отмечена наградами Национального фонда искусств , Американского общества композиторов, авторов и издателей , Азиатско-американского фонда искусств и Паназиатской торговой палаты США. [ 34 ]
Монодрамы Аоки были заказаны Национальным фондом искусств. [ 15 ] Японский фонд , Азиатский культурный совет, Конгресс США, штат Калифорния и город Сан-Франциско. Она была выбрана Смитсоновским институтом для выступления перед Национальным собранием азиатско-американского Конгресса 1996 года. [ 13 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Пьесы
[ редактировать ]- Сказки Тихоокеанского региона (1990)
- Обаке! Сказки о духах прошлого и настоящего (1991) [ 31 ]
- Сад королевы (1992) [ 31 ] [ 35 ]
- Случайные проявления доброты (1994)
- Русалка (1997)
- Баллада о костях (2000)
- Гуань-Инь: Богоматерь Сострадания (2002)
- Девушка дяди Гундзиро (2007) [ 36 ]
- Легенда об утренней славе (2008)
Дискография
[ редактировать ]- 2009 Legend of Morning Glory, на компакт-диске и в виде цифровой загрузки на IODA: Независимый альянс онлайн-дистрибьюции.
- 2008 «Мясо русалки: секрет безнравственности», книга с компакт-диском Belly to Belly
- 2008 The Queen's Garden, новый релиз компакт-диска Belly to Belly
- 1999 The Queen's Garden, компакт-диск Asian Improv Records
- 1997 Черные волосы: Некоторые японские призраки, аудиокассета Pele Productions
- 1990 Мечты и иллюзии: Сказки Тихоокеанского региона, компакт-диск Rounder Records
Публикации
[ редактировать ]- Выхода нет (1984)
- Поставь это на карту (1985)
- Выхода нет (1984)
- Жизнь по токийскому времени (1987)
- Сказки Тихоокеанского региона (1990)
- Черные волосы (1998)
- Сад королевы (1999)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Самые любимые истории, National Storytelling Press. ISBN 1-879991-01-2 , (1991)
- Еще больше самых любимых историй, National Storytelling Press. ISBN 1-879991-09-8 , (1992)
- Рекомендуемый рассказчик «Устная традиция во времени». Хоутон Миффлин/Макдугал-Литтел и Раймел Мультимедиа. ISBN 0-395-73702-8 , (1996)
- «Сад королевы», современные пьесы цветных женщин. Нью-Йорк и Лондон: Рутледж. 0-415-11378-4.(1996)
- Экстремальное разоблачение: сольные голоса ХХ века. Нью-Йорк: Группа театральных коммуникаций. ISBN 1-55936-155-7 , (2000)
- Американские драматурги азиатского происхождения: биобиблиографический критический справочник под редакцией Майлза Сянь Лю. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, (2002)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рассказчик Бренда Вонг Аоки черпает силу из традиционных историй о привидениях» . Энни Накао, штатный автор Chronicle. 23 октября 2004 г., San Francisco Chronicle.
- ^ Мими Тхи Нгуен; Туи Линь Нгуен Ту (27 марта 2007 г.). Встречи с инопланетянами: популярная культура в азиатской Америке . Издательство Университета Дьюка. пп. 108 –. ISBN 978-0-8223-8983-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «JCCSF и First Voice представят мировую премьеру MU» . Бродвейский мир. 12 августа 2013 года . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ С. Е. Уилмер (23 сентября 2002 г.). Театр, общество и нация: инсценировка американской идентичности . Издательство Кембриджского университета. стр. 257–. ISBN 978-1-139-43566-6 .
- ^ Елена Тадзима Криф (1994). Переориентация: политика японско-американского представительства . Калифорнийский университет, Санта-Круз.
- ^ Еврейка Кимберли Мэй. «Перспективы азиатско-американского исполнительского искусства: контексты, воспоминания и создание смысла на сцене. Интервью с Каньоном Сэмом, Дениз Уехарой и Брендой Вонг Аоки». МЕЛУС 36,4 (2011): 141+. Биография в контексте. Веб. 3 января 2014 г. Номер документа Гейла: GALE|A275849961.
