Дикая машина
Автомобиль gwyllt («дикая машина»; [1] множественное число: ceir gwyllt ) — валлийское изобретение, используемое каменщиками для спуска по крутым наклонным плоскостям сланцевого карьера.
История
[ редактировать ]Большинство валлийских сланцевых карьеров представляли собой крутые раскопки в горах Сноудонии , Северный Уэльс . Они работали как серия горизонтальных уровней или лефалов , обслуживаемых небольшими 2 фута ( 610 мм ) железными дорогами шириной , буксируемыми людьми, лошадьми или локомотивами. Эти уровни были соединены рядом наклонных плоскостей . [2] Склоны работали под действием силы тяжести: сланец добывался с верхних уровней и спускался по склонам на небольших железнодорожных вагонах под собственным весом. Сланец обрабатывали на средних уровнях карьера, распиливая на плиты или раскалывая на кровельные шиферы. Отходы можно сбрасывать с этих уровней в большие ямы для мусора. Готовые или частично готовые сланцы затем опускали на самый низкий уровень с помощью дальнейшего наклона, а затем доставляли на рынок по узкоколейной железной дороге.
В некоторых более крупных карьерах работали каменщики, которые в течение недели жили в бараках на месте. [3] другие жили в деревнях ниже карьера и путешествовали каждый день. Часть этого путешествия заключалась в подъеме по склонам каждое утро, обычно в пустых фургонах. Спуск после работы был долгим, хотя и под гору.
В карьере Грейг-Дду недалеко от Бленау-Фестиниога каменоломни, живущие в Маноде, нашли способ ускорить путь домой. Вместо того, чтобы спускаться по склону, они использовали свой автомобиль, чтобы спуститься по нему. [4]
У Крейга Дду было четыре уклона, и многие рабочие работали в распиловочных и разделочных цехах ниже верхнего уклона. [5] [я] Когда в 16:00 прозвучал сигнал об окончании работы в карьере Окли , люди спешили вниз по склону, чтобы успеть на автобус из Бетании , вдоль долины в другие деревни. Мужчины могли спуститься на 1000 футов (расстояние 1800 ярдов, включая прогулку между двумя склонами) примерно за восемь минут: «Мы шли со скоростью 50 миль в час». [6]
После прибытия к подножию последнего подъема автомобили опускали в пустой вагон, который в течение следующего рабочего дня поднимали обратно на подъем. [7]
Дальнейший, более низкий уклон проходил через Бетанию к подъездным путям для погрузки шифера GWR , хотя это не было частью пути карьеристов домой.
Хотя автомобиль был довольно широко известен, он оставался ограниченным единственным карьером в Крейг Дду. Это произошло из-за расположения двух основных уклонов: достаточно длинных, чтобы сэкономить время, но в то же время достаточно пологих, чтобы поддерживать управляемую скорость, и с неглубокой зоной спуска у их подножия.
Этот новый вид транспорта стал предметом интереса за пределами карьеров, и в 1935 году он стал частью Pathé News « киножурнала » Железнодорожные диковинки . [8] [9]
Крейг Дду продолжал работать до конца 1930-х годов и до начала Второй мировой войны. Во время войны он ненадолго вновь открылся для поставки шифера для ремонта разрушенного жилья. [7]
Строительство
[ редактировать ]Автомобиль gwyllt был изобретен примерно в 1870 году карьерным кузнецом Эдвардом Эллисом. [6] [1] В последующие годы их изготовил Эдвард Джонс, независимый кузнец, живший на Мэнод-роуд, за 5 шиллингов. [10] У каждого карьериста была своя машина, поэтому ранняя покупка с новым стартером . [ii] будет новая машина, gwyllt.
