Иоганн Готлиб Янич
Иоганн Готлиб Янич (19 июня 1708 - ок. 1763) [ 1 ] немецкий эпохи барокко композитор , писавший в галантном стиле, переходном между барочным и классическим периодами.
Жизнь
[ редактировать ]
Янич родился в Швайднице, Силезия (сегодня Свидница , Польша ). Его отец был местным торговцем, а затем импортером королевского табака для Швайдница и Яуера (сегодня Явор ). Его мать была дочерью уважаемого хирурга. [ 2 ] Первое музыкальное образование он получил в латинской школе Святой Троицы в родном городе. Его особая склонность к музыке побудила его провести короткий период обучения в Бреслау (сегодня Вроцлав ) у придворных музыкантов, нанятых архиепископом Бреслау. В 1729 году отец отправил его во Франкфурт-на-Одере , где он изучал право в Альма-матер Виадрина до 1733 года. В это время он получил свои первые заказы на написание крупных музыкальных произведений для праздничных случаев.
В 1733 году Янич переехал в Берлин на три года в качестве секретаря прусского государственного и военного министра Франца Вильгельма фон Хаппе. В 1736 году тогдашний наследный принц Фредерик предложил ему должность «контраскриписта» в своем ансамбле в Руппине, а год спустя — в Райнсберге , где дом Янича был разрушен во время сильного пожара в 1740 году. с разрешения наследного принца он основал кружок «Freitagsakademien» (пятничные академии), в котором музыку исполняли профессиональные и любительские музыканты одинаково.
С 1740 года, когда Фридрих взошел на прусский престол, должность контрскрипача Янича была передана недавно основанному Берлинскому придворному оркестру, где ему было назначено жалование в размере 350 талеров. Пятничные академии продолжились в Берлине в его доме в виде еженедельных концертов, открытых для публики. Это музыкальное объединение было первым в длинной череде подобных организаций, возникших в Берлине после 1750 года. С 1743 года Яничу было поручено сочинять и организовывать «Redutenmusik» для ежегодных придворных балов, проводимых Фридрихом во время карнавала. Музыку исполняли 24 гобоиста, специально отобранных из различных полков прусской армии.
В 1749 году Янич женился на Йоханне Генриетте Эймлер, приемной дочери государственного служащего и мэра Альбрехта Эмиля Николаи. Янич умер в Берлине около 1763 года, хотя точная дата его смерти неизвестна. Через несколько лет после смерти Янича композитор Иоганн Вильгельм Гертель заметил, что он был хорошим контрапунктистом, и его квартеты даже сейчас являются лучшими образцами в своем роде . [ 3 ]
Композиционный стиль Янича типичен для галантного и эмпирического стиля первой половины XVIII века. Хотя несколько работ Янича уже были опубликованы Брайткопфом при его жизни, большая часть его сохранившихся произведений существует в рукописной форме. Крупнейшим хранилищем сохранившихся произведений Янича является архив Sing-Akademie zu Berlin , который считался уничтоженным во время Второй мировой войны , пока не был вновь обнаружен в Киевской консерватории в 2000 году. [ 4 ] Есть также много других рукописей в библиотеках по всей Европе.
Работает
[ редактировать ]Вокал
[ редактировать ]- Кантата «Che debbo rimirar» для сопрано, струнных и непрерывного баса.
- Беати Омнес выступала на коронации Адольфа Фридриха, короля Швеции , 1751 год.
- Несколько песен для голоса и клавишных
- Серената, исполненная во Франкфурте-на-Одере студентами университета 14 ноября 1729 года, когда Его Королевское Величество Фридрих Вильгельм I Прусский посетил мессу (потерянный). [ 2 ]
- Серената, исполненная во Франкфурте-на-Одере 26 декабря 1731 года, когда Его Королевское Величество Фридрих Вильгельм I Прусский провел там несколько дней с наследным принцем Фридрихом II. (Потерянный)
- Серената, исполненная во Франкфурте-на-Одере в марте 1732 года, когда правящий император Священной Римской империи граф Лотринген путешествовал по Франкфурту. (Потерянный)
- Trauermusik для профессора Сэмюэля Стримезиуса, 1730 г. (утрачено)
- Trauermusik выступала на похоронах государственного министра Книфаузена в Комтуре Литцена , 1731 г. (Утеряна)
- Вечерняя музыка для ректора профессора Гейнециуса, около 1731 г. (Утеряна)
- Свадебная кантата на свадьбу маркграфа Байройта с принцессой Вильгельминой Прусской , 1731 г. (Утеряна)
- Te deum laudamus, для закладки фундамента собора Святой Ядвиги в Берлине, 1747 г. (Утерян)
Инструментальный
[ редактировать ]- Примерно 35 сохранившихся сонат Трио и примерно 40 сонат Квадро в виде Sonatas da chiesa и Sonatas da camera . Несколько других камерных произведений утеряны.
- Около 30 симфоний для струнных и континуо, некоторые с валторнами и другими духовыми инструментами. Некоторые из них также приписываются другим композиторам того времени.
- 16 танцев для карнавального бала 1756 года.
- 2 концерта для клавесина. Среди других утерянных концертов - один для клавесина и один для альта.
- Сонаты для клавесина и органа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Драммонд, Пиппа; Драйсбах, Тина (20 января 2001 г.). «Янич [Янич, Янич], Иоганн Готлиб». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.14134 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Jump up to: а б «Фридрих Вильгельм Марпург. Историко-критический вклад в запись музыки» (на немецком языке). опубликовано Джейкобом Шутценсом. 1754.
- ^ Гертель, Иоганн Вильгельм; Шенк, Эрих (1957). Автобиография (на немецком языке). Грац: Х. Бёлаус Нахф.
- ^ Патрисия Кеннеди Гримстед. «Бах вернулся в Берлин: возвращение архива Sing-Akademie из Украины в контексте перемещенных культурных ценностей и политики реституции» , Гарвардский украинский исследовательский институт , 2003 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1708 рождений
- 1763 смерти
- Композиторы-классики XVIII века
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Люди из Свидницы
- Выпускники Европейского университета Виадрина
- Немецкие композиторы-классики
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Музыканты из Силезии
- Немецкие композиторы XVIII века.
- Немецкие музыканты-мужчины XVIII века