Мастер-классы по планерному спорту во Вроне
Ворона | |
---|---|
![]() | |
Ворона на бис | |
Роль | основной учебно-тренировочный планер |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | Мастер-классы по скольжению |
Дизайнер | Антони Кочян |
Первый полет | 6 сентября 1932 г. |
Количество построенных | более 430 |

Warsztaty Szybowcowe Wrona ( «Ворона мастерских планеров »), или Kocjan Wrona в честь его конструктора, был самым многочисленным и широко используемым польским довоенным основным планером .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработанный Антони Коцьяном, Wrona конкурировал с планерами Czerwinski и Jaworski CWJ, летавшими в 1931 году. Оба были простыми планерами с высоким крылом и открытой рамой (плоский фюзеляж с открытой балкой) в стиле более раннего немецкого Zögling . При финансировании LOPP компания Warsztaty Szybowcowe построила пять предсерийных планеров, первый из которых вылетел из Мокотова 30 сентября 1932 года, пилотируемый Мечиславом Йоникасом . [ 1 ]
Его двухчастное крыло, установленное сверху фюзеляжа, имело прямоугольную форму и построено на основе двух лонжеронов . Он был покрыт фанерой перед передним лонжероном, образуя устойчивый к скручиванию D-образный короб, а остальная часть была покрыта тканью . С каждой стороны пара параллельных стоек крепила лонжероны к нижней части фюзеляжа. Длинные прямоугольные элероны доходили от стойки до кончика. [ 1 ]
Верхние и нижние лонжероны или хорды бескаркасного фюзеляжа соединялись между собой вертикальными и диагональными раскосами. Пилот сидел без защиты под передней кромкой крыла на сиденье на передней вертикальной распорке. «Вроны» В кормовой части треугольный плавник простирался над лонжеронами и между ними и нес высокий, почти прямоугольный руль направления , доходящий до нижнего лонжерона. Его узкое треугольное хвостовое оперение , установленное на верхнем лонжероне, несло прямоугольные рули высоты с глубоким вырезом для движения руля направления. Неподвижное хвостовое оперение имело фанерное покрытие, а рули - тканевое. Вронас приземлился на тандемную пару подрессоренных полозьев на нижнем лонжероне. [ 1 ] [ 2 ]
Ранние Wronas имели крыло размахом 8,8 м (28 футов 10 дюймов) и площадью 13,2 м. 2 (142 квадратных фута), но к 1934 году обновленный Worna bis имел пролет и площадь увеличились примерно на 5%. Длительное воздействие на пилотов-новичков выявило склонность к вхождению в штопор на больших углах атаки, вызванную чрезмерной чувствительностью рулей высоты. Несколько предложенных решений были опробованы, и в конце 1930-х годов проблема была успешно решена, когда на всех Wrona bis были уменьшены площади руля высоты, а хвостовое оперение увеличенной площади было установлено под отрицательным углом падения (-2 градуса). [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Производство Wrona началось в 1933 году и продолжалось до вторжения в Польшу в 1939 году: около 100 машин было построено на заводе Коцяна в Варштатах Шибовцове, а еще 250 построено по лицензии как минимум в семи других европейских странах. Были проданы строительные чертежи, материалы и детали, клубами и аналогичными организациями было построено не менее 50 самолетов. [ 1 ]
Неудивительно, что базовый тренер не установил серьезных рекордов; но в июне 1938 года Wrona bis совершил полет по пересеченной местности на 6,5 км (4,0 мили; 3,5 морских миль), что стало первым (и последним) рекордом для планера с открытой балкой в Польше. В апреле 1935 года другой, в сопровождении Warsztaty Lotnicze Czajka , произвел первый спуск лебедки в стране. [ 1 ]
Лишь один или двое пережили войну. Одна Wrona bis использовалась до 1950 года, после чего стала музейным экспонатом. В декабре 1963 года он был приобретен Музеем польской авиации в Кракове , где и остается экспонироваться. [ 3 ] [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]- Ворона
- Опытные образцы и вариант производства 1933 года.
- Ворона на бис
- Заменил Wrona в производстве 1934 года с крылом большего размаха и площади. Модифицирован в конце 1930-х годов для преодоления чрезмерно чувствительных рулей высоты и связанной с ними склонности к вращению.
Технические характеристики (Врона бис)
[ редактировать ]Свидание с самолетов [ 3 ]
Общие характеристики
- Вместимость: Один
- Длина: 5,6 м (18 футов 4 дюйма)
- Размах крыльев: 9,31 м (30 футов 7 дюймов)
- Высота: 1,9 м (6 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 13,9 м 2 (150 кв. футов)
- Пустой вес: 75 кг (165 фунтов)
- Полная масса: 150 кг (331 фунт)
Производительность
- Максимальное качество планирования: 11 при 50 км/ч (31 миль в час; 27 узлов)
- Скорость погружения: 1,2 м/с (240 футов/мин) при скорости 48 км/ч (30 миль в час; 26 узлов)
- Минимальная скорость: 45 км/ч (28 миль в час; 24 узла)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Цинк, Ежи (1971). Польские самолеты 1893-1939 гг . Лондон: Издательство Патнэм. стр. 710-11 . ISBN 0-370-00085-4 .
- ^ «Кочян Врона бис» . Проверено 22 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Врона, 1932 год (WS «Врона»)» . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Огден, Боб (2009). Авиационные музеи и коллекции материковой Европы . Эйр Британия (Историки) Лтд. 426. ИСБН 978-0-85130-418-2 .