Склоны передвигались по канату с двумя путями, проходящими по четырем рельсам, поэтому в середине каждого пути было несколько кабельных роликов. Вагоны избегали этого, двигаясь между двумя путями, используя только внутренние рельсы. Вместо почти универсальной колеи в два фута, как на валлийских шиферных железных дорогах, это расстояние составляло около трех футов. [6]
Их конструкция представляла собой деревянную доску длиной около двух футов. Он передвигался на одном двухфланцевом колесе с V-образной железной туфлей на задней части доски. Он уравновешивался железной опорой с одной стороны, с трубчатым роликом на конце. [5] Этот широкий каток также допускал небольшие изменения в толщине. Для управления машиной имелся ручной тормоз. Если потянуть его вверх, на протектор колеса задействуется железный тормоз. Несмотря на простоту идеи, автомобили не были бесхитростными в изготовлении. Большая часть была изготовлена кузнецом, но литое колесо было изготовлено на литейном заводе в Портмадоге . [10] Тормозная тяга состояла из нескольких частей, каждая из которых была выкована вручную. Рукоятка тормоза была съемной и крепилась над основным рычагом. Он был декоративно выкован с легким изгибом. Когда он не использовался, его носили в кармане каменоломни — примитивная форма защиты от воров. [7] [10] Это может иметь трагические последствия; В одном из немногих несчастных случаев со смертельным исходом в 1920-х годах дети врезались в шиферную повозку из-за отсутствия ручки тормоза. [7] В целях безопасности в дальнейшем эксплуатация машин стала более организованной: ответственный минный мастер руководил спуском в качестве «капитана» и устанавливал максимальную скорость. [7] Иногда кавалькады из двухсот автомобилей спускались плотной процессией. [11]
Другие варианты использования слова car gwyllt
[ редактировать ]Название «car gwyllt» применялось к небольшому количеству других валлийских железнодорожных транспортных средств. На Падарнской железной дороге это название использовали как вагоны «Велосипед» с ручным, так и с ножным приводом. [12] На трамвае Hendre-Ddu «car gwyllt» означало небольшие гравитационные вагоны, используемые карьерниками. [13]
На зубчатой железной дороге Маунт-Вашингтон , построенной в 1866 году, строители использовали скользящее деревянное устройство, «черепицу дьявола» . Зубчатая железная дорога имеет рейтинг 25% и скорость 100 километров в час (62 мили в час) была достигнута до того, как в 1906 году в результате несчастного случая со смертельным исходом слайдборды были запрещены. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Как и в других горных карьерах в этом районе, из-за отсутствия гидроэнергии наверху рабочие навесы были смещены с верхнего уровня.
- ^ «Большая зарплата» — ежемесячная выплата каждой команде карьеристов , а затем разделенная между ними.
- ^ Jump up to: а б «Автомобиль Гуиллт: История горок Северного Уэльса» . 20 июля 2013 г.
- ^ Хатерилл, Альбом сланцевого карьера , стр. 27–37, 4: Наклоны.
- ^ Хатерилл, Альбом Slate Quarry , стр. 173.
- ^ «Г-н Джордж Эллис демонстрирует «дикую машину», используемую в карьере Грейг Дду, Блаэнау-Ффестиниог» . Народная коллекция Уэльса .
- ^ Jump up to: а б «Дикие автомобили/Дикие автомобили из карьера Грейг Дду» .
- ^ Jump up to: а б с MJT Льюис (февраль 1968 г.). «Машина Гвиллт» . Рекорд промышленных железных дорог (17): 186–188.
- ^ Jump up to: а б с д и «Дикий путь домой» (PDF) . 11 апреля 2008 г.
- ^ «Железнодорожные курьезы» . Британский Пате . 1935 год.
- ^ Дикая машина на YouTube
- ^ Jump up to: а б с Гордон Хазерилл и Энн Хазерилл. Альбом сланцевого карьера (второе изд.). Публикации РКЛ. стр. 130–131. ISBN 978-0-9538763-8-9 .
- ^ «Открытка с изображением карьеристов Грейга Дду, Блаэнау Ффестиниог» . Народная коллекция Уэльса .
- ^ «На дикой машине» . Голос страны. 15 августа 1879 г.
- ^ Козенс, Льюис (1954). Железная дорога Мауддви с трамваем Хендре-Дду . Льюис Козенс.
- ^ «История зубчатой железной дороги на горе Вашингтон» . Сердце Новой Англии . Проверено 21 сентября 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]52 ° 59'28 "с.ш. 3 ° 54'55" з.д. / 52,991057 ° с.ш. 3,915171 ° з.д.