- ^ Джон Сэнфорд (23 января 2002 г.). «Новый институт искусства исследует более глубокое значение разнообразия» . Стэнфордский университет . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Роберт Сокол (26 сентября 2013 г.). « Му — современная японская сказка» . Ревизор Сан-Франциско . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Энни Накао (23 октября 2003 г.). «Рассказчица Бренда Вонг Аоки черпает силу из традиционных историй о привидениях» . Ворота Сан-Франциско . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Джудит Вятт (20 мая 1990 г.). «По мнению Аоки, у повествования много счастливых концов, вот некоторые из лучших вариантов Arts Fest» . Утренний звонок . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Колумбийский путеводитель по азиатско-американской литературе с 1945 года . Издательство Колумбийского университета. 13 августа 2013 г. стр. 84–. ISBN 978-0-231-50103-3 .
- ^ Судо Тацуя (25 июня 2010 г.). «Сольная исполнительница Бренды Вонг Аоки III, о которой стоит поговорить - история Японии и Соединенных Штатов» . Откройте для себя Никкей . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Скарлет Ченг (30 апреля 2000 г.). «Говоря о невысказанном» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Майлз Сянь Лю (2002). Американские драматурги азиатского происхождения: биобиблиографический критический справочник . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
- ^ Перейти обратно: а б «Профиль выпускников / Бренда Вонг Аоки — воплощая истории в жизнь» . Центр новостей Университета Санта-Крус. 22 октября 2010 г. Автор: Пегги Таунсенд
- ^ Перейти обратно: а б Судо Тацуя (2 июля 2010 г.). «Бренда Вонг Аоки из Японии и США III, рассказывающая историю сольного исполнителя - Часть 2» . Откройте для себя Никкей . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ «Интервью художника». Бюллетень Международного Дома Японии . 28 (1): 51. 2008.
- ^ Перейти обратно: а б Пегги Таунсенд (22 октября 2010 г.). «Профиль выпускников / Бренда Вонг Аоки — воплощая истории в жизнь» . Калифорнийский университет Санта-Крус . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ «Подруга дяди Гундзиро Бренды Вонг Аоки» . HistoryLink.org . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Судо Тацуя (28 февраля 2010 г.). «С точки зрения двух стран» . Казе . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Первый голос: Марк Изу и Бренда Вонг Аоки» . Мировой Запад Искусств. 2009 . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Колумбийский путеводитель по азиатско-американской литературе с 1945 года . Издательство Колумбийского университета. 13 августа 2013 г. стр. 84–. ISBN 978-0-231-50103-3 .
- ^ Сейун О (1 января 2009 г.). Энциклопедия азиатско-американской литературы . Издательство информационной базы. п. 18. ISBN 978-1-4381-2088-1 .
- ^ Джефф Геман (16 марта 2003 г.). «Женщины театра Touchstone: Три из четырех частей». Утренний звонок.
- ^ Американский театр . Июль 1992 года.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Нэнси Чурнин (6 ноября 1992 г.). «ОБЗОР СЦЕНЫ: Воспоминания о бандитской ловушке» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Джордж Вайнберг-Хартер (12 ноября 1992 г.). «Бренда Вонг Аоки». Голливудский драмалог.
- ^ Джин Шиффман (ноябрь 2005 г.). «Бренда Вонг Аоки рассказывает истории о привидениях». Ежемесячник искусств Сан-Франциско.
- ^ «Мясо русалки – секрет бессмертия». Жим живота к животу . 2007.
- ^ Шерил Норт (17 мая 1997 г.). «Раздел CUE: Бренда Вонг Аоки». Окленд Трибьюн .
- ^ Перейти обратно: а б с «ОБЗОР СЦЕНЫ: Воспоминания о бандитской ловушке» . 6 ноября 1992 г. | НЭНСИ ЧУРНИН. Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б Майлз Сянь Лю (2002). Американские драматурги азиатского происхождения: биобиблиографический критический справочник . Издательская группа Гринвуд. стр. 3–. ISBN 978-0-313-31455-1 .
- ^ JazzTimes, Inc. (сентябрь 1999 г.). «ДжазТаймс» . Джаз Таймс . JazzTimes, Inc.: 131–. ISSN 0272-572X .
- ^ Сейун О (1 января 2009 г.). Энциклопедия азиатско-американской литературы . Издательство информационной базы. стр. 18–. ISBN 978-1-4381-2088-1 .
- ^ Джей Парини (1 октября 2003 г.). Оксфордская энциклопедия американской литературы . Издательство Оксфордского университета. стр. 71–. ISBN 978-0-19-515653-9 .
- ^ Дайан Кэрол Фуджино (2012). Самураи среди пантер: Ричард Аоки о расе, сопротивлении и парадоксальной жизни . Университет Миннесоты Пресс. стр. 9–. ISBN 978-0-8166-7786-3 .