Защита истинного и католического учения о Таинстве Тела и Крови Христовых
« Защита истинного и католического учения о Таинстве Тела и Крови Христовых» — книга Томаса Кранмера , архиепископа Кентерберийского . Она была опубликована в июле 1550 года и стала первой полноформатной книгой Кранмера, но на суде в сентябре 1555 года он сказал, что она была написана семью годами ранее, в 1548 году.
Цель
[ редактировать ]Хотя Кранмер обеспокоен тем, что «очень простые и необразованные люди» поймут и назидаются его книгой, « Защита» представляет собой в значительной степени полемическую работу, в которой Кранмер критиковал римско-католическую доктрину своих оппонентов, особенно епископа Стивена Гардинера . В предисловии он сравнивает «чётки, помилование, паломничество и тому подобное папство» с сорняками, но говорит, что корни сорняков — это пресуществление, учение о телесном присутствии Христа в Евхаристии и жертвенная природа римского христианства. Католическая месса.
Содержание
[ редактировать ]Сама книга разделена на пять частей. Сосредотачиваясь главным образом на использовании аргументов, основанных на разуме, Кранмер часто цитирует Священное Писание и святоотеческие тексты, четко структурируя свои аргументы. Кранмер занимается следующими темами:
- Истинное применение Вечери Господней ( Евхаристии )
- Ошибка пресуществления
- Природа присутствия Христа в хлебе и вине
- Принятие Тела и Крови Христовых
- Природа жертвоприношения
Кранмер утверждает, что для кого-то есть тело и пить кровь Иисуса Христа означает для этого человека «пребывать во Христе и иметь Христа, обитающего в нем». Чтобы по-настоящему принять участие в причастии, необходима вера. [ 1 ]
присутствие Христа Кранмер отличает духовное от Его сакраментального присутствия. Избегая лютеранской доктрины о сакраментальном союзе , он утверждает, что духовное присутствие происходит только через божественную природу Христа, поскольку он находится на небесах по отношению к своей человеческой природе. Кранмер следует символическому прочтению фразы «Это мое тело» и развивает точку зрения, «удивительно близкую к той, которую развивали Цвингли и Эколампадий ». [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]Летом и осенью 1550 года, когда Гардинер находился в лондонском Тауэре , он написал реплику, которая была представлена Кранмеру по завершении суда над ним в 1551 году. Гардинер резко критиковал аргументы Кранмера и цитировал ряд источников, которые он считал, что поддерживает доктрину телесного присутствия Христа в элементах Евхаристии. Среди этих источников были Книга общих молитв , Мартин Лютер , собственный катехизис Кранмера и другие лютеранские писатели.
Использование Кранмером отцов церкви вызвало критику. На суде ему было предъявлено обвинение в искажении святоотеческих текстов и искажении их смысла путем «злого перевода». [ 3 ] Сирил Ричардсон утверждает, что «как заядлый полемист, желающий, чтобы Отцы были на его стороне», Кранмер «не прочь намеренно оставить их неясными, чтобы выиграть очко в дебатах». [ 4 ]
Джеффри Бромили предположил, что в ходе защиты Кранмер «настолько увяз в детальном опровержении ложного учения, что не может понять последствия своих позитивных заявлений». [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сирил К. Ричардсон, «Кранмер и анализ евхаристического учения», JTS 16 [1965], 428.
- ^ Алистер Э. МакГрат , Реформационная мысль: Введение (Оксфорд: Блэквелл, 1999), 257.
- ^ Цитируется по К. Дж. Уолшу, «Кранмер и отцы, особенно в защите», JRH 11 [1981], 227.
- ^ Ричардсон, «Кранмер и анализ евхаристического учения», 424.
- ^ Г.В. Бромили, Томас Кранмер: теолог (Лондон: Латтерворт, 1956), 81.